12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фомичева Анастасия Сергеевна80















Фомичева Анастасия Сергеевна

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 59 « Ягодка»,

г. Тамбов




Развитие фонематического слуха у дошкольников

с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством перфокарт


Среди актуальных проблем логопедической науки и практики последних лет является увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями.

Самое многочисленное речевое нарушение, возникающее у детей старшего дошкольного возраста, является фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка и фонематических процессов, такие как: фонематический слух и фонематическое восприятие.[1]

В области преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи в отечественной логопедии занимались такие специалисты: В.И. Бельтюков, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многие другие.[5]

Одним из основных симптомов при фонетико-фонематическом недоразвитии речи является несформированность фонематического слуха у детей.

В связи с тем, что у детей дошкольного возраста с недоразвитием фонетико-фонематического недоразвития речи нарушен фонематический слух, то возникают проблемы в неправильном распознавании слов, сложности восприятии информации и общения, ошибки при чтении и письме.[2]

Фонематический слух у ребенка начинает формироваться крайне рано. При появлении на свет слух детей не адаптирован к тонкому различению речевых звуков. Лишь через пару недель малыш начинает различать именно речевые звуки.[4]

С возрастом фонематические процессы только улучшаются и закрепляются. Дошкольник четко и верно различает фонемы близкие по акустическим и артикуляционным признакам. Уже к 4 годам ребенок должен дифференцировать все фонемы и к тому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения. [3]

Важным направлением логопедической работы является развитие фонематического слуха, которое осуществляется ежедневно учителем-логопедом на индивидуальных занятиях. Для развития фонематического слуха предлагается использовать перфокарты.

Перфокарта по развитию фонематического слуха представляет собой папку с листами А4. На каждом листе изображены предметные картинка, под которыми вырезано окошко. Под этот лист в папку закладывается чистый листок бумаги такого же формата. Предметные картинки подобраны так, что часть из них содержит в названиях заданный звук (например, [с]), а в названиях других картинках данной фонемы нет.

Целью работы с перфокартой считается, нахождение заданной фонемы на основе четкого, громкого проговаривания названия предметной картинка.

Для выполнения этой игры, дошкольнику старшего возраста нужно назвать четко и внятно картинки, отыскать все предметные картинки, имеющие в наименовании данный звук, и закрасить под ними окошко. В последствие этого листок вынимается из перфокарты. Все пометки соединяются линиями. Если рисунки определены верно, должна получится буква, обозначающая данный звук.

В процессе работы с перфокартой у ребенка старшего дошкольного возраста развивается фонематический слух, мышление, память, мелкая моторика, обогащается словарный запас, формируются навыки графического изображения фонемы, то есть дошкольник знакомиться с буквой.

Работать с перфокартой нужно в свободном тихом помещении. Перед дошкольником не должно быть отвлекающих предметов.

Длительность всего занятия по развитию фонематического слуха с использованием перфокарты составляет 15-20 минут.

Пример работы по перфокарте на звук [н].


Рисунок 1. Работа с перфокартой на звук [н]t1585822824aa.jpgt1585822824ab.gif


t1585822824ac.pngt1585822824ad.jpgt1585822824ae.gif


Рисунок 2. Графическое изображение звука [н]


После этого учитель-логопед снимает с листа перфокарту и просит ребенка соединить последовательно значки так, чтобы получилось графическое изображение фонемы [н], то есть буква –"Н".

Для наиболее эффективного проведения логопедической работы было составлено примерное перспективное планирование по развитию фонематического слуха детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием перфокарт для учителя-логопеда. Перспективное планирование представлено в таблице 1.

Таблица 1. Перспективное планирование коррекционной работы по развитию фонематического слуха старших дошкольников с фонетико-

фонематическим недоразвитием речи

Месяц

Недел

я

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Октябрь

1

Работа с перфокартой на звук [с].

Работа с перфокарто

й на звук [з].

Работа с перфокартой на звук [ц].

Работа с перфокартой [с], [з], [ц].

Работа с перфокартой на звук [ш]

2

Работа с перфокартой на звук [ж].

Работа с перфокарто й на звук

[ч].

Работа с перфокартой на звук [ш],

[ж], [ч].

Работа с перфокартой на звук [л].

Работа с перфокартой на звук [р].

3

Работа с перфокартой на звук [л] [р].

Работа с перфокарто й на звук

[п].

Работа с перфокартой на звук [б].

Работа с перфокартой на звук [т].

Работа с перфокартой на звук [д].


Таким образом, при работе с перфокартой у дошкольника 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи развивается слуховое внимание, ребенок дифференцирует на слух звуки речи в названии слов, формируются графомоторные навыки. Необходимо отметиь, что только при систематической целенаправленной логопедической работы с использованием перфокарт по развитию фонематического слуха у детей 5-6 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи повышается качества речевого развития, письма и чтения.

Литература

 Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие. Тамбовская типография: Пролетарский светоч,2007.

Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематических процессов у детей фошкольного возраста. М.: Просвещение 1963.

Ковшиков В.А. Исправлениенарушений различия звуков. Методы и дидактические материалы. С.-Пб.: САТИС,1995.

Корнеев А.Н. О медико-псхологических принципах предупреждения дислексии у детей. Л.: изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена.1988.

Филичива Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2008. 

Опубликовано


Комментарии (3)

Горячева Наталья Валерьевна, 02.04.20 в 16:50 2Ответить Пожаловаться
Хорошее занятие, спасибо!
Кияйкина Наталья Федоровна, 02.04.20 в 16:54 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за содержательную и полезную статью.
Фомичева Анастасия Сергеевна, 02.04.20 в 16:55 0Ответить Пожаловаться
Очень приятно слышать! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.