Профессионально-ориентированное обучение информатике юристов в колледже

5
0
Материал опубликован 10 February 2022 в группе

УДК 377.6

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ ЮРИСТОВ В КОЛЛЕДЖЕ


Эктов А.В.,

Тульский Государственный Университет, г. Тула


Аннотация. Раскрывается понятие цифровизации профессиональной деятельности юристов. Поставлена задача совместить качественную теоретическую подготовку с практико-ориентированным обучением на основе применения IT-технологий.

Ключевые слова: юрист, практико-ориентированное образование, технология обучения, цифровизация, искусственный интеллект.


Annotation. The concept of digitalization of professional activity of lawyers is revealed. The task is to combine high-quality theoretical training with practice-oriented training based on the use of IT technologies.

Key words: lawyer, practice-oriented education, learning technology, digitalization, artificial intelligence.


Глобальное проникновение цифровых технологий во все сферы жизни общества и государства в Российской Федерации коснулось и юриспруденции. Цифровизация юридической профессии является актуальным научным и практическим трендом профессионализации будущих юристов, которые только получают образование. Специалисты отмечают, что «клиентские legal tech-сервисы, к которым можно отнести различные конструкторы документов, веб-платформы для поиска юриста, чат-боты, онлайнконсультации помогают миллионам людей решить свои юридические вопросы быстро и недорого. Уже сегодня за считанные минуты и с помощью legal tech можно онлайн составить договор и проверить его у юриста через доступную программу, решить судебный спор или получить консультацию. Крупные компании доверяют искусственному интеллекту задачи от расторжения сложных контрактов до электронного документооборота, юридической экспертизы контрактов, юридических исследований, управления расходами. Цифровая машина формирует ответы на юридические вопросы доступным языком и дает предсказание исхода рассматриваемого дела в суде с точностью более 90%, сокращает поиск товарных знаков и помогает распространить юридические знания без посредников, кодирует рекомендации экспертов и делает их доступными круглосуточно»

Именно поэтому юридическое образование должно уже сейчас ориентироваться на новые профессии, которые будут на стыке юриспруденции и программирования, юриспруденции и экономики. По мнению экспертов, к 2030 году в юридической сфере в приоритете окажутся совершенно новые специальности: юридический архитектор и юрист-инженер; цифровые проводники; адвокат робота; Risk/Legal Tech (эксперт, отвечающий за риск-менеджмент и срочное решение ситуаций, в которых новые технологии мешают отправлению правосудия), сетевой юрист и виртуальный адвокат. Есть запрос на обучение на блокчейн юриста (специалиста по правовому регулированию блокчейн проектов, криптовалют и написанию смарт-контрактов), патентного поверенного (специалиста по интеллектуальной собственности), специалиста по правовым вопросам использования беспилотного транспорта, медиатора (независимого посредника между сторонами по разрешению споров), антиколлектора (кредитного адвоката, специалиста по оптимизации долгов, защите заемщиков от банков и незаконного давления коллекторов), частного детектива (независимого специалиста по сыскному делу) и др. Так например, в профессиональную компетенцию сетевого юриста будет входить умение формировать нормативно-правовое взаимодействие в Сети (в том числе в виртуальном мире), разрабатывать систему правовой защиты человека и собственности в интернет-пространстве, учитывая при этом виртуальную собственность [3]. Для работы сетевому юристу необходимо будет овладеть иностранными языками, иметь отраслевые знания стран партнеров, ориентироваться в многообразии потребительских запросов. Не менее востребованной представляется специальность виртуального адвоката, осуществляющего свои функции удаленно (через интернет), вплоть до защиты в суде.

На сегодняшний день активно используют перевод нотариальных услуг на блокчейн-платформы. Рассматривая более подробно технологию блокчейна, можно сказать, что она является базой данных, которая обеспечивает распределенное хранение информации, в виде последовательности блоков, касающейся любой сферы жизнедеятельности. Использование таких технологий, предполагает, что основная функция нотариуса будет исполняться вычислительными алгоритмами без человеческого фактора [4].

Информатизация судебных систем ведет к повышению уровня доступности правосудия – чего, к сожалению, пока нельзя сказать о его качестве. Если под качеством понимать сокращение сроков рассмотрения дел, а также иные показатели, тесно связанные с «технической» частью судебного процесса, внедрение современных IT-технологий его существенно повысит. Вместе с тем качество правосудия определяется не только техническими возможностями, но и - в большей мере - человеческим фактором. Исходя из этого, можно заключить, что цифровизация формализует судебные процедуры еще сильнее, правосудие станет «шаблонным».

В кругу определенных категорий дел - таких, например, как приказное производство, констатация нарушений правил дорожного движения с использованием средств видеофиксации, неисполнение финансовых обязательств по договорам, арбитражные дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства, и др., в данных случаях применение цифровых технологий более допустимо. Но в делах, объективная сторона которых уникальна, использование цифры не повысит качество правосудия, а снизит его.

Для качества правосудия цифровые технологии несут существенные риски. В частности, фундаментальное значение имеет вопрос об обеспечении информационной безопасности. Для значительного числа IT-специалистов не составляет труда подменить вложения, направляемые по обычным незащищенным каналам связи. Подделать электронный документ и направить его в суд не представляет сложности. В такой ситуации быстрое электронное правосудие повышает вероятность вынесения неправосудного решения. И все же, считаем, что переход на электронные ресурсы это необходимая и актуальная потребность, в подтверждении этого выступает 2020 год. Этот год надолго запомнится каждому человеку, потому что весь мир столкнулся с ситуацией, к которой не был готов. В условиях отсутствия правового регулирования и проверенных решений от представителей каждого профессионального сообщества требуются быстрое принятие соответствующих мер, которые позволили бы обеспечить безопасность граждан и вместе с тем минимизировать негативные последствия пандемии COVID-19 и масштабного финансового кризиса, охватившего все государства.

Все эти аспекты необходимо учитывать в образовательном процессе СПО; цифровая среда требует изменения самой парадигмы юридического образования. Юристам нового поколения недостаточно иметь диплом и обладать знаниями в сфере юриспруденции. Юрист будущего, стоящей на страже закона, формирующий и применяющий законы, должен быть IT-компетентен, сочетать глубокое понимание закона с множеством других технических знаний и навыков. Обновленные требования обязывают выпускника свободно владеть справочно-правовыми системами (быстро ориентироваться в законодательстве и его изменениях), работать с юридическими документами в электронной форме (осуществлять онлайн-взаимодействия с клиентом, соблюдая процессуальные гарантии в публичной и частной сферах), использовать цифровую подпись, осуществлять цифровое взаимодействие с использованием блокчейн-технологий (умение читать алгоритмы программных кодов), «Интернет», использовать L2C-платформы, владеть навыками работы с виртуальной и дополненной реальностью при осуществлении следственной и экспертно-криминалистической деятельности (VR/AR - видео-консультации, трансляции с места преступления, добывать доказательства в сети и представлять в суде) и др. [1]. В противном случае юрист оказывается заложником специалиста в области «программного обеспечения».

Следует отметить, что цифровая среда в целом и образовательная, в частности, подвержены ряду проблем, таких как внезапное отключение электричества, поломка оборудования, проблемы с интернет-связью, вирусные атаки и т.п. Подобное означает, что преподаватель, идя в самую оснащенную и передовую аудиторию, должен быть готов к проведению занятия сразу в двух вариантах: цифровом и традиционном (хотя термин «традиционное занятие» здесь можно употребить с высокой долей приблизительности, поскольку занятие даже в обычной аудитории, где присутствуют только доска и мел, может быть интерактивным за счет применения соответствующих методов – мозговой штурм, дискуссия, творческие задания, деловая игра)[4].

В данной связи справедливой представляется точка зрения о том, что «особую тревогу вызывает воздействие деструктивных видов информационных аудио- и видео-контента, влияющего на искажение и деформацию правового сознания и правовой культуры студентов. В перечень негативных последствий перехода на дистанционное обучение, на наш взгляд, могут войти и проблемы с формированием ценностных ориентиров у будущих специалистов[5].

Большинство современных юридических колледжей продолжает готовить выпускника к использованию «аналоговых» трудовых функций и действий, в то время как запросы цифровой экономики и современного рынка труда требуют от выпускников перспективных «цифровых» компетенций. Нами выявлены следующие направления, изменяющие систему среднего юридического образования [2, С. 67]:

- переориентация образовательных стандартов и программ СПО на формирование цифровых компетенции и информатизацию юридической профессии;

- необходимость доработать систему новаторских средств, методов и технологий обучения и переподготовки профессорско-преподавательского состава, с целью овладения высоким уровнем навыков сетевого взаимодействия, способности создавать цифровой образовательный контент, в том числе при онлайн обучении и в мобильном варианте;

- актуализации наполнения информационно-образовательной среды образовательного учреждения, образовательного контента и технологий обучения с учетом современных образовательных тенденций (практико-ориентированного, дистанционного образования и др.);

- изменения оценки качества подготовки выпускников юридических образовательных учреждений, с целью выявлять уровень их цифровой профессиональной компетентности (данная деятельность уже развивается на государственном уровне, примером тому может служить демонстрационный экзамен WorldSkills);

- развитие системы непрерывного образования, юристы смогут самостоятельно совершенствоваться в цифровой сфере с помощью электронного обучения, причем, в любое удобное время, а также спроектировать индивидуальный образовательный маршрут;

- выявление совокупности возможных объектов правового регулирования, возникших в условиях цифровой экономики в интересах формирования перечня юридических дисциплин, подлежащих введению в систему юридического образования.

В нашей педагогической практике была поставлена задача осуществить переход от теоретического обучения к практическому, направленному на решение задач, с которыми сталкиваются юристы в своей профессиональной деятельности. Обратимся к опыту формирования IT-компетентности в Частном учреждении профессионального образования Юридический полицейский колледж (г. Тула). Следует отметить, что особое внимание уделяется подготовке в области информатики и ИКТ, которая проводится при изучении дисциплины «Компьютерная грамотность в профессиональной деятельности юриста» на первом и втором курсах по специальностям 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» и 40.02.02 «Правоохранительная деятельность». Формирование IT-компетентности студентов протекает комплексно, т.е. осуществляется преподавание дисциплин информационно-технологического блока, где студенты собственно могут получить теоретические знания в области информационных технологий и практически освоить их, коррелируя с изучением дисциплин профессионального цикла и прохождением различных видов практики.

К сожалению, многие руководители практик от профильных организаций, не придавая должного значения программам практики, их содержательным требованиям, привлекают студентов к выполнению иных задач и функций, нередко и неюридического характера или в бездеятельном созерцании деятельности законо-исполнителей [7]. Мы считаем необходимым обеспечить всех студентом доступом к прохождению практики в «Дистанционной юридической клинике» на базе нашего образовательного учреждения. Студенты еще во время обучения в колледже будут решать реальные правовые коллизии, возникшие в жизни клиентов клиники, разрешая их с помощью использования IT технологий. Активно составляя типовые документы при помощи различных СПС, оказывать устные и письменные консультации по правовым вопросам, помогая взаимодействию государства и граждан, работая с государственными платформами и разными электронными сервисами в сети Интернет. Такой опыт является важной составляющей процесса обучения, студенты осваивают технологии дистанционного взаимодействия, что также способствует формированию необходимых цифровых навыков юриста [2, С. 37].

Умение осуществлять оценку рисков регуляторного характера, связанных с повсеместным внедрением новых цифровых технологий, и умение работать с правовыми информационными сервисами и базами данных студенты получают при изучении первой темы «LegalTech». Взаимодействуя с роботом-помощником юриста «Сутяжник», студенты получают сведения о таких технологиях Индустрии 4.0, как анализ больших данных, роботизация, искусственный интеллект [4]. Активно включается компонент обучающий студентов работе с приложением «Видеодоговор», которое фиксирует на видео договоренность между сторонами (составляет видео-протокол встречи).

Студентам на протяжении всего курса необходимо создавать сложные документы, такие как записки, предложения, контракты, электронные документы. MS Word - программа, с которой нужно начинать, потому что подготовка, составление и редактирование документов отнимают значительное количество времени у любого юриста, независимо от области практики. При изучении MS Word студенты овладеют навыками организации и юридического сопровождения договорной работы. При изучении MS Word обучающиеся на начальном уровне знакомятся с программированием, с такими технологиями Индустрии 4.0, как кибер-безопасность и интеграция ИТ-систем [7].

Студенты обязательно работают в СПС (справочных правовых системах) такие как «КонсультантПлюс», «Гарант» и «Кодекс», где вся правовая информация предстает в виде связанных правовых актов со справочными и научными материалами, охватывающих все сферы правовой деятельности. Нами используются различные функциональные инструменты [7]:

- студенты осуществляют поиск правовых документов по заранее заданным параметрам и реквизитам (например, по конкретной тематике или ситуации за определенный период времени и т.д.);

- решают ситуационные правовые задачи;

- выполняют такие задания по обзору российского законодательства в области информационной безопасности.

- «конструктор договоров» выполняет роль «тренажера» для обучающихся при составлении различных видов договоров (позволяет написать претензию, жалобу, исковое заявление и др.). Особенно это важно при имитации деятельности юриста в конкретной судебно-следственной ситуации, предлагаемой для решения в форме виртуального практикума, где обучающийся наряду с использованием положений действующего законодательства, может получить навыки принятия решения и составления процессуального документа в зависимости от сформулированной учебной ситуации.

Таким образом, важная задача курса - не просто научить студентов пользоваться функциональными инструментами программного обеспечения и интернет-сайтов (порталов, баз данных), но и показать особенности их использования в профессиональной деятельности. Мы понимаем, что трансформация коренным образом изменит юридическую профессию. Она касается, прежде всего, инструментов, с помощью которых работает юрист. Разумеется, не каждый сможет конкурировать с компьютером, вследствие чего образуется угроза безработицы неквалифицированных кадров. Поэтому крайне важно проводить постоянную актуализацию знаний, предлагаемых обучающимся, необходимо внедрение в образовательный процесс профессиональных технологических инструментов и навыков работы с ними.


Список литературы

1. Амелин, Р.В. Трансформация права под воздействием цифровых технологий: новые требования к подготовке юристов / Р.В. Амелин, С. Е. Чаннов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2019. – Т. 19. – № 2. – С. 200-204. – DOI 10.18500/1994-2540-2019-19-2-200-204.

2. Заславская О.В. Компетентностный подход в системе дистанционного обучения юристов в вузе: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 103 с.

3. Кавецкая Р.И., Соловьева Н.С. Особенности подготовки кадров в условиях цифровизации // E-Scio. 2020. №6 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-podgotovki-kadrov-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 15.01.2022).

4. Митрофанова Т.В., Смирнова Т.Н., Копышева Т.Н., Деревянных Е.А., Максимов А.Н. О возможности подготовки студентов-юристов младших курсов вуза к работе в индустрии 4.0 // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 5. С. 201-205; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38057 (дата обращения: 14.01.2022).

5. Поскряков Р.С. Использование искусственного интеллекта в судебной деятельности // Огарёв-Online. 2019. №16 (137). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-iskusstvennogo-intellekta-v-sudebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 22.01.2022).

6. Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. N 1235 "О федеральной государственной информационной системе координации информатизации" (с изменениями и дополнениями) URL: https://base.garant.ru/71252176/ (Дата обращения: 18.01.2022).

7. Эктов А.В. О возможности существования юридической клиники в условиях практико-ориентированного дистанционного обучения в вузе // Педагогическое образование в России. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vozmozhnosti-suschestvovaniya-yuridicheskoy-kliniki-v-usloviyah-praktiko-orientirovannogo-distantsionnogo-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 17.01.2022).


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.