Статья «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
«Мотивация на обучение:
виды и способы формирования, модели внедрения»
Проблема мотивации сложна и еще не до конца изучена. Все чаще мы встречаемся с тем, что дети не хотят ходить в школу, не проявляют интереса к обучению, а соответственно и не имеют прочных знаний. Педагогами и психологами постоянно ведутся дискуссии о важности мотивации в жизни ребенка и способах ее повышения. Одно остается неоспоримым: необходимость работать над повышением учебной мотивации, т. к. это способствует успешности обучения детей и успешности в дальнейшей их жизни.
Коджаспирова Г.М. раскрывает понятие «Мотивация» как «совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения»[2]. Согласно Философскому энциклопедическому словарю мотивация – это «система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного». [4]
Если рассматривать учебную мотивацию, то под ней подразумевают процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Начинать развитие мотивации нужно уже с начальных классов, т. к. по мнению большинства исследователей, младший школьный возраст является наиболее благоприятным для этого.
Виды мотивации учащихся к учебной деятельности бывают нескольких видов[1]:
«- Познавательная (стремление увеличить интеллектуальный багаж);
- Коммуникативная (увеличение круга общения через повышение своего статуса);
-Эмоциональная (повышение самооценки, получение удовольствия от процесса познания);».
Если ребёнок не испытывает интереса к учёбе, это грозит серьезными проблемами в обучении и может привести к хронической неуспеваемости.
В своей работе Е. В. Филончик указывает на то, что существует пять уровней мотивации: « первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. Ученики успешно справляются с учебной деятельностью. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация». [3]
Изучив данную тему, я пришла к выводу о том, что урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося. Но, стоит отметить, что нет определенного алгоритма действий для повышения мотивации и прежде всего это связано с тем, что дети очень разные и мотивы, побуждающие ребенка к учебной деятельности, тоже различаются. В зависимости от мотивов будут выбираться методы и приемы работы с ребенком.
Опыт работы с детьми показывает, что для того, чтобы повысить мотивацию ребенка нужно, во-первых, сократить влияние таких факторов, как: перегрузка учащихся: монотонность и однообразие учебных действий при изучении материала; На уроках необходимо исключить неочевидность результата и создать такие условия, в которых ребенок не будет чувствовать психологический дискомфорт.
Как писал К. Д. Ушинский «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». На своих уроках я стараюсь сделать так, чтоб детям было интересною, а для этого в урок можно включать различные занимательные задания, головоломки, кроссворды дидактические игры. Можно использовать задачи в стихах, задачи-шутки, задачи-смекалки. Очень любят на уроках дети разгадывать загадки инсценировать сказки. Также на уроках важно применять на уроках ИКТ, интерактивные задания разных учебных платформ, использовать интерактивные тесты, вебквесты, на уроке работать с презентациями. Все это будет способствовать повышению интереса ребенка к уроку, повышению мотивации обучения. На уроках важно использовать различные формы работы: самостоятельную работу, работу в парах, работу в группах. Не нужно давать знания сразу в готовом виде. Важно так организовать урок, чтобы ребенок был вовлечен в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний. Можно использовать такие приемы, как: «Проблемный вопрос», «Верно-неверно», «Фантазер». При этом при изучении нового материала необходимо опираться на уже изученные темы, и знания, полученные на предыдущих уроках. При построении урока я всегда учитываю тот факт, что уровень знаний детей разный, и готовлю для них разноуровневые задания. Важно, чтобы обучение было доступно для ученика, поэтому выбирать нужно посильные задания, с учетом возможностей ребенка. При этом не нужно забывать, что при выполнении совсем легких заданий сильными учениками, интерес к обучению может снизиться, им можно предлагать задания повышенной сложности. Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развитию способностей учащихся. Повышению учебной мотивации будет способствовать и применение на своих уроках различных творческих заданий. Очень часто мы составляем «Синквейны», кластеры», рисуем рисунки к отрывкам произведений, составляем кроссворды и устраиваем викторины, вопросы для которых формулируют сами дети с опорой на текст учебника.
На своих уроках учителю важно поощрять и подкреплять достижения учеников, сравнивая их не с результатами других учеников, а их собственными, построенными на прошлых успехах и неудачах. Это позволит повысить уверенность в своих силах. Также на уроках можно применять систему поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. В младшем школьном возрасте на первом плане базовые потребности, поэтому получение материального вознаграждения за хорошую успеваемость – для ребенка будет действенной учебной мотивацией, т. к. в этом возрасте ребенку важно, что награду можно пощупать, показать другим, поэтому на уроках можно использовать жетоны, смайлы, картинки. Особое внимание нужно уделить такому виду оценивания, как, самооценка. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Необходимо помнить, что на уроке должна царить доброжелательная психологическая атмосфера, ребенок должен чувствовать себя комфортно, поэтому важно создавать ситуации успеха для учеников, особенно слабоуспевающих. Радостные переживания способствуют преодолению трудностей в обучении. В своей работе учитель должен учитывать и возрастные особенности школьника.
Мотивация ребенка зависит большей частью от родителей, но и учитель может способствовать формированию учебной мотивации детей. Для этого ему необходимо грамотно подбирать методы и приемы работы на уроке, их обоснованное сочетание, создавать благоприятную атмосферу урока, не допуская тревожности, создавать для каждого ученика ситуацию успеха. Об учебной мотивации будет свидетельствовать уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное - показатели сформированности учебной деятельности школьников. Учитель должен понимать, что какими бы знаниями он не владел и какие бы приемы на уроке не использовал, урок будет неэффективным без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке.
Список литературы:
- Как Замотивировать Ребёнка На Учёбу: Советы Психолога URL: https://psylib.org/ kak- zamotivirovat-rebenka-na-uchebu/ © Библиотека психологии psylib.org
- Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 88 URL:
- Филончик Е. В. Пять уровней учебной мотивации URL: https://poselichi.schools.by/pages/pjat-urovnej-uchebnoj-motivatsii
4.Философский энциклопедический словарь URL:https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2755/%D0%9C%D0%9E%D0%A2%D0%98%D0%92%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF