Программа деятельности учителя географии по формированию мотивационной сферы ученика
Программа
деятельности учителя географии
по формированию мотивационной сферы ученика
Автор:
Колышкина Елена Владимировна
учитель географии высшей
квалификационной категории
МБОУ СОШ №179
г. Новосибирск
Программа деятельности состоит из 4 блоков:
I. – мотивационного;
II. – целевого;
III. – эмоционального;
IV. – познавательного.
Мотивационный блок:
Необходимо создавать ситуации, в которых разные по направленности мотивы могут проявиться, создавать условия соподчинения мотивов, то есть их «борьбы», ситуации реального выбора.
Методические приёмы:
- выбор учебных заданий разного уровня (репродуктивных, продуктивных, проблемных);
- выбор из двух заданий, где в одном варианте надо находить несколько способов решения задачи, а в другом варианте – быстро получить результат;
- выбор в ситуации с ограниченными условиями (например, меньше времени – и субъективного дефицита, когда времени столько же, но говорится, что меньше);
- выбор из решенных задач разной трудности некоторых наиболее понравившихся;
- выбор ситуации конфликта между познавательным и социальным мотивами;
- ситуации нравственного выбора;
- практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала;
- прием «Цитата» («Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь».).
- прием «Удивляй» (направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока);
- прием «Необъявленная тема» (приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока, позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы);
- прием «Отсроченная отгадка» (приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся);
Целевой блок:
ВИДЫ ЦЕЛЕЙ | |||
конечные | промежуточные | ||
УРОВНИ ЦЕЛЕЙ | |||
широкие | учебно-познавательные | цели | социальные |
КАЧЕСТВА ЦЕЛЕЙ | ПРОЯВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ | ||
новые | доведение работы до конца или откладывание; | ||
нестереотипные | завершенность или незавершенность действия; | ||
гибкие | преодоление препятствий или срыв работы при их возникновении; | ||
перспективные | отсутствие отвлечений или постоянная |
Как формировать выше названные характеристики целеполагания у учащихся?
Необходимо создавать специальные ситуации, которые высвечивают те или иные стороны целеполагания, актуализируют их.
Методические приёмы:
– прерывание и незавершенность деятельности по внешним причинам; возвращение к прерванному заданию и его возобновление;
– варьирование ситуаций по степени их обязательности и выявление поведения учащихся в них;
– выполнение задач разной трудности и обоснование этого выбора; наблюдение за поведением в ситуациях возникших трудностей;
– выполнение нерешаемой задачи и изучение возможной реакции детей;
– реакция на ошибку (способность самостоятельно обнаружить ошибку и выбрать действия, направленные на ее исправление, обращение за помощью к взрослому);
– создание помех, дефицита времени, соревнований, варьирования оценки, получаемой от другого человека.
Эмоциональный блок:
Назначение системы эмоционального воздействия в том, чтобы вызывать у обучаемого любопытство – причину познавательного интереса, который, в свою очередь, способен поддержать повседневную учебную работу, направлять восприятие, познание, действия.
ВИДЫ ЭМОЦИЙ В УЧЕНИИ | |
положительные (радость, уверенность, гордость, удовлетворение, любопытство, удивление, конструктивное сомнение). | отрицательные (страх, обида, досада, скука, унижение, беспокойство). |
УРОВНИ ЭМОЦИЙ | ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ В УЧЕНИИ |
интенсивность | общее поведение |
осознанность | особенности речи |
избирательность | мимика |
насыщенность | пантомимика |
устойчивость | моторика |
Как формировать эмоциональный компонент?
Учителю следует поощрять эмоциональные проявления учащихся в естественных условиях учебно-воспитательного процесса, помогать учащимся их осознавать.
Методические приёмы:
- задание “незавершенные рассказы на школьные темы” (неожиданный вызов к доске, выбор трудного или легкого варианта контрольной работы, интересная проблема на уроке, оценка учеником своего ответа у доски, ослабленный контроль учителя за работой ученика у доски); - занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
- подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый радостный настрой, позволят уйти от напряжения; - создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
- просить ученика описать, проговорить свое эмоциональное состояние в наиболее напряженные, проблемные моменты урока.
Эффективные способы эмоциональной стимуляции учащихся:
1) Показать ценностную значимость изучаемой дисциплины (применение учебного материала в повседневной жизни, знакомство с особенностями предмета для развития личности).
2) Поощрять самостоятельность учащихся, оказывая лишь необходимую помощь (посильность заданий, своевременное усложнение заданий, подбор творческих заданий).
3) Обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого учащегося, удачный ответ, правильный способ выполнения задания, оригинальное решение задачи, использование дополнительного материала по изучаемой теме и др.
4) Каждое выполненное задание использовать в качестве новой ступеньки для постановки новых задач, для раскрытия новых учебных перспектив, развития новых влечений и интересов.
5) Полно использовать на занятиях учебное время, постоянно чередуя виды деятельности преподавателя и учащихся, используя разнообразные приемы, методы, формы работы.
6) Оценку выполненной работы педагогу следует давать так, чтобы она придавала учащимся уверенность в своих силах, свидетельствовала пусть даже о небольших достижениях в учебной деятельности и удовлетворении познавательных потребностей, настраивала на новую познавательную активность.
7) Учителю следует строить с учащимися доброжелательные, открытые, эмоционально-насыщенные отношения в процессе обучения, направленные на формирование и поощрение чувства себя и другой личности, потребности в самоутверждении, самоактуализации.
8) Педагогу необходимо проявлять эмоциональное богатство и разнообразие своей личности: выражение своего отношения (но не оценки) к произведениям искусства, к поступкам людей, к собственной профессиональной деятельности, готовность быть эмоционально открытым самому и принимать эмоциональность своих учеников.
Познавательный блок:
Главная задача - формирование учебной деятельности. Учение становится учебной деятельностью только в том случае, если школьник в ходе добывания знаний овладевает новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.
ВИДЫ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ЭТАПЫ ИХ УСВОЕНИЯ.
Ориентировочные – направлены на анализ условий ситуации, соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи: 1) понимание готовой задачи, поставленной учителем; |
Исполнительские – активное преобразование изучаемого объекта: 1) выполнение отдельных операций как звеньев действия; |
Оценочные – контроль и оценка собственной деятельности: 1) самоконтроль и самооценка по результату работы на основе сопоставления с образцом; |
УРОВНИ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ | |
продуктивный (соотнесение условий в новой ситуации, поиск нестандартных способов решения) | репродуктивный (выполнение и оценивание действий по образцу) |
КАЧЕСТВА УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ | |
обобщенность действий; гибкость и вариативность; осознанность; самостоятельность; | |
РЕЗУЛЬТАТ как характеристика учебной деятельности | |
Объективный правильность решения; | Субъективный значимость итога работы для ученика; удовлетворенность (неудовлетворенность) итогом работы; психологическая цена |
Методические приёмы:
- включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу;
- необычная форма преподнесения материала;
- индивидуальный и дифференцированный подход (разделение учеников на группы, выполняющие учебные задания разной сложности, осваивающие учебный материал на разных уровнях глубины);
- создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, установление противоречий;
- историзм, показ достижений современной науки;
- профессиональная направленность содержания, межпредметные, внутрипредметные и межцикловые связи;
- раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и овладеваемых способов действий;
- сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
- привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
- стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.