ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Системное недоразвитие речи — это нарушение компонентов речевой системы у детей с интеллектуальными нарушениями. При системном недоразвитии речи нарушатся формирование лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи в разной степени выраженности.
У первоклассников коррекционной школы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями не сформированы такие фундаментальные предпосылки речевого развития, как познавательный интерес, предметная деятельность, эмоционально-волевые усилия и психические процессы [1].
Фонематическая сторона речи отвечает за умение различать и дифференцировать фонемы родного языка. Если даже у детей с сохранным интеллектом недоразвитие фонематической стороны затрудняет развитие речи, то у детей с интеллектуальными нарушениями, отличающихся ограниченной восприимчивостью, замедленной реакцией, недифференцированностью ощущений, этих трудностей гораздо больше. Фонематическое развитие этих детей находится на очень низком уровне, даже элементарные формы фонематического анализа формируются достаточно долго и трудно. В свою очередь, отставание процесса формирования фонематических функций у детей с нарушением интеллекта тормозит развитие таких важных интеллектуально-психических процессов, как мышление, память, внимание, что требует целенаправленного коррекционно-логопедического воздействия с целью компенсации данного отставания.
Несовершенство фонематической стороны речи сказывается, в первую очередь, на звукопроизношении и формировании навыков звукового анализа, без которых в дальнейшем невозможно становление навыков чтения и письма [2].
Одной из актуальных проблем логопедии является коррекционно- развивающая работа по формированию фонематической стороны речи у детей с интеллектуальными нарушениями. Это обусловлено несколькими обстоятельствами: широкой распространенностью данного дефекта у школьников в коррекционных школах; важностью своевременной коррекции фонематической стороны для овладения письменной речью; усложнением структуры речевых отклонений и увеличением сопутствующих нарушений у всех категорий детей с отклонениями в развитии; необходимостью выявления типичных и индивидуальных различий в фонематическом восприятии, что позволяет проводить эффективную дифференцированную работу на логопедических занятиях.
С целью исследования фонематической стороны речи у учащихся первых классов с системным недоразвитием речи легкой степени и с нормативным психоречевым развитием был проведен констатирующий эксперимента.
Выборка исследования составила 18 учащихся первых классов, из них: 6 учащихся первых классов с системным недоразвитием речи легкой степени и І2 учащихся первых классов с нормативным психоречевым развитием. Для исследования фонематической стороны речи у учащихся первых классов с системным недоразвитием речи легкой степени и с нормативным психоречевым развитием были подобраны следующие методики: «Обследование фонематического восприятия», «Дифференциация фонем представлению», «Дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа», «Обследование фонематического анализа», «Обследование фонематического синтеза».
При обследовании состояния фонематического восприятия выявлены следующие результаты: высокий уровень у 10 учащихся с нормативным развитием (83,4 %), средний уровень у 2 учащихся с нормативным развитием (16,6 %) и у З учащихся с системным недоразвитием речи (50,0 %). Низкий уровень у З учащихся с системным недоразвитием речи (50,0 %).
При исследовании дифференциации фонем по представлению выявлены следующие результаты: высокий уровень у І1 учащихся с нормативным развитием (91,7 %), средний уровень у 1 ребенка с нормативным развитием (8,3 %) и у 2 учащихся с системным недоразвитием речи (33,2 %). Низкий уровень у 4 учащихся с системным недоразвитием речи (66,8 %).
При исследовании навыка дифференциации фонем на основе слухопроизносительного анализа выявлены следующие результаты: высокий уровень у 12 учащихся с нормативным развитием (100,0 %), средний уровень у 4 учащихся с системным недоразвитием речи (66,8 %) Низкий уровень у 2 учащихся с системным недоразвитием речи (33,2 %).
При исследовании фонематического анализа выявлены следующие результаты: высокий уровень у 7 учащихся с нормативным развитием (58,5 %), средний уровень у 5 учащихся с нормативным развитием (41,5 %). Низкий уровень у 6 учащихся с системным недоразвитием речи (100,0 %).
При исследовании фонематического синтеза выявлены следующие результаты: высокий уровень у 8 учащихся с нормативным развитием (66,8 %), средний уровень у 4 учащихся с нормативным развитием (33,2 %). Низкий уровень у 6 учащихся с системным недоразвитием речи (100.0 %).
Проведенный констатирующий эксперимент выявили большое количество нарушений фонематической стороны речи у учащихся первых классов коррекционной школы с системным недоразвитием речи легкой степени, а именно: недостаточная сформированность навыка выделения заданного звука из ряда звуков, слогов и слов; трудности отбора слов с заданным звуком на основе собственных представлений; недостаточная дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа; несформированность навыка определения первого и последнего звуков в словах; большое количество ошибок при синтезе слов из отдельных звуков.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет сделать вывод необходимости проведения логопедической коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление нарушений фонематической стороны речи у учащихся первых классов коррекционной школы с системным недоразвитием речи легкой степени.
Список литературы:
1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. - М.: Владос, 2004. — 112 с.
2. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова.-СПб.: Союз. Лениздат, 2001.-238 c.