Мониторинг динамики физической подготовленности обучающихся 7 класса в течении года

0
0
Материал опубликован 22 November в группе

УДК 796.011.3

Михеев Илья Алексеевич

Учитель физической культуры Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Оби, Новосибирской области



МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА В ТЕЧЕНИИ ГОДА



Аннотация: В статье представлена сравнительная характеристика динамики физической подготовленности обучающихся 7 «А» класса «Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2» г. Обь, Новосибирская область. В результате проведенного исследования установлено, что физические возможности обучающихся находятся на удовлетворительном уровне, необходимо увеличивать количество упражнений направленных на развитие мышц аппарата верхних конечностей и гибкость

Ключевые слова: физическая культура, подготовленность, результат, динамика

Мониторинг динамики физической подготовленности учащихся имеет важное значение в современном образовательном процессе. [5, 6] Он обусловлен современными требованиями к формированию здорового образа жизни и развитию физических качеств у подростков. В условиях снижения уровня физической активности среди молодежи и роста заболеваемости, связанной с малоподвижным образом жизни, важно систематически отслеживать динамику физической подготовленности. [1]

На сегодняшний день вопросы оценки и повышения физической подготовленности школьников активно изучаются специалистами в области педагогики и спортивной науки. [2, 3, 4] Однако, не смотря на значительный объем исследований, динамика физических показателей у учеников 7-х классов актуальна в связи с необходимой адаптацией методов физического воспитания к возрастным особенностям подростков. Поэтому проведение данного исследования имеет важное практическое значение для совершенствования программ физического воспитания и повышения эффективности физической подготовки школьников в современном образовательном процессе.

Исследование в период с сентября 2024 по апрель 2025 проходило на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2, г. Оби, Новосибирской области. Испытуемыми были 17 юношей и 12 девушек 7 «А» класса, которые посещали уроки физической культуры 2 раза в неделю по 40 минут.

Для выявления изменений физической подготовленности учеников 7 класса в течении одного года использовался повторный метод измерения. Тестовый контроль проводился в начале (сентябрь) и в конце (апрель) учебного года, что позволяет проследить динамику показателей физической подготовленности и проконтролировать рост двигательных качеств.

Для проверки гипотезы о наличии существенных различий в среднем уровне физической подготовленности, использовался Т – критерий (ТТЕСТ) в приложении Excel.

В таблице 1 продемонстрированы контрольные упражнения и нормативы для юношей и девушек. Нормативы утверждены на заседании школьного методического объединения. Результаты оцениваются: оценка «5» - отличный, «4» - хороший, «3» - средний, «<3» низкий.

Таблица 1.

Нормативы физической подготовленности

Контрольные упражнения и нормативы

Оценка

«5»

«4»

«3»

1

Бег 30 м (с)

м

4,8

5,4

6,0

д

5,0

5,7

6,3

2

Бег 60 м (с)

м

9,4

10,2

10,9

д

9,9

10,5

11,0

3

Челночный бег 3х10 м (с)

м

8,2

8,7

9,1

д

8,8

9,2

9,6

4

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

м

190

185

180

д

180

175

170

5

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

м

22

19

16

д

18

16

13

6

Подтягивания из виса на высокой/низкой перекладине (кол-во раз)

м

10

8

6

д

16

13

11

7

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи – см)

м

9

5

3

д

13

6

4

8

Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 1 мин)

м

35

33

30

д

40

37

35


По итогам годовой работы наблюдаются незначительные улучшения результатов, которые имеют недостоверный характер (таблица 2,3). Так сгибание и разгибание рук изменились 4,3 – 6,2 раз; подтягивание из виса на низкой перекладине 4,6 – 5,6 раз. Также имеются незначительные ухудшения результатов – наклон вперед 15 – 14,4. Полученные результаты подтверждают необходимость дополнительных занятий, и низкую эффективность урочных занятий на гибкость и укрепление мышц спины и рук.

Таблица 2.

Исходные результаты общей физической подготовленности девушек

Контрольные упражнения и нормативы

M

SD

Отличный, %

Хороший, %

Средний, %

Низкий, %

Бег 30 м

6,3

0,5

8,3

0

41,7

50

Бег 60 м

11,9

0,8

0

0

16,7

83,3

Челночный бег 3х10 м

8,7

0,3

75

0

25

0

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

151,2

19

8,3

0

0

91,7

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

4,3

5,8

0

8,3

8,3

83,4

Подтягивания из виса на низкой перекладине

4,6

5,5

0

16,7

16,7

66,6

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

15

7,4

58,3

25

16,7

0

Подъем туловища из положения лежа на спине

35,2

7,1

16,7

0

33,3

50


Таблица 3.

Результаты общей физической подготовленности девушек в конце учебного года

Контрольные упражнения и нормативы

M

SD

Отличный, %

Хороший, %

Средний, %

Низкий, %

Бег 30 м

5,7

0,4

8,3

50

41,7

0

Бег 60 м

11,0

0,8

8,3

8,3

33,4

50

Челночный бег 3х10 м

8,5

0,5

66,7

8,3

25

0

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

163,9

22,8

25

16,7

8,3

50

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

6,2

7,4

8,3

0

8,3

83,4

Подтягивания из виса на низкой перекладине

5,6

5,4

0

16,7

8,3

75

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

14,4

8,4

50

33,3

16,7

0

Подъем туловища из положения лежа на спине

39,6

6,4

58,3

0

25

16,7


В результатах юношей имеется ряд достоверных отличий. Так бег на 30 м и бег на 60 м изменились 5,9 – 5,3 с и 10,8 – 9,9 с соответственно; челночный бег 3х10 м 8,5 – 8,0; прыжок в длину с места толчком двумя ногами 178,3 – 193,7; сгибание и разгибание рук в упоре лежа 14,7 – 24,8; наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье 5,8 – 9,2; подъем туловища из положения лежа 38,7 – 46,9. При этом количество юношей, сдавших контрольное упражнение по подъему туловища лежа на спине на оценку «5», увеличилось до 100%. Также наблюдаются незначительные улучшения, но имеют недостоверный характер – подтягивания из виса на высокой перекладине 4.5 – 5,5. Полученные результаты подтверждают необходимость дополнительных занятий, и низкую эффективность урочных занятий на укрепление мышц спины и рук.

Таблица 4.

Исходные результаты общей физической подготовленности юношей

Контрольные упражнения и нормативы

M

SD

Отличный, %

Хороший, %

Средний, %

Низкий, %

Бег 30 м

5,9

0,5

0

13,3

53,3

33,4

Бег 60 м

10,8

0,9

0

46,7

26,65

26,65

Челночный бег 3х10 м

8,5

0,5

33,3

40

20

6,7

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

178,3

24

26,7

20

0

53,3

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

14,7

5,9

6,7

13,3

20

60

Подтягивания из виса на высокой перекладине

4,5

3,3

6,7

6,7

26,6

60

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

5,8

5,4

20

26,7

33,3

20

Подъем туловища из положения лежа на спине

38,7

6,2

66,7

13,3

20

0


Таблица 5.

Результаты общей физической подготовленности юношей в конце учебного года

Контрольные упражнения и нормативы

M

SD

Отличный, %

Хороший, %

Средний, %

Низкий, %

Бег 30 м

5,3

0,5

13,3

60

13,3

13,3

Бег 60 м

9,9

0,8

26,7

60

6,6

6,6

Челночный бег 3х10 м

8,0

0,5

66,7

20

13,3

0

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

193,7

16,9

53,3

6,7

20

20

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

24,8

4,9

73,3

13,3

6,7

6,7

Подтягивания из виса на высокой перекладине

5,5

2,8

6,7

6,7

33,3

53,3

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье

9,2

5,7

53,3

26,7

0

20

Подъем туловища из положения лежа на спине

46,9

4,7

100

0

0

0


Проведенное исследование показывает, что уровень физической подготовленности учащихся 7 «А» класс МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Обь, Новосибирской области остается на удовлетворительном уровне, при этом наблюдаются как положительные изменения, так и отдельные показатели, демонстрирующие недостоверную динамику. Статистические данные подтверждают наличие достоверных улучшений в контрольных упражнениях и нормативов у юношей и девушек, однако для более эффективного формирования физических качеств у подростков необходимо расширять и совершенствовать комплекс упражнений, направленных на развитие гибкости и укреплении мышц спины и рук.

Результаты исследования подчеркивают важность систематического мониторинга физической подготовленности с целью повышения спортивных достижений школьников в условиях современного образовательного процесса.


Библиографический список

1.   Макарова Л.Н., Ромашевская Н.И. Мониторинг физического состояния школьников: учебно-методическое пособие. Новокузнецк: Издательство МАОУ ДПО ИПК. – 2018. – 200 с.

2. Определение физического развития и двигательной подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций: методическое пособие / Лапицкая Е.М. [и др.]; под общ. Ред Лапицкой Е.М. Москва: Издательство ИВФ РАО. – 2021. – 123 с.

3. Прилепский А.С., Алдошина Е.А., Азаматов А.А. Основные современные проблемы физической культуры и спорта // Наука – 2020. – 2023. – №3. – С. 64

4. Храмоцов П.И. Анализ мнения учителей физической культуры о физической подготовленности современных школьников Российской Федерации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – №7. – С. 381-387.

5. Херберт Я., Гарволь К., Зарембы Л. Уровень физической активности и малоподвижный образ жизни детей и подростков – социальная проблема XXI века // Теория и практика физической культуры. – 2021. – №9. – С. 51-53.

6. Чернейкин А.С. Мониторинг физической подготовленности учащихся и возможности использования его результатов в процессе физического воспитания // Science time. – 2014. – С. 614 – 618.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации