Актуализация имеющихся знаний (4 - 5 минут) | - Ребята, давайте вспомним уже пройденный материал. Я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечайте. 1) В каких состояниях бывают все вещества в природе? (Слайд №2)
2) Приведите примеры твердых, жидких, газообразных веществ. (Слайд №3)
3) Из чего состоят вещества? (Слайд №4)
4) Как они называются? (Слайд №5)
5) Назовите тела живой и неживой природы. (Слайд №6)
6) Чем отличаются тела от веществ? (Слайд №7) |
1) В жидком, газообразном, твердом.
2) Твердые - соль, сахар, древесина, золото. Жидкие - вода, ртуть, бензин. Газообразные - пар, туман.
3)Из мельчайших частиц.
4) Молекулы, а еще более мелкие – атомы. 5) Живые: бабочка, лиса, комар Неживые: планета, камень, песок, горы. 6) Тела состоят из веществ, а вещества состоят из невидимых глазу мельчайших частиц – молекул. | Р: осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
|
Целеполагание (4 - 5 минут) | - Чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно решить кроссворд. Взгляните на слайд. (Слайд №8) 1. Неизвестно, где живет, Налетит, деревья гнет, Засвистит по речке - дрожь, Озорник, а не уймешь (ВЕТЕР) 2. Белая простыня Всю землю обошла (ОБЛАКО) 3. Серебряные нити, Сшивают небо и землю (ДОЖДЬ) 4. Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит, не выбежит (РЕКА)
- Какое слово получилось? Верно. Вода - это тело или вещество? - А почему вы так решили? - В каком состоянии вода находится в природе?
Тема нашего урока «Вода – необыкновенное вещество». (Слайд №9) - Почему вода названа «Необыкновенным веществом?»
Какая цель урока? (Слайд №10)
Давайте восстановим порядок этапов урока. (Слайд №11) |
Ветер.
Облако.
Дождь.
Река.
ВОДА – ключевое слово.
Вещество, бывает в разном состоянии. Ответы детей.
Цель: Расширить свои знания о таком веществе, как вода. Задачи: 1. Познакомиться с агрегатными состояниями воды. 2. Узнать, при каких условиях вода переходит из одного состояния в твёрдое. 3. Составить рассказ о состояниях воды в природе. | К: планирование совместного сотрудничества.
Л: устанавливают связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом. |
Открытие нового знания (7 – 8 минут)
(5 – 7 минут) | - Ребята, так почему же воду называют необыкновенным веществом? - Мы должны ответить на этот вопрос на нашем уроке. Посмотрите на слайд, перед вами карта полушарий. (Слайд №12) - Что обозначено голубым цветом? - Какую площадь занимает вода?
Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Жизнь на земле не возможна без воды. Вода входит в состав любого живого организма. Для многих животных вода - является природным домом.
- Ребята, давайте перечислим свойства воды. Верно, вода безвкусная, прозрачная, не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, не имеет постоянной формы, то есть, если мы нальем ее в любой сосуд, то она примет его форму. (Слайд №13) - А сейчас посмотрим на слайд и попробуем определить в каком виде встречается вода в природе. (Лед, роса, пар) (Слайд №14, 15, 16)
- Давайте рассмотрим рисунок на странице 53. - Что на нем изображено? - Что мы видим на поверхности воды? - В результате чего появился лёд на реке? - Какое это состояние? Вывод: вода из жидкого состояния превратилась в твёрдое. - В результате чего? - Что мы видим подо льдом? - Какое состояние? - Что над рекой? - Какое состояние? - Давайте дочитаем текст, читаем по цепочке. Молодцы, спасибо. - В каком виде бывает вода? Опыт №1(Слайд №17) Водяной пар не видим, но его можно обнаружить с помощью опыта. - Сейчас мы с вами проделаем опыт. - Я намочу доску, какая она стала? - Что значит влажная? - Верно. - В каком состоянии была вода на доске? - А где же тогда та вода, которая была на доске? - И где она теперь? - А что значит испарилась?
- В каком состоянии теперь находится вода?
- Можно ли сказать, что водяной пар это вода?
- Значит, в воздухе есть вода? Вывод: переход из жидкого состояния в газообразное происходит при помощи испарения. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд №18) Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.) Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.) Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.) Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.) Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.) Ищем ракушки в песке (Наклоны.) И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.) Чтоб побольше их собрать, - Надо чаще приседать. (Приседания.) Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты.) Опыт №2 (Слайд №19) У меня есть банка, сейчас я туда положу лёд и закрою крышкой, через некоторое время мы посмотрим, что произошло. - А сейчас мы посмотрим опыт в учебнике на странице 54. - Какая банка была в начале? - Почему на банке появились капельки воды? - Что образовалось на банке? - Откуда взялась вода на сухих стенках банки?
Вывод: Теплый воздух соприкасается с холодным и при соприкосновении холодного воздуха с теплым капельки воды, которые находятся в воздухе превращаются в жидное состояние. - Давайте сделаем вывод: когда вода из жидкого состояния переходит в газообразное и наоборот?
А пока, давайте проведем еще один небольшой опыт. Опыт №3 (Слайд №20) Возьмем зеркало, сделаем вдох носом и глубокий выдох ртом на зеркало. - Что произошло? Это значит, что в процессе дыхания мы выдыхаем водяной пар. - Почему на зеркале появился пар? Вывод: Потому что температура снаружи, обычно, ниже температуры тела. И дыхание влажное и теплое, что и приводит к конденсации влаги из дыхания на прохладной поверхности.
Давайте вернемся к банке со льдом. Как вы думаете, почему на банке образовалась вода? При каком условии происходит переход? Вывод: Воздух, который содержит невидимый водяной пар осядает на холодных стенках банки и переходит из газообразного состояния в жидкое. |
Океаны, моря, реки, озера. Большую часть земного шара.
Прозрачная, безвкусная, не имеет цвета, не имеет запаха, текучая, не имеет постоянной формы.
Смотрят на слайд и определяют вид воды.
Ледоход на реке. Лед. Лёд появился в результате того, что вода замерзла. Твёрдое. Температура воды понижается до 00C.
Воду. Жидкое. Пар. Газообразное. Дочитывают текст. Жидкое, твердое, газообразное.
Влажная На ее поверхности остались капельки воды. В жидком. Она испарилась. Она у нас в воздухе. Капельки воды с поверхности доски оказались в воздухе. В газообразном.
Да.
Да.
Повторяют действия за учителем
Сухая. Появились капельки воды. Тёплый воздух соприкасается с холодным и при соприкосновении холодного воздуха с теплым капельки воды, которые находятся в воздухе превращаются в жидкое состояние. Дети делают вывод.
Зеркало запотело.
Делают вывод.
Отвечают на вопросы.
При охлаждении воздуха. | К: умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
К: планирование совместного сотрудничества.
П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания.
Л: устанавливают связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом.
К: умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Л: осознают свои возможности в учении.
П: осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.
|
Первичное закрепление полученных знаний (4 – 5 минут)
(4 – 5 минут)
| Давайте ответим на вопросы в учебнике. 1. Какой опыт подтверждает, что лед это вода в твердом состоянии? 2. Приходилось ли тебе наблюдать, как зимой «плачут» окна? Как по стеклу скатываются капельки воды? Откуда они взялись? 3. Можно ли доказать, что в процессе дыхания человек выдыхает водяной пар? Доказали мы это? Молодцы, ребята, мы ответили на вопросы. - Сейчас откройте тетрадь на странице 22. - Прочитайте задание. - Давайте оценим себя на волшебной линеечке. (Слайд №21) - Те, кто считает, что она справится с заданием, ставят себе высокий уровень знаний. - Те, кто считает, что не достаточно оценивает свой уровень, ставит себе звездочку на половинке линеечки. - Те, кто считает, что он совсем не справится с работой, ставят себе низкий уровень. Я думаю, что таких детей не будет. - Давайте первое предложение сделаем вместе. (Слайд №22) - Кто может прочитать предложение и вставить недостающие слова? - Хорошо, дальше сделайте сами. - Сверка с эталоном (проверка с доской). - Давайте проверим ваши работы. - Я сейчас буду называть имя, и тот, кого я назову, будет читать предложение. - Если вы будете согласны со своим одноклассником, то поднимаете одну руку вверх, если не согласны, то две руки вверх.
- Давайте вернемся к нашей «Волшебной линеечке» и сверим две линеечки. - Поднимите руки те, у кого совпала волшебная линеечка? - Поднимите руки те, у кого результат выполнения не совпал с прогностической линеечкой? Дома вам необходимо будет сделать задание на карточке. (Слайд №23) |
Опыт с банкой.
Отвечают.
Да, мы доказали это на опыте с зеркалом. Допиши текст, заполнив пропуски. Выполняют прогностическую оценку уровня знаний. Вода – необыкновенное вещество. В природе она одновременно может находиться в трех состояниях: в твердом, жидком, газообразном. Если мы возьмем стакан воды и перельем ее в колбу, то вода примет форму колбы. Частицы воды (молекулы) находятся в постоянном движении. Расстояние между частицами позволяет им свободно перемещаться относительно друг друга, «скользить» и менять своё местоположение. Поэтому вода не сохраняет свою форму. Этим объясняется одно из основных свойств воды – текучесть то есть способность течь. Выполняют задание. Читают, вставляя слова. Сверка с эталоном
Читают домашнее задание. | К: самостоятельная работа
К: самостоятельная работа
|
Потамошнева Наталья Алексеевна