Программа дополнительного образования "Школа эмоционального интеллекта" по социально-эмоциональному развитию детей 5–7 лет
Программа
дополнительного образования
Школа эмоционального интеллекта
по социально-эмоциональному развитию
детей 5–7 лет
срок реализации: 2 года
Пояснительная записка
«Почему в нашем обществе сложился односторонний вгляд на человеческую личность и почему все понимают одаренность и талантливость применительно лишь к интеллекту? Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как открытие дифференциального исчисления. И здесь и там человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы...» Мысль эта принадлежит выдающемуся психологу Льву Семеновичу Выготскому. Жизнь ученого оборвалась в 1934 году. Изменился ли с тех пор «односторонний» взгляд на человеческую личность? Практика свидетельствует: психическому развитию ребенка стали уделять внимание и в детском саду, и в семье. Но основной акцент, как правило, делается на интеллектуальные и волевые качества. Эмоциональной сфере ребенка зачастую уделяется недостаточно внимания.
Надо ли развивать эмоциональную сферу ребенка? Безусловно, надо. Только при правильном развитии эмоций и навыков общения можно говорить об адекватной самооценке ребенка и состоянии общего душевного комфорта, т. е. состоянии эмоционального благополучия. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не испытывает трудностей в общении с детьми и взрослыми. Сочувствие, отзывчивость, гуманность… Все вышеперечисленные качества дают ребенку неоспоримые преимущества во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в усвоении социальных норм и правил, в активной самореализации в обществе. И в этом случае речь идет о психическом здоровьи и полноценном развитии личности ребенка.
Программа дополнительного образования «Школа эмоционального интеллекта» (далее – Программа) отвечает запросам времени. Она позволяет целенаправленно обучать детей внимательному и уважительному отношению к миру эмоций, саморегуляции, взаимопониманию, использованию эмоций при выстраивании взаимодействия.
Программа модифицированная, разработана на основе методических пособий И. А. Дворецкой, Е. В. Гориновой, Н. Е. Рычка «Социально-эмоциональное развитие дошкольников. 5–6 лет» и «Социально-эмоциональное развитие дошкольников. 6–7 лет».
Программа рассчитана на два года обучения и имеет концентрический характер – тематические разделы сохраняются, постепенно расширяясь и углубляясь.
Отличительной особенностью программы является междисциплинарный подход, который позволяет рассматривать развитие личности ребёнка в единстве его эмоционально-личностных, познавательных и поведенческих качеств.
Цели и задачи программы
Цель программы: содействовать социально-эмоциональному развитию дошкольника.
Задачи программы:
развивать умение распознавать эмоции по невербальным, вербальным и паравербальным признакам у себя и у других людей;
создавать условия для расширения эмоционального словаря ребёнка и развития его эмоциональной выразительности;
формировать у ребёнка умение выражать свою индивидуальность и развивать понимание необходимости договорных отношений в группе; развивать способность ребёнка анализировать свой эмоциональный опыт; расширять представление ребёнка о способах изменения эмоций и некоторых способах саморегуляции;
развивать заинтересованность в сотрудничестве;
доверие и взаимопомощь в группе;
создать условия для знакомства с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях;
способствовать развитию социально-коммуникативных компетенций ребёнка для успешной адаптации к школе.
Планируемые результаты освоения программы
В соответствии с ФГОС ДО результаты освоения программы определяются в виде целевых ориентиров.
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;
способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности;
понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей;
проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;
проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими;
достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
Планируемые результаты освоения программы рассматриваются также в рамках компетентностного подхода. Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определённой области. Планируемые результаты освоения программы разделяются на три блока компетенций: восприятие и понимание причин эмоций; эмоциональная регуляция; социальное взаимодействие, которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные компетенции.
В рамках каждого года обучения Программа включает введение и три тематических раздела.
Содержание занятий с детьми 5–6 лет
Введение. Создание доброжелательной, дружеской атмосферы в группе, благоприятных условий для совместной работы, установление эмоционального контакта между всеми участниками, настраивание детей на взаимопомощь, взаимное уважение, внимание к окружающим – вот главные задачи вводной части программы. Они решаются посредством создания условий для осознания ребёнком собственной уникальности и уникальности других детей в группе; прояснения и принятия правил взаимодействия в группе с помощью создания на занятиях особой обстановки: свободной организации пространства, принятия правил, доброжелательного, понимающего, безоценочного отношения ведущего к детям.
Раздел 1. Восприятие и понимание причин эмоций. В первый год изучаются 4 эмоции: радость, злость, грусть, страх. Занятия направлены на изучение мимических, пантомимических и вербальных проявлений эмоций у себя и других людей, что способствует лучшей категоризации эмоций и передаче их признаков. Дети усваивают не только представления о разных эмоциональных выражениях, но и развивают способность их произвольно изображать. Большое внимание в данном разделе уделяется роли эмоций в искусстве, влиянию произведений искусства на эмоциональное состояние человека.
Раздел 2. Эмоциональная регуляция. Занятия данного раздела направлены на развитие у детей способности к саморегуляции собственных состояний и регуляции своих эмоций и поведения в совместной деятельности. Дети осваивают элементарные навыки саморегуляции, среди которых особое внимание уделяется способам управления эмоциями посредством творчества и искусства.
Раздел 3. Социальное взаимодействие. Раздел посвящён развитию коммуникативной и социальной компетентности детей. На занятиях они осваивают элементарные умения оказания эмоциональной поддержки другим людям разными способами; учатся сотрудничеству, совместной работе, пониманию важности взаимопомощи. Отдельное внимание на занятиях уделяется поведению в конфликтах: дети учатся прогнозировать конфликтные ситуации и делать предположения о способах разрешения конфликтов.
Примерное содержание занятий представлено в Приложение 5.
Содержание занятий с детьми 6–7 лет
Большинство тем, изучение которых было начато в первый год работы по программе, продолжают изучаться на более сложном уровне.
Введение. Занятия этого раздела направлены на осознание ребёнком своих характерных особенностей и предпочтений, понимания того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Важное место в введении занимает выработка и принятие правил группы и сравнение их с правилами Всеобщей декларации прав человека.
Раздел 1. Восприятие и понимание причин эмоций. В разделе рассматриваются эмоции: радость, грусть, злость, страх, удивление, интерес и причины их возникновения. Занятия направлены на совершенствование умения воспринимать внешние проявления эмоций у себя и других людей, определение причин возникновения эмоций, развитие способности реагировать на эмоциональное состояние другого человека. Виды искусства представлены как средства для эмоционального развития ребёнка, его творческого мышления.
Раздел 2. Эмоциональная регуляция. Индивидуальные и групповые игровые практики, представленные в данном разделе, помогут детям совершенствоваться в применении знакомых приёмов саморегуляции и в освоении новых. Дети получат возможность учиться управлять своими эмоциями, выражать свои эмоции и регулировать их разными способами в безопасной среде.
Раздел 3. Социальное взаимодействие. Занятия данного раздела посвящены развитию навыков эффективной коммуникации, умению устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, прогнозировать возникновение конфликтных ситуаций и использовать способы их эффективного разрешения. Каждый раздел программы и все темы занятий логически взаимосвязаны и преемственны. Для второго года обучения разработано 31 занятие по 30 минут, которые рекомендуется проводить с регулярностью раз в неделю. Занятия проводит педагог или психолог, прошедшие специальную подготовку по программе.
Примерное содержание занятий представлено в Приложение 6.
Структура занятий
Структура занятий включает в себя следующие компоненты:
1. Вводная часть. Приветствие;
2. Основная часть;
3. Заключительная часть. Ритуал прощания. Рефлексия занятия.
1. Вводная часть. Приветствие
Цель: знакомство, настрой на совместную деятельность, создание
положительного эмоционального настроя в группе.
Приветствие и прощание являются важным моментом работы с
группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача педагога – неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.
2. Основная часть
Цель: формирование чувства принадлежности к группе, сплоченности, общности, обучение навыкам общения
Основная часть представляет собой совокупность игровых упражнений и приемов, направленных на решение задач программы. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие эмоций, формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы.
3. Заключительная часть. Ритуал прощания. Рефлексия
Цель: рефлексия занятия, подведение итогов, повышение уверенности в себе.
Предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
Формы обучения детей
фронтальная: работа со всеми воспитанниками: показ презентаций по темам программы, тематические беседы, информирование о правилах поведения в группе, раскрытие понятий: «эмоции», «чувства» и другое;
коллективная: организация творческого взаимодействия, создание коллективных работ;
групповая: организация работы в парах для решения социально ориентированных задач;
индивидуальная: организуется для учащихся, нуждающихся в психологической поддержке.
Особенности организации занятий с дошкольниками
Программа реализуется дифференцировано: для детей 5–6 лет и детей 6–7 лет. Дифференциация предполагает установление различных временных рамок проведения занятий согласно требованиям СаНПиН.
Занятия с детьми проводятся в виде увлекательных и ярких групповых встреч.
В зависимости от того, что планируется делать на занятии, дети могут сидеть за столами, находиться в кругу или свободно перемещаться в пространстве.
Особенности комплектования групп:
набор дошкольников в группы производится по их желанию и желанию их родителей без конкурсного отбора;
группы комплектуются по принципу возрастной дифференциации (дети одного возраста согласно дошкольной периодизации, из одного дошкольного образовательного учреждения): группы воспитанников 5–6 лет (старшая группа детского сада) и группы дошкольников 6–7 лет (подготовительная к школе группа детского сада);
количество детей в группе: до 10 человек. Численный состав группы обусловлен включением в группу детей с ОВЗ, необходимостью обеспечения безопасности во время занятий.
Полностью посмотреть программу дополнительного образования «Школа эмоционального интеллекта», включающую содержание занятий с обучающимися, можно, пройдя по ссылке:https://disk.yandex.ru/i/Rd7vGtARpuOVkw