Статья на тему «Мои инновации в обучении и воспитании: проектная деятельность»
Ласкина Л.Д.
Всероссийский конкурс на лучшую педагогическую статью
«Мои инновации в обучении и воспитании»
Проектная деятельность на уроках и на занятиях внеурочной деятельности
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сказано: «Для освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, творческие работы …)», «…должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности…».
Действительно, на современном уроке важно, чтобы мы, учителя, не просто объясняли материал, но и формировали у учащихся творческий потенциал, познавательную активность, развивали интерес к учёбе. Проектная деятельность способствует повышению качества образования. Метод проектов - это такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс.
В своей работе я часто использую метод проектов. Первый проект, над которым мы с детьми работали: «Заповедные места Волгоградской области». Мы только учились, поэтому, познакомили с продуктом проекта, только учащихся из нашей параллели. Работая над проектом, я заметила «блеск» в глазах детей, их неподдельный интерес. Честно говоря, мне самой нравится пробовать новое, поэтому я решила: «Обязательно будут и другие проекты!»
Через год на классном часе ученики рассказывали и показывали фотографии, где побывали на каникулах, какие красивые места видели. Я показала им несколько замечательных фотографий и спросила: «Как вы думаете, где можно увидеть эту красоту?». Ребята делали предположения, называли разные места. Были удивлены, когда узнали: «Эти уникальные места со своим климатом, рельефом рядом с нами. Снимки сделаны на территории природных парков Волгоградской области». Так возникла идея узнать о природных парках подробнее и рассказать другим о чудесных местах Волгоградской области. Собирали материал, оформляли, продумывали линию защиты проекта, представление продукта в районном конкурсе: «Я исследователь», заняли 1 место. В городском конкурсе исследовательских работ заняли 2 место. А на всероссийском экологическом фестивале – 1 место!
На следующий год, после летних каникул, ко мне подошли мои ученики и рассказали: «Однажды летом, перебирая старые книги и журналы, мы нашли небольшой альбом с маленькими картинками. Это были почтовые марки, которые собирали наши родители. Нам стало интересно. Кто же придумал почтовые марки и зачем? Когда и где они появились?» Предложили: «Давайте сделаем проект о марках». Работа закипела. Мы решили: узнаем сами и расскажем одноклассникам о почтовых марках. Во время работы над проектом были привлечены и другие учащиеся класса. Было очень интересно, с этим проектом мы заняли 3 место.
А в четвертом классе на уроке литературного чтения, показывая портрет Александра Невского, спросила: «Кто это? Что вы знаете об этом человеке?». Не все ребята смогли назвать имя полководца. Я сообщила ученикам, что среди большого количества исторических личностей в телепроекте «Имя России» при интернет-голосовании (2009) и на международном литературном конкурсе «Лицо России» (2010) победило имя Александра Невского. Александр Невский за свои заслуги перед страной и народом стал символом нации. Так мы решили поработать над проектом: «Александр Невский национальный герой, полководец, мыслитель, святой». Собрали огромный материал. Продукт проекта защищали на международной конференции, итог – 3 место.
Как-то на классном часе «Живая история» я рассказала ученикам о страшной битве на Волге, о героях, которые защищали наш город. Спросила: «Кого из защитников Сталинграда знаете?» Выслушав ответы, предложила узнать имена и других малоизвестных защитников. Так мы стали работать над проектом: «Защитники Сталинграда». Долго упорно трудились. Защитили проект в районном конкурсе (1 место), представили свой продукт в городском конкурсе-фестивале исследовательских работ «Я открываю мир» (2 место).
Это были самые яркие долгосрочные проекты (2-7 месяцев).
Часто на уроках мы работаем в группах над мини-проектами. Ребята уже знают, у нас шесть групп: в первой, третьей, пятой – по 4 человека (первые и вторые парты на каждом ряду), а во второй, четвертой и шестой – по 6 человек (третьи, четвертые и пятые парты). При работе впередисидящие ребята поворачиваются к следующей парте и трудятся над поставленной задачей. Когда группа выполняет работу – поднимает руки, «строит домик». Защищает командную работу один человек от группы (сами выбирают) или вся группа (зависит от задания). Например, на литературном чтении, работая над произведениями русских поэтов, каждая группа сочиняет четверостишие об осени. Один ученик от группы читает получившееся четверостишие. В конце урока получается мини-проект «Золотая осень». Изучая мимику и жесты, в группах придумываем ситуацию. Защищает вся группа, остальные пытаются понять язык жестов.
На окружающем мире каждая группа получает задание с помощью карточек и подсказок, например: 1 группа
Задание:
- восстановить порядок работы;
- на листочке приклеить этапы работы в правильном порядке.
Помощь:
- учебник, с. 75, первый абзац.
Подумай, как расположить оставшиеся этапы работы.
В конце урока готов мини-проект: «Как из льняного семя получить рубашку?»
Работая над темой «Школа первой помощи» каждая группа получает задание и помощь, в результате получается мини-проект «Первая помощь».
Были и другие мини-проекты на уроках окружающего мира.
На русском языке, изучая правописание парных согласных, каждая группа получает задание: «Вставь пропущенные буквы». На доске, рядом с предложениями, в которых говорится о животных, прикрепляю фото. Получается мини-проект «Животные Волгоградской области». А при знакомстве с удвоенными согласными каждая группа составляет из слов предложение, выбирая правильное написание слов, с которыми познакомились на уроке. После защиты каждой группы, на доске появляется мини-проект «Достопримечательности родного края»
На занятиях внеурочной деятельности также можно применять метод проекта. Учащиеся, работая в группах, выбирают «крепкий фундамент» для счастливой семьи. Получается мини-проект «Дом моей мечты».
Работая «архитекторами», в группах проектируют улицы будущего. Проект «Моя улица в будущем»
Интересный проект получился «Школа здоровья и безопасности»:
Трудились мы и над экологическими проблемами
Мои ученики с огромным удовольствием работают в группах над проектами. Конечно, нет фотографий от всех проектов. Да это и ни к чему.
Проектная деятельность формирует у школьников способность договариваться, делать выводы, представлять свой конечный продукт, «защищать».
Спицына Любовь Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Людмила