Статья «Основы информационной безопасности детей при подготовке педагога к образовательной деятельности в ДОУ»
Современный этап развития человечества называют веком информационных технологий. Человек уже не представляет жизнь без компьютера, интернета и других цифровых ресурсов.
Мир стремительно меняется и образование не всегда находит ответ на вызов современности. Одним из вызовов, является информационная безопасность и их социализация в условиях информационной среды. В связи с этим, был принят закон от 29.12.2010 г. №436-ФЗ (ред. от 18.12.2018.г) «О защите детей от информации причиняющей вред их здоровью и развитию».
На данный момент, можно сказать, что информационно - образовательная среда для ребенка считается небезопасной.
В ФГОС ДО все направления развития и образования дошкольников представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Такое деление весьма условно, так как например, эмоциональное или творческое развитие дошкольников формируется при обязательном учете принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. Педагоги дошкольных образовательных учреждений ежедневно развивают, обучают и воспитывают детей, и немалую часть времени отводят на подготовку к занятиям по всем образовательным областям, обязательно учитывая при планировании:
- Приоритетные направления развития образовательной системы РФ,
- Нормативные документы по вопросам воспитания и обучения,
- ФГОС ДО,
- Законодательство о правах ребенка,
- Основные закономерности возрастного развития,
- Основы психодидактики и поликультурного образования,
- Основные методики воспитательной работы,
- Конвенцию о правах ребенка,
- Педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию…
- И многое другое.
В последнее время, при подготовке к занятиям педагог должен уделять большое внимание и информационной безопасности. Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Давайте разберем основные критерии информационной безопасности, которые необходимые учитывать педагогу при подготовке к образовательной деятельности. Педагог должен п роанализировать все, что окружает ребенка (предметно-развивающую среду), материалы и оборудование, которое будет применяться на занятие на наличие информации, которая может негативно повлиять на формирование и развитие личности ребенка:
- Соответствие информационной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям детей.
- Развитие мировосприятия детей и их психологического благополучия, формирования у детей позитивной картины мира и адекватных базисных представлений об окружающем мире и человеке: базовое доверие к миру, система представлений о мире (природе, обществе и личности) как безопасном, справедливом, в котором торжествуют силы добра и справедливости.
- Ценностное, моральное, нравственно-этическое развитие детей – формирование ценностных ориентаций, усвоение моральных норм, этических представлений, соответствующих нравственным гуманистическим идеалам.
- Усвоение системы семейных ценностей и представлений о семье - оптимизация родительско-детских отношений, формирование установок уважения, доверия, толерантности, равноправия в семейных отношениях.
- Развитие системы социальных и межличностных отношений и общения детей – сформированность мотивов общения, овладение средствами и способами эффективного общения и умения конструктивно разрешать конфликты; позитивный образ и ожидания в отношении общения и взаимодействия с родителями, педагогами, сверстниками, друзьями как партнерами равноправного общения; позитивный опыт дружеских отношений.
- Удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересов ребенка, детской любознательности, исследовательской активности – использование интерактивных методов, позволяющих ребенку реализовать познавательную активность и способствующую развитию познавательной мотивации и широких интересов.
- Когнитивное развитие детей – предоставление содержательной, достоверной, научнообоснованной информации, адекватной возрасту ребенка и создающей зону ближайшего развития. Развитие всех видов мыслительных процессов.
- Развитие творческих способностей детей.
- Формирование толерантности личности, установок толерантного сознания и поведения, исключающих этноцентризм и культуроцентризм, ксенофобию, мигрантофобию, шовинизм.
- Развитие личности, Я-концепции, социальной (гражданской, этнической, гендерной) и личностной идентичности детей – развитие позитивной самооценки, самоприятия и самоуважения ребенка, активности, самостоятельности, воли на основе адекватных задачам развития образцов для социальной, личностной, гражданской, этнической, гендерной и половой идентификации и обеспечении условий сохранения личностной целостности интеграции.
- Эмоционально-личностное развитие и эмоциональное состояние – стабилизация эмоционального статуса, формирование эмпатии, высших чувств, фрустрационной устойчивости, предупреждение страхов, тревожности, депрессии, дисфории, эйфории, лабильности.
- Отсутствие рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения.
Поэтому перед нами взрослыми стоит колоссальная задача, создать такое образовательное пространство, которое позволит обеспечить социальное развитие личности воспитанников и их подготовке к обучению в школе и эффективному участию в общественной жизни в условиях информационного общества.
Все перечисленные выше критерии прописаны в Концепции информационной безопасности детей Российской Федерации, утвержденной правительством Российской Федерации от 28 апреля 2023 года №1105-р. Государственная политика в области обеспечения информационной безопасности направлена на необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современной информационной среде, а мы педагоги должны им в этом помочь.
В заключении хочется сказать, что в дошкольном учреждении педагоги должны тщательно фильтровать информацию, прежде чем доносить ее до детей.