12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Игоревна Блинова4262
Почетный работник образования Москвы. Высшая квалификационная категория. Девиз в работе и в жизни: «Если мечтаешь увидеть радугу, то не бойся попасть под дождь!»
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Новые образовательные технологии»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1»

Департамента физической культуры и спорта города Москвы






Доклад
«Профессиональная компетенция воспитателя, ее компоненты и пути повышения в условиях обновления содержания образования»



подготовила

Блинова Ирина Игоревна

Преподаватель специальных дисциплин






















Москва 2022

Работа с детьми в современном обществе диктует особые условия организации образования, интенсивное внедрение инноваций, новых методов и технологий.

«Компетенция в педагогическом плане – это совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве», так считают ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров.

Кроме этого, исследователи выделяют и другие характеристики рассматриваемого понятия.

Так компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это совокупность конкретных профессиональных качеств.

Профессиональная компетентность – это способность педагога в условиях профессиональной деятельности решать профессиональные проблемы, задачи.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

 Интеллектуально-педагогическая компетентность – способность педагога к инновационной деятельности, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, умение применять полученные знания.

 Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее умение слушать, экстраверсию, речевые навыки.

 Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, о коллегах, родителях, учениках.

 Регулятивная компетентность – способность к рефлексии, стрессоустойчивость, умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции.

Также выделяют следующие виды компетентностей:

1. Компетенция в ведении образовательного процесса. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание основных методик воспитания и обучения детей с применением на практике. Использование различных видов деятельности и материалов, различных методов обучения, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.

2Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации.

3. Компетентность в организации воспитательной работы. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Создание возможности для его осуществления. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка. Моделирование отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов.

4. Компетентность в установлении контактов с родителями. Данная компетентность позволит воспитателю привлечь представителей общественности и родителей к совместному формированию критериев качества образования.

5. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Организация собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы. Определение индивидуальных целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

6Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ. Данная компетентность помогает реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности, расширить содержание образования в конкретной области знаний.

7. Компетентность во владении современными образовательными технологиями. Позволяет осуществить компетентностный подход в образовании.

Способствует развитию обобщенных способов деятельности воспитанников, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

8. Компетентность профессионально-личностного совершенствования.  Предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.

9. Креативная компетентность педагога. Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отличается способностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.

10. Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса. Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования - создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

11. Компетентность в создании предметно-пространственной среды. Данная компетентность позволяет обеспечить организацию детских сообществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственной деятельности.

Требования современного мира таковы,  что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию.

Выделим основные пути её развития:

- курсы повышения квалификации,

- исследовательская, экспериментальная деятельность,

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,

- активное участие в педагогических  конкурсах, мастер- классах,

- участие в методических объединениях,

- умение ориентироваться в информационном потоке,

- обобщение собственного педагогического опыта,

и самое главное- самообразование.

Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.

Самообразование - составная часть системы непрерывного образования - выступает как связующее звено между базовым образованием и  периодическим повышением квалификации.

Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально - техническое оснащение, перегрузки в работе, бытовые трудности и др.), но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы.

Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…» 

Критериями самообразования являются:

- эффективность профессиональной деятельности,

- творческий рост педагога,

- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что воспитатель 21 века – это:

- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; 

- Умеющий организовать рефлексивную деятельность; 

- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, воспитатель должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.















Список литературы.

1. Асаева  И.Н. Развитие  профессиональных компетенций  воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н./ Асаева Ирина Николаевна. [Электронный ресурс]. URL:http://www. nauka- pedagogika.com

2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. - М.: Перспектива, 2010. - 290 с.

3. Великжанина С.В. Папка педагога по самообразованию. [Электронный ресурс]. URL:http://www.doc4web.ru>pedagogika...po-samoobrazovaniyu

4. Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. -№ 12. С.74

5. Компетенция. [Электронная энциклопедия]. URL:http://www.ru.wikipedia.org

6. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С.4.

7. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями дополнениями на 2014.- М.: Эксмо, 2014.- 144с.

8. Федеральный Государственный Образовательный стандарт. [Электронный ресурс]. URL:http://www.rg.ru









Опубликовано в группе «Новые образовательные технологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.