Педагогическое эссе «Размышление о наставничестве»
Размышление о наставничестве.
Педагогическое эссе
Дорога без конца,
дорога без начала и конца…
Наш жизненный путь – то дорога, а пройти её значит обрести мудрость. Вот так можно и сказать о профессии педагога, что перед ним дорога, дорога без начала и конца. Появляется ощущения, что уже достиг своей цели, уже многое знаешь, многое умеешь, но тут жизнь, неожиданно открывает новые горизонты, новые задачи, и ты снова в пути, снова в поиске. Потому что в нашей профессии, как и на дороге есть множество препятствий, ответвлений, перекрестков. Каждый новый день приносит, что-то необычное, непохожее на вчерашний день. Ты постоянно в творческом поиске нового, интересного. Хороший преподаватель – талантливый ученик. Он постоянно занимается самообразованием: в наше время знания динамичны, открытия происходят каждый день. Если педагог не в тренде, однажды он рискует опростоволоситься перед любознательным учеником. Такая тенденция мотивирует тебя двигаться вперёд по пути самосовершенствования и развития…
Так как же преодолеть свой путь. Какое направление движения будет верным? Это общие проблемы, и для опытного педагога, и для начинающего.
И вот молодой специалист переступает порог образовательного учреждения и его багаже знания и желание работать, но у него еще недостаточно опыта, мудрости и присутствует, небольшой страх. Этот трудный и одновременно прекрасный путь педагога легче будет пройти, если рядом оказывается тот, кто в нужный момент способен вдохновить, поддержать, стимулировать силы для самосовершенствования, помочь одолеть трудности. Одним словом – наставник, который доволен жизнью, но не стоит на месте. Он стремится к успеху в работе, в личной жизни, в общественных делах. И который щедро делится своими знаниями, опытом, компетенциями. Наставник идет рядом, помогая найти правильную дорогу и без помех преодолеть препятствия.
Молодого специалиста и наставника связывает общее дело, общие условия, общие ценности их объединяет творческое сотрудничество. Но именно наставник, как более опытный, помогает своему молодому другу в преодолении трудностей на пути профессионального становления.
Наставничество – это форма подготовки специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности в реальных условиях, способствующая его адаптации в своей деятельности, повышению профессиональной компетентности.
Менторство особенно актуально в последнее время, когда появилась надобность в таких молодых специалистах, которые, буквально, с первых дней своей профессиональной деятельности смогут самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Но это еще не все, важно решить ещё одну проблему: как раскрыть «педагогическую жилку», тот самый индивидуальный стиль, который поможет молодому педагогу достичь лучших результатов при имеющихся возможностях.
Педагог должен быть требовательным и к ученикам, и к себе. Высокая планка – это стимул, маяк, к которому следует стремиться. И если эту планку снижать, то можно так и не узнать, какой потенциал скрыт в каждом. Преподаватель должен начинать с себя, выкладывается по максимуму, чтобы быть примером для учеников, что особенно важно в современный период.
Знание – вечная ценность человеческой жизни. Поэтому наставник, в первую очередь, стремится передать свои знания, научить молодого специалиста индивидуальности, которую нельзя загнать в рамки или перекроить под заданные идеалы. Во времена, когда во Всемирной паутине можно отыскать ответы на любые вопросы, педагог- наставник перестаёт быть транслятором знаний. И задача его не выложить факты на блюдечке, а научить эти знания добывать, проводить исследования, проверять достоверность, допускать возможность оспаривать. В соответствии с ориентирами современного образования, помочь молодому человеку разобраться в нём, апробировать свои знания и умения, применять их в своей самостоятельной деятельности. Именно в этом я вижу предназначение наставника.
И если вернуться началу, то для меня это означает научить молодого педагога идти по своему выбранному пути настойчиво, не отчаиваться при неудачах, всегда двигаться вперед и не пасовать перед проблемами. Продолжать идти, преодолевая трудности, а иногда и отчаяние, потерю интереса. Идти и помнить, что у профессионала нет плохих учеников, а есть педагогические задачи, которые он старается решить так, чтобы каждый смог достигнуть поставленных целей. Идти и верить, что впереди будет результат, который принесёт удовлетворение, радость и мгновения подлинного счастья. Ведь педагог, это не профессия – это образ жизни.
И очень важно, чтобы молодой специалист не останавливался, ведь только идущий осилит дорогу. И со временем, он также станет наставником, который будет нести свет, добро и тепло профессии, но уже другому, новому поколению педагогов…