Статья «Развитие фонематического слуха у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством перфокарт»
Фомичева Анастасия Сергеевна
Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 59 « Ягодка»,
Развитие фонематического слуха у дошкольников
с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством перфокарт
Среди актуальных проблем логопедической науки и практики последних лет является увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями.
Самое многочисленное речевое нарушение, возникающее у детей старшего дошкольного возраста, является фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка и фонематических процессов, такие как: фонематический слух и фонематическое восприятие.[1]
В области преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи в отечественной логопедии занимались такие специалисты: В.И. Бельтюков, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многие другие.[5]
Одним из основных симптомов при фонетико-фонематическом недоразвитии речи является несформированность фонематического слуха у детей.
В связи с тем, что у детей дошкольного возраста с недоразвитием фонетико-фонематического недоразвития речи нарушен фонематический слух, то возникают проблемы в неправильном распознавании слов, сложности восприятии информации и общения, ошибки при чтении и письме.[2]
Фонематический слух у ребенка начинает формироваться крайне рано. При появлении на свет слух детей не адаптирован к тонкому различению речевых звуков. Лишь через пару недель малыш начинает различать именно речевые звуки.[4]
С возрастом фонематические процессы только улучшаются и закрепляются. Дошкольник четко и верно различает фонемы близкие по акустическим и артикуляционным признакам. Уже к 4 годам ребенок должен дифференцировать все фонемы и к тому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения. [3]
Важным направлением логопедической работы является развитие фонематического слуха, которое осуществляется ежедневно учителем-логопедом на индивидуальных занятиях. Для развития фонематического слуха предлагается использовать перфокарты.
Перфокарта по развитию фонематического слуха представляет собой папку с листами А4. На каждом листе изображены предметные картинка, под которыми вырезано окошко. Под этот лист в папку закладывается чистый листок бумаги такого же формата. Предметные картинки подобраны так, что часть из них содержит в названиях заданный звук (например, [с]), а в названиях других картинках данной фонемы нет.
Целью работы с перфокартой считается, нахождение заданной фонемы на основе четкого, громкого проговаривания названия предметной картинка.
Для выполнения этой игры, дошкольнику старшего возраста нужно назвать четко и внятно картинки, отыскать все предметные картинки, имеющие в наименовании данный звук, и закрасить под ними окошко. В последствие этого листок вынимается из перфокарты. Все пометки соединяются линиями. Если рисунки определены верно, должна получится буква, обозначающая данный звук.
В процессе работы с перфокартой у ребенка старшего дошкольного возраста развивается фонематический слух, мышление, память, мелкая моторика, обогащается словарный запас, формируются навыки графического изображения фонемы, то есть дошкольник знакомиться с буквой.
Работать с перфокартой нужно в свободном тихом помещении. Перед дошкольником не должно быть отвлекающих предметов.
Длительность всего занятия по развитию фонематического слуха с использованием перфокарты составляет 15-20 минут.
Пример работы по перфокарте на звук [н].
Рисунок 1. Работа с перфокартой на звук [н]
Рисунок 2. Графическое изображение звука [н]
После этого учитель-логопед снимает с листа перфокарту и просит ребенка соединить последовательно значки так, чтобы получилось графическое изображение фонемы [н], то есть буква –"Н".
Для наиболее эффективного проведения логопедической работы было составлено примерное перспективное планирование по развитию фонематического слуха детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием перфокарт для учителя-логопеда. Перспективное планирование представлено в таблице 1.
Таблица 1. Перспективное планирование коррекционной работы по развитию фонематического слуха старших дошкольников с фонетико-
фонематическим недоразвитием речи
Месяц | Недел я | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Октябрь | 1 | Работа с перфокартой на звук [с]. | Работа с перфокарто й на звук [з]. | Работа с перфокартой на звук [ц]. | Работа с перфокартой [с], [з], [ц]. | Работа с перфокартой на звук [ш] |
2 | Работа с перфокартой на звук [ж]. | Работа с перфокарто й на звук [ч]. | Работа с перфокартой на звук [ш], [ж], [ч]. | Работа с перфокартой на звук [л]. | Работа с перфокартой на звук [р]. | |
3 | Работа с перфокартой на звук [л] [р]. | Работа с перфокарто й на звук [п]. | Работа с перфокартой на звук [б]. | Работа с перфокартой на звук [т]. | Работа с перфокартой на звук [д]. |
Таким образом, при работе с перфокартой у дошкольника 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи развивается слуховое внимание, ребенок дифференцирует на слух звуки речи в названии слов, формируются графомоторные навыки. Необходимо отметиь, что только при систематической целенаправленной логопедической работы с использованием перфокарт по развитию фонематического слуха у детей 5-6 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи повышается качества речевого развития, письма и чтения.
Литература
Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие. Тамбовская типография: Пролетарский светоч,2007.
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематических процессов у детей фошкольного возраста. М.: Просвещение 1963.
Ковшиков В.А. Исправлениенарушений различия звуков. Методы и дидактические материалы. С.-Пб.: САТИС,1995.
Корнеев А.Н. О медико-псхологических принципах предупреждения дислексии у детей. Л.: изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена.1988.
Филичива Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2008.
Горячева Наталья Валерьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Фомичева Анастасия Сергеевна