Организация и осуществление психологического сопровождения разных категорий обучающихся в условиях КГБПОУ «Бийский техникум лесного хозяйства»
Обмен опытом на Круглом столе
Организация и осуществление психологического сопровождения
разных категорий обучающихся в условиях КГБПОУ «Бийский техникум лесного хозяйства»
Уважаемые коллеги, тема сегодняшнего Круглого стола очень актуальна. В своем выступлении хочу обратить внимание на организацию и осуществление психологического сопровождения разных категорий обучающихся в условиях СПО
Актуальным в настоящее время является создание в образовательном учреждении СПО организационно-педагогических условий, в которых обучающиеся с ОВЗ, обучающиеся-инвалиды получают возможность приобрести тот уровень психологической и социальной компетентностей, которые позволят им решать разные вопросы, критически оценивать поступки, соотносить свои интересы с возможностями общества.
Профессиональное образование, по мнению многих исследователей, в наибольшей степени способствует социальной динамике, социальным перемещениям инвалида, позволяет сделать ему обоснованный выбор профессионального и личностного пути развития и тем самым обеспечивает успешную социализацию и интеграцию в общество.
В этой связи социализация и интеграция выступают как ключевые функции профессионального образования не только для самого инвалида, но и для общества в целом.
Успешная социализация проявляется в усвоении индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, что в свою очередь позволяет раскрыться творческим талантам и способностям личности, занять ей активную жизненную позицию.
При этом, исходя из собственного опыта работы с данной категорией лиц, проблема социализации обучающихся с инвалидностью является наиболее сложной и комплексной среди того круга проблем, которые сопровождают процесс становления личности. В нашем техникуме лесного хозяйства ведется подготовка обучающихся по трем основным профессиональным образовательным программам по следующим профессиям: лесное – лесопарковое хозяйство, технология деревообработки, садово – парковое ландшафтное строительство. Дополнительная специальность Егерь
Согласно разработанному и введенному в действие положению на основе постановления Алтайского края от 31.01.2013 г. об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей инвалидов в общеобразовательных учреждения, реализующих образовательных программ начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования было в 2014 году Положению, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья принимаются в техникум на интегрированную форму обучения при условии, что заключение медико-социально-экспертной комиссии об установлении инвалидности и индивидуального плана обучения, дистанционно, по электронной почте. На сегодняшний день в техникуме обучаются 4 подростков с инвалидностью. Показательна динамика численности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в техникуме, за последние 4 года: 2016– 4 человека; 2017 – 2 человека; 2018–5 человек, 2019 – 4 человека.
В техникуме реализуется план мероприятий по психолого-педагогическому и социально-оздоровительному сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся-инвалидов.
Цель сопровождения: оказание всесторонней помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся-инвалидам в получении профессионального образования, личностном развитии, укреплении здоровья, социальной адаптации и самореализации.
Для того чтобы процесс профессионального обучения инвалидов и их дальнейшего трудоустройства был успешным, психолого-педагогической службой обеспечивается их адаптация к новой образовательной среде и социализация. Важно подчеркнуть, что данная задача не менее актуальна и для других обучающихся, не имеющих инвалидности или ограничений по здоровью. В этих условиях основные усилия направлены на:
– обеспечение психологического комфорта и защиты личностного пространства обучающихся;
– оказание обучающимся-инвалидам комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе обучения;
– установление связей и партнерских отношений между семьей и техникумом.
С целью выявления проблем адаптации и социализации на первом этапе проводится ряд диагностических процедур со всеми без исключения обучающимися по зарекомендовавшим себя методикам: изучение самооценки психических состояний (Г. Айзенк); изучение социализированности личности (М. И. Рожков); определение индекса толерантности; определение системы ценностных ориентаций (М. Рокич); оценка социально-психологической адаптированности (К. Роджерс и Р. Даймонд в адаптации Т. В. Снегиревой).
Для диагностики обучающихся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья дополнительно применяются проективные методики «Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное»; цветовой тест М. Люшера; измерение самооценки (Т. В. Дембо — С. Я. Рубинштейн).
Опыт проведения первичной диагностики показывает, что практически у всех обучающихся-инвалидов, поступающих на первый курс в техникум, наблюдается повышенный уровень тревожности, эмоционального дискомфорта, что говорит о повышенном уровне фрустрации; способность к рефлексии, самоконтролю, коммуникации не сформированы; общий фон активности — невысокий. Они не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, считают, что не способны контролировать события, а ответственность перекладывают на внешние факторы. Низкими оказываются значения по шкале «настойчивость», что само по себе является показателем повышенной лабильности, неуверенности, низкой самооценки и, в конечном счете, влечет трудности в социализации.
Анализ данных, полученных в ходе первичной диагностики, одновременно становится началом второго — коррекционного — этапа работы с обучающимися инвалидами, когда формулируются основные задачи для классного руководителя, педагога-психолога, преподавателей и воспитателей по психолого-педагогическому сопровождению таких обучающихся. На данном этапе нам важно добиться снижения уровня тревожности, установления контактов с другими членами группы, снятия психоэмоционального напряжения, повышения самооценки обучающегося-инвалида.
В рамках коррекционно-развивающих занятий по дисциплине «Социальная адаптация обучающихся» как педагог-психолог провожу серию групповых тренинговых занятий, у по темам
Блок 1 Информационный
Тема 1.1.Личные психологические зоны риска подростка
Тема 1.2 .Возрастные особенности как факторы риска
Тема 1.3. Психологические признаки опасности
Блок 2. Тренинг нестандартных решений в трудных жизненных ситуациях
Практическая № 1 Самопрезентация и организация группы
Практическая № 2 Вопросы и ответы
Практическая № 3 Ассоциация в парах
Практическая № 4 Мои проблемы
Практическая № 5 Я могу уверенно ответить
Практическая № 6 Я не такой как все, и все мы разные
Практическая № 7 Стоп! Подумай! Действуй
Практическая № 8 Тренинг нестандартных поступков и преодоление страха
Практическая № 9 Основы саморегуляции
Блок 3. Развитие рефлексии, временной перспективы и способности к целеполаганию
Тема 3.1. Главные цели и определение временных границ
Тема 3.2. Оценка ресурсов и препятствий
Тема 3.3. Личные стратегии; Тема 3.4. Как преодолеть тревогу для обучающихся 1, 2 курса, В ходе занятий используются разнообразные методы арт-терапии: изотерапия, рисование; психодиагностические проективные методики. Первое занятие направлено на снятие у обучающихся психологических барьеров в общении (зажатость, негативизм), способствует процессу адаптации в новом пространстве, вызывает чувство успешности. Второе занятие выявляет семантическое богатство при описании эмоциональных состояний, определению значимости их для обучающегося и группы в целом. Используемые упражнения, такие как, «Автопортрет в натуральную величину», «Дорисуй лицо и отрази эмоцию», работа с творческим мусором «Карта эмоций», способствуют проявлению сотрудничества в условиях командной работы, развивают коммуникативные, творческие и рефлексивные умения. В конце занятий проводится рефлексия содержания учебного материала (используется прием афоризма и незаконченного предложения: обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая фразы из рефлексивного экрана) и рефлексия эмоционального состояния обучающихся.
В нашем техникуме имеется положительный опыт проведения индивидуальных и групповых занятий с разными категориями лиц, в том числе с участием обучающихся-инвалидов по формированию доброжелательной и доверительной обстановки в студенческом коллективе, толерантного отношения к окружающим, взаимного уважения, навыков межличностной коммуникации. При этом используются такие методические средства, как ролевые игры, дискуссии, проигрывание конфликтных ситуаций, разнообразные упражнения с элементами тренинга. Обучающимся инвалидам постепенно и ненавязчиво предлагается взять на себя роль группового лидера, что в значительной мере способствует снижению уровня тревожности, адекватному восприятию своего «Я». Хорошо зарекомендовала себя техника плетения из ниток мандалы своими руками.
Объясняю обучающимся, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности. Мандала является мощным символом, зримой проекцией психического мира.
Творческая работа с мандалой в моей психологической практике – один из методом в исследовании внутренних образов, в работе с подсознанием и интуицией обучающихся. Мандала помогает детям понять себя и свои истинные желания, выразить глубинные чувства и открыть неисчерпаемые возможности, заложенные в каждом человеке. Это своеобразный мостик между внутренним и внешним мирами, он позволяет изобразить в виде рисунка самые тонкие и невыразимые обычными средствами переживания. Мы плетём мандалу, воосоздавая символ собственной личности, «рассказывая» о своих переживаниях в данный момент. Обучающиеся отмечают, что это помогает им упорядочить свой внутренний мир, что само по себе является очень значимым для любого человека, не только для инвалида.
Мы на занятиях как в группе, так и индивидуально знакомимся с разными формами работы с мандалой. Обучающиеся открыли для себя, что создание собственной мандалы — интересный и увлекательный процесс, который несет в себе терапевтическую функцию и является актом индивидуального творчества. Метод мандалы как один из методов арт-терапии эффективен в моей психологической работе работе с обучающимисяи и используются мной для решения различных эмоциональных проблем обучающихся и и активизации их творческого потенциала.
Не менее важным для успешной социализации обучающихся, в том числе инвалидов, является их вовлечение во внеурочную жизнь техникума. К моменту окончания обучения в техникуме, например, обучающиеся-инвалиды смогут поместить в свои портфолио не одну грамоту за участие в выставках технического творчества, студенческих конференциях, в художественной самодеятельности, в патриотических воспитательных мероприятиях.
Результаты вторичной диагностики социально-психологической адаптации, которая проводится в конце второго курса, говорит о происходящих качественных изменениях в психическом состоянии обучающихся-инвалидов. Особенно заметным становится снижение уровня тревожности. Следует отметить, что поведение таких ребят значительно меняется. На старших курсах обучающиеся данной категории становятся увереннее, более свободно общаются в коллективе сверстников, достигают более высоких результатов в образовательном процессе. У них проявляется умение критически оценивать свое место в группе, а также свои возможности и способности, адекватная реакция на требования преподавателей, классных руководителей и воспитателей.
Педагогический коллектив техникума стремится к тому, чтобы обучающиеся с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья чувствовали себя полноценными членами образовательного коллектива, приобрели позитивный жизненный опыт, получили качественное профессиональное образование и стали востребованными специалистами, самостоятельными и ответственными членами общества.
Литература:
Лебедева С. С. Непрерывное образование инвалидов как социальной группы // Непрерывное образование: XXI век, выпуск 1 (5), 2014. — С. 1–13.
Положение об условиях обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в КГБОУ «Техникум лесного хозяйства» (введено в действие приказом директора техникума от 15.07.2015 № 120)