Статья «Нейроупражнения как способ подготовки к школе и коррекции трудностей обучения младших школьников»
Нейроупражнения как способ подготовки к школе и коррекции трудностей обучения младших школьников
За последние несколько лет значительно возросло число школьников, испытывающих трудности в обучении. Детям сложно сосредотачиваться и запоминать информацию, они медленно читают, страдают дислексией и сталкиваются с другими проблемами. Исправить это помогают нейроупражнения.
Поскольку мозг ребёнка до 10 лет находится в стадии формирования, то именно в дошкольном и младшем школьном возрасте нейроупражнения являются эффективным способом активизации взаимодействия полушарий и развития речевой активности. Нейроупражнения стимулируют природные механизмы работы мозга, выступая в качестве мозгового тренажёра, совершенствуют его деятельность и усиливают нейронные связи. Благодаря этому обеспечиваются жизненно важные процессы, такие как память, речь, логика, моторика и координация движений.
Можно выделить такие положительные стороны применения нейроупражнений у детей дошкольного и раннего школьного возраста:
- облегчение процессов запоминания и воспроизведения информации;
- активизация мышления;
- улучшение мелкой моторики, а значит и развитие способности к письму;
- укрепление вестибулярного аппарата;
- повышение работоспособности на уроках, снижение утомляемости и нервного напряжения.
Нейроупражнения можно использовать как на занятиях в детском саду, так и на всех этапах урока по любому предмету в начальной школе. Выбирать упражнения педагог может самостоятельно в зависимости от темы урока, возраста и уровня развития детей. Достаточно уделять всего несколько минут на уроке, если следовать основным принципам:
Интервальные повторения пройденного материала;
Последовательное повышение сложности;
Усложнение материала только после усвоения пройденного.
Заниматься с детьми нейроупражнениями можно с четырёх лет. При регулярном и правильном выполнении они быстрее смогут освоить письмо и чтение, что служит хорошей подготовкой к предстоящему обучению в школе.
В этом возрасте применяются самые простые упражнения, например, нейрогимнастика кистей рук. По команде взрослого ребёнок сжимает кулак, затем разворачивает руку и разжимает кулак так, чтобы ладонь смотрела кверху. И снова по команде сжимает кулак, а потом поворачивает руку так, чтобы разжатая ладонь встала на ребро.
Интересным и эффективным является упражнение «Любимое животное». Ребёнок должен встать и наклонить голову так, чтобы ухо касалось плеча, а затем указательным пальцем рисует в воздухе любимое животное. При этом важно следить глазами за кончиком пальца, а упражнение необходимо повторить для каждой руки.
После пяти лет можно предлагать детям более сложные нейроупражнения, которые стимулируют ещё больше мозговых центров. Например, перекрестные шаги. На счет «раз» дети делают шаг, высоко поднимая правое колено и одновременно касаясь его локтем левой руки. На счет «два» всё повторяется с другой ноги. Так можно пройти 10-15 шагов.
Не менее эффективны шаги с предметом. Сначала делается шаг с правой ноги, а одновременно с этим левая рука перемещает какой-либо предмет. Затем наоборот: шаг – с левой ноги, перемещение – правой рукой. Постепенно при повторении упражнений можно увеличивать скорость.
Нейроупражнения для младших школьников не только облегчают процесс обучения, но и помогают раскрыть таланты и творческие способности. Они снижают умственное и физическое напряжение и особенно полезны для тех ребят, которые после уроков посещают ещё кружки и секции.
Ученикам начальных классов подойдут комплексные упражнения, когда ребёнок, например, на каждый шаг проговаривает строчки из стихотворения, либо одновременно двумя руками пытается нарисовать заданную фигуру и т.д. Регулярные занятия в школе и дома помогут скорректировать трудности, возникшие при обучении.
Нейроупражнения имеют огромное положительное влияние на центральную нервную систему детей, который сохраняется на всю дальнейшую жизнь. Правое полушарие мозга, которое отвечает за координацию движений, начинает работать в единой системе с левым, отвечающим за восприятие и творческие способности.
Доказано, что дети, которые в дошкольном и младшем школьном возрасте регулярно занимались нейроупражнениями, быстрее осваивают компьютерные технологии, легче обучаются вождению транспортных средств и в целом отличаются логическим и аналитическим мышлением.