Доклад «Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с недоразвитием речи»
Грамота – это умение читать и писать. В толковом словаре русского языка понятие «предпосылка» определяется как предварительное условие чего-нибудь.
Таким образом, подготовка детей к обучению грамоте – это целенаправленный, систематический процесс создания условий для подготовки к овладению письмом и овладение грамотой.
Для успешного овладения грамотой необходима полноценная работоспособность анализаторных систем, хорошее состояние зрительной и моторной функций, внимания, памяти, мышления, достаточный уровень овладения речью и мыслительными операциями.
Увеличивающееся число детей с различными недостатками речевого развития делает проблему их подготовки к обучению грамоте особо актуальной, поскольку нарушения компонентов речи влекут за собой нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) и снижают общую способность к благополучному школьному обучению.
Поэтому обучение грамоте этих детей необходимо начинать в дошкольном возрасте и проводить по специальным методикам. Многие авторы (Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Ткаченко Т. А., а также Г. А. Глинна, В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева, Г. А. Ванюшина, Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер и другие) разработали свои методические системы обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи, которые широко применяются логопедами-практиками в коррекционной работе.
Главной идеей при обучениии грамоте является формирование у дошкольников общего умения ориентироваться в звуковой системе языка, обучение анализу звукового состава слова, то есть определению порядка следования звуков в слове.
В современной методике обучения грамоте принят звуковой аналитико-синтетический метод. Самоназвание его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т. е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы.
Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляет одну из специальных задач подготовки к обучению грамоте
В обязательное содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников входит: ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи; ознакомление с предложением и его словесным составом; деление предложение на слова и составление из слов (2-4) предложений; членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов; ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов; знакомство с буквами. Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, так как процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
Чтение и письмо — это действия со звуками слова, которые материализуются буквами. Существует такая закономерность: чем лучше дети осознают звучащую речь, ее построение, тем легче они овладевают осознанным беглым чтением и грамотным письмом. Поэтому задолго до обучения собственно грамоте (до знакомства с буквами) дошкольникам надо дать представление о звуковой действительности языка
. Звуковой метод был предложен еще К.Д. Ушинским в 1864 г. Он сменил существовавший до этого букво-слагательный метод. Ушинский называл новый метод обучения грамоте историческим. К.Д. Ушинский формулирует путь, прямо противоположный тому, который лежал в основе букво-_слагательного метода, — идти не от буквы к звуку, а наоборот, от звука к букве,
Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка. Для успешного овладения грамотой в школе каждому ребенку старшего дошкольного возраста необходимо иметь определенный уровень сформированности когнитивного, моторного, языкового, личностного, эмоционально – волевого компонентов готовности к обучению.