12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена Владимировна61463 Учитель биологии и химии высшей квалификационной категории, руководитель РМО учителей биологии и химии Россия Материал размещён в группе «Мультимедийное сопровождение урока» |
Применение информационно-коммуникационных технологий и мультимедиа в современной образовательной среде
Бобырь Елена Владимировна
учитель высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ № 1 им. В.С. Богатырева
р.п. Охотск, Хабаровский край
Наше современное общество не стоит на месте, оно развивается и прогрессирует. Сегодня мы говорим об «информационном обществе», создании качественно новой информационной среды социума, которая обеспечивает развитие творческого потенциала человека, способствует ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии сегодня широко используются во всех сферах жизнедеятельности человека. Современным людям приходится постоянно пополнять и совершенствовать свои знания. Каждый человек информационного общества формирует собственную информационную культуру, например, осваивает информационные технологии, накапливает и постоянно обновляет свои знания и профессионализм.
В условиях информатизации образования важную роль стали играть информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые открывают новые возможности в преподавании своего предмета, позволяют современному учителю модернизировать учебно-воспитательный процесс, развить интеллектуальные, творческие, креативные способности обучающихся, их умение работать с разными источниками информации, самостоятельно приобретать новые знания.
Главные цели использования ИКТ в общеобразовательной школе – всесторонне облегчить работу педагога и помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания, которой требует современность, повысить эффективность педагогической деятельности. Актуальная задача педагога – развить у обучающихся информационную грамотность, научить их владению информационными технологиями, помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.
Благодаря использованию педагогом информационно-коммуникационных технологий решаются следующие задачи:
- совершенствование организации преподавания, обеспечение гибкости процесса обучения, повышение индивидуализации и дифференциации обучения;
- повышение продуктивности самоподготовки учащихся, эффективности обучения, интеллектуального уровня обучаемых;
- индивидуализация работы самого учителя;
- ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
- усиление мотивации к обучению;
- привитие навыков самообразования, самоорганизации и облегчение решения практических задач;
- активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к творческой, исследовательской и проектной деятельности;
- возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;
- предоставление пользователю (учителю, учащимся) возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.
Сеть Интернет располагает большим количеством электронных ресурсов (базами данных, архивами, библиотеками, хранилищами). Широко распространенные информационно-коммуникационные технологии позволяют их эффективно использовать для проведения онлайн-уроков, участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях, вебинарах и семинарах, прохождения курсов и тестирований.
На сегодняшний день в современной школе созданы все условия для эффективного использования ИКТ. Практически во всех образовательных организациях есть полноценные компьютерные классы, интерактивные доски, проекторы и другое оборудование, необходимое для более успешного внедрения процесса информатизации обучения. Одним из инструментов, который довольно широко используется, является технология мультимедиа. Мультимедиа – область компьютерных технологий, которая помогает преобразовывать различную (текстовую, графическую, звуковую) информацию с помощью компьютерных средств. Правильное преобразование материала позволяет сделать информацию более наглядной и запоминающейся, а урок – ярким, нестандартным и насыщенным.
Проведение уроков с использованием электронных образовательных ресурсов (мультимедиа, сетевых ресурсов, мультимедийных универсальных энциклопедий, электронных приложений к учебникам (CD-ROM), интерактивных тестов, тренажёров); аудиовизуальных образовательных ресурсов (электронных физкультминуток, интерактивных плакатов, слайд-фильмов, учебных фильмов на цифровых носителях Video-CD, DVD); обучающих программ, ЦОРов – это сильнейший стимул в обучении учащихся. В ходе таких уроков значительно повышается их информативность и эффективность, динамизм и выразительность излагаемого материала, усиливаются психические процессы обучающихся: память, мышление, внимание; гораздо быстрее и активнее происходит возбуждение познавательного интереса.
Развитие интереса к информационным технологиям происходит через создание и применение на уроке электронных презентаций, что сегодня весьма актуально. Электронная презентация – это логически связанная последовательность слайдов, объединенных одной темой и общими принципами оформления. Благодаря использованию презентаций, учитель может хорошо структурировать материал. Электронную презентацию можно рассматривать как дидактическое средство обучения, вспомогательное электронное учебное пособие, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. Слайды презентации можно использовать во время актуализации знаний, объяснения нового материала, первичного закрепления, обобщения и систематизации знаний, при организации самостоятельной работы и исследовательской деятельности обучающихся, для создания проблемной ситуации на уроке, при оценке и контроле успеваемости. В школьном кабинете мною создан банк электронных презентаций и учебных заданий, выполняемых с использованием ИКТ, по биологии, экологии и химии, который регулярно пополняется новыми образовательными ресурсами. Методическая база значительно облегчает подготовку учителя к урокам в дальнейшем. (С авторскими мультимедиаресурсами можно ознакомиться на моей странице педагогического сообщества «УРОК.РФ»).
Создавать электронные презентации интересно и современным школьникам. Если учитель готовит презентацию как средство эффективной подачи нового материала, то для ученика презентация – это форма творческой самостоятельной работы. Учащиеся учатся выбирать главное, кратко выражать свою мысль. Зная, что их работа будет востребована, обучающиеся более серьезно относятся к созданию мультимедийных презентаций в качестве домашнего задания.
Обучающиеся используют авторские электронные презентации для своих выступлений на школьных конференциях, на защитах индивидуальных проектов, творческих и исследовательских работ.
Защита индивидуального исследовательского проекта по теме «ВПР с точки зрения экологии на примере затрат древесины»
Проведение внеклассного мероприятия для пятиклассников по теме «Замечательные явления природы. Северное сияние» в рамках районного конкурса творческих и исследовательских работ для школьников «Есть идея!»
Выступление на школьной конференции по теме «Животные, которых больше нет»
Защита исследовательского проекта по теме «Организм человека как единая коллоидная система» в рамках школьной научной конференции «Шаг в науку»
Используя информационно-коммуникативные технологии и специальные бесплатные сервисы, учащиеся создают интерактивные кроссворды, плакаты, памятки, ребусы, буклеты и т.д.
Буклет на тему «Здоровое питание», выполненный учащейся 10а класса, в рамках школьного конкурса авторских буклетов о здоровом образе жизни
ScreenShotы фрагментов интерактивных кроссвордов учащихся, созданных в программах MS Excel и MS PowerPoint к урокам биологии и химии
Вместе с учащимися мы создаем учебные видеоролики по биологии и химии. Они могут использоваться на уроках не только в нашей школе, но и в школах района, демонстрироваться учащимся, которые длительно болеют и не могут посещать занятия.
ScreenShotы фрагментов учебных видеороликов
С 1 сентября 2022 года на базе нашей школы стал внедряться федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование» в форме Центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». Благодаря этому современному учебному пространству учащиеся получают дополнительные возможности для более глубокого изучения предметов, в т.ч. биологии и химии, проектно-исследовательской деятельности, развития своего потенциала и практического применения знаний в повседневной жизни. У них формируется высокая мотивация к успешной учёбе, они получают не только фундаментальные знания, но и полезные навыки, которые позволят им ориентироваться в таком сложном многообразном мире огромного количества информации, технологий, помогут стать успешными и, что немаловажно, они уже сейчас могут определяться с будущей профессией. В деятельности Центра применяются современные информационные технологии, средства обучения, учебное оборудование, высокоскоростной Интернет и другие ресурсы, которые способствуют повышению качества и доступности образования. Оборудование цифровых лабораторий «Точки роста» позволяет более наглядно и интересно проводить учебные занятия, лабораторные и практические работы в урочной и внеурочной деятельности.
Работа учащихся с цифровым микроскопом
На базе Центра осуществляется организация образовательных мероприятий, в том числе в дистанционном формате с участием обучающихся из других образовательных организаций. В этом учебном году наша команда в рамках реализации краевого проекта «Образование без границ» приняла участие в интерактивной детско-взрослой онлайн-игре «Школа магии и волшебства «Точка роста»» для центров «Точка роста». Данное мероприятие способствовало развитию у обучающихся и педагогов ключевых компетенций в области работы на современном цифровом оборудовании, креативного мышления, навыков продуктивной коммуникации. В ходе игры учащиеся под руководством педагогов-кураторов выполняли различные задания с использованием оборудования цифровых лабораторий «Точки роста», в том числе создавали интерактивные плакаты, учебные видеоролики.
Сертификат участника краевого мероприятия – интерактивной детско-взрослой онлайн-игры «Школа магии и волшебства «Точка роста»»
В связи с переходом образовательных учреждений весной 2019/2020 учебного года на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса наша школа, в том числе, была переведена на работу в дистанционной форме с применением технологий электронного обучения. Правильно подобранные материалы к урокам, исходя из целей и задач обучения и характеристик учебного процесса в онлайн-среде, обеспечили обучающимся образовательный результат и положительную обратную связь.
В настоящее время продолжаю использовать дистанционную форму обучения в индивидуальном порядке для долго болеющих, длительно отсутствующих учащихся и в периоды перевода нашей школы в режим карантина. Для организации дистанционного обучения применяю открытые образовательные ресурсы, рекомендованные Министерством просвещения Российской Федерации, пользуюсь материалами электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности федеральной информационной платформы «Российская электронная школа» (
ScreenShot с личной страницы Вероники В., учащейся 5б класса (2021-2022 учебный год), занимающейся на онлайн-платформе Учи.ру
ScreenShot с личной страницы Вероники В., учащейся 6б класса (2022-2023 учебный год), занимающейся на онлайн-платформе Учи.ру
В течение двух лет обучаю ребенка-инвалида по зрению с применением дистанционных образовательных технологий, используя платформу «Мобильное электронное образование» (
ScreenShot электронного дневника с личной страницы Алисы Ш., учащейся 7б класса (2021-2022 учебный год)
ScreenShot электронного дневника с личной страницы Алисы Ш., учащейся 8б класса (2022-2023 учебный год)
Считаю, что дистанционное обучение способствует:
- реализации возможностей интерактивного общения участников образовательного процесса с целью его оптимизации и повышения уровня эффективности;
- формированию у обучающихся навыка самостоятельного управления своей учебной деятельностью;
- развитию у обучающихся навыка самоорганизации и рационального осуществления учебной деятельности при отсутствии жёсткого регламента учебных занятий;
- созданию условий психологического комфорта в условиях дистанционного обучения;
- обучению с учётом психофизиологических особенностей различных категорий обучающихся.
Таким образом, образование и информационно-коммуникационные технологии становятся на одну ступень в получении знаний. ИКТ помогают педагогу сделать работу на уроке и во внеурочное время эффективной, интересной, успешно формировать образовательные компетенции, информационную культуру, разнообразить учебную деятельность, повысить качество образования, позволяя обучающимся быстрее адаптироваться к информационным технологиям и быстрее получать знания. ИКТ способствуют успешному развитию ребёнка, воспитывая в нём гармоничную личность, умеющую спорить, рассуждать, анализировать данные, преодолевать трудности, доказывать своё мнение, делать самостоятельные выводы и нести ответственность за свои решения.
Используемые источники:
Комментарии (11)
сменить сортировкуОтредактировано 08-07-2023 09:35