Урок литературы в 5 классе о друзьях - товарищах: Л. Воронкова «Дорогой подарок»
ГКОУКО
«БЕТЛИЦКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
«Открытый» урок по чтению
«Дорогой подарок»
Л. Воронкова
5 класс
Гуськова Л.В.,
учитель русского языка и
чтения, высшая квалификационная
категория
Декабрь - 2018 год
План-конспект урока по произведению
Л. Воронковой «Дорогой подарок»
Класс: 5
Предмет: чтение
Учебник: Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010.
Название раздела, темы: О друзьях - товарищах
Тема урока: Л. Воронкова «Дорогой подарок».
Цели урока: раскрыть тему и идейное содержание произведения
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с произведением Л. Воронковой «Дорогой подарок» способствовать развитию речи обучающихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; прививать детям чувство благодарности, заботы, уважения.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Межпредметные связи: история, живопись.
Ресурсы сети Интернет:
Уроки по чтению в 5 классе (https://nsportal.ru/shkola/literatura/)
Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru
Орг. момент. Психологический настрой детей на урок
-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.
2. Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, давайте вспомним раздел, по которому мы работаем уже несколько уроков.
(Раздел называется «О друзьях – товарищах») СЛАЙД
- Давайте вспомним девиз нашего раздела:
Женя с Жанной подружились,
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
- О чем этот девиз? Вспомните произведения, которые мы уже изучили в этом разделе.
Задание: соедини, где это надо, слова, чтобы получились названия произведений
СЛАЙДЫ
• Ю. Яковлев Колючка
• Ю. Яковлев Рыцарь Вася
• Н. Носов Витя Малеев в школе и дома
• В. Медведев «Фосфорический» мальчик
• Л. Воронкова Дорогой подарок
- Какая тема объединяет все эти произведения? (О друзьях-товарищах)
- Чему учат эти рассказы?
Назови произведения:
1. Потом он набрался смелости и посмотрел на Веру. В его глазах не было ни страха, ни радости. Он с удивлением смотрел на Веру и ничего не говорил. Потом нагнулся, поднял шапку и зашагал прочь. А девочка стояла и смотрела ему вслед.
2. Слонов начал энергично жевать, то есть готовиться к предстоящим соревнованиям, так что у него за ушами трещало, Слонов жевал всю вторую перемену и третью, а на четвертой он жевать почему-то перестал, он просто сидел за партой и выворачивал карманы.
3. Все ребята молчали, никто не знал, что сказать. Костя смотрел на Ольгу Николаевну во все глаза и изо всех сил натягивал на себя одеяло, будто решил закутаться в него с головой.
4. В конце концов он и сам поверил, что Димка — герой вчерашнего происшествия: ведь он первым заметил тонущего. И, когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже. Линейка кончилась. Ребятам велели расходиться по классам. И тюфяк, подталкиваемый товарищами, поплелся обратно на второй этаж.
5. В эту предпоследнюю минуту торопливо вошел ученик второго класса Сережа Камышов. Он поспешно разделся, сбросил шапку и тут же полез в свою сумку. Даже вихры пригладить забыл. Он покопался в сумке, достал оттуда пачку рисунков, выбрал один и подал тете Нюре.
3. Проверка домашнего задания. Аналитическая работа с текстом
- Сегодня мы продолжаем работать над рассказом «Дорогой подарок» Л. Воронковой.
А дорогим подарочком для меня будет ваше активное участие в беседе, ваш пересказ, правильное чтение и внимательное отношение к делу.
- На сколько частей разделен этот рассказ?
- Поработаем с каждой частью этого произведения.
Прежде, чем приступим к чтению, давайте дадим отдохнуть нашим глазкам
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Расслабились, опустили руки вдоль туловища, и следим только глазками за звездочкой.
РАБОТА ПО ТЕМЕ
1) Работа с планом.
- Вы должны восстановить план рассказа, который мы составили на прошлом уроке. (Пункты плана перепутаны)
- Расположите пункты плана в нужной последовательности. СЛАЙДЫ
ПЛАН.
Красивая ваза.
«Подарки» для тёти Нюры.
Рисунок Серёжи.
2) Работа по содержанию.
Поработаем по I пункту плана. СЛАЙД с названием пункта плана
- К какому событию ребята приготовили свои подарки? СЛАЙД
- Найдите и зачитайте, как автор описывает это утро? - выборочное чтение
- Какое настроение было у ребят и у т.Нюры? (радостное)
- О каком подарке говорится в 1 части?
- Кому был предназначен этот подарок?
- Зачитайте строчки с описание вазы.- выборочное чтение
- А какое чувство испытывала т.Нюра в этот момент? (грусть)
- Подтвердите свой ответ словами текста, передавая голосом грустное настроение т.Нюры. – выборочное чтение
II пункт плана называется «Подарки» для тёти Нюры. СЛАЙД с названием пункта
- Почему слово «подарки» заключено в кавычки?
- Кому были приготовлены подарки?
- В какой момент ребята почувствовали чувство вины перед т.Нюрой?
- Прочитайте этот отрывок по ролям, исключая слова автора.(т.Нюра, Федя, Вера Грибкова)
- Как школьники пытались исправить свою ошибку?
- Найдите в тексте слова, которые автор употребляет вместо слова «подарили». (отделил, подал, оставили, принесли, подала, дали, вытащили, уделил)
- А почему автор употребляет такие слова?
- От чистого ли сердца были подарены эти подарки?
- С каким чувством т.Нюра приняла подарки? (безразличие)
- Какие строчки говорят об этом? Зачитайте. – выборочное чтение
ФИЗМИНУТКА
А теперь поработаем по 3 пункту плана. – пересказ СЛАЙД с названием пункта
- Расскажите, как Серёжа Камышов дарил подарок .Нюре, используя слова и выражения текста.
«Сканирование» СЛАЙД с рисунком
А сейчас я предлагаю вам просканировать описание рисунка Сережи. Другими словами, вы еще раз пробежите глазами этот отрывок, а затем ответите на вопрос:
- Какой детали рисунка не хватает среди этих слов? СЛАЙД со словами: зеленые березки, синие и красные цветы, желтое солнце
(Голубая речка)
- Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными!
- Почему же т. Нюра назвала подарок Сережи дорогим подарочком?
- Как вы думаете, в каких словах т. Нюры заключена главная мысль рассказа?
- Чему же учит этот рассказ?
Если вы были внимательны в ходе всего урока, то с легкостью расположите в нужной последовательности душевное состояние т.Нюры. СЛАЙД со словами в неправильном, затем в правильном порядке
Радость за учителей, легкая грусть, безразличие, удивление, теплота, благодарность
По всему рассказу мы поработали. Я вижу, что вы хорошо ориентируетесь в нем. Поэтому я предлагаю вам поиграть в «Прятки».
«Даже вихры пригладить забыл»
- Найдите и зачитайте абзац, в котором находится это предложение.
Игра «Голова и хвост».
Учитель читает начало предложения, а об-ся быстро его находят и дочитывают до конца.
Работа с пословицами СЛАЙД с пословицами
- Выберите ту пословицу, которую можно отнести к данному рассказу.
(Семеро одного не ждут.
Не дорог подарок, а дорого внимание.)
- Почему вы так думаете? Объясните смыл этой пословицы.
- Так как же нужно относиться к людям, которые нас окружают?
Правильно, ребята! Надо быть внимательным, добрым, уважительным ко всем людям, которые нас окружают. Вы живете и в семьях, и в интернате, вокруг вас много людей, не только родители, учителя и воспитатели, но и технический персонал, и повара, и работники бани и многие другие. Вы должны уважать труд всех работников и не забывать никого. Пусть Сережа Камышов будет для вас примером!
4. Д/З.: пересказ понравившейся части
5. Комментированное выставление оценок
Дополнительные задания
Еще раз обратимся к пословице «Не дорог подарок, а дорого внимание»
Работа по иллюстрации.
- Рассмотрите иллюстрацию на стр.95.
- Как бы вы описали эту ил-ю?
- Как вы думаете, что самое главное художник хотел показать?
- Обратите внимание на выражение лица т.Нюры. Какое оно? (удивленное, задумчивое, доброе, растерянное)
- Чему удивилась т.Нюра?
- Какое же чувство она теперь испытывала?
- Как вы думаете, почему?
А сейчас я предлагаю вам еще раз проверить свою внимательность. Поиграем в игру «Ловушка».
Игра «Ловушка»
Один ученик будет читать последний абзац рассказа, но заменит некоторые слова текста. А задача остальных – найти замену. Помечайте слова карандашом. Но главное условие игры: не выкрикивать, дослушайте отрывок до конца! (Ученик читает отрывок)
7