Статья «Пластилинография для учащихся с особыми образовательными потребностями (1–4 классы)»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Пластилинография для учащихся
с особыми образовательными потребностями (1-4 класс)
Подготовила: тьютор 3 «Б» класса
Веряскина Ольга Сергеевна
Саранск, 2020 г.
Пластилинография – одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности.
Занятия по пластилинографии являются одним из основных, и представляют большую возможность для развития и обучения детей с особенными возможностями здоровья.
Пластилинография способствует:
1.Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.
2. Развитию творческих способностей.
3. Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.
4. Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
5. Деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.
Основные цели и задачи обучения «Пластилинографии»
1. Формирование навыков работы с пластилином.
2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания).
3. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
4. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера.
5. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.
Основные приёмы. На занятиях можно использовать множество приёмов лепки, такие как:
А) Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Б) Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.
В) Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.
Г) Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.
Д) Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки.
Е) Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками.
Далее в приложении А будут даны шаблоны по Пластилинографии.
П риложение А