Организация обучения детей с ОВЗ в условиях «Дома творчества Октябрьского района г. Улан-Удэ»

2
1
Материал опубликован 18 August 2020

Организация обучения детей с ОВЗ в условиях «Дома творчества Октябрьского района г. Улан-Удэ»


Подготовила: методист МБУ ДО ДТОР ЦДО «Эллада» Ронская П.И.


Проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья, к сожалению, относится к числу проблем, актуальность которых не утрачивается со временем, а возрастает. Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. К данной категории относятся дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Сегодня «особенный» ребенок признан объектом особой заботы государства и субъектом собственного развития. Система образования России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми. Такая категория детей обучается и в нашем Доме творчества.

Как показывает практика, в учреждении дополнительного образования, где основной целью обучения является развитие творческих способностей детей, имеется потенциальный ресурс для создания инклюзивного пространства для детей с ОВЗ и их семей. В качестве основного условия включения детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования следует рассматривать разработку индивидуальных программно-методических комплексов, а также образовательных программ, обеспечивающих обучение детей с ОВЗ в группе.

Педагогами ДТ разработаны адаптированные программы. Так программа «Клевер-инклюзив» рассчитана на детей от 6 до 18 лет. Цель программы: психофизическая и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами танцевально-двигательной терапии и сенсорной интеграции.

Программа направлена на углубленное изучение индивидуальных особенностей детей, выявление и отслеживание их возможностей, и фиксацию динамики их развития. Коллективная работа, основанная на совместной деятельности, способствует формированию позитивного опыта, усвоению групповых норм и ценностей, выстраивает гармоничные взаимоотношения и помогает преодолеть социальную отчужденность. Всё это способствует социализации детей разного возраста и с разными проблемами здоровья. Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего индивидуальному самовыражению и физической интеграции. Считается, что посредством танца и движения можно быстрее и эффективнее установить контакт. В процессе реализации программы «Клевер-инклюзив» применяется и метод сенсорной интеграции.

Сенсорная интеграция - система физических упражнений и особых телесно - ориентированных игр, направленных на развитие способности мозга, объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Метод представляет собой упорядочивание ощущений полученных из окружающего мира посредством игр, с использованием специального оборудования воздействующего на аудиальную, визуальную, кинестетическую, вестибулярную сферы ребенка или взрослого.

Сенсорная информация дает представление об окружающем мире, представление о своем теле. С этой целью в структурном подразделении ЦДО «Эллада» оборудован сенсорно-динамический зал – «Дом Совы» - специальный комплекс с набором оборудования, созданный для восполнения сенсомоторного опыта у детей, благодаря которому дети быстрее добиваются планируемых результатов. В зависимости от целей, в Доме Совы, ребёнок, под руководством педагога, осваивает специально разработанную, для него, программу сенсорной интеграции. Нагружает зрение, слух, тактильное восприятие, вестибулярный аппарат (кувыркается, кружится, раскачивается).

В объединении «Островок чудес» реализуется одноимённая программа «Островок чудес» психолого-педагогической направленности. Она ориентирована на укрепление психического здоровья детей с ОВЗ посредством художественного самовыражения и может рассматриваться как важный психопрофилактический фактор.

Программа учитывает специфические особенности умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития детей с ОВЗ в условиях Дома творчества.

В работе с детьми с ОВЗ очень важно использовать гибкие формы и методы работы. Одной из таких форм является Арт-терапия.

В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми с ограниченными возможностями, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходит улучшение в его эмоциональной и поведенческой сферах.

Арт-терапевтические занятия являются важным компонентом психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в нашем учреждении. Они включают в себя такие формы работы как изобразительная деятельность, музыка, танец, подвижные игры, ролевые игры, театр, сказка и др.

В процессе музыкальной терапии ребенок учится воспринимать музыку, раскрываются его эмоциональные способности, расширяются возможности эмоционального общения и формируется чувство сопереживания другим детям. Танцевальные движения улучшают общую (крупную) и тонкую (мелкую) моторику ребенка, повышают мышечный тонус. К тому же танцевальная терапия способствует общению детей на эмоциональном уровне, разрушая коммуникативные барьеры между ними.

Театральная терапия оказывает мощное стимулирующее воздействие на психику ребенка. В процессе театральной терапии раскрываются мотивы и возможности ребенка.

Занятия разработаны с учетом особенностей развития и реальных возможностей каждого ребенка.

В объединении «Островок чудес» занимаются дети с РАС, синдромом Дауна, ДЦП, с органическими расстройствами личности ввиду поражения мозга, с тугоухостью 3- 4 степени, с ЗППР, ЗРР, СДВГ, с нарушением зрения, у некоторых детей полностью отсутствуют зрительные ощущения. Это дети, имеющие нарушения в эмоционально-волевой сфере, в развитии психических функций, психомоторной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми, в развитии речи. Для педагога особо важным является принятие каждого ребенка, учет его интересов и возможностей, формирование чувства успешности. Успех в любой деятельности основан на понятиях: «мне нравится», «я хочу», «я умею», «верю в себя». Заинтересованность, желание ребенка заниматься способствуют формированию позитивного самоощущения, развитию уверенности в своих силах и способностях, достижению конкретных результатов, открытию радости успешного завершения работы. Именно арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам.

Каждое занятие строится по единому принципу:

Приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);

Вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);

Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);

Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);

Ритуал прощания.

Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыки. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.

Планируемый результат этих увлекательных занятий - свобода творческого самопроявления, умение работать со своими переживаниями, раскрытие внутренних ресурсов ребенка, развитие наблюдательности, воображения, нестандартного мышления.

Образовательная программа по изобразительной деятельности «Волшебный мир» разработана для введения детей с ограниченными возможностями здоровья в мир творчества и знаний. Она способствует успешному развитию творческих способностей и творческого потенциала у детей данной категории.

Программа предполагает комплексный подход к обучению основам изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества и лепке. Именно в условиях учреждения дополнительного образования стал возможным индивидуальный подход к ребенку с любыми способностями, с разным уровнем знаний и ограниченными возможностями. Такая категория детей нуждается в общении, внимании, заботе. Большая ответственность возлагается на педагога, который поможет ребенку с ограниченными возможностями познать мир, сложный и недоступный.

Дети с ограниченными возможностями изолированы от общества, они живут в своём закрытом, недоступном для нас мире. На занятиях эти дети рисуют, лепят, делают аппликации. Их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны, так как их физические возможности ограничены. В занятиях творчеством дети-инвалиды находят отдушину в этом мире, творчество помогает их адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией. Главная проблема, с которой они сталкиваются - это непонимание, отторжение обществом, отсутствие общения со сверстниками, нежелание людей замечать их. Через свои работы они пытаются общаться с нами, найти связь с миром. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. Творческие занятия по программе «Волшебный мир» способствуют решению этой проблемы, так как зачастую они являются единственной возможностью для продуктивной творческой деятельности и социального общения детей с ОВЗ. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, мы создаем условия для успешной адаптации в социуме. У нас дети получают возможность проявить самостоятельность, инициативу, активность. У детей формируются волевые качества, развивается сила воли и выносливость.

Специфика построения занятий у детей с ОВЗ определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на инструкцию взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, используется выполнение работы частями, объяснение чередуется с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей детей. Вся учебно-воспитательная работа в объединении согласовывается с родителями.


Программа объединения "Говорундия" направлена на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе - задачу развития связной речи. Анализ реальной ситуации, сложившийся в системе образования детей, показывает, что количество детей, имеющих недостаток в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Программа способствует социальной адаптации детей, расширению кругозора, накоплению сведений об окружающем мире и языке, поддержке личностного становления, творческого воображения. Целью данной программы является коррекция звукопроизношения и освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Посредством речи ребенок овладевает накопленным опытом, получает навыки коммуникации. Речь непосредственно связана с развитием мышления и познавательной активности, становлением личности. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому чрезвычайно важно уделять внимание развитию речи ребенка. Все выше перечисленные аспекты доказывают целесообразность разработки и реализации данной программы.

Большая часть программы нацелена на формирование фонематической системы, так как она является основой устной и письменной речи и включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Программа «Песочница» является эмоционально – развивающей и художественной одновременно.

Песок является прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей с ограниченными возможностями здоровья. При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность и расслабление – физическое и психическое. Сухомлинский утверждал: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».

Песок – необыкновенно приятный материал. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так. Это особенно важно для создания ситуации успеха для ребёнка. Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.

Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, дать почувствовать ребенку нужным, общительным.

Наблюдая за детьми, мы убедились, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений.

Непосредственно образовательная деятельность предполагает индивидуальную деятельность с ребёнком или совместную деятельность в паре “ребёнок – родитель”.

Активность родителей и их включённость в образовательный процесс является залогом эффективности реализации образовательной программы и процесса социализации. Включение родителей в образовательную деятельность помогает поменять их представление о собственном ребёнке, его месте в обществе, раскрыть творческий потенциал детей и родителей, развивать коммуникативные качества детей и родителей.


Наша цель: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья справиться с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, в обществе и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.

Литература:

1. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1, с.5-16.

2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в практике образования//Аутизм и нарушения развития. 2013.№1(40), с.1-6.

3. Артюшенко Н. П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения// Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. 2011. № 1. - С. 57-76.

4. Голиков Н.А. Дети-инвалиды: инвалидизация, интеграция, инклюзия//Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 16-19.

5. Козлов, В.В., Гиршон, А.Е., Веремеенко, Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В.В.Козлов, А.Е.Гиршон, Н.И.Веремеенко. - М.: Речь, 2005.

6. Раздрокина, Л.Л. Танцуйте на здоровье. Танцевально-­игровые тренинги. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

7. Методическое пособие «Вводный курс по танцевально­-двигательной терапии»/ ИП и ПА. - М., 2014.

Интернет ресурсы:

https://womanadvice.ru/sensornaya-integraciya-teoriya-i-praktika-uprazhneniya-dlya-detey-plyusy-i-minusy


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за публикацию!

18 August 2020