План - конспект урока по окружающему миру, 3 класс "Вода - необыкновенное вещество"
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №11»
Технологическая карта урока окружающего мира
В 3Б классе на тему: «Вода – необыкновенное вещество»
Педагог: Баринова Алина Владимировна
Тип урока: открытие нового знания.
Цель для учителя: создание условий для изучения детьми вещества вода в разных агрегатных состояниях.
Цель для обучающихся: расширить свои знания о воде.
Задачи для учителя:
- актуализировать знания детей по теме «Твёрдые вещества, жидкости и газы»;
- формирование представления о трёх состояниях воды в природе (жидком, твёрдом, газообразном);
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать кругозор детей.
Задачи для обучающихся:
- познакомиться с тремя агрегатными состояниями воды;
- узнать, при каких условиях вода переходит из одного состояния в твёрдое;
- составить рассказ о состояниях воды в природе.
Методы обучения (с указанием автора классификации): Н.М. Верзилин, И.Т. Огородников.
- словесные (источник знаний - слово) - рассказ учителя, беседа, объяснение, работа с книгой.
- наглядные (источник знаний - образ) - демонстрация реальных или изображенных объектов, явлений и их наблюдение.
- практические (источник знаний - опыт) - упражнения устные и письменные, репродуктивные и творческие, лабораторные работы, практикумы.
Оборудование и технические средства обучения: электронная и меловая доска, презентация, зеркало, доска, тряпочка сырая, банка, крышка, лёд, термос, лужица, жёлтая и голубая капелька.
Рабочие материалы для обучающихся: зеркало,жёлтая и голубая капелька, карточки.
Планируемый результат: рассказ о состояниях воды в природе.
ХОД УРОКА
Этапы урока (время)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент
(1 - 2 минуты)
Добрый день, ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку окружающего мира. (Слайд №1)
Приветствуют.
Л: самоопределение.
Мотивация к учебной деятельности
(1 минута)
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Настраиваются на работу.
Л: мотивация к изучению нового материала.
Актуализация имеющихся знаний
(4 - 5 минут)
- Ребята, давайте вспомним уже пройденный материал. Я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечайте.
1) В каких состояниях бывают все вещества в природе? (Слайд №2)
6) Тела состоят из веществ, а вещества состоят из невидимых глазу мельчайших частиц – молекул.
Р: осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению.
Целеполагание
(4 - 5 минут)
- Чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно решить кроссворд. Взгляните на слайд. (Слайд №8)
1. Неизвестно, где живет,
Налетит, деревья гнет,
Засвистит по речке - дрожь,
Озорник, а не уймешь (ВЕТЕР)
2. Белая простыня
Всю землю обошла (ОБЛАКО)
3. Серебряные нити,
Сшивают небо и землю (ДОЖДЬ)
4. Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит (РЕКА)
- Какое слово получилось?
Верно.
Вода - это тело или вещество?
- А почему вы так решили?
- В каком состоянии вода находится в природе?
Тема нашего урока «Вода – необыкновенное вещество». (Слайд №9)
- Почему вода названа «Необыкновенным веществом?»
Какая цель урока? (Слайд №10)
Давайте восстановим порядок этапов урока.
(Слайд №11)
Ветер.
Облако.
Дождь.
Река.
ВОДА – ключевое слово.
Вещество, бывает в разном состоянии.
Ответы детей.
Цель: Расширить свои знания о таком веществе, как вода.
Задачи:
1. Познакомиться с агрегатными состояниями воды.
2. Узнать, при каких условиях вода переходит из одного состояния в твёрдое.
3. Составить рассказ о состояниях воды в природе.
К: планирование совместного сотрудничества.
Л: устанавливают связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом.
Открытие нового знания
(7 – 8 минут)
(5 – 7 минут)
- Ребята, так почему же воду называют необыкновенным веществом?
- Мы должны ответить на этот вопрос на нашем уроке.
Посмотрите на слайд, перед вами карта полушарий.
(Слайд №12)
- Что обозначено голубым цветом?
- Какую площадь занимает вода?
Вода занимает ¾ поверхности земного шара.
Жизнь на земле не возможна без воды. Вода входит в состав любого живого организма.
Для многих животных вода - является природным домом.
- Ребята, давайте перечислим свойства воды.
Верно, вода безвкусная, прозрачная, не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, не имеет постоянной формы, то есть, если мы нальем ее в любой сосуд, то она примет его форму. (Слайд №13)
- А сейчас посмотрим на слайд и попробуем определить в каком виде встречается вода в природе.
(Лед, роса, пар) (Слайд №14, 15, 16)
- Давайте рассмотрим рисунок на странице 53.
- Что на нем изображено?
- Что мы видим на поверхности воды?
- В результате чего появился лёд на реке?
- Какое это состояние?
Вывод: вода из жидкого состояния превратилась в твёрдое.
- В результате чего?
- Что мы видим подо льдом?
- Какое состояние?
- Что над рекой?
- Какое состояние?
- Давайте дочитаем текст, читаем по цепочке.
Молодцы, спасибо.
- В каком виде бывает вода?
Опыт №1(Слайд №17)
Водяной пар не видим, но его можно обнаружить с помощью опыта.
- Сейчас мы с вами проделаем опыт.
- Я намочу доску, какая она стала?
- Что значит влажная?
- Верно.
- В каком состоянии была вода на доске?
- А где же тогда та вода, которая была на доске?
- И где она теперь?
- А что значит испарилась?
- В каком состоянии теперь находится вода?
- Можно ли сказать, что водяной пар это вода?
- Значит, в воздухе есть вода?
Вывод: переход из жидкого состояния в газообразное происходит при помощи испарения.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд №18)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке
(Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать,
- Надо чаще приседать. (Приседания.)
Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)
Опыт №2 (Слайд №19)
У меня есть банка, сейчас я туда положу лёд и закрою крышкой, через некоторое время мы посмотрим, что произошло.
- А сейчас мы посмотрим опыт в учебнике на странице 54.
- Какая банка была в начале?
- Почему на банке появились капельки воды?
- Что образовалось на банке?
- Откуда взялась вода на сухих стенках банки?
Вывод: Теплый воздух соприкасается с холодным и при соприкосновении холодного воздуха с теплым капельки воды, которые находятся в воздухе превращаются в жидное состояние.
- Давайте сделаем вывод: когда вода из жидкого состояния переходит в газообразное и наоборот?
А пока, давайте проведем еще один небольшой опыт.
Опыт №3 (Слайд №20)
Возьмем зеркало, сделаем вдох носом и глубокий выдох ртом на зеркало.
- Что произошло?
Это значит, что в процессе дыхания мы выдыхаем водяной пар.
- Почему на зеркале появился пар?
Вывод: Потому что температура снаружи, обычно, ниже температуры тела. И дыхание влажное и теплое, что и приводит к конденсации влаги из дыхания на прохладной поверхности.
Давайте вернемся к банке со льдом.
Как вы думаете, почему на банке образовалась вода?
При каком условии происходит переход?
Вывод: Воздух, который содержит невидимый водяной пар осядает на холодных стенках банки и переходит из газообразного состояния в жидкое.
Океаны, моря, реки, озера.
Большую часть земного шара.
Прозрачная, безвкусная, не имеет цвета, не имеет запаха, текучая, не имеет постоянной формы.
Смотрят на слайд и определяют вид воды.
Ледоход на реке.
Лед.
Лёд появился в результате того, что вода замерзла.
Твёрдое.
Температура воды понижается до 00C.
Воду.
Жидкое.
Пар.
Газообразное.
Дочитывают текст.
Жидкое, твердое, газообразное.
Влажная
На ее поверхности остались капельки воды.
В жидком.
Она испарилась.
Она у нас в воздухе.
Капельки воды с поверхности доски оказались в воздухе.
В газообразном.
Да.
Да.
Повторяют действия за учителем
Сухая.
Появились капельки воды.
Тёплый воздух соприкасается с холодным и при соприкосновении холодного воздуха с теплым капельки воды, которые находятся в воздухе превращаются в жидкое состояние.
Дети делают вывод.
Зеркало запотело.
Делают вывод.
Отвечают на вопросы.
При охлаждении воздуха.
К: умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
К: планирование совместного сотрудничества.
П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания.
Л: устанавливают связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом.
К: умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
1. Какой опыт подтверждает, что лед это вода в твердом состоянии?
2. Приходилось ли тебе наблюдать, как зимой «плачут» окна? Как по стеклу скатываются капельки воды?
Откуда они взялись?
3. Можно ли доказать, что в процессе дыхания человек выдыхает водяной пар?
Доказали мы это?
Молодцы, ребята, мы ответили на вопросы.
- Сейчас откройте тетрадь на странице 22.
- Прочитайте задание.
- Давайте оценим себя на волшебной линеечке. (Слайд №21)
- Те, кто считает, что она справится с заданием, ставят себе высокий уровень знаний.
- Те, кто считает, что не достаточно оценивает свой уровень, ставит себе звездочку на половинке линеечки.
- Те, кто считает, что он совсем не справится с работой, ставят себе низкий уровень. Я думаю, что таких детей не будет.
- Давайте первое предложение сделаем вместе. (Слайд №22)
- Кто может прочитать предложение и вставить недостающие слова?
- Хорошо, дальше сделайте сами.
- Сверка с эталоном (проверка с доской).
- Давайте проверим ваши работы.
- Я сейчас буду называть имя, и тот, кого я назову, будет читать предложение.
- Если вы будете согласны со своим одноклассником, то поднимаете одну руку вверх, если не согласны, то две руки вверх.
- Давайте вернемся к нашей «Волшебной линеечке» и сверим две линеечки.
- Поднимите руки те, у кого совпала волшебная линеечка?
- Поднимите руки те, у кого результат выполнения не совпал с прогностической линеечкой?
Дома вам необходимо будет сделать задание на карточке.(Слайд №23)
Опыт с банкой.
Отвечают.
Да, мы доказали это на опыте с зеркалом.
Допиши текст, заполнив пропуски.
Выполняют прогностическую оценку уровня знаний.
Вода – необыкновенное вещество. В природе она одновременно может находиться в трех состояниях: в твердом, жидком, газообразном. Если мы возьмем стакан воды и перельем ее в колбу, то вода примет форму колбы. Частицы воды (молекулы) находятся в постоянном движении. Расстояние между частицами позволяет им свободно перемещаться относительно друг друга, «скользить» и менять своё местоположение. Поэтому вода не сохраняет свою форму. Этим объясняется одно из основных свойств воды – текучесть то есть способность течь.
Выполняют задание.
Читают, вставляя слова.
Сверка с эталоном
Читают домашнее задание.
К: самостоятельная работа
К: самостоятельная работа
Рефлексия
(2 - 3 минуты)
Итак, ребята, скажите, так почему же вода - это необыкновенное вещество?
- Мы узнали, что воды бывает в трёх состояних? (Слайд №23)
- А теперь я хочу увидеть, кто как работал на уроке:
Голубая капелька – я многое узнал (а) сегодня о воде.
Жёлтая капелька - мне было не интересно сегодня на уроке, и я ничего не понял (а).
- Молодцы, ребята, вы сегодня все хорошо работали.
- Спасибо за работу на уроке!
Вы большие молодцы!
В природе она может быть в трех состояниях в одном месте.
Да.
Дети заполняют лужицу капельками воды.
Р: умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной целью