12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Павлова Галина Николаевна15
3

Принципы, методы и технологии организации исследовательской деятельности учащихся в 5-6 классах

Павлова Г.Н.

МБОУ «СОШ №1» г. Кирсанова Тамбовской области​​​​​​​


Принципы, методы и технологии организации исследовательской деятельности учащихся в 5-6 классах


Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.  

Д.Б. Эльконин [2]

Сегодня проектно-исследовательская деятельность воспринимается как приобретение знаний путем самообразования, так как ученик сам находит материал, работает с ним, приобретая собственный опыт. Такие знания более прочные. Кроме того, получив конечный «продукт», ребенок может реализовать свой творческий потенциал, заявить о себе, представив работу на конкурс, научную конференцию.

Исследовательская деятельность обучающихся 5-6 классов – это продолжение учебно-исследовательской деятельности, начатой в начальной школе в рамках ФГОСТ. Ребята уже умеют самостоятельно выбирать близкую к их интересам тему, находить материал и использовать его в дальнейшей деятельности. В среднем звене необходимо научить решать поставленную (или скорректированную) учителем проблему, самостоятельно подбирая для этого методы, анализировать полученные результаты и делать выводы.

Конечно, учебные исследования учащихся принципиально отличаются от научных экспериментов. Однако важно, чтобы учащиеся в своих исследованиях руководствовались определенными принципами: принципом соответствия методам исследования, поуровневого подхода к выполнению учащимися исследовательских заданий, принципом опережающего характера экспериментов школьников, принципом опоры на образовательные интересы учащихся, самоорганизации, сотрудничества учащегося и педагога, принципом продуктивности и рефлексии. [1]

Начальным этапом творческой исследовательской работы считаю уроки-исследования, которые приучают ребят к умственному труду, самостоятельному поиску. На уроках литературы алгоритм исследования может быть таким:

1. Предварительный рассказ учителя о произведении, писателе; чтение произведения или отрывка из него с целью показать насколько актуальна данная тема.

2. Постановка проблемы исследования и определение темы работы.

3. Выбор методов исследования. В рамках урока это чаще всего лингвистический анализ текста.

4. Исследование текста.

5. Вывод по теме исследования.

Домашним заданием на таких уроках может быть сочинение-миниатюра по теме исследования или развернутый ответ.

Следующая ступенька в исследовательской работе - внеурочная деятельность. Такая работа ведется не один день и представляет собой творческую индивидуальную работу, охватывающую более широкий, чем программа контекст, она может отражать межпредметные связи и выходить за рамки учебных предметов, а результат зачастую непредсказуем. [1] План такой работы следующий:

1. Постановка проблемы, вытекающей из выбранной темы.

2. Четкое определение вопросов исследования.

3. Выдвижение гипотезы.

4. Сбор информации, предполагающий работу с разными источниками.

5. Анализ полученных данных.

6. Формулировка выводов.

7. Подготовка и защита презентации.

8. Коллективное обсуждение защиты и оценка представленной работы.

В ходе работы обучающиеся 5 и 6 классов испытывают различные затруднения. Во-первых, в сборе и обработке информации. С чем это связано? В первую очередь с тем, что они обращаются только к интернет источникам и или не находят нужную информацию, или перегружают работу теорией, зачастую повторяющейся. На этом этапе необходимо сопровождение учителя, помогающего в отборе и систематизации материала. Во-вторых, часто сформулированные цели и задачи исследования не соответствуют теме и требуют коррекции учителя, а выводы слишком просты.

Несмотря на это, в ходе исследования обучающие приобретают опыт самостоятельной учебной деятельности так необходимой в процессе приобретения знаний.



Интернет рессунрсы

1. Запрудский Н.И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация [Электронный ресурс] // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2009. – № 4. – С. 51–57. URL: alsak.ruitem/1349-4.html (дата обращения 14.09.16)

2. Библиофонд. Электронная библиотека студента. [Электронный ресурс] Научная педагогическая деятельность Даниила Борисовича Эльконина URL: bibliofond.ruview.aspx?id=135133 (дата обращения 11.09.16)

















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.