Статья на тему «Педагогические ресурсы здоровьесберегающих технологий»

3
0
Материал опубликован 5 December 2020 в группе

Статья на тему: «Педагогические ресурсы здоровьесберегающих технологий».

«Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет…»

Бертран Рассел

Сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, вызывает огромную озабоченность в современном обществе, что подтверждается созданием и реализацией государственных программ «Развитие здравоохранения» (подпрограммы «Охрана здоровья матери и ребёнка»), «Дети России» (подпрограммы «Здоровое поколение»), «Доступная среда».

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для наших детей этой средой является школа.

У значительной части воспитанников и обучающихся коррекционных учреждений на фоне снижения защитных механизмов всё чаще возникают:

  • обострение или возникновение соматических заболеваний,
  • усиление имеющихся нервно-психических отклонений,
  • возникновение депрессивных и тревожных состояний,
  • учащение случаев проявления дромомании (неодолимой тяги к побегам) и бродяжничества,
  • формирование суицидального поведения.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. В этой связи, применение доступных, универсальных методов оздоровления и здоровьесбережения становится важнейшим базисом в работе с детьми и подростками, имеющими серьезные психоневрологические трудности в развитии, для их успешной реабилитации, обучения и социализации. Кроме того, также важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов КШИ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к здоровому образу жизни.

Начнём с определения, закрепившегося в педагогической практике понятия «здоровьесберегающие технологии». По определению Н.К. Смирнова - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, приёмы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Давайте рассмотрим некоторые виды здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, используемых в коррекционных школах-интернатах:

  1. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия воспитанников и обучающихся (например, создание благоприятного психологического климата в группе, в классе). Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому ребёнку, позитивная реакция на желание детей выразить свою точку зрения, уместный юмор — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к сохранению и укреплению психологического компонента здоровья своих подопечных.
  2. Проблемно-игровые технологии обучения ЗОЖ. При обучении подростков основам ЗОЖ рекомендуется использовать формы работы, которые носят преимущественно интерактивный характер и основываются на самостоятельной, творческой деятельности самих учащихся, таких как проектная деятельность, дискуссии и игры.

Проектная деятельность обеспечивает школьникам наиболее высокий уровень самостоятельности, они выступают в роли разработчиков и исполнителей проектов, что позволяет удовлетворить одну из главных потребностей этого возраста – почувствовать себя взрослым, проявить себя в социально значимой деятельности. В результате у школьников формируются полезные навыки: умения ставить задачи и выполнять намеченное, рационально распределять свою работу, сотрудничать и т.д., а также решаются специальные воспитательные задачи (например, формирование негативного отношения к наркотизации).

Дискуссии способствуют формированию личной позиции школьника в отношении той или иной проблемы, воспринимаемой значимой, интересной. Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, ток-шоу, брейн-ринга и т.п. К участию в дискуссии могут привлекаться представители различных профессий – медики, психологи, юристы и т.п. Разновозрастной состав участников помогает взрослым и школьникам «услышать» друг друга, понять позицию другого.

Игры. Традиционно принято рассматривать игру как ведущую форму деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Между тем, игра продолжает сохранять своё значение и на последующих возрастных этапах, поскольку у старших школьников она проявляет себя как форма реализации достижения и самоопределения. Можно использовать ролевые, ситуационные, коммуникативные игры, которые эффективны для отработки конкретных поведенческих схем.

  1. Коррекционные технологии – это такие психолого-педагогические технологии, как арттерапия и её составляющие: технология музыкального воздействия, сказкотерапия, технология воздействия цветом и т.д.; а также технологии коррекции поведения и психогимнастика.

Очевидно, что разные виды творческой активности могут оказывать важные психопрофилактические и развивающие эффекты. Инновационные подходы к обучению и воспитанию должны опираться на проявления творческого потенциала детей и подростков и использование его здоровьесберегающих факторов. Педагоги в ходе учебно-воспитательного процесса могут осваивать такие формы взаимодействия с ребятами, которые основаны на игровой деятельности и приёмах изобразительной, музыкальной, драматически-ролевой и художественно-поэтической экспрессии. Это, однако, не должно служить основанием для их перехода в плоскость терапевтической практики. Во избежание смешивания терапевтических и воспитательных компонентов в работе педагогов, вместо слов «арт-терапия» и «арт-терапевтический» (метод, прием, подход) предлагается использовать такие понятия, как «арт-метод» («арт-методы»), «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения» и иные близкие им по содержанию определения.

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы во время занятий, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, которые реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др., гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика и т.п.

Все указанные здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым ребята учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

При внедрении здоровьеформирующих педагогических технологий важно использовать наглядный материал. Например, такой как:

  • Пособия для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, обучения правилам ухода за своим телом, культурой и безопасностью приёма пищи.
  • Атрибуты, стимулирующие и активизирующие двигательную активность.
  • Коллажи валеологического содержания.
  • Фильмы и слайды о спорте, активном отдыхе.
  • Литературу валеологического содержания.
  • Наглядный материал в «Уголках здоровья» в группах.
  • Пиктограммы, загадки, ребусы, кроссворды валеологического содержания.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе позволяет ребятам более успешно адаптироваться в социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Поэтому так важно вырабатывать у воспитанников с ОВЗ умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, отказа от вредных привычек, а также вести работу по развитию личностных ресурсов, способствующих их дальнейшей успешной адаптации в социуме.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.