Мониторинг динамики физической подготовленности обучающихся 7 класса в течении года
УДК 796.011.3
Михеев Илья Алексеевич
Учитель физической культуры Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Оби, Новосибирской области
МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА В ТЕЧЕНИИ ГОДА
Аннотация: В статье представлена сравнительная характеристика динамики физической подготовленности обучающихся 7 «А» класса «Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2» г. Обь, Новосибирская область. В результате проведенного исследования установлено, что физические возможности обучающихся находятся на удовлетворительном уровне, необходимо увеличивать количество упражнений направленных на развитие мышц аппарата верхних конечностей и гибкость
Ключевые слова: физическая культура, подготовленность, результат, динамика
Мониторинг динамики физической подготовленности учащихся имеет важное значение в современном образовательном процессе. [5, 6] Он обусловлен современными требованиями к формированию здорового образа жизни и развитию физических качеств у подростков. В условиях снижения уровня физической активности среди молодежи и роста заболеваемости, связанной с малоподвижным образом жизни, важно систематически отслеживать динамику физической подготовленности. [1]
На сегодняшний день вопросы оценки и повышения физической подготовленности школьников активно изучаются специалистами в области педагогики и спортивной науки. [2, 3, 4] Однако, не смотря на значительный объем исследований, динамика физических показателей у учеников 7-х классов актуальна в связи с необходимой адаптацией методов физического воспитания к возрастным особенностям подростков. Поэтому проведение данного исследования имеет важное практическое значение для совершенствования программ физического воспитания и повышения эффективности физической подготовки школьников в современном образовательном процессе.
Исследование в период с сентября 2024 по апрель 2025 проходило на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2, г. Оби, Новосибирской области. Испытуемыми были 17 юношей и 12 девушек 7 «А» класса, которые посещали уроки физической культуры 2 раза в неделю по 40 минут.
Для выявления изменений физической подготовленности учеников 7 класса в течении одного года использовался повторный метод измерения. Тестовый контроль проводился в начале (сентябрь) и в конце (апрель) учебного года, что позволяет проследить динамику показателей физической подготовленности и проконтролировать рост двигательных качеств.
Для проверки гипотезы о наличии существенных различий в среднем уровне физической подготовленности, использовался Т – критерий (ТТЕСТ) в приложении Excel.
В таблице 1 продемонстрированы контрольные упражнения и нормативы для юношей и девушек. Нормативы утверждены на заседании школьного методического объединения. Результаты оцениваются: оценка «5» - отличный, «4» - хороший, «3» - средний, «<3» низкий.
Таблица 1.
Нормативы физической подготовленности
Контрольные упражнения и нормативы | Оценка | |||||||
«5» | «4» | «3» | ||||||
1 | Бег 30 м (с) | м | 4,8 | 5,4 | 6,0 | |||
д | 5,0 | 5,7 | 6,3 | |||||
2 | Бег 60 м (с) | м | 9,4 | 10,2 | 10,9 | |||
д | 9,9 | 10,5 | 11,0 | |||||
3 | Челночный бег 3х10 м (с) | м | 8,2 | 8,7 | 9,1 | |||
д | 8,8 | 9,2 | 9,6 | |||||
4 | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | м | 190 | 185 | 180 | |||
д | 180 | 175 | 170 | |||||
5 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) | м | 22 | 19 | 16 | |||
д | 18 | 16 | 13 | |||||
6 | Подтягивания из виса на высокой/низкой перекладине (кол-во раз) | м | 10 | 8 | 6 | |||
д | 16 | 13 | 11 | |||||
7 | Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см) | м | 9 | 5 | 3 | |||
д | 13 | 6 | 4 | |||||
8 | Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин) | м | 35 | 33 | 30 | |||
д | 40 | 37 | 35 | |||||
По итогам годовой работы наблюдаются незначительные улучшения результатов, которые имеют недостоверный характер (таблица 2,3). Так сгибание и разгибание рук изменились 4,3 – 6,2 раз; подтягивание из виса на низкой перекладине 4,6 – 5,6 раз. Также имеются незначительные ухудшения результатов – наклон вперед 15 – 14,4. Полученные результаты подтверждают необходимость дополнительных занятий, и низкую эффективность урочных занятий на гибкость и укрепление мышц спины и рук.
Таблица 2.
Исходные результаты общей физической подготовленности девушек
Контрольные упражнения и нормативы | M | SD | Отличный, % | Хороший, % | Средний, % | Низкий, % |
Бег 30 м | 6,3 | 0,5 | 8,3 | 0 | 41,7 | 50 |
Бег 60 м | 11,9 | 0,8 | 0 | 0 | 16,7 | 83,3 |
Челночный бег 3х10 м | 8,7 | 0,3 | 75 | 0 | 25 | 0 |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | 151,2 | 19 | 8,3 | 0 | 0 | 91,7 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | 4,3 | 5,8 | 0 | 8,3 | 8,3 | 83,4 |
Подтягивания из виса на низкой перекладине | 4,6 | 5,5 | 0 | 16,7 | 16,7 | 66,6 |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье | 15 | 7,4 | 58,3 | 25 | 16,7 | 0 |
Подъем туловища из положения лежа на спине | 35,2 | 7,1 | 16,7 | 0 | 33,3 | 50 |
Таблица 3.
Результаты общей физической подготовленности девушек в конце учебного года
Контрольные упражнения и нормативы | M | SD | Отличный, % | Хороший, % | Средний, % | Низкий, % |
Бег 30 м | 5,7 | 0,4 | 8,3 | 50 | 41,7 | 0 |
Бег 60 м | 11,0 | 0,8 | 8,3 | 8,3 | 33,4 | 50 |
Челночный бег 3х10 м | 8,5 | 0,5 | 66,7 | 8,3 | 25 | 0 |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | 163,9 | 22,8 | 25 | 16,7 | 8,3 | 50 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | 6,2 | 7,4 | 8,3 | 0 | 8,3 | 83,4 |
Подтягивания из виса на низкой перекладине | 5,6 | 5,4 | 0 | 16,7 | 8,3 | 75 |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье | 14,4 | 8,4 | 50 | 33,3 | 16,7 | 0 |
Подъем туловища из положения лежа на спине | 39,6 | 6,4 | 58,3 | 0 | 25 | 16,7 |
В результатах юношей имеется ряд достоверных отличий. Так бег на 30 м и бег на 60 м изменились 5,9 – 5,3 с и 10,8 – 9,9 с соответственно; челночный бег 3х10 м 8,5 – 8,0; прыжок в длину с места толчком двумя ногами 178,3 – 193,7; сгибание и разгибание рук в упоре лежа 14,7 – 24,8; наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье 5,8 – 9,2; подъем туловища из положения лежа 38,7 – 46,9. При этом количество юношей, сдавших контрольное упражнение по подъему туловища лежа на спине на оценку «5», увеличилось до 100%. Также наблюдаются незначительные улучшения, но имеют недостоверный характер – подтягивания из виса на высокой перекладине 4.5 – 5,5. Полученные результаты подтверждают необходимость дополнительных занятий, и низкую эффективность урочных занятий на укрепление мышц спины и рук.
Таблица 4.
Исходные результаты общей физической подготовленности юношей
Контрольные упражнения и нормативы | M | SD | Отличный, % | Хороший, % | Средний, % | Низкий, % |
Бег 30 м | 5,9 | 0,5 | 0 | 13,3 | 53,3 | 33,4 |
Бег 60 м | 10,8 | 0,9 | 0 | 46,7 | 26,65 | 26,65 |
Челночный бег 3х10 м | 8,5 | 0,5 | 33,3 | 40 | 20 | 6,7 |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | 178,3 | 24 | 26,7 | 20 | 0 | 53,3 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | 14,7 | 5,9 | 6,7 | 13,3 | 20 | 60 |
Подтягивания из виса на высокой перекладине | 4,5 | 3,3 | 6,7 | 6,7 | 26,6 | 60 |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье | 5,8 | 5,4 | 20 | 26,7 | 33,3 | 20 |
Подъем туловища из положения лежа на спине | 38,7 | 6,2 | 66,7 | 13,3 | 20 | 0 |
Таблица 5.
Результаты общей физической подготовленности юношей в конце учебного года
Контрольные упражнения и нормативы | M | SD | Отличный, % | Хороший, % | Средний, % | Низкий, % |
Бег 30 м | 5,3 | 0,5 | 13,3 | 60 | 13,3 | 13,3 |
Бег 60 м | 9,9 | 0,8 | 26,7 | 60 | 6,6 | 6,6 |
Челночный бег 3х10 м | 8,0 | 0,5 | 66,7 | 20 | 13,3 | 0 |
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | 193,7 | 16,9 | 53,3 | 6,7 | 20 | 20 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа | 24,8 | 4,9 | 73,3 | 13,3 | 6,7 | 6,7 |
Подтягивания из виса на высокой перекладине | 5,5 | 2,8 | 6,7 | 6,7 | 33,3 | 53,3 |
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье | 9,2 | 5,7 | 53,3 | 26,7 | 0 | 20 |
Подъем туловища из положения лежа на спине | 46,9 | 4,7 | 100 | 0 | 0 | 0 |
Проведенное исследование показывает, что уровень физической подготовленности учащихся 7 «А» класс МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Обь, Новосибирской области остается на удовлетворительном уровне, при этом наблюдаются как положительные изменения, так и отдельные показатели, демонстрирующие недостоверную динамику. Статистические данные подтверждают наличие достоверных улучшений в контрольных упражнениях и нормативов у юношей и девушек, однако для более эффективного формирования физических качеств у подростков необходимо расширять и совершенствовать комплекс упражнений, направленных на развитие гибкости и укреплении мышц спины и рук.
Результаты исследования подчеркивают важность систематического мониторинга физической подготовленности с целью повышения спортивных достижений школьников в условиях современного образовательного процесса.
Библиографический список
1. Макарова Л.Н., Ромашевская Н.И. Мониторинг физического состояния школьников: учебно-методическое пособие. Новокузнецк: Издательство МАОУ ДПО ИПК. – 2018. – 200 с.
2. Определение физического развития и двигательной подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций: методическое пособие / Лапицкая Е.М. [и др.]; под общ. Ред Лапицкой Е.М. Москва: Издательство ИВФ РАО. – 2021. – 123 с.
3. Прилепский А.С., Алдошина Е.А., Азаматов А.А. Основные современные проблемы физической культуры и спорта // Наука – 2020. – 2023. – №3. – С. 64
4. Храмоцов П.И. Анализ мнения учителей физической культуры о физической подготовленности современных школьников Российской Федерации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – №7. – С. 381-387.
5. Херберт Я., Гарволь К., Зарембы Л. Уровень физической активности и малоподвижный образ жизни детей и подростков – социальная проблема XXI века // Теория и практика физической культуры. – 2021. – №9. – С. 51-53.
6. Чернейкин А.С. Мониторинг физической подготовленности учащихся и возможности использования его результатов в процессе физического воспитания // Science time. – 2014. – С. 614 – 618.