Планирование авторской программы художественного образования детей доизобразительного периода «Малыши-карандаши»
ОСЕНЬ
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
НАЗВАНИЕ ЗАНЯТИЯ |
ГРАФИКА |
|
задачи |
оборудование |
||
ПРИРОДА (времена года, природные явления) |
«Фонтанчик» (упорядоченные линии) |
- знакомить детей с представителями животного мира – китами; - формировать навыки рисования прямых вертикальных и наклонных линий разных по длине; - учить правильному удерживанию фломастера: тремя пальцами, не сильно сжимая, придерживая лист бумаги левой рукой; - знакомить с синим цветом; - формировать эмоционально-чувственное отношение к явлениям действительности; - развивать интерес к рисованию, воображение; - воспитывать любовь к животным. | Фломастеры синего цвета; лист бумаги с печатной основой – кит в море; сюжетная картинка с изображением китёнка с фонтанчиком. |
ПРИРОДА (пейзаж, праздники) |
«Листочки с прожилками» (рисование на шаблоне) |
- продолжать формирование правильного обращения с фломастером: удерживая тремя пальцами, не сильно сжимая, фиксируя лист бумаги левой рукой; - учить самостоятельному движению фломастером, оставляя вертикальные, наклонные линии разные по длине; - закреплять знания о цветах: желтый, красный, зеленый; - формировать ориентировку на ограниченной плоскости; - развивать наблюдательность; - воспитывать аккуратность. | Картинки с изображением времен года, осенней листвы; альбомные листы с цветными силуэтами листьев; фломастеры трех цветов (зеленый, желтый, красный). |
РАСТЕНИЯ (овощи, фрукты) |
«Фруктовый коктейль» (закрашивание + штриховка) |
- закреплять умение правильно держать восковой карандаш тремя пальцами, не сильно сжимая, придерживая лист бумаги левой рукой; - учить самостоятельному движению воскового карандаша, оставляющего горизонтальные (линия лежит) следы; - формировать ориентировку на ограниченной плоскости; - развивать эмоционально-чувственное отношение к предметам окружающего мира; - воспитывать интерес к рисованию. | Кукла Маша; муляж или рисунок яблока, апельсина, банана; альбомные листы с силуэтным изображением вазочки для коктейля с малым кругом, вытянутым овалом и большим кругом; восковые карандаши четырех цветов (зеленый, оранжевый, желтый, синий). |
РАСТЕНИЯ (грибы, ягоды, деревья) «Ножки для грибочков» (вертикальные линии) |
- расширять представления о растительном мире; - учить рисованию прямых вертикальных линий, не выходя за пределы ограничительной линии; - формировать понятия о величине (большой — маленький, высокий — низкий, короткий — длинный); - побуждать интерес к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; - развивать мышление; - воспитывать любовь к живой природе. | Фломастеры красного, оранжевого, коричневого цветов; игрушечный гриб (или вырезанный из картона); лист бумаги: в нижней части листа нарисована прямая горизонтальная линия – это дорожка, выше на расстоянии 5-7 см от неё полукруги - шляпки грибов красного, оранжевого или коричнево цветов; сюжетная картинка с изображением грибов – большого и маленького (мухомор и боровик). | |
ЖИВОТНЫЕ (родного края в разные времена года) |
«Хвостик для белочки» (упорядоченные линии из точки) |
- знакомить с представителями лесной фауны; - учить рисованию прямых упорядоченных вертикальных и наклонных линий в разном направлении из одной точки; - закреплять умение правильно держать восковой карандаш тремя пальцами, не сильно сжимая, придерживая лист бумаги левой рукой; - развивать эмоционально-чувственное отношение к предметам окружающего мира; - формировать интерес к рисованию; - воспитывать заботливое отношение к животным. | Восковые карандаши коричневого цвета; лист бумаги с изображением белки без хвоста; сюжетная картинка белки или игрушка. |
ЖИВОТНЫЕ (птицы) |
«Цыпленок в траве» (наложение линий на рисунок) |
- учить правильно держать карандаш или фломастер; - учить самостоятельно осуществлять движения карандашом, оставляющие вертикальные следы (линия стоит); - формировать интерес к рисованию. |
Карандаши или фломастеры желтого и красного цвета, лист бумаги с изображением цыпленка, картинки лисы, курицы, петуха, цыплят. |
ОДЕЖДА |
«Свитерочки» (линии на ограниченной плоскости) |
- расширять знания о сезонной одежде; - закрепить правила держания фломастера; - учить самостоятельному движению фломастером, оставляющие вертикальные (линия стоит), горизонтальные (линия лежит) следы и точки; - формировать ориентировку на ограниченной плоскости; - развивать наблюдательность; - воспитывать аккуратность. |
Картинки с изображением одежды; альбомные листы с силуэтами свитеров; фломастеры трех цветов (зеленый, желтый, синий). |
ИГРУШКИ |
«Клубочки» (непрерывная замкнутая линия) |
- совершенствовать работу с карандашом; - учить рисованию карандашом спиралевидной линии; - формировать умения по распределению изображения в центре листа с ориентировкой на ограниченной плоскости; - развивать уверенность в себе; - воспитывать желание доводить начатое до конца. |
Настоящий клубок; картинки с изображением кружков разного цвета; альбомные листы с изображением клубка и котенка; карандаши разных цветов. |
ПОСУДА + еда |
«Чайный сервиз» (оформление шаблона линиями) |
- продолжать знакомство с посудой; - учить самостоятельным движениям фломастером, оставляющим вертикальные, горизонтальные и замкнутые линии; - закреплять умение свободно располагать линии по всей поверхности, не выходя за пределы ограничения; - закреплять знания цветов (красный, синий, зеленый, желтый); - формировать ориентировку на ограниченной плоскости; - развивать мышление; - воспитывать интерес к изобразительной деятельности. |
Изображения посуды (или настоящая, белая); шаблоны чашек на блюдце; фломастеры четырех цветов (красный, зеленый, желтый, синий). |
ЗИМА
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
НАЗВАНИЕ ЗАНЯТИЯ |
ГРАФИКА |
|
задачи |
оборудование |
||
ПРИРОДА (времена года, время суток, природные явления) |
«Морозные узоры на окошках днём» (волнистая линия) |
- формировать представления о зиме, о времени суток; - совершенствовать навыки рисования волнистых и закрученных линий, используя широкие плавные движения; - закреплять знания об оттенках синего цвета; - развивать эмоционально-чувственное отношение к окружающему миру; - воспитывать любознательность. |
Картинки с изображением морозных узоров; альбомный лист с силуэтом окна; восковые карандаши синего цвета разных оттенков. |
ПРИРОДА (пейзаж, праздники) |
«Лесенка для елочки» (линии на линии) |
- совершенствовать работу карандашами; - учить составлению художественного образа из горизонтальных и вертикальных полос; - учить правильной эксплуатации фломастеров, а также посадке за столом; - развивать уверенность в своих силах; - воспитывать любознательность. |
Рисунок елочки; цветные карандаши; листы с изображением силуэта елочки. |
РАСТЕНИЯ (комнатные цветы) |
«Цветы в горшке» (непрерывная замкнутая линия овальной формы) |
- знакомить с комнатными растениями; - закреплять понятия «большой», «маленький»; - учить самостоятельному рисованию плавных круговых движений овальной формы; - развивать моторику кистей рук; - воспитывать интерес к изобразительной деятельности. |
Картинки с изображением цветов в горшке; альбомные листы с силуэтом цветочных горшков и стебельками цветов; фломастеры или восковые карандаши трёх цветов (желтый, красный, синий). |
ЖИВОТНЫЕ (домашние, дикие) |
«Разные лошадки» (пятна и полоски) |
- продолжать знакомство с представителями диких и домашних животных; - учить рисованию точек, пятен, коротких и длинных линий; - закреплять умение свободно располагать линии по всей поверхности, не выходя за пределы ограничения; - развивать представления об окружающем мире; - воспитывать заботливое отношение к животным. |
Картинки лошадей разного окраса (полосатые, пятнистые и однотонные); рисунок или фото карусели; лист бумаги с изображением контуров лошадей; фломастеры 3-4 цветов. |
ЖИВОТНЫЕ (рыбы) |
«Ловись, рыбка, добрая и злая» (преобразование + дорисовка) |
- закреплять знания о геометрических фигурах (круг и овал), рыбах, качествах характера (добрый и злой); - учить преобразованию круга и овала в образы рыб; - развивать воображение, - прививать свою точку зрения, умение высказывать свои суждения о добре и зле. |
Изображения щуки и карпа; цветные фломастеры; листы с изображением круга и овала. |
ОДЕЖДА (головные уборы, обувь) |
«Шапочка» (завершение образа) |
- формировать представления о сезонной одежде; - продолжать знакомство с геометрическими фигурами треугольник и круг; - закреплять приобретенные знания о горизонтальных, вертикальных, косых, волнистых, замкнутых и прерывистых линиях; - закреплять умение правильно держать восковой карандаш тремя пальцами, не сильно сжимая, придерживать лист бумаги левой рукой; - учить завершению задуманного образа; - развивать воображение, позитивные эмоции от восприятия окружающего мира; - воспитывать бережное отношение к вещам. |
Картинки с головными уборами; восковые мелки; листы с изображением треугольника. |
ИГРУШКИ |
«Шарики» (непрерывная замкнутая линия круглой формы + коллективная работа) |
- продолжать знакомство с зимними праздниками; - учить самостоятельному рисованию плавных круговых движений; - развивать моторику кистей рук; - воспитывать коллективный дух. |
Изображение наряженной елочки; шаблоны игрушек-шаров; силуэт ёлочки для коллективного (или ребенок с мамой) украшения; фломастеры трёх цветов (желтый, красный, синий). |
ПРОФЕССИИ |
«Чемоданчик для Пилюлькина» (пересеченные линии) |
- продолжать знакомство с профессиями, расширять знания о медицинских специальностях; - учить пересечению горизонтальных и вертикальных линий, равных по длине; - формировать навыки ориентировки на ограниченной плоскости; - развивать наблюдательность; - воспитывать интерес к медицинским профессиям. |
Картинки с изображением медсестры и доктора, машины скорой помощи; альбомные листы с силуэтами докторской шапки, чемоданчика и машины скорой помощи; фломастеры красного цвета. |
ТРАНСПОРТ (воздушный, наземный, водный) |
«Пароходик на волнах» (волнистая линия) |
- расширять знания о водном транспорте; - формировать навыки рисования волнистых линий, используя широкие плавные движения; - закреплять знания об оттенках синего цвета; - развивать воображение; - воспитывать любовь к труду. |
Изображения транспорта; карандаши или фломастеры синего цвета разных оттенков; лист бумаги с изображением пароходика. |
ВЕСНА - ЛЕТО
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
НАЗВАНИЕ ЗАНЯТИЯ |
ГРАФИКА |
|
задачи |
оборудование |
||
ПРИРОДА (времена года, природные явления) |
«Весенняя лужайка» (комбинирование техник: аппликация + рисование) |
- закреплять представления о временах года, о природных явлениях весной; - учить комбинированию видов изобразительной деятельности: аппликации и рисованию; - совершенствовать умения по нахождению ориентира на листе бумаги и последовательному выполнению инструкций; - формировать навыки работы с бумагой: сминание и приклеивание; - развивать у детей пальчиковую моторику; - формировать интерес к аппликации и рисованию; - воспитывать аккуратность. |
Изображения одуванчиков; лист бумаги с печатной основой — стебли цветов; карандаши или фломастеры зелёного цвета; бумажные салфетки жёлтого цвета; клейстер. |
ПРИРОДА (пейзаж, праздники) |
«Синие пролески» (завершение образа) |
- расширять знания о весенних цветах; - совершенствовать рисование разнонаправленных линий; - закреплять умения по нахождению ориентира на листе бумаги и последовательному выполнению инструкций; - развивать наблюдательность; - воспитывать любознательность. |
Картинки с изображением весенних цветов; фломастеры синего, голубого и зеленого цвета; альбомный лист с изображением проталинок и стеблей |
РАСТЕНИЯ (ягоды, цветы, натюрморт) |
«Подсолнух» (комбинирование техник: рисование + лепка) |
- знакомить детей с растениями родного края; - продолжать освоение «контура» и «силуэта»; - прививать навык работы с шаблонами, раскрашивания предмета с замкнутым контуром; -учить сочетанию двух видов работы с одним образом (рисование и лепка); - направлять активность ребенка; - развивать любознательность; - воспитывать любовь к природе. |
Изображения подсолнухов; желтый фломастер; черный пластилин; шаблон цветка; альбомные листы; сухая салфетка. |
ЖИВОТНЫЕ (родного края в разные времена года) |
«Гнездо для грача» (линии на ограниченной плоскости) |
- продолжать знакомство с перелетными птицами; - учить свободному расположению линий по заданной поверхности, не выходя за ее пределы; -развивать абстрактное мышление; - воспитывать заботливое отношение к животным. |
Изображения перелетных птиц, скворечника и гнезда; альбомный лист с нарисованным грачом и половиной овала; восковые карандаши чёрного и коричневого цвета. |
ЖИВОТНЫЕ (северные, южные) |
«Тигренок» (линии в замкнутом пространстве) |
- знакомить детей с представителем животного мира - тигром; - продолжать освоение «контура» и «силуэта»; - учить рисованию коротких и длинных вертикальных линий в замкнутом пространстве, не выходя за пределы контура (для более взрослых + закрашивание); - развивать глазомер; - воспитывать трудолюбие. |
Изображения тигра и кота; черный фломастер; альбомный лист с изображением силуэта тигренка без полос. |
ЖИВОТНЫЕ ( насекомые) |
«Гусеничка» (чередование полос и кругов) |
- знакомить детей с представителем животного мира - насекомыми; - продолжать освоение «контура» и «силуэта»; - учить чередованию полос и кругов в обозначенных переделах; - развивать чувство ритма; - воспитывать эстетические чувства. |
Изображения бабочки и гусеницы; красный и зеленый фломастеры; альбомный лист с изображением силуэта гусеницы. |
ОДЕЖДА-ОБУВЬ |
«Косыночка для Инночки» (виды линий на шаблоне) |
- расширять знания о разновидности одежды, о головных уборах, геометрических фигурах; - совершенствовать движения восковым мелком, оставляющие вертикальные, горизонтальные, замкнутые, пересеченные, наклонные линии (разные по длине) и точки; - применять полученные знания, умения и навыки на практике; - формировать ориентировку на ограниченной плоскости; - развивать наблюдательность и воображение; - воспитывать усидчивость. |
Картинки с изображением головных уборов; шаблон треугольника; набор восковых мелков (6 штук); образцы косынок (возможных варианты); кукла Инна. |
МЕБЕЛЬ |
«Шкафчик с полочками» (рисование горизонтальных линий под и над предметом) |
- расширять знания о видах мебели; - активизировать словарь практическим употреблением простых предлогов: над, под; - учить рисованию прямых горизонтальных линий, не выходя за пределы ограничительной линии; - развивать умение сравнивать предметы по величине; - развивать воображение, творчество, интерес к рисованию; - воспитывать любовь к труду. |
Картинки с видами мебели; лист бумаги с изображением шкафчика, внутри которого распределены по всей площади книга (вверху), ваза (по центру), игрушка (внизу); пары предметных картинок по теме «Мебель»; игрушечный котенок. карандаши 2 -3 цветов. |
ОСЕНЬ
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
НАЗВАНИЕ ЗАНЯТИЯ |
ЖИВОПИСЬ |
|
задачи |
оборудование |
||
ПРИРОДА (времена года, природные явления) |
«Ладошкин лес» (оттиск ладони) |
- расширять знания о временах года, о деревьях родного края; -знакомить детей с гуашью; - прививать правильное и аккуратное использование краски; - учить созданию художественных образов с помощью отпечатка ладони; - развивать воображение и абстрактное мышление; - воспитывать аккуратность. |
Изображения лесных осенних пейзажей, деревьев клена, березы и рябины; рисунки-подсказки с изображением животных и растений красного, желтого и оранжевого цвета; альбомные листы; гуашь на столе взрослого, разведенная в баночках (желтая, красная, оранжевая); влажная тряпочка; ведерко с теплой водой; салфетка; клеенка. |
ПРИРОДА (пейзаж, праздники) |
«Солнышко» к празднику «До свидание, лето» (линии пальчиками) |
-формировать представления о природных явлениях в осенний период; - учить рисованию красками прямых линий (лучей) при помощи пальцев; - закреплять навыки нахождения ориентира на листе бумаги и последовательного выполнения задания; - продолжать знакомить детей с жёлтым и красным цветом; - развивать воображение; - воспитывать любовь к природе. |
Сюжетная картинка с изображением солнышка; гуашь желтого и красного цвета; лист бумаги с печатной основой – солнечный диск; влажная салфетка. |
РАСТЕНИЯ (овощи, фрукты) |
«Кукуруза» (пальчиковые отпечатки) |
- формировать представления о растениях в огороде осенью; - продолжать знакомство с пальчиковой техникой; - учить самостоятельному оттиску указательного пальца на ограниченной контуром плоскости; - развивать творческие способности; - воспитывать интерес к продуктивным видам деятельности. |
Изображение кукурузы; альбомные листы с силуэтом кукурузы; желтая гуашь; влажная тряпочка; ведерко с теплой водой; стакан с водой; салфетка; клеенка. |
РАСТЕНИЯ (грибы, ягоды, деревья) |
«Варенье в баночке» (пальчиковые отпечатки на линии) |
- формировать представления о запасах на зиму; - продолжать знакомство с пальчиковой техникой; - учить самостоятельному оттиску указательного пальца на обозначенной линии; - развивать внимание и наблюдательность; - воспитывать усидчивость. |
Изображение вишни-дерева, вишни-плода, вишневого варенья в банке; альбомные листы с силуэтом банки; красная или бордовая гуашь; зеленый фломастер; влажная тряпочка; ведерко с теплой водой; стакан с водой; салфетка; клеенка. |
ЖИВОТНЫЕ (родного края в разные времена года) |
«Спящий ежик» (оттиск, поролоном) |
- расширять и углублять знания о животных, впадающих в спячку; - продолжать знакомство с гуашью, закреплять понятия «верх», «низ»; - осваивать технику рисования поролоном; - развивать зрительную память; - воспитывать любовь к окружающей среде. |
Изображение ежа; альбомные листы с фрагментом тела ежика; черная или коричневая гуашь; поролон (приблизительно 5х5см.); влажная тряпочка; емкость для краски; салфетка; клеенка. |
ЖИВОТНЫЕ (птицы) |
«Павлиний хвостик» (разнонаправленные линии жесткой кистью) |
- расширять знания о летающих и нелетающих птицах; - учить правильному пользованию кисточкой: рисовать без нажима, держа ворс по ходу кисти; - формировать навыки рисования разнонаправленных вертикальных линий жесткой кистью; - продолжать знакомить детей с гуашевыми красками; - постепенно знакомит с основными цветами; - развивать воображение; - воспитывать сострадание. |
Изображения птиц; лист бумаги с печатной основой - силуэт павлина без хвоста; гуашь основных цветов; кисть, стакан с водой. |
ОДЕЖДА |
«Шарфик на шее у жирафа» (оформление шаблона толстыми линиями) |
- продолжать знакомство с видами сезонной одежды; - осваивать способы рисования мягкой кистью толстых горизонтальных линий; - закреплять умения правильного пользования кистью, рисуя без нажима, держа ворс по ходу кисти; - совершенствовать умения по нахождению ориентира на листе бумаги с последующим оформлением предложенной формы с помощью линий; - развивать фантазию; - воспитывать у детей заботливое отношение к животным. |
Изображения зимней одежды, сюжетной картинки с жирафом; гуашь основных цветов; кисть мягкая (№5); лист бумаги с печатной основой - силуэт жирафа; стакан с водой; салфетки. |
ИГРУШКИ |
«Мячики для папы, мамы и меня» (замкнутая линия разного размера) |
- расширять знания об игрушках; - активизировать словарь практическим употреблением простых предлогов: над, под; - учить рисованию предметов круглой формы разного размера; - формировать навыки рисования непрерывной замкнутой линии; - развивать мышление; - воспитывать интерес к изобразительной деятельности. |
Мячи (большой, средний, маленький) или картинки с изображением мячей; альбомные листы с печатной основой – силуэты мамы, папы и ребёнка; шаблоны трех кругов разных размеров; гуашь четырёх цветов (желтый, красный, синий, зелёный); кисть толстая; стакан с водой; салфетки. |
ПОСУДА + еда |
«Самовар и баранки» (замкнутые линии одинакового размера) |
- расширять и углублять знания о посуде и еде, которую из нее едят; - продолжать знакомство с мягкой кистью; - осваивать технику рисования кольца на линии; - закреплять навыки устного счета (1,2,3,4, 5); - развивать логическое мышление; - воспитывать интерес к прошлому нашей Родины. |
Изображение самовара и чайника, бубликов и баранок; силуэт самовара (с веревкой для баранок) на альбомном листе; желтая или оранжевая гуашь; мягкая кисть №5; влажная тряпочка; стакан с водой; салфетка; клеенка. |
ЗИМА
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
НАЗВАНИЕ ЗАНЯТИЯ |
ЖИВОПИСЬ |
|
задачи |
оборудование |
||
ПРИРОДА (времена года, время суток, природные явления) |
«Окошко зимней ночью» (закрученная линия) |
- расширять и углублять знания о зимних явлениях и о времени суток; - продолжать знакомство с правилами рисования тонкой кистью; - осваивать технику рисования закрученной линии; - знакомить с понятием «контраст»; - развивать внимание; - воспитывать любовь к природе. |
Изображение зимнего пейзажа в дневное и ночное время; контрастные картинки; альбомном лист, оформленный в виде окошка в ночное время суток (белая рама – черные стекла); белая или голубая гуашь; влажная тряпочка; емкость с водой; мягкая кисть №2; салфетка; клеенка. |
ПРИРОДА (пейзаж, праздники) |
«Природа белая на черном» (техника «тычкования» ватными палочками) |
- расширять знания о зимних явлениях и о ночном времени суток; - учить детей правильной работе с ватной палочкой, ритмично нанося мазки на силуэт древесной кроны; - формировать умения по группированию предметов по размеру; - закреплять понятия «большой», «маленький», «далеко», «близко»; - развивать эстетическое восприятие; - воспитывать любовь к природе. |
Пейзажи с изображением заснеженных деревьев; ватные палочки; гуашь белого цвета; лист бумаги с контурным изображением деревьев. |
РАСТЕНИЯ (комнатные цветы) |
«Рождественник» (примакивание мягкой кистью) |
- продолжать знакомство с комнатными растениями; - учить рисованию листьев и соцветий, примакивая кисть к листу бумаги; - формировать навыки работы с гуашевыми красками; - развивать мелкую моторику; - воспитывать усердие. |
Изображения комнатных растений; гуашь зелёного и красного цвета; мягкая кисть (№3-5); стакан с водой; лист бумаги с печатной основой - силуэт цветка в горшке без листьев и соцветий; картинки Рождественника. |
ЖИВОТНЫЕ (домашние, дикие) |
«Барашек» (оттиск жатой бумагой) |
- расширять и углублять знания о домашних животных; - продолжать знакомство с изобразительными возможностями; - осваивать технику оттиска жатой бумагой; - развивать внимание; - прививать желание работать гуашевыми красками; - воспитывать любовь к братьям нашим меньшим. |
Изображение барана, овцы и ягненка; альбомные листы с силуэтом барашка; серая (желтая) или розовая гуашь в широкой емкости; кусочки бумаги для смятия; влажная тряпочка; салфетка; клеенка. |
ЖИВОТНЫЕ (рыбы) |
«Чешуйка для рыбки» (пальчиковые отпечатки) |
- расширять знания о рыбах; - формировать навыки самостоятельного оттиска указательного пальца на ограниченной контуром плоскости; - закреплять знания цветов; - воспитывать любовь к животным. |
Картинки с изображением рыб; альбомные листы с печатной основой – силуэт рыбки; гуашь; кисть толстая; стакан с водой; салфетки. |
ОДЕЖДА (головные уборы, обувь) |
«Дубленка для Аленки» (оттиск поролоном) |
- расширять и углублять знания о видах теплой одежды; - продолжать знакомство с гуашью, закреплять понятия «верх», «низ»; - осваивать технику рисования поролоном, умение работать разным изобразительным материалом; - развивать зрительную память; - воспитывать бережное отношение к вещам. |
Кукла Алёнка; картинки с изображением верхней зимней одежды; альбомные листы с печатной основой – силуэт дублёнки (шубы); гуашь трёх цветов (жёлтый, оранжевый, коричневый); кусочки поролона; салфетки. |
ИГРУШКИ |
«Прическа для кукол» (оттиск жесткой кистью + завершение образа) |
- формировать представления об игрушках для девочек и мальчиков; - продолжать знакомство с частями человеческого тела; - продолжать освоение техники рисования жесткой кистью, оставляя оттиск щетины на поверхности листа; - развивать наблюдательность, логическое мышление, речь; - воспитывать бережное отношение к вещам. |
Изображение игрушек, альбомные листы с куклами (мальчик и девочка) без волос и лица, желтая или коричневая гуашь, поролон (приблизительно 5х5см.) влажная тряпочка, емкость для краски, салфетка, клеенка, фломастеры. |
ПРОФЕССИИ |
«Строитель строит дом» (аппликация + рисование: пересеченные линии) |
- расширять знания о строительных профессиях, продолжать знакомство с геометрическими фигурами, повторять устный счет; - учить пересечению горизонтальных и вертикальных линий, рисуя клетку; - продолжать знакомство с аппликативными видами работ; - совершенствовать умения по нахождению ориентира на листе бумаги и последовательному выполнению инструкций; - развивать наблюдательность; - воспитывать интерес к рабочим профессиям. |
Изображения одно- и многоэтажных домов; альбомные листы с печатной основой – силуэт крыши дома; гуашь; кисть №3-4; стакан с водой; салфетки; заготовки окон; поролон; клейстер. |
ТРАНСПОРТ (воздушный, наземный, водный) «Колесики для авто» (двойная замкнутая линия) |
- расширять и углублять знания о транспорте; - осваивать технику рисования кольца внутри кольца; - закреплять понятия «большой» и «маленький», «спереди» и «сзади», «по центру»; - развивать логическое мышление; - воспитывать усидчивость. |
Изображение транспорта, силуэт (или аппликационное изображение) машины без колес на альбомном листе, синяя и черная гуашь, мягкая кисть №5, влажная тряпочка, стакан с водой, салфетка, клеенка. |
ВЕСНА – ЛЕТО
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
НАЗВАНИЕ ЗАНЯТИЯ |
ЖИВОПИСЬ |
|
задачи |
оборудование |
||
ПРИРОДА (времена года, природные явления) |
«Сосульки тают» (волнистая линия + точки) |
- формировать представления о смене времен года, о весенних явлениях; - совершенствовать навыки рисования волнистых и линий, используя широкие плавные движения; - закреплять умения оставлять на листе бумаги ритмичные следы – точки; - повторять сведения об оттенках синего цвета: синий, голубой, фиолетовый; - обогащать словарный запас; - воспитывать бережное отношение к окружающей среде. |
Картинки с изображением весенней капели, сосулек; альбомные листы с печатной основой – крыши домов; гуашь оттенков синего цвета; кисть толстая; стакан с водой; салфетки. |
ПРИРОДА (пейзаж, праздники) |
«Окошки в космолете» (дорисовка деталей «колечки» одного размера) |
- продолжать знакомство с транспортом, расширять знания о воздушном виде транспорта; - учить детей рисованию предметов одного размера, круглой формы; - формировать навыки рисования кистью замкнутой линии; - закреплять знание геометрических фигуры - круг, понятий «один», «много»; - развивать творчество; - воспитывать аккуратность. |
Сюжетные картинки с изображением космических кораблей; гуашь синего и жёлтого цвета; кисть №2; стакан с водой; лист бумаги с печатной основой - силуэт ракеты; игрушка или изображение Лунтика. |
РАСТЕНИЯ (ягоды, цветы, натюрморт) «Мимоза в вазе» (рисование ватными палочками + техника «тычкования») |
- продолжать знакомство с весенними цветами, расширять знания о дне 8 Марта; - формировать навыки работы на листе бумаги с печатной основой; - закреплять навыки рисования в технике «тычка»; - развивать мышление, внимание; - воспитывать нежное, заботливое отношение к маме. |
Изображения весенних цветов; гуашь желтого и синего цвета, разведенная водой; емкость с водой; салфетка; лист бумаги с печатной основой - ваза с веточками мимозы; ватные палочки; влажная тряпочка. |
|
ЖИВОТНЫЕ (родного края в разные времена года) |
«Пробуждение медведя» (фактурное тонирование) |
- продолжать знакомство с животными, впадающими в зимнюю спячку; - учить фактурному тонированию путем свободного нанесения краски на заданную поверхность; -развивать абстрактное мышление; - воспитывать заботливое отношение к животным. |
Картинки с изображением бурого и белого медведей; альбомные листы с печатной основой – силуэт медведя; гуашь коричневого цвета; кисть жёсткая из щетины; салфетки. |
ЖИВОТНЫЕ (северные, южные) |
«Левушка – пышная головушка» (техника «тычкования») |
- формировать знания о южных и северных животных; - продолжать знакомство с рисованием ватными палочками; - учить правильному и аккуратному использованию краски, ритмичному нанесению «тычков» на силуэт гривы и хвоста; - закреплять логическую связку: «северный» - холодно и «южный» - жарко; - развивать логическое мышление; - воспитывать аккуратность. |
Изображение львиного семейства; силуэт на альбомном листе льва без гривы и без кисточки на хвосте; коричневая или черная гуашь; ватные палочки; влажная тряпочка; стакан с водой; салфетка; клеенка. |
ЖИВОТНЫЕ ( насекомые) |
«Мотылек» (монотипия) |
- расширять знания о насекомых; - знакомить с техникой монотипии; - учить созданию клякс разного цвета на готовом силуэте бабочки; - закреплять навыки рисования мягкой кистью горизонтальных полос; - формировать художественно-творческую активность детей; - развивать наблюдательность; - воспитывать бережное отношение к насекомым. |
Картинки с изображением бабочек; вырезанные из бумаги шаблоны-заготовки бабочки; гуашь основных цветов; кисточки; баночки с водой; салфетки. |
ОДЕЖДА-ОБУВЬ |
«Галстук для папы» (аппликация + рисование) |
- расширять знания о празднике Защитника Отечества; - закреплять у детей практические навыки комбинирования двух видов изобразительной деятельности; - учить навыкам оформления предложенной формы с помощью линий и точек; -совершенствовать умения по нахождению ориентира на листе бумаги с последующим наклеиванием; - развивать усидчивость; - воспитывать у детей заботливое отношение к папе. |
Изображения галстуков; гуашь 2-3 цвета; тонкая кисть; лист бумаги с печатной основой – рубашка и галстук; клейстер; влажные салфетки; поролоновые губки. |
МЕБЕЛЬ |
«Ножки для стульчика» (преобразование образа) |
- продолжать знакомство с видами мебели, с геометрическими фигурами; - совершенствовать умения по нахождению ориентира на листе бумаги с последующим его преображением; - активизировать словарь практическим употреблением простых предлогов: над, под; - формировать навыки работы кистью, рисуя вертикальные, горизонтальные (разные по длине) и дугообразные линии; - закреплять умения ориентирования на ограниченной плоскости; - развивать наблюдательность и воображение; - воспитывать усидчивость. |
Картинки с изображением мебели; игрушка котёнок; альбомные листы с печатной основой – трапецией (сиденье стула); гуашь; кисть № 2-3; стакан с водой; салфетки. |
ОСЕНЬ
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
НАЗВАНИЕ ЗАНЯТИЯ |
СКУЛЬПТУРА |
|
задачи |
оборудование |
||
ПРИРОДА (времена года, природные явления) |
«Капельки» (отрывание + налепы) |
- стимулировать осознанное восприятие объектов неживой природы, желание передавать их образы во время лепки; - учить детей способу размазывания на плоскости (тучка) и созданию одинаковых модулей (капелек); - формировать умения деления целого на части; - развивать фантазию, глазомер, ориентацию на плоскости; - воспитывать аккуратность во время работы с пластилином. |
Изображение ненастного пейзажа; картон 8x10; разогретый брусок пластилина (синего, черного, синего, голубого или фиолетового цвета); салфетка, дощечка. |
ПРИРОДА (пейзаж, праздники) |
«Мостик через речку» (валики) |
- закреплять умение скатывать пластилин круговыми движениями между ладонями; - осваивать способ вытягивания валика из круга; - учить детей созданию одинаковых элементов, а также составлению из них простой композиции; - развивать конструктивные способности; - воспитывать сострадание. |
Изображение мостов; альбомный лист с силуэтом речки и по разную сторону друг от друга зайчихи и зайчонка; разогретые кусочки пластилина (черного или коричневого цвета); разделенные по три штуки; салфетки; дощечка. |
РАСТЕНИЯ (овощи, фрукты) |
«Арбузные зернышки» (формирование горошин) |
- расширять знания об овощах и фруктах; - продолжать знакомство с особенностями пластилина; - активизировать самостоятельность во время создания модулей для зернышек; - влиять на возникновение позитивных эмоций от результата работ; - развивать воображение; - воспитывать усердие. |
Изображение целого и разрезанного арбуза; альбомный лист с наклеенной аппликацией (или раскрашенный силуэт) в виде разрезанной арбузной дольки; разогретые кусочки черного пластилина; салфетка; дощечка. |
РАСТЕНИЯ (грибы, ягоды, деревья) |
«Пестрые листочки» (налепы бесформенных кусочков) |
- расширять знания о временах года, о природных явлениях осенью; - продолжать знакомство с пластилином и его свойствами; - учить понятиям «целое» и «части», а также отщипыванию маленьких кусочков пластилина от большого бруска; - развивать коллективный дух и умение работать сообща; - воспитывать взаимоуважение. |
Картинки с изображением осенних деревьев; альбомный лист с силуэтом дерева; дощечки; салфетки для рук; пластилин трех цветов (оранжевый, желтый, красный). |
ЖИВОТНЫЕ (родного края в разные времена года) |
«Окрас ужика» (рельеф, налепы) |
- продолжать знакомство с представителями животного мира; - знакомить с созданием вытянутых и округлых форм; - учить составлению орнамента путем чередования двух элементов; - развивать глазомер, чувство ритма; - воспитывать бережное отношение к представителям фауны. |
Изображение змей; картон с силуэтом ужа; разогретые кусочки цветного пластилина; салфетка; дощечка. |
ЖИВОТНЫЕ (птицы) |
«Крылышки» (растягивание + рисование) |
- стимулировать желание передавать образы животных в движении во время лепки; - учить детей способу размазывания пластилина на плоскости (крылья) и рисованию стекой путем вдавливания инструмента; - формировать умения создания парных элементов; - развивать наблюдательность, глазомер, ориентацию на плоскости; - воспитывать усидчивость. |
Изображение птиц в полете; альбомный лист с туловищем птицы без крыльев; разогретый брусок пластилина (черный или серый); салфетка, стека. |
ОДЕЖДА |
«Пуговки» (формирование горошин + вдавливание) |
- расширять знания о сезонной одежде; - формировать умения работать во время лепки с вспомогательным инструментом; - активизировать самостоятельность во время создания модулей для пуговиц; - влиять на возникновение позитивных эмоций от результата работ; - развивать воображение; - воспитывать бережное отношение к вещам. |
Изображения верхней одежды; настоящие пуговицы; альбомный лист с силуэтом детского пальто; разогретые кусочки разноцветного пластилина; салфетка; дощечка; разрезанная коктейльная трубочка. |
ИГРУШКИ |
«Пианино для Марины» (раскатывание «жгутика») |
- продолжать знакомство с игрушками; - формировать понятие «музыкальные инструменты»; - закреплять умение скатывать пластилин круговыми движениями между ладонями; - осваивать способ вытягивания жгутика из валика; - учить детей созданию одинаковых элементов, а также составлению из них простой композиции; - развивать конструктивные способности; - воспитывать желание заниматься полезными делами. |
Изображение музыкальных инструментов; альбомный лист с силуэтом клавишного инструмента; разогретые кусочки черного пластилина; салфетка, дощечка. |
ПОСУДА + еда |
«Вазочка для мороженого» (рельеф + вдавливание шариков)
|
- продолжать знакомство с видами посуды; - закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, прикреплять полученные формы к основе; - совершенствовать технические умения и навыки в работе с пластическими материалами; - развивать речь, расширять словарный запас; - воспитывать у детей интерес к лепке, аккуратность в работе. |
Изображения посуды, креманки с мороженым; пластилин белого, розового и жёлтого цвета; лист бумаги с изображением креманки; салфетка; доска для лепки, игрушки. |
ЗИМА
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
НАЗВАНИЕ ЗАНЯТИЯ |
СКУЛЬПТУРА |
|
задачи |
оборудование |
||
ПРИРОДА (времена года, время суток, природные явления) |
«Снежная Баба» (составление рельефной композиции) |
- продолжать знакомство с сезонными изменениями в природе, с зимними забавами; - закреплять умение скатывать пластилин круговыми движениями между ладонями; - формировать композиционные навыки при работе с дополнительным природным материалом; - закреплять знания о величине; - развивать чувство гармонии; - воспитывать эстетический вкус. |
Изображение снеговиков; пластилин белого цвета, разделённый на кусочки разного диаметра – большой и маленький; дополнительный материал для рук снеговика (спички без серы или веточки) и глаз (бусинки, крупинки); дощечка; картонка или лист бумаги с изображением пейзажа; салфетка. |
ПРИРОДА (пейзаж, праздники) |
«Украшаем елочку» (рельеф + вдавливание) |
- расширять знания о зимних праздниках; - продолжать формировать интерес к пластилиновому изображению на плоскости; - совершенствовать технические умения и навыки в работе с пластическими материалами; - развивать усидчивость; - воспитывать у детей интерес к лепке, аккуратность в работе. |
Изображение Деда Мороза, елки; картонная ёлочка или силуэт елки на альбомном листе; дощечка; салфетка; разрезанная коктейльная трубочка; колпачки от фломастеров; разноцветный пластилин. |
РАСТЕНИЯ (комнатные цветы) |
«Кактусы» (барельеф + оттиск) |
- продолжать знакомство с комнатными растениями; - формировать умения преобразовывать объемные формы в плоские; - знакомить с азами композиции; - развивать эстетические чувства; - воспитывать бережное отношение к флоре. |
Изображение домашних растений; альбомный лист с изображением окна и цветочного горшка; разогретые кусочки зеленого пластилина; салфетка; дощечка, пустые стержни от ручек или высохшие фломастеры. |
ЖИВОТНЫЕ (домашние, дикие) |
«Ушки» (растягивание на плоскости) |
- продолжать знакомство с дикими животными нашего края; - учить детей способу размазывания пластилина на плоскости (ушки) с учетом выбора соответствующего цвета; - знакомить с геометрическими фигурами, закреплять навыки счета; - формировать умения создания парных элементов; - развивать наблюдательность, глазомер, ориентацию на плоскости; - воспитывать любовь к животным. |
Изображение зайца, лисы и волка; альбомный лист с белым овалом, оранжевым треугольником и серой трапецией; геометрические фигуры дополнены глазами и носами; разогретые бруски пластилина (белый, оранжевый, серый); салфетка, стека. |
ЖИВОТНЫЕ (рыбы) |
«Плавнички и хвостики» (пластилино- графия) |
- продолжать знакомство с обитателями морей и рек; - формировать умения размазывания пластилина в заданном направлении (вверх и вниз); - закреплять приём скатывания, вдавливания; - развивать наблюдательность, глазомер, ориентацию на плоскости; - воспитывать бережное отношение к окружающим предметам. |
Изображения рыбок в аквариуме; альбомные листы или картон голубого цвета с изображением камешков и водорослей; кусочки пластилина разного цвета (жёлтый, красный, синий, зелёный); колпачки от фломастеров или коктейльные трубочки; дощечка; стека; игрушка Кукла. |
ОДЕЖДА (головные уборы, обувь) |
«Рукавичка» (налепы на ограниченной плоскости) |
- расширять знания о сезонной одежде; - продолжать работу по сказке «Рукавичка»; - учить раскатыванию валиков прямыми движениями ладоней; - закреплять навыки украшения предметов одежды готовыми формами; - развивать воображение; - воспитывать аккуратность в работе. |
Иллюстрации к сказке «Рукавичка»; силуэт рукавички на альбомном листе или картонный шаблон; пластилин разного цвета; дощечка; салфетки. |
ИГРУШКИ |
«Саночки для Яночки» (раскатывание валика + конструирование) |
- закреплять способ вытягивания валика из круга; - осваивать конструктивную лепку путем соединения отдельных элементов в заданный цельный образ; - продолжать знакомство с сезонными праздниками и зимними забавами; - формировать навыки устного счета; - развивать конструктивные способности; - стимулировать творческий энтузиазм; - воспитывать любовь к русским традициям. |
Игрушечные или нарисованные сани; альбомный лист с изображением горки и елочки; разогретые кусочки пластилина: 2 больших, 3 маленьких (черного или коричневого цвета); салфетка; дощечка. |
ПРОФЕССИИ |
«Повар лепит пирожки» (скульптурная лепка) |
- расширять знания о профессиях, о кулинарных изделиях; - учить делению целого на две равные части; - закреплять навыки по формирование кусочков одной величины путем скатывания; - развивать мелкую моторику; - воспитывать уважительное отношение к труду. |
Изображение повара, пирожков; изображение сковороды на картоне или альбомном листе; пластилин жёлтого и коричневого цвета в брусках, разделенных пополам; дощечка; стека; салфетки. |
ТРАНСПОРТ (воздушный, наземный, водный) |
«Летающая тарелка на взлете» (элементы пластилинографии) |
- продолжать знакомство с космическим транспортом, расширять знания о космосе; - совершенствовать навыки рисования пластилином; - развивать пространственное мышление; - стимулировать активную работу пальцев; - воспитывать интерес к окружающему миру, умение радоваться своим работам. |
Картинки с изображением космического транспорта; альбомный лист с силуэтом космического корабля; дощечка; салфетки; пластилин трех цветов (синий, желтый, красный); стека; колпачки от фломастеров. |
ВЕСНА - ЛЕТО
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ |
НАЗВАНИЕ ЗАНЯТИЯ |
СКУЛЬПТУРА |
|
задачи |
оборудование |
||
ПРИРОДА (времена года, природные явления) |
«Восьмерочки» (рельеф + чередование0 |
- продолжать знакомство с традиционными праздниками; - учить составлению орнамента путем чередования трех элементов; - учить рисованию стекой путем вдавливания инструмента в пластилин; - развивать глазомер, чувство ритма; - воспитывать любовь к традициям. |
Изображение открыток ко дню 8 Марта; картон с силуэтом восьмерки; разогретые кусочки цветного пластилина; салфетка; дощечка, стека. |
ПРИРОДА (пейзаж, праздники) |
«Космический пейзаж» (рельефная лепка) |
- расширять знания о космосе; - учить созданию изделий рельефным способом; - формировать навыки смешения разных цветов пластилина для получения «пестрого» эффекта; - развивать ориентацию на плоскости; - воспитывать любознательность. |
Картинки с изображением космических пейзажей; лист темного картона с силуэтом космического корабля (или раскрасить альбомный лист фиолетовым цветом); дощечки; салфетки; разноцветный пластилин. |
РАСТЕНИЯ (ягоды, цветы, натюрморт) |
«Ромашка» (рельефная лепка) |
- расширять знания о садовых и луговых цветах; - закреплять приёмы скатывания и сплющивания; - применять полученные знания в итоговой работе; - развивать эстетический вкус; - воспитывать чувство прекрасного. |
Картинки с изображением ромашек; плотный альбомный лист бумаги с печатной основой – ромашки; дощечка; салфетки; набор пластилина; спички без серы. |
ЖИВОТНЫЕ (родного края в разные времена года) |
«Ёжик проснулся» (элементы пластилинографии + налепы вверх и вниз) |
- продолжать знакомство с дикими животными нашего края; - расширять и углублять знания о животных, впадающих в спячку; - формировать умения размазывания пластилина в заданном направлении (вверх и вниз); - развивать наблюдательность, глазомер, ориентацию на плоскости; - воспитывать любовь к животным. |
Изображение ежа; альбомный лист с розовым овалом по центру (возможно пейзаж); разогретые бруски пластилина (розовый и черный); салфетка. |
ЖИВОТНЫЕ (северные, южные) |
«Черепашка» (выкладывание орнамента на шаблоне из шариков, колечек, колбасок и крестиков) |
- продолжать знакомство с животными; - формировать знания о рептилиях и земноводных; - учить составлению орнамента на шаблоне; - развивать глазомер, чувство ритма; - воспитывать чувство прекрасного. |
Изображение сухопутных и водоплавающих черепах; картон с силуэтом черепашки; разогретые кусочки цветного пластилина; салфетка; дощечка. |
ЖИВОТНЫЕ ( насекомые) |
«Полосатая оса» (налепы на форме + чередование) |
- продолжать знакомство с насекомыми; - закреплять умение скатывать пластилин круговыми движениями между ладонями; - формировать отщипывание маленьких кусочков пластилина от общего куска и скатывать из них валики; - осваивать способ вытягивания жгутика из валика; - учить детей созданию одинаковых элементов, а также составлению из узоров в идее налепов; - развивать глазомер, чувство ритма; - воспитывать бережное отношение к насекомым. |
Изображения насекомых; шаблон осы или альбомный лист с силуэтом осы; пластилин черного и желтого цвета; дощечки; салфетки. |
ОДЕЖДА-ОБУВЬ |
«Следы от сапог» (налепы с растяжкой в обозначенном месте) |
- расширять знания о сезонной обуви, а также о природных явлениях; - формировать навыки растяжки пластилина на плоскости в обозначенном месте; - развивать речь, ориентацию на плоскости; - воспитывать аккуратность. |
Изображения обуви; картинки людей в резиновых сапогах; альбомный лист с изображением ребенка, гуляющего по лужам; дощечка; салфетки; пластилин. |
МЕБЕЛЬ |
«Столики для гномиков» (комбинирование с материалом) |
- продолжать знакомство с мебелью; расширять представления о профессиях людей; - формировать умения преобразовывать объемные формы в плоские; - закреплять знания о геометрических фигурах; - знакомить со способами комбинирования на занятиях лепкой (пластилин + ватные палочки); - развивать воображение и фантазию; - стимулировать старательность; - воспитывать любовь к труду. |
Изображение мебели; альбомный лист с изображением комнаты; разогретые кусочки цветного пластилина; салфетка; дощечка; ватные палочки; стеки; колпачки от фломастеров. |