Настольная игра-гексамино по литературе и развитию речи «Сказочные ромашки» (1–6 класс)
Настольная игра – гексамино “Сказочные ромашки”
Предметная область: литература и развитие речи.
Целевая аудитория: дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Количество игроков: 1 – 6.
Дидактическая цель игры: формирование положительного отношения к чтению стимулирование читательского интереса.
Задачи:
Закрепление, расширение и систематизация знаний о сказках, их героях и авторах.
Способствовать развитию ассоциативного и логического мышления, памяти.
Обогащение словаря и развитие связной речи.
Стимулирование творческого воображения.
Состав игры: 110 фишек с изображением героев сказок и предметов, 30 фишек с названиями сказок, 10 фишек с именами писателей.
На шестиугольных фишках (гексонах) изображены предметы и герои, которые присутствуют одновременно в разных сказках. Некоторые изображения героев могут, при необходимости, трактоваться по-разному. Например, фишка с рисунком старушки с клюкой может обозначать и Бабу-ягу, и Федору, и злую колдунью.
С учётом возраста и читательского опыта игроков количество фишек в игре может варьироваться. На усмотрение организатора-взрослого или самих игроков в игре может использоваться как весь комплект фишек, так и его часть.
На фишках с названиями включены только сказки, к которым имеется не менее 6 подходящих фишек с картинками. Любые другие сказки также могут называться игроками.
Правила использования игры
Игра “Ромашка”
Игрокам раздаются по 1 фишке с именем писателя, названием или главным героем сказки. Фишки с картинками перемешиваются и выкладываются в центре.
Вариант 1. Ведущий показывает по одной карточке. Тот, кто первым объяснит связь рисунка с выданной начальной фишкой, получает карточку себе.
Вариант 2.. Игроки по очереди берут по одной фишке. Если игрок может логически связать рисунок с начальной фишкой, то забирает карточку себе. Иначе – возвращает обратно.
В обоих вариантах игры полученные фишки игрок выкладывает в виде “лепестков” вокруг своей начальной фишки. Выигрывает тот, кто быстрее соберёт все 6 “лепестков” своей “ромашки”.
Примечание: в готовой “ромашке” можно попросить ребёнка разложить “лепестки” в последовательности событий в сказке и рассказать её по получившемуся картинному плану.
Игра “Угадай сказку”
Центральная фишка готовой “ромашки” кладётся оборотной стороной вверх. Задача игроков: по “лепесткам” угадать сказку или автора. Для проверки центральная фишка переворачивается. Игра может проходить как продолжение игры “Ромашка”. В этом случае игроки разгадывают “ромашки” других участников.
Игра “Путаница”
Ведущий или игроки собирают “ромашку”, намеренно заменяя одну из фишек (с рисунком или надписью) на логически не связанную с остальными. Задача: обнаружить несоответствие и подобрать нужную фишку.
Игра “Старая сказка на новый лад”
В готовой “ромашке” по сказке заменяется один или несколько “лепестков”. Задача: сочинить новую сказку с известными героями.
Игра “Ромашковое поле”
Предлагается детям после того, как освоены предыдущие игры. Это игра проводится индивидуально или коллективно.
Ход игры такой же, как в игре “Ромашка”. Задача: последовательно собирать “ромашки” сказок, соединяя их друг с другом фишками с совпадающими героями или предметами. Цель: собрать как можно большее по размеру игровое поле.
Перечень изображений на фишках
(курсивом указаны варианты названий)
Сказочные персонажи | Животные | Растения | Предметы | |||
Айболит Баба Баба-Яга/ Федора Балда/ Иван Бармалей/ разбойник Великан/ людоед Девочка Девушка/ Василиса/ Елена Прекрасная Дед Жар-птица Звездочёт/ волшебник Золотая рыбка | Колобок Король Кот в сапогах Кощей Красная шапочка Маугли Мальчик Мойдодыр Охотник Паж/ принц Русалочка Солдат Танцовщица Фея Царевич Царь | Бабочка Баран/овца Бегемот Белка Волк Воробей Ворона Ёж Журавль Заяц Змея Кит Коза/козёл Комар Конь Корова Кошка Крокодил Курица Ласточка Лебедь | Лев Лиса Лягушка Медведь Муравей Муха Мышь Осёл Паук Петух Пчела Свинья Слон Собака Сова Таракан Утка Цапля Цыплёнок Черепаха Щука | Бобы Гриб Колосок Репа Яблоко Яблоня | Бочка Ванна Веретено Дворец Зеркало Избушка Карета Каша в тарелке Клубок Колодец Кораблик из бумаги Корзина Корона Коса Кувшин Ледяной дом Лук и стрела
| Мельница Метла Мешок Монета Огонь Перо Печка Пирожок Самовар Сапоги Сковорода Туфелька Часы Яйцо золотое Яйцо белое
|
Перечень писателей и сказок
Фишки “Писатели” | Фишки “Сказки” |
Ганс Христиан Андерсен | Стойкий оловянный солдатик. |
Виталий Бианки | Мышонок Пик. Сова. |
Братья Гримм | Бременские музыканты. Госпожа Метелица. |
Редьярд Киплинг | |
Дмитрий Мамин-Сибиряк | Алёнушкины сказки. Серая Шейка. |
Владимир Сутеев | Кто сказал МЯУ? Мешок яблок. Под грибом. Яблоко |
Самуил Маршак | Сказка о глупом мышонке. |
Шарль Перро | Золушка. Кот в сапогах. Красная шапочка |
Сказки Пушкина | Сказка о царе Салтане. |
Корней Чуковский | Доктор Айболит. Муха-цокотуха. Федорино горе. |
| Русские народные сказки: Вершки и корешки. Зимовье зверей. Иван-царевич и серый волк. Колобок. Курочка Ряба. Лиса и заяц. Маша и медведь. Петушок и бобовое зёрнышко. Репка. Теремок. Царевна-лягушка. |
Источники информации: в основе игры лежит метод шестиугольного обучения. При создании игры использован шаблон https://www.classtools.net/hexagon (автор - английский педагог Рассел Тарр) с сайта http://www.classtools.net .
Герои сказок
DOCX / 17.99 Мб
Фишки с названиями сказок
DOCX / 161.37 Кб
Дикие животные
DOCX / 14.32 Мб
Авторы. Прочие изображения для фишек.
DOCX / 6.86 Мб
Ссылки на использованные изображения
DOCX / 49.88 Кб
Ватолина Светлана Анатольевна
Соколова Елена Борисовна
Воробьева Оксана Павловна
Соколова Елена Борисовна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Соколова Елена Борисовна
Айгуль Айратовна
Соколова Елена Борисовна
Порошина Ольга Анатольевна
Лапина Светлана Александровна
Горбачёва Марина Юрьевна