12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колышкина Елена Владимировна11275
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск


Программа

деятельности учителя географии

по формированию мотивационной сферы ученика




Автор:

Колышкина Елена Владимировна

учитель географии высшей

квалификационной категории

МБОУ СОШ №179

г. Новосибирск


Программа деятельности состоит из 4 блоков:

I. – мотивационного;

II. – целевого;

III. – эмоционального;

IV. – познавательного.

Мотивационный блок:

Необходимо создавать ситуации, в которых разные по направленности мотивы могут проявиться, создавать условия соподчинения мотивов, то есть их «борьбы», ситуации реального выбора.
Методические приёмы:
- выбор учебных заданий разного уровня (репродуктивных, продуктивных, проблемных);
- выбор из двух заданий, где в одном варианте надо находить несколько способов решения задачи, а в другом варианте – быстро получить результат;
- выбор в ситуации с ограниченными условиями (например, меньше времени – и субъективного дефицита, когда времени столько же, но говорится, что меньше);
- выбор из решенных задач разной трудности некоторых наиболее понравившихся;
- выбор ситуации конфликта между познавательным и социальным мотивами;
- ситуации нравственного выбора;

- практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала;

- прием «Цитата» («Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь».).

- прием «Удивляй» (направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока);

- прием «Необъявленная тема» (приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока, позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы);

- прием «Отсроченная отгадка» (приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся);

Целевой блок:

ВИДЫ ЦЕЛЕЙ

конечные

промежуточные

УРОВНИ ЦЕЛЕЙ

широкие
познавательные

учебно-познавательные

цели
самообразования

социальные

КАЧЕСТВА ЦЕЛЕЙ

ПРОЯВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ

новые

доведение работы до конца или откладывание;

нестереотипные

завершенность или незавершенность действия;

гибкие

преодоление препятствий или срыв работы при их возникновении;

перспективные

отсутствие отвлечений или постоянная
отвлекаемость

Как формировать выше названные характеристики целеполагания у учащихся?
Необходимо создавать специальные ситуации, которые высвечивают те или иные стороны целеполагания, актуализируют их.

Методические приёмы:
– прерывание и незавершенность деятельности по внешним причинам; возвращение к прерванному заданию и его возобновление;
– варьирование ситуаций по степени их обязательности и выявление поведения учащихся в них;
– выполнение задач разной трудности и обоснование этого выбора; наблюдение за поведением в ситуациях возникших трудностей;
– выполнение нерешаемой задачи и изучение возможной реакции детей;
– реакция на ошибку (способность самостоятельно обнаружить ошибку и выбрать действия, направленные на ее исправление, обращение за помощью к взрослому);
– создание помех, дефицита времени, соревнований, варьирования оценки, получаемой от другого человека.

Эмоциональный блок:

Назначение системы эмоционального воздействия в том, чтобы вызывать у обучаемого любопытство – причину познавательного интереса, который, в свою очередь, способен поддержать повседневную учебную работу, направлять восприятие, познание, действия.

ВИДЫ ЭМОЦИЙ В УЧЕНИИ

положительные

(радость, уверенность, гордость,                 удовлетворение, любопытство,      удивление, конструктивное сомнение).

отрицательные

(страх, обида, досада, скука, унижение, беспокойство).

УРОВНИ ЭМОЦИЙ

ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ В УЧЕНИИ

интенсивность

общее поведение

осознанность

особенности речи

избирательность

мимика

насыщенность

пантомимика

устойчивость

моторика

Как формировать эмоциональный компонент?

Учителю следует поощрять эмоциональные проявления учащихся в естественных условиях учебно-воспитательного процесса, помогать учащимся их осознавать.

Методические приёмы:
- задание “незавершенные рассказы на школьные темы” (неожиданный вызов к доске, выбор трудного или легкого варианта контрольной работы, интересная проблема на уроке, оценка учеником своего ответа у доски, ослабленный контроль учителя за работой ученика у доски);                                                                                                                              - занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
- подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый радостный настрой, позволят уйти от напряжения;                                                             
- создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
- просить ученика описать, проговорить свое эмоциональное состояние в наиболее напряженные, проблемные моменты урока.

Эффективные способы эмоциональной стимуляции учащихся:
1) Показать ценностную значимость изучаемой дисциплины (применение учебного материала в повседневной жизни, знакомство с особенностями предмета для развития личности).
2) Поощрять самостоятельность учащихся, оказывая лишь необходимую помощь (посильность заданий, своевременное усложнение заданий, подбор творческих заданий).
3) Обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого учащегося, удачный ответ, правильный способ выполнения задания, оригинальное решение задачи, использование дополнительного материала по изучаемой теме и др.
4) Каждое выполненное задание использовать в качестве новой ступеньки для постановки новых задач, для раскрытия новых учебных перспектив, развития новых влечений и интересов.
5) Полно использовать на занятиях учебное время, постоянно чередуя виды деятельности преподавателя и учащихся, используя разнообразные приемы, методы, формы работы.
6) Оценку выполненной работы педагогу следует давать так, чтобы она придавала учащимся уверенность в своих силах, свидетельствовала пусть даже о небольших достижениях в учебной деятельности и удовлетворении познавательных потребностей, настраивала на новую познавательную активность.
7) Учителю следует строить с
учащимися доброжелательные, открытые, эмоционально-насыщенные отношения в процессе обучения, направленные на формирование и поощрение чувства себя и другой личности, потребности в самоутверждении, самоактуализации.
8) Педагогу необходимо проявлять эмоциональное богатство и разнообразие своей личности: выражение своего отношения (но не оценки) к произведениям искусства, к поступкам людей, к собственной профессиональной деятельности, готовность быть эмоционально открытым самому и принимать эмоциональность своих учеников.

Познавательный блок:

Главная задача - формирование учебной деятельности. Учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в ходе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.

ВИДЫ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ЭТАПЫ ИХ УСВОЕНИЯ.

Ориентировочные – направлены на анализ условий ситуации, соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи:

1) понимание готовой задачи, поставленной учителем;
2) активное принятие для себя этого задания;
3) самостоятельная постановка учебной задачи;
4) самостоятельная постановка нескольких учебных задач.

Исполнительские – активное преобразование изучаемого объекта:

1) выполнение отдельных операций как звеньев действия;
2) выполнение основных учебных действий (анализ, изменение, сравнение, моделирование);
3) выполнение нескольких учебных действий, осуществляемых слитно с одной задачей и объединенных в крупные блоки – приемы
, способы, методы учебной работы;
4) осуществление этих крупных блоков на осознанном уровне (умения) или "автоматически" (навыки).

Оценочные – контроль и оценка собственной деятельности:

1) самоконтроль и самооценка по результату работы на основе сопоставления с образцом;
2) самоконтроль и самооценка по ходу работы;
3) самоконтроль и самооценка до начала работы как прогнозирование ее хода и предполагаемого результата.

УРОВНИ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

продуктивный

(соотнесение условий в новой ситуации,              поиск нестандартных способов решения)

репродуктивный

(выполнение и оценивание действий по образцу)

КАЧЕСТВА УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

обобщенность действий; гибкость и вариативность; осознанность; самостоятельность;
мера автоматизации; форма выполнения;

РЕЗУЛЬТАТ

как характеристика учебной деятельности

Объективный

правильность решения;
количество действий и шагов до
получения результата;
расход времени.

Субъективный

значимость итога работы для ученика; удовлетворенность (неудовлетворенность) итогом работы; психологическая цена
(расход усилий).

Методические приёмы:

- включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу;

- необычная форма преподнесения материала; 

- индивидуальный и дифференцированный подход (разделение учеников на группы, выполняющие учебные задания разной сложности, осваивающие учебный материал на разных уровнях глубины);

- создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, установление противоречий;

- историзм, показ достижений современной науки;

- профессиональная направленность содержания, межпредметные, внутрипредметные и межцикловые связи;

- раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и овладеваемых способов действий;

- сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;

- привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;

- стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.