Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Вода — необыкновенное вещество» (3 класс)

1
1
Материал опубликован 23 March 2022 в группе

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №11»

Технологическая карта урока окружающего мира

В 3Б классе на тему: «Вода – необыкновенное вещество»

Педагог: Баринова Алина Владимировна

Тип урока: открытие нового знания.

Цель для учителя: создание условий для изучения детьми вещества вода в разных агрегатных состояниях.

Цель для обучающихся: расширить свои знания о воде.

Задачи для учителя:

- актуализировать знания детей по теме «Твёрдые вещества, жидкости и газы»;

- формирование представления о трёх состояниях воды в природе (жидком, твёрдом, газообразном);

- воспитывать бережное отношение к природе;

- развивать кругозор детей.

Задачи для обучающихся:

- познакомиться с тремя агрегатными состояниями воды;

- узнать, при каких условиях вода переходит из одного состояния в твёрдое;

- составить рассказ о состояниях воды в природе.

Методы обучения (с указанием автора классификации): Н.М. Верзилин, И.Т. Огородников.

- словесные (источник знаний - слово) - рассказ учителя, беседа, объяснение, работа с книгой.

- наглядные (источник знаний - образ) - демонстрация реальных или изображенных объектов, явлений и их наблюдение.

- практические (источник знаний - опыт) - упражнения устные и письменные, репродуктивные и творческие, лабораторные работы, практикумы.

Оборудование и технические средства обучения: электронная и меловая доска, презентация, зеркало, доска, тряпочка сырая, банка, крышка, лёд, термос, лужица, жёлтая и голубая капелька.

Рабочие материалы для обучающихся: зеркало, жёлтая и голубая капелька, карточки.

Планируемый результат: рассказ о состояниях воды в природе.

ХОД УРОКА


Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

(1 - 2 минуты)

Добрый день, ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку окружающего мира. (Слайд №1)

Приветствуют.

Л: самоопределение.

Мотивация к учебной деятельности

(1 минута)

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Настраиваются на работу.

Л: мотивация к изучению нового материала.

Актуализация имеющихся знаний

(4 - 5 минут)

- Ребята, давайте вспомним уже пройденный материал. Я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечайте.

1) В каких состояниях бывают все вещества в природе? (Слайд №2)


2) Приведите примеры твердых, жидких, газообразных веществ. (Слайд №3)



3) Из чего состоят вещества? (Слайд №4)


4) Как они называются? (Слайд №5)


5) Назовите тела живой и неживой природы.

(Слайд №6)



6) Чем отличаются тела от веществ? (Слайд №7)



1) В жидком, газообразном, твердом.


2) Твердые - соль, сахар, древесина, золото.

Жидкие - вода, ртуть, бензин.

Газообразные - пар, туман.


3)Из мельчайших частиц.


4) Молекулы, а еще более мелкие – атомы.

5) Живые: бабочка, лиса, комар

Неживые: планета, камень, песок, горы.

6) Тела состоят из веществ, а вещества состоят из невидимых глазу мельчайших частиц – молекул.

Р: осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит

усвоению.





Целеполагание

(4 - 5 минут)

- Чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно решить кроссворд. Взгляните на слайд. (Слайд №8)

1. Неизвестно, где живет,

Налетит, деревья гнет,

Засвистит по речке - дрожь,

Озорник, а не уймешь (ВЕТЕР)

2. Белая простыня

Всю землю обошла (ОБЛАКО)

3. Серебряные нити,

Сшивают небо и землю (ДОЖДЬ)

4. Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит (РЕКА)


- Какое слово получилось?

Верно.

Вода - это тело или вещество?

- А почему вы так решили?

- В каком состоянии вода находится в природе?


Тема нашего урока «Вода – необыкновенное вещество». (Слайд №9)

- Почему вода названа «Необыкновенным веществом?»


Какая цель урока? (Слайд №10)



Давайте восстановим порядок этапов урока.

(Слайд №11)




Ветер.


Облако.


Дождь.



Река.



ВОДА – ключевое слово.


Вещество, бывает в разном состоянии.

Ответы детей.







Цель: Расширить свои знания о таком веществе, как вода.

Задачи:

1. Познакомиться с агрегатными состояниями воды.

2. Узнать, при каких условиях вода переходит из одного состояния в твёрдое.

3. Составить рассказ о состояниях воды в природе.

К: планирование совместного сотрудничества.






Л: устанавливают связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом.

Открытие нового знания

(7 – 8 минут)







































(5 – 7 минут)

- Ребята, так почему же воду называют необыкновенным веществом?

- Мы должны ответить на этот вопрос на нашем уроке.

Посмотрите на слайд, перед вами карта полушарий.

(Слайд №12)

- Что обозначено голубым цветом?

- Какую площадь занимает вода?


Вода занимает ¾ поверхности земного шара.

Жизнь на земле не возможна без воды.
Вода входит в состав любого живого организма.

Для многих животных вода - является природным домом.


- Ребята, давайте перечислим свойства воды.

Верно, вода безвкусная, прозрачная, не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, не имеет постоянной формы, то есть, если мы нальем ее в любой сосуд, то она примет его форму. (Слайд №13)

- А сейчас посмотрим на слайд и попробуем определить в каком виде встречается вода в природе.

(Лед, роса, пар) (Слайд №14, 15, 16)



- Давайте рассмотрим рисунок на странице 53.

- Что на нем изображено?

- Что мы видим на поверхности воды?

- В результате чего появился лёд на реке?

- Какое это состояние?

Вывод: вода из жидкого состояния превратилась в твёрдое.

- В результате чего?

- Что мы видим подо льдом?

- Какое состояние?

- Что над рекой?

- Какое состояние?

- Давайте дочитаем текст, читаем по цепочке.

Молодцы, спасибо.

- В каком виде бывает вода?

Опыт №1(Слайд №17)

Водяной пар не видим, но его можно обнаружить с помощью опыта.

- Сейчас мы с вами проделаем опыт.

- Я намочу доску, какая она стала?

- Что значит влажная?

- Верно.

- В каком состоянии была вода на доске?

- А где же тогда та вода, которая была на доске?

- И где она теперь?

- А что значит испарилась?


- В каком состоянии теперь находится вода?


- Можно ли сказать, что водяной пар это вода?


- Значит, в воздухе есть вода?

Вывод: переход из жидкого состояния в газообразное происходит при помощи испарения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд №18)

Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)

Ищем ракушки в песке

(Наклоны.)

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать,

- Надо чаще приседать. (Приседания.)

Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)

Опыт №2 (Слайд №19)

У меня есть банка, сейчас я туда положу лёд и закрою крышкой, через некоторое время мы посмотрим, что произошло.

- А сейчас мы посмотрим опыт в учебнике на странице 54.

- Какая банка была в начале?

- Почему на банке появились капельки воды?

- Что образовалось на банке?

- Откуда взялась вода на сухих стенках банки?


Вывод: Теплый воздух соприкасается с холодным и при соприкосновении холодного воздуха с теплым капельки воды, которые находятся в воздухе превращаются в жидное состояние.

- Давайте сделаем вывод: когда вода из жидкого состояния переходит в газообразное и наоборот?


А пока, давайте проведем еще один небольшой опыт.

Опыт №3 (Слайд №20)

Возьмем зеркало, сделаем вдох носом и глубокий выдох ртом на зеркало.

- Что произошло?

Это значит, что в процессе дыхания мы выдыхаем водяной пар.

- Почему на зеркале появился пар?

Вывод: Потому что температура снаружи, обычно, ниже температуры тела. И дыхание влажное и теплое, что и приводит к конденсации влаги из дыхания на прохладной поверхности.


Давайте вернемся к банке со льдом.

Как вы думаете, почему на банке образовалась вода?

При каком условии происходит переход?

Вывод: Воздух, который содержит невидимый водяной пар осядает на холодных стенках банки и переходит из газообразного состояния в жидкое.






Океаны, моря, реки, озера.

Большую часть земного шара.







Прозрачная, безвкусная, не имеет цвета, не имеет запаха, текучая, не имеет постоянной формы.


Смотрят на слайд и определяют вид воды.





Ледоход на реке.

Лед.

Лёд появился в результате того, что вода замерзла.

Твёрдое.

Температура воды понижается до 00C.


Воду.

Жидкое.

Пар.

Газообразное.

Дочитывают текст.

Жидкое, твердое, газообразное.





Влажная

На ее поверхности остались капельки воды.

В жидком.

Она испарилась.

Она у нас в воздухе.

Капельки воды с поверхности доски оказались в воздухе.

В газообразном.


Да.


Да.










Повторяют действия за учителем















Сухая.

Появились капельки воды.

Тёплый воздух соприкасается с холодным и при соприкосновении холодного воздуха с теплым капельки воды, которые находятся в воздухе превращаются в жидкое состояние.

Дети делают вывод.







Зеркало запотело.




Делают вывод.






Отвечают на вопросы.


При охлаждении воздуха.

К: умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.




К: планирование совместного сотрудничества.








П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания.








Л: устанавливают связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом.








К: умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.











Л: осознают свои возможности в учении.














П: осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.


Первичное закрепление полученных знаний

(4 – 5 минут)
















(4 – 5 минут)


Давайте ответим на вопросы в учебнике.

1. Какой опыт подтверждает, что лед это вода в твердом состоянии?

2. Приходилось ли тебе наблюдать, как зимой «плачут» окна? Как по стеклу скатываются капельки воды?

Откуда они взялись?

3. Можно ли доказать, что в процессе дыхания человек выдыхает водяной пар?

Доказали мы это?

Молодцы, ребята, мы ответили на вопросы.

- Сейчас откройте тетрадь на странице 22.

- Прочитайте задание.

- Давайте оценим себя на волшебной линеечке. (Слайд №21)

- Те, кто считает, что она справится с заданием, ставят себе высокий уровень знаний.

- Те, кто считает, что не достаточно оценивает свой уровень, ставит себе звездочку на половинке линеечки.

- Те, кто считает, что он совсем не справится с работой, ставят себе низкий уровень. Я думаю, что таких детей не будет.

- Давайте первое предложение сделаем вместе. (Слайд №22)

- Кто может прочитать предложение и вставить недостающие слова?

- Хорошо, дальше сделайте сами.

- Сверка с эталоном (проверка с доской).

- Давайте проверим ваши работы.

- Я сейчас буду называть имя, и тот, кого я назову, будет читать предложение.

- Если вы будете согласны со своим одноклассником, то поднимаете одну руку вверх, если не согласны, то две руки вверх.


- Давайте вернемся к нашей «Волшебной линеечке» и сверим две линеечки.

- Поднимите руки те, у кого совпала волшебная линеечка?

- Поднимите руки те, у кого результат выполнения не совпал с прогностической линеечкой?

Дома вам необходимо будет сделать задание на карточке. (Слайд №23)

t1648048711aa.png


Опыт с банкой.



Отвечают.




Да, мы доказали это на опыте с зеркалом.

Допиши текст, заполнив пропуски.

Выполняют прогностическую оценку уровня знаний.

Вода – необыкновенное вещество. В природе она одновременно может находиться в трех состояниях: в твердом, жидком, газообразном. Если мы возьмем стакан воды и перельем ее в колбу, то вода примет форму колбы. Частицы воды (молекулы) находятся в постоянном движении. Расстояние между частицами позволяет им свободно перемещаться относительно друг друга, «скользить» и менять своё местоположение. Поэтому вода не сохраняет свою форму. Этим объясняется одно из основных свойств воды – текучесть то есть способность течь.

Выполняют задание.

Читают, вставляя слова.

Сверка с эталоном




Читают домашнее задание.

К: самостоятельная работа
















К: самостоятельная работа



Рефлексия

(2 - 3 минуты)

Итак, ребята, скажите, так почему же вода - это необыкновенное вещество?



- Мы узнали, что воды бывает в трёх состояних? (Слайд №23)

- А теперь я хочу увидеть, кто как работал на уроке:

Голубая капелька – я многое узнал (а) сегодня о воде.

Жёлтая капелька - мне было не интересно сегодня на уроке, и я ничего не понял (а).

- Молодцы, ребята, вы сегодня все хорошо работали.

- Спасибо за работу на уроке!

Вы большие молодцы!

В природе она может быть в трех состояниях в одном месте.


Да.




Дети заполняют лужицу капельками воды.

Р: умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной целью




10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ссылки на слайды в конспекте есть, а сама презентация отсутствует.

23 March 2022

Похожие публикации