Основы гуманно-личностной педагогики Ш.А. Амонашвили
«Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя»
Шалва Амонашвили
Наблюдая педагогический процесс в современных школах России, мы видим, что он превратился в авторитарно-императивную педагогику, где учебная деятельность заполнена повторением, выполнением, действием по образцу, исправлением ошибок и слушанием.
Чтобы понять весь «трагизм» сложившейся ситуации мы обратились к идеям педагога-новатора Шалвы Александровича Амонашвили, который создал гуманно-личностную педагогику, направленную на изменение отношений к современной школе и взаимоотношений.
Где начинается гуманная педагогика? На старых улочках Варшавы, с приюта для еврейских детей-сирот «Наш дом», как у Януша Корчака.
Или, как у Шалвы Александровича, на залитом солнцем Тбилиси, с рассказов стариков из родного села Бушети. Дедушки, в образе мудреца, умеющего разговаривать с виноградной лозой и смотреть на мир взглядом философа. И бабушки, с ее всепоглощающей добротой и всепрощением. С первых уроков добра отца, директора самой большой в Тбилиси типографии и уроков сердечной матери (9, с. 26).
Ш.А. Амонашвили педагог-новатор, доктор психологических наук, академик, один из первых кто предложил новые методы и формы работы с шестилетками в школе. Разработал и написал несколько книг, методических пособий для учителей и воспитателей. Весь творческий путь ученого состоял из поиска новых идей, истины, возможности обновления педагогического процесса, совершенствование творчества и профессионализма.
Считал, что самое высокое предназначение даруемое учителю и ученику гуманной педагогики – это возможность свободного творчества, как главного условия реализации человеком своей индивидуальности, самобытности, уникальности. Гуманная педагогика подчеркивает не ценность знаний, а ценность человека, для которого эти знания есть уникальная возможность собственного развития, становления.
Раскрыл свое видение высокой духовности и в основу гуманно-личностной педагогики им были заложены такие допущения:
признается действительность Высшего мира, Высшей силы, Высшего разума: Бога, Абсолюта, Творца,
признается бессмертие души человеческой, ее устремленность к вечному совершенствованию и восхождению,
земная жизнь принимается как отрезок пути вечного совершенствования и восхождения души человека.
Изучая, новые учебники и пособия по педагогики для студентов мы видим, что они перепечатываются, не обновляются и не используют труды педагогов-новаторов.
Амонашвили утверждал, что многие учебники по педагогики не пишут о том, что есть дети-шалуны, дети застенчивые, дети способные, дети-тугодумы, что они еще порой ссорятся и дерутся друг с другом. Дети не шумят в традиционных учебниках педагогики, их как будто и вовсе нет. Ни один учебник не обмолвится о том, что такое – шалость, хорошо или плохо ребенку быть шалуном (8).
В настоящее время учебный процесс в школах направлен на бесконечное составление отчетов, заполнение бюрократических документов, программы переписываются по утвержденным шаблонам, в которых не учитывается опыт и мнение педагога.
В 1993 году Шалва Александрович писал о том, что методические разработки составляются без учета индивидуальных особенностей детей, большая часть учебного времени расходуется на опросы, проверочные и контрольные работы, повторение и закрепление пройденного, диктанты. Преобладают способы, которые требуют от школьников запоминать все так, как было сказано и сделано учителем, в результате этого у школьников отсутствуют мотивы учения, лишение самостоятельно мыслить, неприязнь к учителями и отвращение к школе, и к книгам (8).
Определил, что успех школы будет зависеть только от того, как она будет проводить развитие, воспитание ребенка и разработал принципы целостного педагогического процесса:
- познание ребенком себя как человека,
- совпадение личных интересов ребенка с общественными,
- недопустимость принуждения, грубости, несправедливости,
- педагогизация окружающей среды,
- предоставление ребенку необходимого общественного простора для проявления индивидуальности и раскрытия уникальности (1).
В современных школах не хватает творческих специалистов, поэтому работают бездарные учителя, используя авторитарную педагогику.
Шалва Алекандрович размышлял: «У нас очень мало творчески мыслящих учителей, очень мало новаторских начинаний. Если бы таких учителей было очень много, то проблема обновления школы не была бы сложной проблемой, потому в педагогической практике образовался дефицит творчества, были заглушены творческие начинания отдельных учителей и учительских коллективов» (7, с. 41-42).
В 1983 году Амонашвили говорил о создании новой системы, начиная, с первого класса, учитель должен учить, а воспитатель – воспитывать. Эта система в современной школе не прижилась, потому что нет специалистов по воспитанию детей: отсутствие интереса к человеку, не знание индивидуальных особенностей ребенка, сложность в общении с родителями и детьми, не развивается профессиональный опыт, мало знаний, не читают.
Большим вкладом в развитие гуманной педагогики стали разработанные им оценочные основы педагогического процесса в начальной школе. Доказал, что одной из основных причин недостаточной познавательной активности школьников и отсутствия у них интереса к учению является несовершенство методов и форм оценивания результатов учения. Традиционное оценивание знаний школьников ограничено, бесполезно и вредно, потому, что дети начинают ловчить, чтобы получить хорошие оценки; по полученным отметкам начинают судить об учениках, делить их на «хороших» и «плохих». Именно, самооценка учения школьником является составной частью педагогического процесса, где ученик должен самостоятельно анализировать результаты учения, исправлять недочеты, ошибки и уметь давать самооценку (8).
Амонашвили представлял новую школу, как источник общения и сотрудничества учителя и ученика, а проведение урока, как «аккумулятор жизни детей», и разработал следующие требования:
- совместная деятельность учащихся и учителя на творческой основе и духовной общности,
- сотрудничество,
- насыщенность урока жизнью,
- создание ситуаций радости,
- мастерство формирования вопросов,
- уважение к интеллектуальному труду учеников,
- доброжелательность и доверие,
- ведение урока с позиций детей,
- эмоциональность и художественное наполнение урока,
- использование игровых технологий и элементов романтики,
- создание общественного мнения в классе,
- обучение школьников самооценке своего продвижения в учении,
- организация коллективной учебно-познавательной деятельности (1).
Шалва Александрович Амонашвили мечтал о такой задаче воспитания школьников, чтобы они за пределами школы, уроков росли любознательными, читающими и счастливыми. Для этого необходимо воспитывать и учить детей так, как требует время и образ жизни, а не старые правила, которые создавались для другого времени и общества.
Список литературы
- Акинфиев, С.И. Основные черты гуманно-личностной педагогической концепции Ш.А. Амонашвили, 70 – 90-е гг. XX в. автореф. дис. к-та пед. наук.
- Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – Москва: Педагогика, 1984. – 297 с.
- Амонашвили, Ш.А. Школа жизни: трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики / Ш.А. Амонашвили. – Москва: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2007.
- Амонашвили, Ш.А. Единство цели: (В добрый путь, ребята!): Пособие для учителя / Ш.А. Амонашвили. – Москва: Просвещение, 1987.
- Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя / Предисл. А.В. Петровского. - Москва: Просвещение, 1983. - 208 с.
- Амонашвили, Ш.А. Как живете, дети?: Пособие для учителя / Ш. Амонашвили. - Рига: Звайгзне, 1988. - 172 с.
- Амонашвили, Шалва Александрович Размышления о гуманной педагогике / Шалва Амонашвили. - Москва: Издат. дом Шалвы Амонавили, 2001. - 463 с.
- Амонашвили, Ш.А. Бездетная педагогика / Ш.А. Амонашвили // «Первое сентября» №12/ 2014.
- Богуславский, М.В. Феномен Ш.А. Амонашвили / М.В. Богуславский // Проблемы современного образования №1, 2011 с. 26.