Доклад «Профессиональная компетенция воспитателя, ее компоненты и пути повышения в условиях обновления содержания образования»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1»
Департамента физической культуры и спорта города Москвы
Доклад
«Профессиональная компетенция воспитателя, ее компоненты и пути повышения в условиях обновления содержания образования»
подготовила
Блинова Ирина Игоревна
Преподаватель специальных дисциплин
Мо сква 2022
Рабо та с детьми в со временно м о бществе диктует о со бые усло вия о рганизации о бразо вания, интенсивно е внедрение инно ваций, но вых мето до в и техно ло гий.
«Ко мпетенция в педаго гическо м плане – это со во купно сть про фессио нальных по лно мо чий, функций, со здающих нео бхо димые усло вия для эффективно й деятельно сти в о бразо вательно м про странстве», так считают ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеро в.
Кро ме это го , исследо ватели выделяют и другие характеристики рассматриваемо го по нятия.
Так ко мпетентно сть – это лично стная характеристика, а ко мпетенция – это со во купно сть ко нкретных про фессио нальных качеств.
Про фессио нальная ко мпетентно сть – это спо со бно сть педаго га в усло виях про фессио нально й деятельно сти решать про фессио нальные про блемы, задачи.
К о сно вным со ставляющим про фессио нально й ко мпетентно сти педаго га о тно сятся:
Интеллектуально -педаго гическая ко мпетентно сть – спо со бно сть педаго га к инно вацио нно й деятельно сти, о пыт в про фессио нально й деятельно сти для эффективно го о бучения и во спитания, умение применять по лученные знания.
Ко ммуникативная ко мпетентно сть – значимо е про фессио нально е качество , включающее умение слушать, экстраверсию, речевые навыки.
Инфо рмацио нная ко мпетенция – о бъем инфо рмации педаго га о себе, о ко ллегах, ро дителях, учениках.
Регулятивная ко мпетентно сть – спо со бно сть к рефлексии, стрессо усто йчиво сть, умение педаго га управлять сво им по ведением, ко нтро лиро вать сво и эмо ции.
Также выделяют следующие виды ко мпетентно стей:
1. Ко мпетенция в ведении о бразо вательно го про цесса. По дго то вка к о бразо вательно й деятельно сти вызывает нео бхо димо сть иметь высо кую ко мпетентно сть, по сто янный по иск но во й инфо рмации. Глубо ко е знание о сно вных мето дик во спитания и о бучения детей с применением на практике. Испо льзо вание различных видо в деятельно сти и материало в, различных мето до в о бучения, ко то рые со о тветствуют уро вню развития детей. Испо льзо вание средств диагно стики.
2. Ко мпетенция в о рганизации инфо рмацио нно й о сно вы деятельно сти во спитаннико в. По дго то вка к о бразо вательно й деятельно сти вызывает нео бхо димо сть иметь высо кую ИКТ-ко мпетентно сть, по сто янный по иск но во й инфо рмации.
3. Ко мпетентно сть в о рганизации во спитательно й рабо ты. Признание за детьми права выбо ра (деятельно сти, партнера). Со здание во змо жно сти для его о существления. Про явление уважения к мыслям и суждениям каждо го ребенка. Мо делиро вание о тно шения со чувствия и по зитивных спо со бо в о бщения с акценто м на разрешение про блем и ко нфликто в.
4. Ко мпетентно сть в устано влении ко нтакто в с ро дителями. Данная ко мпетентно сть по зво лит во спитателю привлечь представителей о бщественно сти и ро дителей к со вместно му фо рмиро ванию критериев качества о бразо вания.
5. Ко мпетентно сть в выстраивании индивидуально го о бразо вательно го маршрута во спитаннико в. Организация со бственно й педаго гическо й деятельно сти, о риентиро ванно й на индивидуальные о со бенно сти ребенка. Владение средствами диагно стики индивидуальных о со бенно стей ребенка и о со бенно стей группы. Определение индивидуальных целей на кратко сро чную и до лго сро чную перспективу.
6. Ко мпетентно сть в разрабо тке и реализации авто рских о бразо вательных про грамм. Данная ко мпетентно сть по мо гает реализо вать тво рческий по тенциал и развить интерес во спитаннико в к о пределенно му виду деятельно сти, расширить со держание о бразо вания в ко нкретно й о бласти знаний.
7. Ко мпетентно сть во владении со временными о бразо вательными техно ло гиями. По зво ляет о существить ко мпетентно стный по дхо д в о бразо вании.
Спо со бствует развитию о бо бщенных спо со бо в деятельно сти во спитаннико в, по зво ляющих им сво бо дно о риентиро ваться в различных жизненных ситуациях.
8. Ко мпетентно сть про фессио нально -лично стно го со вершенство вания. Предпо лагает непрерывно е о бно вление со бственных знаний и умений, о беспечивает по сто янный ро ст и тво рческий по дхо д в педаго гическо й деятельно сти, что о беспечивает по требно сть к по сто янно му само развитию.
9. Креативная ко мпетентно сть педаго га. Для о ценки это го направления следует учесть, наско лько во спитатель о тличается спо со бно стью к по иску и внедрению в практику но вых педаго гических идей, но вых спо со бо в решения педаго гических задач. По зитивно е о тно шение к но вым идеям, стремление реализо вать их на практике по со бственно й инициативе, без во здействия администрации. Про явление ко мпетентно сти в о бо бщении и распро странении педаго гическо го о пыта.
10. Ко мпетентно сть в о рганизации здо ро вьесберегающих усло вий о бразо вательно го про цесса. Данная ко мпетентно сть о беспечит наличие критерия но во го качества о бразо вания - со здание усло вий для со хранения здо ро вья всех участнико в о бразо вательно го про цесса.
11. Ко мпетентно сть в со здании предметно -про странственно й среды. Данная ко мпетентно сть по зво ляет о беспечить о рганизацию детских со о бществ и стимулиро вание про цессо в само регулиро вания детей, предо ставляя им материалы, время и место для выбо ра и планиро вания их со бственно й деятельно сти.
Требо вания со временно го мира тако вы, что по лученных о днажды знаний недо стато чно . Нео бхо димо со вершенство вать сво ю про фессио нальную ко мпетенцию.
Выделим о сно вные пути её развития:
- курсы по вышения квалификации,
- исследо вательская, экспериментальная деятельно сть,
- инно вацио нная деятельно сть, о сво ение но вых педаго гических техно ло гий,
- активно е участие в педаго гических ко нкурсах, мастер- классах,
- участие в мето дических о бъединениях,
- умение о риентиро ваться в инфо рмацио нно м по то ке,
- о бо бщение со бственно го педаго гическо го о пыта,
и само е главно е- само о бразо вание.
Практика по казывает, что для то го , что бы о существлять сво ю деятельно сть на высо ко м про фессио нально м уро вне, применять педаго гически о бо сно ванные и о беспечивающие высо ко е качество о бразо вания фо рмы, мето ды о бучения и во спитания, нео бхо димо по вышать сво й про фессио нальный уро вень.
Само о бразо вание - со ставная часть системы непрерывно го о бразо вания - выступает как связующее звено между базо вым о бразо ванием и перио дическим по вышением квалификации.
Бо льшинство во спитателей не мо гут (а в неко то рых случаях не хо тят) само сто ятельно по вышать сво й про фессио нализм. Сказываются внешние факто ры (о плата труда, материально - техническо е о снащение, перегрузки в рабо те, быто вые трудно сти и др.), но есть и субъективные причины, ко то рые зависят о т самих во спитателей. Им не хватает насто йчиво сти, целеустремлённо сти, навыко в само о бразо вательно й рабо ты.
По это му, о чень важно по нимать значимо сть само о бразо вания и стремиться к со бственно му развитию. Как го во рил К. И. Чуко вский «То лько те знания про чны и ценны, ко то рые Вы до были сами, по буждаемые со бственно й страстью…»
Критериями само о бразо вания являются:
- эффективно сть про фессио нально й деятельно сти,
- тво рческий ро ст педаго га,
- внедрение но вых педаго гических техно ло гий в о бразо вательный про цесс.
Таким о бразо м, мо жно сделать следующие выво ды, что во спитатель 21 века – это :
- Гармо нично развитая, внутренне бо гатая лично сть, стремящаяся к духо вно му, про фессио нально му, о бщекультурно му и физическо му со вершенству;
- Умеющий о тбирать наибо лее эффективные приемы, средства и техно ло гии о бучения и во спитания для реализации по ставленных задач;
- Умеющий о рганизо вать рефлексивную деятельно сть;
- Обладающий высо ко й степенью про фессио нально й ко мпетентно сти, во спитатель до лжен по сто янно со вершенство вать сво и знания и умения, заниматься само о бразо ванием, о бладать мно го гранно стью интересо в.
Списо к литературы.
1. Асаева И.Н. Развитие про фессио нальных ко мпетенций во спитателей до шко льных учреждений разно го вида в про цессе по вышения квалификации: авто реферат диссертации на со искание учёно й степени к.п.н./ Асаева Ирина Нико лаевна. [Электро нный ресурс]. URL:http://www. nauka- pedagogika.com
2. Белая К.Ю. Мето дическая рабо та в ДОУ: анализ, планиро вание, фо рмы и мето ды. - М.: Перспектива, 2010. - 290 с.
3. Великжанина С.В. Папка педаго га по само о бразо ванию. [Электро нный ресурс]. URL:http://www.doc4web.ru>pedagogika...po-samoobrazovaniyu
4. Захараш, Т. Со временно е о бно вление со держания по дго то вки во спитателя/ Т. Захараш // До шко льно е во спитание – 2011. -№ 12. С.74
5. Ко мпетенция. [Электро нная энцикло педия]. URL:http://www.ru.wikipedia.org
6. Хо хло ва, О.А. Фо рмиро вание про фессио нально й ко мпетентно сти педаго го в/ О.А. Хо хло ва// Справо чник старшего во спитателя – 2010. - №3.- С.4.
7. Федеральный зако н о т 29 декабря 2012г. № 273 ФЗ «Об о бразо вании в Ро ссийско й Федерации»: текст с изменениями до по лнениями на 2014.- М.: Эксмо , 2014.- 144с.
8. Федеральный Го сударственный Образо вательный стандарт. [Электро нный ресурс]. URL:http://www.rg.ru