12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гуськова Лариса Владиславовна573
Россия, Калужская обл., Бетлица


ГКОУКО

«БЕТЛИЦКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»










«Открытый» урок по чтению

«Дорогой подарок»

Л. Воронкова

5 класс




Гуськова Л.В.,

учитель русского языка и

чтения, высшая квалификационная

категория




Декабрь - 2018 год




План-конспект урока по произведению

Л. Воронковой «Дорогой подарок»


Класс: 5

Предмет: чтение

Учебник: Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010.

Название раздела, темы: О друзьях - товарищах

Тема урока: Л. Воронкова «Дорогой подарок».

Цели урока: раскрыть тему и идейное содержание произведения

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с произведением Л. Воронковой «Дорогой подарок» способствовать развитию речи обучающихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; прививать детям чувство благодарности, заботы, уважения.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.

Межпредметные связи: история, живопись.

Ресурсы сети Интернет:

Уроки по чтению в 5 классе (https://nsportal.ru/shkola/literatura/)

Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)

Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru


Орг. момент. Психологический настрой детей на урок

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

2. Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, давайте вспомним раздел, по которому мы работаем уже несколько уроков.

(Раздел называется «О друзьях – товарищах») СЛАЙД

- Давайте вспомним девиз нашего раздела:


Женя с Жанной подружились,

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.


- О чем этот девиз? Вспомните произведения, которые мы уже изучили в этом разделе.

Задание: соедини, где это надо, слова, чтобы получились названия произведений

СЛАЙДЫ

Ю. Яковлев Колючка

Ю. Яковлев Рыцарь Вася

Н. Носов Витя Малеев в школе и дома

В. Медведев «Фосфорический» мальчик

Л. Воронкова Дорогой подарок

- Какая тема объединяет все эти произведения? (О друзьях-товарищах)

- Чему учат эти рассказы?

Назови произведения:

1. Потом он набрался смелости и посмотрел на Веру. В его глазах не было ни страха, ни радости. Он с удивлением смотрел на Веру и ничего не говорил. Потом нагнулся, поднял шапку и зашагал прочь. А девочка стояла и смотрела ему вслед.

2. Слонов начал энергично жевать, то есть готовиться к предстоящим соревнованиям, так что у него за ушами трещало, Слонов жевал всю вторую перемену и третью, а на четвертой он жевать почему-то перестал, он просто сидел за партой и выворачивал карманы.

3. Все ребята молчали, никто не знал, что сказать. Костя смотрел на Ольгу Николаевну во все глаза и изо всех сил натягивал на себя одеяло, будто решил закутаться в него с головой.

4. В конце концов он и сам поверил, что Димка — герой вчерашнего происшествия: ведь он первым заметил тонущего. И, когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже. Линейка кончилась. Ребятам велели расходиться по классам. И тюфяк, подталкиваемый товарищами, поплелся обратно на второй этаж.

5. В эту предпоследнюю минуту торопливо вошел ученик второго класса Сережа Камышов. Он поспешно разделся, сбросил шапку и тут же полез в свою сумку. Даже вихры пригладить забыл. Он покопался в сумке, достал оттуда пачку рисунков, выбрал один и подал тете Нюре.

3. Проверка домашнего задания. Аналитическая работа с текстом

- Сегодня мы продолжаем работать над рассказом «Дорогой подарок» Л. Воронковой.

А дорогим подарочком для меня будет ваше активное участие в беседе, ваш пересказ, правильное чтение и внимательное отношение к делу.

- На сколько частей разделен этот рассказ?

- Поработаем с каждой частью этого произведения.

Прежде, чем приступим к чтению, давайте дадим отдохнуть нашим глазкам


ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Расслабились, опустили руки вдоль туловища, и следим только глазками за звездочкой.


РАБОТА ПО ТЕМЕ
1) Работа с планом.
- Вы должны восстановить план рассказа, который мы составили на прошлом уроке. (Пункты плана перепутаны)
- Расположите пункты плана в нужной последовательности. СЛАЙДЫ

ПЛАН.
Красивая ваза.
«Подарки» для тёти Нюры.
Рисунок Серёжи.
2) Работа по содержанию.
Поработаем по I пункту плана. СЛАЙД с названием пункта плана
- К какому событию ребята приготовили свои подарки? СЛАЙД
- Найдите и зачитайте, как автор описывает это утро? -
выборочное чтение
- Какое настроение было у ребят и у т.Нюры? (радостное)
- О каком подарке говорится в 1 части?
- Кому был предназначен этот подарок?
- Зачитайте строчки с описание вазы.-
выборочное чтение
- А какое чувство испытывала т.Нюра в этот момент? (грусть)
- Подтвердите свой ответ словами текста, передавая голосом грустное настроение т.Нюры.
– выборочное чтение
II пункт плана называется «Подарки» для тёти Нюры. СЛАЙД с названием пункта
- Почему слово «подарки» заключено в кавычки?
- Кому были приготовлены подарки?
- В какой момент ребята почувствовали чувство вины перед т.Нюрой? 
- Прочитайте этот отрывок по ролям, исключая слова автора.(т.Нюра, Федя, Вера Грибкова)
- Как школьники пытались исправить свою ошибку?
- Найдите в тексте слова, которые автор употребляет вместо слова «подарили». (отделил, подал, оставили, принесли, подала, дали, вытащили, уделил)
- А почему автор употребляет такие слова?
- От чистого ли сердца были подарены эти подарки?
- С каким чувством т.Нюра приняла подарки? (безразличие)
- Какие строчки говорят об этом? Зачитайте. –
выборочное чтение
ФИЗМИНУТКА
А теперь поработаем по 3 пункту плана. – пересказ СЛАЙД с названием пункта
- Расскажите, как Серёжа Камышов дарил подарок .Нюре, используя слова и выражения текста.


«Сканирование» СЛАЙД с рисунком
А сейчас я предлагаю вам просканировать описание рисунка Сережи. Другими словами, вы еще раз пробежите глазами этот отрывок, а затем ответите на вопрос:

- Какой детали рисунка не хватает среди этих слов? СЛАЙД со словами: зеленые березки, синие и красные цветы, желтое солнце
(Голубая речка)
- Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными!
- Почему же т. Нюра назвала подарок Сережи дорогим подарочком?
- Как вы думаете, в каких словах т. Нюры заключена главная мысль рассказа?
- Чему же учит этот рассказ?
Если вы были внимательны в ходе всего урока, то с легкостью расположите в нужной последовательности душевное состояние т.Нюры. СЛАЙД со словами в неправильном, затем в правильном порядке
Радость за учителей, легкая грусть, безразличие, удивление, теплота, благодарность
По всему рассказу мы поработали. Я вижу, что вы хорошо ориентируетесь в нем. Поэтому я предлагаю вам поиграть в «Прятки».
«Даже вихры пригладить забыл»
- Найдите и зачитайте абзац, в котором находится это предложение.
Игра «Голова и хвост».
Учитель читает начало предложения, а об-ся быстро его находят и дочитывают до конца.
Работа с пословицами СЛАЙД с пословицами

- Выберите ту пословицу, которую можно отнести к данному рассказу.
(Семеро одного не ждут.
Не дорог подарок, а дорого внимание.)
- Почему вы так думаете? Объясните смыл этой пословицы.
- Так как же нужно относиться к людям, которые нас окружают?
Правильно, ребята! Надо быть внимательным, добрым, уважительным ко всем людям, которые нас окружают. Вы живете и в семьях, и в интернате, вокруг вас много людей, не только родители, учителя и воспитатели, но и технический персонал, и повара, и работники бани и многие другие. Вы должны уважать труд всех работников и не забывать никого. Пусть Сережа Камышов будет для вас примером!

4. Д/З.: пересказ понравившейся части

5. Комментированное выставление оценок


Дополнительные задания

Еще раз обратимся к пословице «Не дорог подарок, а дорого внимание»
Работа по иллюстрации.
- Рассмотрите иллюстрацию на стр.95.
- Как бы вы описали эту ил-ю?
- Как вы думаете, что самое главное художник хотел показать?
- Обратите внимание на выражение лица т.Нюры. Какое оно? (удивленное, задумчивое, доброе, растерянное)
- Чему удивилась т.Нюра?
- Какое же чувство она теперь испытывала?
- Как вы думаете, почему?


А сейчас я предлагаю вам еще раз проверить свою внимательность. Поиграем в игру «Ловушка».
Игра «Ловушка»
Один ученик будет читать последний абзац рассказа, но заменит некоторые слова текста. А задача остальных – найти замену. Помечайте слова карандашом. Но главное условие игры: не выкрикивать, дослушайте отрывок до конца! (Ученик читает отрывок)

7


Опубликовано в группе «Всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.