НАСТАВНИЧЕСТВО В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ: АКТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕКТОР

0
0
Материал опубликован 7 February

НАСТАВНИЧЕСТВО В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ: АКТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕКТОР

Осипова Л.В.

   Аннотация: В статье рассматривается вопрос важности наставничества в современном образовании. Методические рекомендации будут полезны педагогическим работникам общеобразовательных учреждений.

   Наставничество в педагогическом коллективе как актуальный образовательный вектор сегодняшнего дня становится ключевым аспектом для повышения качества обучения и профессионального роста педагогов. В условиях постоянных изменений в образовательной среде, наставничество обеспечивает эффективное взаимодействие между опытными и молодыми специалистами. Это способствует не только распространению передовых методов преподавания, но и созданию атмосферы доверия и поддержки.

 Современные образовательные тренды требуют внедрения новых подходов в наставничество, включая использование технологий и дистанционных форматов. Педагоги, обладая различным уровнем компетенций, могут обмениваться опытом, что ведет к более целостному пониманию образовательных процессов и повышению качества образования в целом.

  Важно так же учитывать индивидуальные потребности и цели каждого участника наставнических отношений. Такой персонализированный подход позволяет более эффективно развивать профессиональные навыки и решать конкретные задачи, стоящие перед педагогическим коллективом. Наставничество становится не просто формой передачи знаний, а динамичным процессом взаимного обогащения и развития.

   Наставничество в педагогическом коллективе способно транслировать отношения между коллегами, создавая пространство для открытого диалога и совместного решения профессиональных вызовов. Внедрение регулярных встреч и обсуждений позволяет наставникам и ученикам обмениваться взглядами на различные аспекты образовательного процесса, обеспечивает связь поколений, передачу культурных традиций, повышение сплоченности коллектива, усиление мотивации сотрудников и другое. Это взаимодействие не только укрепляет командный дух, но и помогает выявить уникальные сильные стороны каждого педагога.

   Кроме того, использование технологий в наставничестве открывает новые горизонты для взаимодействия. Вебинары, онлайн-курсы и платформы для совместной работы позволяют расширить доступ к ресурсам и знаниям. Молодые учителя получают возможность гибко обучаться у более опытных коллег, получая доступ к ценному опыту независимо от расстояния.

  Не следует забывать и важности обратной связи в рамках наставничества. Регулярное оценивание прогресса позволяет быстрее корректировать подходы и адаптироваться к меняющимся условиям работы. Процесс наставничества становится многогранным, способствуя как личному, так и профессиональному росту всех участников.

  Чем обусловлен запрос на целевую модель наставничества в современной системе образования?

  Целевая модель наставничества разработана в целях достижения контрольных точек федеральных проектов «Современная школа», «Социальная активность», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего» и «Молодые профессионалы» и Национального проекта «Образование». Эта модель регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием наставнических программ в субъектах Российской Федерации в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного образования детей и взрослых, воспитания в рамках полномочий Министерства просвещения России.

   Задачи реализации целевой модели наставничества:

 - улучшение показателей организаций в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;

-   подготовка обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределённость, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;

- раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории;

-  создание экологической среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;

- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности.

  Какими характеристиками должен обладать наставник? Можно выделить несколько критериев.

  Критерий 1. Наставник в изначальном смысле - это мудрый советчик, пользующийся доверием подопечного. У истоков успеха человека рядом с ним всегда стоял тот, кто заботился о его росте и развитии. Этим человеком и будет наставник.

   Критерий 2. Высокие жизненные ценности. Авторитет среди коллег.

  Критерий 3. Наставник, помощник. Личные устремления. Хорошо известно, что любой бизнес может быть успешным, если у человека, занимающегося им, есть желание им заниматься. Если наставничество воспринимается как дополнительное бремя, обуза, ничего хорошего из этого не выйдет.

  Критерий 4. Экспертиза. Влияние. Наставники должны уметь влиять на всех участников процесса обучения. Для этого они должны пользоваться авторитетом как в руководстве, так и внутри коллектива.

  Критерий 5. Организаторы. Ответственность и организованность. Как сказал известный американский кинорежиссер Том Маккарти: «Каждая великая работа - это вопрос организации. Это не гений, не вдохновение, не фантазия, не мастерство и не хитрость, а организация ». Чтобы быть лидером, необходимо обладать следующими качествами: уверенность в себе, стрессоустойчивость, хорошая коммуникабельность, толерантность, ответственность, пунктуальность и лидерство.

   Критерий 6. Тренер. В общем случае коуч - это человек, который имеет больший опыт, чем подопечный, в определенной области или в жизни в целом, и готов делиться этим опытом и помогать развиваться другим.

   Критерий 7. Коучи - это профессионалы, которые помогают людям ставить и достигать их жизненные и профессиональные цели.

  Критерий 8. Наставник - опытный консультант, целью которого является всесторонняя поддержка стажера в достижении поставленных целей. Они оказывают поддержку советами, рекомендациями и взглядом «со стороны ». Может сочетать в себе роли учителя, тренера, консультанта, инструктора и психолога.

  Критерий 9. Фасилитатор - человек, который поддерживает достижения подопечного, обеспечивает развитие коммуникации между подопечным и коллегами и способствует созданию продуктивного климата в педагогическом коллективе [2, с. 63].

   Форма наставничества - это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары /группы, участники которой находятся в конкретных ролевых ситуациях, обусловленных их основной деятельностью и должностью.

  Ожидаемые результаты. В результате правильной организации работы наставника молодые (новые) специалисты будут на высоком уровне вовлечены в педагогическую деятельность, в культурную жизнь образовательной организации, укрепят свою уверенность, разовьют свой личностный, творческий и педагогический потенциал. Это положительно скажется на уровне педагогической подготовки и психологическом климате в школе. Молодые педагоги получают не только компетенции, профессиональные советы и рекомендации, необходимые в этот период профессиональной реализации, но и стимулы и ресурсы для своего комфортного становления и развития в организации [3, с. 14].

  Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что наставничество становится неотъемлемой частью современной системы образования. Для сообщества образовательных организаций наставничество - это канал получения опыта. С помощью технологии наставничества участники образовательного процесса могут приобретать знания, навыки, компетенции и ценности быстрее, чем при других способах передачи. Это чрезвычайно важно в современном мире. Высокая скорость обусловлена тремя факторами: прямой передачей жизненного опыта от человека к человеку, доверительными и взаимодополняющими отношениями, которые выгодны всем участникам наставничества [4, с. 51].

Список литературы

1. Барыбина И.А. Организация наставничества в школе / И.А. Барыбина // Школа – 2012. – №7. – С. 16-24.

2. Нугуманова Л. Н. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения »: информационно -методические материалы / авт.- сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. – 2-е издание, доп., переработанное – Казань: ИРО РТ, 2020. – 51 с.

3. Маковецкая Ю.Г. Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях [электронный ресурс]: методические рекомендации / сост. Ю.Г. Маковецкая, Н.В. Грачёва, В.И.Серикова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2021.

4. Синягина Н.Ю. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях /под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. – М.: Рыбаков Фонд, 2016. – 153 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.