«Мотивация на обучение на уроках изобразительного искусства: виды и способы формирования, модели внедрения»
Бычкова Елена Анатольевна
Учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №24»
Иркутская область .г.Братска
Аннотация:
В статье описывается виды и способы формирования мотивации, модели внедрения мотивации, приемы мотивации на уроках изобразительного искусства.
Образование в области искусства, особенно изобразительного, играет важную роль в формировании творческой личности. Однако, несмотря на плюсы, многие учащиеся испытывают трудности с мотивацией. Поэтому актуальным становится вопрос, как сформировать и поддерживать интерес к обучению на уроках изобразительного искусства.
Виды мотивации к обучениюМотивация является одним из ключевых факторов успешного обучения. В контексте изобразительного искусства мотивацию можно разделить на несколько видов:
Внутренняя мотивация. Этот вид возникает из интереса учащегося к процессу и предмету. Внутренняя мотивация связана с удовлетворением от самовыражения, нахождения своих идей и тем, которые волнуют ученика. Учащиеся, испытывающие внутреннюю мотивацию, чаще всего проявляют инициативу, исследуют новые техники и методы.
Внешняя мотивация. Этот тип связан с внешними факторами, такими как оценки, конкурсы, награды или одобрение со стороны учителей и родителей. Внешняя мотивация может быть мощным стимулом для учащихся, особенно когда они еще не осознали свою внутреннюю заинтересованность.
Социальная мотивация. Данный тип касается влияния социальной среды. Общение с единомышленниками, участие в групповых проектах и выставках создают чувство принадлежности к общественности творческих людей. Это важно для формирования уверенности в себе и своих способностях.
Способы формирования мотивацииФормирование мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства является задачей как учителей, так и образовательных учреждений. Существует несколько методов, которые могут помочь в этом процессе.
Создание благоприятной атмосферыПервый шаг к формированию мотивации – создание комфортной и доверительной атмосферы в классе. Ученики должны чувствовать себя свободно, чтобы выражать свои идеи и мысли. Они должны понимать, что их мнение и творчество ценны. Это можно достичь через открытые обсуждения, групповую работу и совместные проекты.
Индивидуализация обученияКаждый ученик уникален и имеет свои интересы и таланты. Индивидуальный подход к каждому ученику помогает выявить их сильные стороны и развить их. Удивительно, но даже небольшая корректировка задания, соответствующего интересам учащегося, может значительно повысить его мотивацию. За счет адаптации программ можно поддерживать интерес к изобразительному искусству и стимулировать самовыражение.
Внедрение интерактивных методовИнтерактивные методы преподавания играют важную роль в формировании мотивации. Активные формы обучения, такие как мастер-классы, проектные работы или выставки, создают у учеников чувство вовлеченности и важности своего вклада. Постоянное взаимодействие между учителем и учениками, а также между самими учащимися поддерживает интерес и бодрость в учебном процессе.
Поддержка и поощрениеНаграждение за достижения и поддержка во время трудностей способствуют положительным эмоциям и повышают мотивацию. Это может быть как моральная поддержка, так и материальные стимулы, такие как приглашение участвовать в выставках или конкурсах. Главное, чтобы учащиеся понимали, что их усилия замечаются и ценятся.
Модели внедрения мотивацииСуществует несколько моделей внедрения и поддержки мотивации в образовательном процессе.
Модель самоопределенияМодель самоопределения основывается на принципах автономии, компетентности и связанности. Эта модель считает, что когда учащиеся имеют возможность влиять на то, чему и как они учатся, они становятся более вовлеченными в процесс. Комбинация различных методов, которые приглашают к участию в выборе темы, творческого подхода и способа выполнения задания, может стимулировать внутреннюю мотивацию.
Модель обучения через участиеЭта модель акцентирует внимание на активном участии учеников в процессе обучения. Проекты, выставки и другие мероприятия создают гибкую платформу для самовыражения. Учащиеся, вовлеченные в подобные программы, чаще всего лучше запоминают изучаемый материал и относятся к нему с интересом.
Модель интеграции традиционного и инновационного подходаЭта модель объединяет традиционные методы преподавания изобразительного искусства с новыми технологиями и подходами. Использование цифровых технологий, мультимедиа и современных методов преподавания может значительно расширить горизонты учеников. Это также создает возможность интеграции искусства с другими областями знаний, что является важным аспектом развития личности.
Роль учителя в процессе мотивацииУчитель изобразительного искусства играет ключевую роль в формировании мотивации. Успех обучения во многом зависит от его подхода к учащимся и мастерства в создании интересного и активного образовательного процесса.
Эмоциональная вовлеченностьЭмоциональная вовлеченность учителя в процесс обучения помогает создать доверительную атмосферу. Учитель, который искренне интересуется развитием каждого ученика, способен поддерживать высокий уровень мотивации. Использование позитивного подкрепления, ласковое отношение и открытость к обсуждениям создают среду, в которой ученики могут свободно выражать свои идеи.
Профессиональное развитиеУчитель должен постоянно совершенствовать свои навыки и знания, быть в курсе новых тенденций в области искусства и психологии обучения. Участие в семинарах, курсах повышения квалификации и обмен опытом с коллегами поможет ему распознавать и применять новые методы мотивации.
Технология мотивационного обеспечения учебного процесса.
Здесь необходимо выделить два основных подхода. Во-первых, это определенная динамика опоры на внутреннюю мотивацию, учет в учебном процессе реальных (внутренних) мотивов учебной деятельности, их дифференциации применительно к разным предметам и образовательным областям и их смены на различных этапах образования. Во-вторых, это опора на мотивы успешности, на возникающее у ученика ощущение продвижения вперед. В этой связи чрезвычайно важна управляемая рефлексия учащихся над системно организованным учебным материалом.
Пример для подражания.Учитель служит примером для учащихся. Его увлеченность и вдохновение могут стать мощным стимулом для учеников. Если учитель показывает любовь к искусству и демонстрирует свою страсть к обучению, это в свою очередь может вдохновить учеников. Приемы мотивации на уроках изобразительного искусства являются важным аспектом педагогической практики, который помогает пробудить у учащихся интерес к творчеству и самовыражению. Одна из эффективных стратегий заключается в использовании визуальных образов, которые могут вдохновлять студентов на создание собственных работ. Применение известных художественных произведений для обсуждения их содержания и техники исполнения помогает развивать критическое мышление.
Кроме того, интеграция интерактивных методов обучения, таких как работа в группах и проведение мастер-классов, способствует коллективному обмену идеями и повышению уровня вовлеченности. Персонализированный подход к каждому ученику, где внимание уделяется индивидуальным предпочтениям и стилю, помогает создать комфортную атмосферу для творчества.
Важно также устанавливать четкие, но достижимые цели в процессе обучения, что дает учащимся чувство прогресса и удовлетворение от результатов. Регулярное поощрение достижений, как больших, так и маленьких, создает положительный климат в классе, способствуя развитию уверенности в себе и мотивации к дальнейшему изучению изобразительного искусства.
Приемы мотивации.
"Волшебная кисточка"
Один из учащихся делает несколько взмахов "волшебной кисточкой". Остальные учащиеся останавливают её словами "Раз, два, три, кисточка, замри!" После этого все разгадывают, что нарисовала кисточка. Учащиеся рисуют словесные картинки на различные темы, буквы, фигуры.
Примечание: необходимо распределить роли: ТВ и ВВ – «Волшебник», АВ: разгадывают нарисованное, объясняя свой ответ.
«Домысливание»
Педагог предлагает учащимся слова-помощники к теме урока:
«Повторим…»
«Изучим…»
«Узнаем…»
«Проверим…»
Слова-помощники меняются в зависимости от типа урока.
Примечание: Слова-помощники можно обозначать в виде соответствующих смайлов либо человечков.
«Цветик-семицветик»
Приём работы в виде игры. На лепестках цветка написано задание. Учащиеся подходят к педагогу и вытягивают любой лепесток, выполняют задание.
Примечание: ТВ: для изготовления цветка можно использовать различную бумагу: бархатный и гладкий картон, бумагу с блёстками. ВВ: задания на лепестках представлены в виде рисунка, схемы, ребуса.
«Персонаж»
Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда учащихся.
Примечание: АВ: изображение персонажа вместе с аудиозаписью обращения/задания/оценки выполненного задания. ТВ: персонаж представлен в виде игрушки. ВВ: изображение на слайде, картинка
«Приём поиск выхода»
Педагог использует на уроке вопросы: «Что будем делать?», «С помощью чего?», «Чего не хватает?», «Что надо сделать?», «Как сделать?»…
Примечание: АВ: обсуждение, предложение решения проблем. ВВ и ТВ: показывают или ищут предметы-помощники.
«Начало урока с элементами театрализации»
Данный приём целесообразно использовать на этапе урока Самоопределение, Эмоциональный настрой. Это самый короткий этап урока. Длительность его -1-2 минуты. Но именно от этого этапа зачастую зависит эффективность всего учебного процесса на уроке: он создает определенный настрой, выполняет мотивирующую функцию. Приглашение на урок сказочного персонажа (игрушка, ученик в костюме сказочного героя). Например: Прозвенел уже звонок! К нам пришел в класс Бегемот. Бегемотик -бегемот Посидит у нас урок. Очень милый он на вид. И на нас всегда глядит. Хоть и очень он устал, Телеграмму нам прислал.
Примечание: ВВ: изображение героя на картинке. ТВ: игрушка персонажа урока. АВ: звуковое сопровождение персонажа, аудиозапись.
«Обмен ролями»
Одному ученику из класса предлагается поменяться ролями с педагогом. Данный приём целесообразно использовать на одном из этапов урока/занятия, например: подведение итогов урока/занятия, оценивание деятельности учащихся, оказание консультативной помощи учащимся при выполнении заданий или упражнений.
«Мордашки», «Цветочки»
Данные приёмы повышают не только мотивацию на уроке/занятии, но и позволяют ученикам оценивать своё настроение, деятельность на уроке/занятии. Вариант применения: - Вы сегодня хорошо поработали. Вы согласны? - Заполните маршрутные листы: если считаете, что вы справились с заданием, поставьте веселый смайлик, если задание вызвало затруднение – обычный смайлик, если задание трудное - поставьте грустный смайлик. Учащиеся с помощью карточек со стилизованными изображениями эмоций показывают учителю свое настроение. Либо в начале урока объявляется, что класс должен будет собрать красивый букет, в котором цветочек красного цвета будет означать, что урок был интересным и понятным, желтого – что некоторые задания вызвали затруднения, синего – необходима помощь, многое было непонятным и трудным. "Главная задача учителя – передать свои знания воспитанникам и научить их применять эти знания на практике.
Компоненты педагогической культуры учителя:
1. Ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей.
2. Гармоничное умственное, нравственное, и эстетическое развитие.
3. Педагогическое мастерство.
4. Установка на постоянное самосовершенствование.
5. Культура поведения и общения, педагогический такт.
6. Личностная самостоятельность учителя.
7. Общая педагогическая эрудиция и компетентность.
8. Доброжелательность, общительность и увлечённость работой.
Качества необходимые для эффективной работы:
1. Способность к эмпатии, сензитивность к потребностям воспитанников.
2. Умение придать личностную окраску преподаванию.
3. Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников.
4. Умение управлять собой и детьми.
5. Владение стилем неформального общения с воспитанниками.
6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.
7. Умение регулировать конфликты ненасильственным путём.
8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.
9. Креативность.
10. Способность к рефлексии.
Критерии успешности учителя Отношение к людям:
Доброжелателен.
Помогает другим.
Умеет слушать и слышать других и иные мнения.
Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других.
Старается всё объяснять.
Отношение к себе:
Чувствует себя достаточно сильным и уверенным.
Старается возникающие проблемы решать, а не избегать.
Берёт на себя обязательства и ответственность.
Самокритичен.
Отношение к работе:
Трудоспособный и организован.
На всех хватает время.
Ищет решения и возможности их реализации.
Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок. Креативность , гибкость.
Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально.
Не боится ошибиться в поисках лучшего.
Мотивация на уроках изобразительного искусства – это многоуровневый процесс, который требует внимания всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей и образовательных учреждений. Внутренняя, внешняя и социальная мотивация могут значительно повысить интерес учеников к предмету, однако их необходимо постоянно поддерживать и развивать. Использование различных методов формирования мотивации, таких как создание комфортной атмосферы, индивидуализация обучения и внедрение интерактивных методов, помогает вовлечь учащихся в процесс.
Модели внедрения мотивации делают акцент на активное участие и самоопределение учеников. Ещё важным аспектом становится роль учителя, чья эмоциональная вовлеченность, профессиональное развитие и пример для подражания играют решающую роль. Все эти факторы вместе формируют мотивацию на уроках изобразительного искусства, способствуя не только образованию, но и развитию творческих личностей.
Нужно постоянно искать новые методы и формы работы, и вести себя артистично. И тогда у учеников всегда будет интерес к вашему уроку.
Литература:
Приёмы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальная связь: пособие для учителя. – 3-е изд. [Текст] / А. А. Гин.– М.: Вита-Пресс, 2001. – 87 с.
Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии. – Москва-Ростов-на- Дону, издательский центр «Март», 2006
13.Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – Москва, «Владос», 2006
БелозеС.Д. Якушева. Учебное пособие «Основы педагогического мастерства» для преподавателей и студентов вузов и колледжей. – Учебное пособие. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. – 230 с.рских Г.М. Развитие творческого потенциала личности // Начальная школа. – 1994.
Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М., 2003. 3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003. – 192 с. 4. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы: Программа общеобразовательных учреждений: Учебное издание / Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011. – 141 с
Использованы интернет ресурсы https://sxkb.ru/upload/1 Приемы педагогической техники.pdf