12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Ботвинкина (Кондратюк)144
Доброго времени суток уважаемые коллеги. Меня зовут Анна Николаевна, я работаю педагогом- психологом в КГБПОУ "Бийском техникуме лесного хозяйства". Внедряю интересные техники и методы в работе с различным контингентом студентов. Стаж работы 11 лет.
Россия, Новосибирская обл.
2

Обмен опытом на Круглом столе Организация и осуществление психологического сопровождения разных категорий обучающихся в условиях КГБПОУ «Бийский техникум лесного хозяйства»

Обмен опытом на Круглом столе

Организация и осуществление психологического сопровождения

разных категорий обучающихся в условиях КГБПОУ «Бийский техникум лесного хозяйства»

Уважаемые коллеги, тема сегодняшнего Круглого стола очень актуальна.  В своем выступлении хочу обратить внимание на организацию и осуществление психологического сопровождения разных категорий обучающихся в условиях СПО  

Актуальным в настоящее время является создание в образовательном учреждении СПО организационно-педагогических условий, в которых обучающиеся с ОВЗ, обучающиеся-инвалиды получают возможность приобрести тот уровень психологической и социальной компетентностей, которые позволят им решать разные вопросы, критически оценивать поступки, соотносить свои  интересы с возможностями общества.

Профессиональное образование, по мнению многих исследователей, в наибольшей степени способствует социальной динамике, социальным перемещениям инвалида, позволяет сделать ему обоснованный выбор профессионального и личностного пути развития и тем самым обеспечивает успешную социализацию и интеграцию в общество.

 В этой связи социализация и интеграция выступают как ключевые функции профессионального образования не только для самого инвалида, но и для общества в целом.

Успешная социализация проявляется в усвоении индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, что в свою очередь позволяет раскрыться творческим талантам и способностям личности, занять ей активную жизненную позицию.

При этом, исходя из собственного опыта работы с данной категорией лиц, проблема социализации обучающихся с инвалидностью является наиболее сложной и комплексной среди того круга проблем, которые сопровождают процесс становления личности. В нашем техникуме лесного хозяйства ведется подготовка обучающихся по трем основным профессиональным образовательным программам по следующим профессиям: лесное – лесопарковое хозяйство, технология деревообработки, садово – парковое ландшафтное строительство. Дополнительная специальность Егерь

Согласно разработанному и введенному в действие положению на основе постановления Алтайского края  от 31.01.2013 г. об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей инвалидов в общеобразовательных учреждения, реализующих образовательных  программ начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования было  в 2014 году Положению, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья принимаются в техникум на интегрированную форму обучения при условии, что заключение медико-социально-экспертной комиссии об установлении инвалидности и индивидуального плана обучения, дистанционно, по электронной почте. На сегодняшний день в техникуме обучаются 4 подростков с инвалидностью. Показательна динамика численности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в техникуме, за последние 4 года: 2016– 4 человека;  2017 – 2 человека;  2018–5 человек, 2019 – 4 человека.

В техникуме реализуется план мероприятий по психолого-педагогическому и социально-оздоровительному сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями  здоровья, обучающихся-инвалидов.

Цель сопровождения: оказание всесторонней помощи обучающимся с ограниченными возможностями  здоровья, обучающимся-инвалидам в получении профессионального образования, личностном развитии, укреплении здоровья, социальной адаптации и самореализации.

Для того чтобы процесс профессионального обучения инвалидов и их дальнейшего трудоустройства был успешным, психолого-педагогической службой обеспечивается их адаптация к новой образовательной среде и социализация. Важно подчеркнуть, что данная задача не менее актуальна и для других обучающихся, не имеющих инвалидности или ограничений по здоровью. В этих условиях основные усилия направлены на:

– обеспечение психологического комфорта и защиты личностного пространства обучающихся;

– оказание обучающимся-инвалидам комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе обучения;

– установление связей и партнерских отношений между семьей и техникумом.

С целью выявления проблем адаптации и социализации на первом этапе проводится ряд диагностических процедур со всеми без исключения обучающимися по зарекомендовавшим себя методикам: изучение самооценки психических состояний (Г. Айзенк); изучение социализированности личности (М. И. Рожков); определение индекса толерантности; определение системы ценностных ориентаций (М. Рокич); оценка социально-психологической адаптированности (К. Роджерс и Р. Даймонд в адаптации Т. В. Снегиревой).

Для диагностики обучающихся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья дополнительно применяются проективные методики «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное»; цветовой тест М. Люшера; измерение самооценки (Т. В. Дембо — С. Я. Рубинштейн).

Опыт проведения первичной диагностики показывает, что практически у всех обучающихся-инвалидов, поступающих на первый курс в техникум, наблюдается повышенный уровень тревожности, эмоционального дискомфорта, что говорит о повышенном уровне фрустрации; способность к рефлексии, самоконтролю, коммуникации не сформированы; общий фон активности — невысокий. Они не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, считают, что не способны контролировать события, а ответственность перекладывают на внешние факторы. Низкими оказываются значения по шкале «настойчивость», что само по себе является показателем повышенной лабильности, неуверенности, низкой самооценки и, в конечном счете, влечет трудности в социализации.

Анализ данных, полученных в ходе первичной диагностики, одновременно становится началом второго — коррекционного — этапа работы с обучающимися инвалидами, когда формулируются основные задачи для классного руководителя, педагога-психолога, преподавателей и воспитателей по психолого-педагогическому сопровождению таких обучающихся. На данном этапе нам важно добиться снижения уровня тревожности, установления контактов с другими членами группы, снятия психоэмоционального напряжения, повышения самооценки обучающегося-инвалида.

В рамках коррекционно-развивающих занятий по дисциплине «Социальная адаптация обучающихся» как педагог-психолог провожу серию групповых тренинговых занятий, у по темам

 Блок 1 Информационный

Тема 1.1.Личные психологические зоны риска подростка

Тема 1.2 .Возрастные особенности как факторы риска

Тема 1.3. Психологические признаки опасности

Блок 2. Тренинг нестандартных решений в трудных жизненных ситуациях

Практическая № 1 Самопрезентация и организация группы

          Практическая № 2 Вопросы и ответы

          Практическая № 3 Ассоциация в парах

          Практическая № 4 Мои проблемы

          Практическая № 5  Я могу  уверенно ответить

          Практическая № 6  Я не такой как все, и все мы разные

          Практическая № 7 Стоп! Подумай! Действуй

          Практическая № 8  Тренинг нестандартных поступков и преодоление страха

          Практическая № 9 Основы саморегуляции

Блок  3. Развитие рефлексии, временной  перспективы и способности к целеполаганию

Тема 3.1. Главные цели и определение временных границ

Тема 3.2. Оценка  ресурсов и препятствий

Тема 3.3. Личные стратегии;  Тема 3.4. Как преодолеть тревогу  для обучающихся 1, 2 курса, В ходе занятий используются разнообразные методы арт-терапии: изотерапия, рисование; психодиагностические проективные методики. Первое занятие направлено на снятие у обучающихся психологических барьеров в общении (зажатость, негативизм), способствует процессу адаптации в новом пространстве, вызывает чувство успешности. Второе занятие выявляет семантическое богатство при описании эмоциональных состояний, определению значимости их для обучающегося и  группы в целом. Используемые упражнения, такие как, «Автопортрет в натуральную величину», «Дорисуй лицо и отрази эмоцию», работа с творческим мусором «Карта эмоций»,  способствуют проявлению сотрудничества в условиях командной работы, развивают коммуникативные, творческие и рефлексивные умения. В конце занятий проводится рефлексия содержания учебного материала (используется прием афоризма и незаконченного предложения: обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая фразы из рефлексивного экрана) и рефлексия эмоционального состояния обучающихся.

В нашем техникуме имеется положительный опыт проведения индивидуальных и групповых занятий с разными категориями лиц, в том числе с участием обучающихся-инвалидов по формированию доброжелательной и доверительной обстановки в студенческом коллективе, толерантного отношения к окружающим, взаимного уважения, навыков межличностной коммуникации. При этом используются такие методические средства, как ролевые игры, дискуссии, проигрывание конфликтных ситуаций, разнообразные упражнения с элементами тренинга. Обучающимся инвалидам постепенно и ненавязчиво предлагается взять на себя роль группового лидера, что в значительной мере способствует снижению уровня тревожности, адекватному восприятию своего «Я». Хорошо зарекомендовала себя техника плетения из ниток мандалы своими руками.

Объясняю обучающимся, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности. Мандала является мощным символом, зримой проекцией психического мира.

Творческая работа с мандалой в моей психологической практике – один из методом в исследовании внутренних образов, в работе с подсознанием и интуицией обучающихся. Мандала помогает детям понять себя и свои истинные желания, выразить глубинные чувства и открыть неисчерпаемые возможности, заложенные в каждом человеке. Это своеобразный мостик между внутренним и внешним мирами, он позволяет изобразить в виде рисунка самые тонкие и невыразимые обычными средствами переживания. Мы плетём мандалу, воосоздавая символ собственной личности, «рассказывая» о своих переживаниях в данный момент. Обучающиеся отмечают, что это помогает им упорядочить свой внутренний мир, что само по себе является очень значимым для любого человека, не только для инвалида.

Мы на занятиях как в группе, так и индивидуально знакомимся с разными формами работы с мандалой. Обучающиеся открыли для себя, что создание собственной мандалы — интересный и увлекательный процесс, который несет в себе терапевтическую функцию и является актом индивидуального творчества. Метод мандалы как один из методов арт-терапии эффективен в моей психологической работе работе  с обучающимисяи и используются мной для решения различных эмоциональных проблем обучающихся и и активизации их творческого потенциала.

Не менее важным для успешной социализации обучающихся, в том числе  инвалидов, является их вовлечение во внеурочную жизнь техникума. К моменту окончания обучения в техникуме, например, обучающиеся-инвалиды смогут поместить в свои портфолио не одну грамоту за участие в выставках технического творчества, студенческих конференциях, в художественной самодеятельности, в патриотических воспитательных мероприятиях.

Результаты вторичной диагностики социально-психологической адаптации, которая проводится в конце второго курса, говорит о происходящих качественных изменениях в психическом состоянии обучающихся-инвалидов. Особенно заметным становится снижение уровня тревожности. Следует отметить, что поведение таких ребят значительно меняется. На старших курсах обучающиеся данной категории становятся увереннее, более свободно общаются в коллективе сверстников, достигают более высоких результатов в образовательном процессе. У них проявляется умение критически оценивать свое место в группе, а также свои возможности и способности, адекватная реакция на требования преподавателей, классных руководителей и воспитателей.

Педагогический коллектив техникума стремится к тому, чтобы обучающиеся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя полноценными членами образовательного коллектива, приобрели позитивный жизненный опыт, получили качественное профессиональное образование и стали востребованными специалистами, самостоятельными и ответственными членами общества.


Литература:

Лебедева С. С. Непрерывное образование инвалидов как социальной группы // Непрерывное образование: XXI век, выпуск 1 (5), 2014. — С. 1–13.

Положение об условиях обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в КГБОУ «Техникум лесного хозяйства» (введено в действие приказом директора техникума от 15.07.2015 № 120)







Опубликовано в группе «Дети с ОВЗ в школе. Работа педагога-психолога с особыми детьми.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.