Практические рекомендации "Упражнения для мозга. Применение нейрогимнастики в сочетании с обучением детей чтению" (дошкольный и младший школьный возраст).
Практические рекомендации
Упражнения для мозга
Нейрогимнастика в сочетании с обучением детей чтению
(дошкольный и младший школьной возраст)
Книга - это море, бесконечный океан,
по которому можно плыть бесконечно и
открывать для себя новые, удивительные страны.
Дети старшего дошкольного возраста стремятся научиться читать, изучая буквы и звуки. В этот период жизнедеятельности главная задача взрослых - не отбить у детей охоту заниматься. Поэтому следует все обучающие навыки формировать в форме игры.
Предлагаю комплекс нейрогимнастики, который повысит активность пальцев кистей рук, усилит качество процесса чтения и, самое главное - поможет созданию новых нейронных связей.
Пояснительная записка
Автор: Кияйкина Наталья Фёдоровна - специалист по практической психологии (нейропсихолог, педагог-психолог, семейный психолог и специалист по спецпроблемам).
Аудитория: дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Вид: обучающие карточки.
Использование: данные рекомендации помогут детям (взрослым) активизировать деятельность мозга, создать новые нейронных связи, улучшить навыки чтения и повысить интерес к художественной литературе.
Цель: активизация мозговой деятельности в процессе закрепления навыков чтения.
Задачи:
развивать межполушарные связи коры головного мозга;
способствовать созданию новых нейронных связей;
развивать психические процессы (внимание, память, речь, мышление, воображение);
формировать умственные способности и кругозор;
активизировать деятельность пальцев кистей рук в процессе чтения;
закреплять навыки чтения и правильного ударения в словах;
воспитывать интерес к художественной литературе.
Методические рекомендации: детям предлагается выбрать данную книгу для закрепления навыков чтения (взрослый с ребёнком посещает библиотеку/ребёнок младшего школьного возраста сам посещает библиотеку и выбирает нужную книгу).
Текст в книге имеет крупный шрифт (большие буквы с ударением).
Данный формат способствует закреплению правильного чтения и постановку ударных слогов.
Используя предложенные упражнения регулярно (каждый день), можно добиться высоких результатов. Попеременное выполнение упражнений: то правой, то левой рукой, создаёт в коре головного мозга определённые импульсы. Одновременное выполнение упражнений двумя руками, но используя разные движения пальцев рук, способствуют синхронизации и активизации межполушарных связей.
Процесс деятельности по данным рекомендациям можно осуществлять в индивидуальной и групповой форме.
Дети младшего школьного возраста упражнения для создания новых нейронных связей могут выполнять самостоятельно (по схеме), в сочетании с чтением крупного текста. Данное произведение, как и другие подобранные книги, можно использовать для скоростного чтения. Но, данная процедура, как утверждают прогрессивные научные деятели (основываясь на исследованиях последних нескольких лет), на сегодняшний день совсем не актуальна и приносит много вреда. Читая тексты на скорость, дети приучаются механически "пробегать" по тексту и не вдумываться в содержание произведения.
Желаю всем, кто берёт в руки интересные книги, использовать инновационную технологию (сочетание нейрогимнастики с чтением литературы) для создания новых нейронных связей, тем самым своевременно заботиться о психическом и физическом здоровье на долгие-долгие годы.
Источники
1. Г. Остер "38 попугаев". Серия "Читаем сами, без мамы".
2. Э. Успенский "Истории про дядю Фёдора, кота Матроскина и Шарика". Серия "Читаем по слогам, без мамы" (с заданиями для закрепления).
Язенина Ольга Анатольевна
Кияйкина Наталья Федоровна