Особенности обучения математике детей с ЗПР

1
0
Материал опубликован 5 December

Особенности обучения математике детей с ЗПР



Кто такие обучающиеся с задержкой психического развития?

Задержка психического развития (ЗПР) – это сниженное интеллектуальное функционирование, ограничение адаптивного восприятия, когда отдельные психические функции (мышление, внимание и память) отстают в развитии от установленных психологических норм для определенного возраста.

В современном мире образование считается неотъемлемой частью жизни человека. Дети с ЗПР зачастую встречаются и в обычных классах. Так все дети в классе могут быстрее адоптироваться и социализироваться в современном обществе. В своей статье я хочу рассмотреть особенности обучения математике детей с задержкой психического развития.

Математика — это не просто школьный предмет, это фундамент, который помогает грамотно строить ход мыслей, то есть развивает логику. А так же математика способствует развитию памяти.

Но зачем же школьникам нужна математика?

1. Занятия математикой тренируют память

Память – одна из главнейших функций психики, на которой строятся остальные процессы. Поэтому с раннего детства ребенка нужно обучать способам и приемам эффективного запоминания информации.

Память – это свойство мозга, в основе которого лежат процессы, обеспечивающие запоминание, сохранение, воспроизведение (припоминание), узнавание и забывание информации. Благодаря памяти, сознание человека не ограничивается настоящим, а включает прошлый опыт, знания.

Многие родите уверены, что занятия математикой положительно влияют на ребенка, но самом деле это не совсем так. Вычисления будут нести пользу ребенку только в одном случае, если ребенок высчитывает осознано, а не механически.

До 7 лет дети пользуются пальцами или различными предметами, чтобы что-то сосчитать. Но одно это умение не разовьет математическое мышление. Именно решение задач тренирует мозг и память, развивает гибкость ума, помогая понять взаимосвязи и охватывать проблему целиком, чтобы находить нестандартные выходы из различных ситуаций.

2. Математика учит думать

Регулярные тренировки в спортзале укрепляют тело, а постоянные занятия математикой тренируют ум. В процессе вычислительной деятельности у ребенка улучшается:

способность рассуждать и анализировать;

логически мыслить;

выделять главное;

структурировать и делать выводы.

На базе школьного предмета Математика мы рассмотрим особенности обучения детей с задержкой психического развития в начальной школе.

Основные трудности в обучении математике. Обучение математике, как и другим школьным предметам, базируется на знаниях и представлениях, которые дети формируют в дошкольный возраст. Взаимодействуя с равными и взрослыми, они постепенно накапливают информацию, на основе которой строится их дальнейшее обучение в школе. Процесс мышления развивается на основе этого накопленного опыта. Практические действия становятся важным инструментом для проверки верности или неверности знаний, которые затем становятся необходимыми для развития мыслительных способностей. Часто учащиеся с задержкой психического развития сталкиваются со следующими трудностями.

Ошибки при решении арифметических примеров становятся устойчивыми из-за частично усвоенного материала и плохо сформированных вычислительных навыков. По причине отсутствия прочных ассоциативных связей между различными способами обозначений количественных понятий у учащихся возникают затруднения при переводе из одной формы обозначения (буквенной) в другую - цифровую.

Частые и элементарные ошибки при выполнении действий сложения и вычитания, умножения и деления появляются по причине:

незнания состава числа;

непонимания взаимосвязи между операциями сложения и вычитания;

затруднений в соотнесении действий умножения и деления.

Недостаточное развитие смысловой памяти создает трудности в назывании необходимых элементов для выполнения арифметических операций. Некоторые учащиеся имеют проблемы с обратным счётом, определением позиции числа в натуральном ряду, а также распознаванием четных и нечетных чисел. В этом случае наблюдается несформированность понятия числового ряда. Это затрудняет учащимся быстро и точно выполнять умственные операции с различными количественными величинами, такие как:


- недостаток мыслительных операций анализа и синтеза;


- проблемы с оперативной памятью.


Часто успех в обучении математике зависит от типа мышления. Недостаток мыслительной операции абстрагирования может вызывать сложности в переходе от конкретных действий к абстрактным, что необходимо для решения примеров и задач. Ограниченная гибкость мышления и неспособность использовать мыслительные операции с различными математическими материалами приводят к невозможности решать задачи несколькими способами или создавать альтернативные варианты решений. Нерациональное решение задач и примеров у школьников наблюдается из-за:


- неумения выделять ключевые моменты в записях примеров и текстах задач;


- трудностей в установлении математических (логических) закономерностей.

С конца 1970-х гг. в нашей стране ведутся исследования особенностей формирования математических навыков у детей с задержкой психического развития. Педагоги отмечают, что дети приходят в школу с небольшим запасом знаний и представлений об окружающей действительности, что мешает усвоению школьной программы. Особенно заметным является недостаток элементарных математических умений.

Дети с ЗПР часто не способны назвать числа в обратном порядке. Некоторые из них даже не понимают такого задания. Наибольшие трудности вызывает счет от одного заданного числа до другого в прямом и обратном порядке. Например, учитель дает ученику инструкцию: «Считай от трех до тех пор, пока не настанет восемь». Без специального обучения дети с задержкой психического развития не овладевают этим умением.

У школьников с задержкой психического развития замедленно формируются навыки счета. Они передвигают предметы, манипулируют ими, произносят вслух числительные. Успешно обучающиеся сверстники уже умеют «считать глазами». Для них элементарные математические навыки стали интериоризированным умственным действием.

У значительной части детей с задержкой психического развития вызывают затруднения задания на порядковый счет. Возникают характерные ошибки: пропуски числительных, переход на количественный счет. При сравнении множества предметов они правильно указывают большую и меньшую группы, не прибегая к пересчету предметов. Трудности возникают при сравнении близких по количеству объектов. Например, пять или шесть птиц на ветке дерева. При предъявлении равночисленных множеств предметов, как правило, дети отвечают: «Здесь столько же, сколько там», «Тут все одинаково», «Везде равно». Однако встречаются ученики, которые долго пытаются найти несуществующую разницу в количестве предметов, сравнивая их в обеих группах.

Существенные проблемы возникают у учащихся с задержкой психического развития при решении арифметических задач. Подавляющее большинство из них могут образно представить себе ситуацию из задачи и математически выразить имеющиеся в ней предметно-количественные отношения, разобраться в зависимости величин, которые составляют содержание задачи. В коррекционной педагогике сложилось мнение, что по умению решать самые простые задачи на нахождение суммы шестилетние дети с задержкой психического развития соответствуют своим нормально развивающимся сверстникам. Сложнее им удается справиться с задачами на нахождение остатка. Изучение уровня знаний детей по математике показало, что элементарные знания по этому предмету учащиеся с задержкой психического развития приобретают медленно. Потребуется определенный период подготовительных практических упражнений, в процессе которого учащиеся не только восполнят отставание в своем развитии, но и приобретут известную готовность к усвоению последующих разделов школьной программы.

Решение арифметических задач является сложной аналитико-синтетической деятельностью. Учащемуся нужно наглядно представить описанные в задаче жизненные ситуации и одновременно с этим - отвлечься, абстрагироваться от деталей условия и перевести их в логический и арифметический план. Затруднения в усвоении материала по математике у большинства школьников возникают в результате недостаточного развития абстрактно-логической формы мышления (В. И. Зыкова). Уровень развития мышления еще недостаточен для правильного восприятия и понимания символических математических моделей предметов и явлений. Недостаток формирования этой формы мышления отчетливо проявляется в учебных заданиях, требующих обобщения.

Формулировка общих признаков и закономерностей у предметов и явлений также невозможна без развитой абстрактно-логической формы мышления. Ученикам не удается самостоятельно выделять существенные связи между частями условия задачи, находить основную мысль и определять правильное решение. Вместо этого дети с задержкой психического развития обращают больше внимания на несуществующие детали, хаотично выбирают арифметические действия для получения результата.

Большие затруднения вызывают у детей задачи с косвенной формулировкой условия. В косвенной форме от учеников требуется увеличить или уменьшить число на несколько единиц, а также определить, найти неизвестные компоненты арифметического действия. Их решение подразумевает дополнительные рассуждения, необходимость представления описанных в задаче событий как бы в обратном порядке.

Исходя из выше перечисленных особенностей мы можем сделать такой вывод:

Практика обучения школьников с задержкой психического развития показывает, что они испытывают значительные трудности в составлении краткой записи условий задач и не ориентируются на неё при выполнении арифметических операций для получения правильных ответов. Эти учащиеся часто не вникают в содержание задач и не стремятся понять взаимосвязи между указанными величинами. Не случайно одной из основных целей является постепенное освоение краткой записи условий задач детьми с задержкой психического развития. На начальном этапе необходимо выделить в тексте отдельные смысловые элементы, подчеркнуть наиболее важные слова и числа, которые несут основную смысловую нагрузку при поиске решения. Затем ребенку следует сделать самостоятельную запись в тетради.


Полученные знания должны закрепляться в ходе индивидуальной творческой работы ученика с учебным материалом. Сохранение самостоятельности в интеллектуальных действиях очень важно. Исходя из этого, обучение в школе должно быть построено так, чтобы представлять собой серию небольших открытий для учащегося. Значительное внимание к самостоятельности мышления и его творческому аспекту уделяли в своей теории развивающего обучения В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин. Основным принципом их системы развивающего обучения является организация учебной деятельности учащихся в формате поисково-исследовательской работы.

Учащимся с задержкой психического развития необходимо предоставлять коррекционно-развивающую помощь на самых ранних этапах формирования математических представлений. Специфика работы с такими детьми подразумевает, что одновременно с усвоением основной программы по предмету потребуется развитие их речи, восполнение недостатков знаний об окружающем мире, а также формирование необходимых навыков мыслительной деятельности, что эффективно достигается при наличии развитых языковых способностей.

Список литературы:

Ибрагимова С.И. Особенности проведения уроков математики с младшими школьниками с задержкой психического развития и низкой учебной мотивацией // Научный журнал. 2018. №5 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-provedeniya-urokov-matematiki-s-mladshimi-shkolnikami-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-i-nizkoy-uchebnoy-motivatsiey (дата обращения: 19.04.2023).

Коррекционная педагогика : учеб. пособие для пед. специальностей вузов / И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин [и др.]. – Ростов-на-Дону. : МарТ, 2002. – 304 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.