Материал на проверке

Нейропсихологический подход к здоровьесбережению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

1
0
Материал опубликован Вчера в 21:27 в группе

Нейропсихологический подход к здоровьесбережению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому приоритетным направлением своей коррекционно – педагогической деятельности считаем   использование здоровьесберегающих технологий с обучающимися.

Здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы  в работе педагога можно выделить в три подгруппы:

технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, ритмопластика, логоритмика, подвижные игры, физкультминутки, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика);

технологии обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж);

коррекционные технологии (арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, нейропсихологические упражнения).

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционно – развивающей деятельности является одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий, которые мы применяем с обучающимися как в индивидуальной, так и в групповой работе. Почему именно нейропсихология? У обучающихся нашего образовательного учреждения имеются системные нарушения в развитии: страдают и сенсомоторная, и познавательная, и регуляторно-волевая, эмоциональная сферы.

Поэтому специалистами разработана система нейропсихологических игр и упражнений, направленных на формирование и коррекцию психических процессов, моторики, пространственных представлений, основных компонентов речи, эмоционально - волевых качеств личности. Именно нейропсихологический подход оказывается одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Нейропсихологические упражнения направлены на:

развитие высших психических функций: концентрации внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве, зрительного гнозиса;

развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации;

синхронизацию межполушарного взаимодействия;

повышение уровня самоконтроля и саморегуляции;

активизацию энергетического потенциала организма (повышение общей работоспособности)

улучшение качества освоения учебного материала 

Нейропсихологическая  коррекция  предполагает  включение  различных видов упражнений:

дыхательные упражнения (улучшают ритмирование организма (активность мозга, ритм сердца, развивают самоконтроль над поведением)

упражнения – растяжки (способствует оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности).

глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие)

упражнения для артикуляционного аппарата;

игры на межполушарное взаимодействие (оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и сбалансированной работы правого и левого полушарий мозга, тактильные и кинестетические процессы, зрительный гнозис, пространственные представления, интеллектуальных функций)

упражнения релаксационные (стабилизация эмоционального состояния);

упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы.

Мы активно включаем нейроупражнения в коррекционно – развивающие занятия, начиная с начального звена, учитывая специфику возрастного развития.

Данные упражнения проводятся в начале занятия, что способствует снятию тревожности, концентрируется внимание, стабилизируется эмоциональное состояние, после чего обучающиеся готовы к дальнейшей продуктивной работе.

Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами. В одну тренировку не надо включать все упражнения сразу.

Примеры базовых упражнений:

«Разноцветный текст»

Перед вами перечень разноцветных слов. Необходимо по порядку назвать цвет, которым написан текст.

Упражнение Гулливер и лилипуты.

Необходимо прочитать слова начиная с самой большой или самой маленькой буквы, и далее по убыванию или по возрастанию

Назови фигуру и выполни движение

t1741026324aa.gif- скажи «квадрат» и стукни правым кулаком по столу

-t1741026324ab.gif скажи «треугольник» и стукни левым кулаком по столу

-t1741026324ac.gif скажи «круг» и хлопни в ладоши

«Алфавит»

В таблице – алфавит. Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движение руками: Л – левая рука поднимается в левую сторону; П – правя рука поднимается в правую сторону; В – обе руки понимаются вверх.

«Ладошки»

Необходимо положить руки на стол ладошками вниз, сейчас будем поднимать пальчики. Я буду показывать карточки Л (левая) или П (правая) рука, и карточку с буквой (название пальчиков).

Двигательные методики коррекции способствуют стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движения, улучшение межполушарных связей.

зеркальное рисование

нейролабиринты (рисуем двумя руками)

нейродорожки

рисуем узоры на крупе двумя руками

«Две руки» (с поп – ит)

«Повтори за мной» (карточки)

В данной игре необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые

объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные : дикие и домашние животные, цифры, русский и английский алфавит, местоимения,

синонимы, и т.д.

Нейропсихологические игры может использоваться как полноценное занятие, а также как элемент на коррекционных занятиях.

Использование нейрорелаксационных упражнений позволяет оптимизировать процессы возбуждения и торможения, которые регулируются первым блоком. Во время релаксации давление, сердечные и дыхательные процессы нормализуются, стабилизируется приток крови к мышцам и активизируется работа головного мозга, восстанавливается нервно - психическое равновесие и человек чувствует себя отдохнувшим и полным сил.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом, научить ощущать свои эмоции, управлять своим поведением.

В процессе развития, воспитания и обучения дети получают большое количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь ведёт к напряжению мышц. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

Виды нейрорелаксации:

Мышечная («Лимон», «Кораблик», «Сова», «Любопытная Варвара»)

Дыхательная («Ветерок», «Муха», «Цветок»)

Звуковая («Лыжник», «Насос», «Тишина»)

Релаксация при помощи визуализации («Снеговик», Лед-огонь», «Луг»).

Расслабленные мышцы несовместимы со стрессом, беспокойством и тревогой. Именно поэтому мышечное и эмоциональное расслабление позволяет привести в равновесие напряженное сознание. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Это позволяет сделать работу педагогу с детьми более эффективной и успешной.

Релаксация может проводиться как в начале или середине занятия, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.

Хотелось бы отметить важное влияние музыки, цвета и запахов на соматическое и психическое состояние человека. 

Известно, что сочетание перечисленных выше факторов может оказывать различное воздействие  тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее и так далее.

Поэтому продуманное применение музыки, цвета и запахов может повысить эффективность выполняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Таким образом, нейропсихологические игры и упражнения наряду с другими здоровьесберегающими технологиями, прочно вошли в работу педагогов и узких специалистов, заняв свою прочную нишу и принося неоценимый вклад в здоровье подрастающего поколения.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.