Программа элективного курса «Химия в жизни человека» (10 класс)

2
0
Материал опубликован 18 August 2021 в группе

Программа элективного курса «Химия в жизни человека »

Пояснительная записка:

Химические знания составляют основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Они необходимы каждому человеку, определяют его рациональное поведение в окружающей среде, в повседневной жизни.

Данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области органической химии - получение и применение в повседневной жизни различных практически значимых органических веществ и материалов на их основе, а также на расширение и углубление базового компонента химического образования. Он обеспечивает интеграцию информации химического, биологического, экологического характера.

Как показывает опыт, даже хорошо знающие химию учащиеся, которые уверенно отвечают на вопрос о промышленном получении тех или иных органических веществ, часто затрудняются с ответом, откуда берется исходное сырье. Тот факт, что, например, резину, полиэтилен, духи или синтетические моющие средства получают из нефти, вызывает удивление. Чтобы усилить практическую направленность обучения, надо уделять внимание не надуманным цепочкам превращений, показывающим «генетическую связь» органических веществ, а реально осуществляемым в промышленности превращениям, прослеживающим происхождение тех или иных веществ.

Отсюда, актуальность предлагаемого элективного курса вызвана практической значимостью рассматриваемых органических веществ, необходимостью формирования прикладных знаний. Первые темы курса направлены на изучение углеводородного сырья и синтезов на его основе. Роль горючих ископаемых в нашей жизни не ограничивается обеспечением энергетических потребностей. Они также являются основным сырьем для промышленного органического синтеза. Из органических веществ нефти, природного газа и каменноугольной смолы производится огромное количество материалов (полимеров, пластмасс, резины), лекарств, красителей, растворителей, синтетических моющих средств, без которых трудно представить нашу жизнь. Последующие темы являются логическим продолжением первой части курса.

Наряду с углублением знаний о природных органических веществах, в нем рассматриваются вопросы получения их заменителей (технические спирты, синтетические моющие средства, парфюмерия, пищевые добавки и др.) на основе углеводородного сырья.

Комплексное использование материала различных областей знаний, привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении органических веществ в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья, решении экологических проблем позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность. Он позволит полнее учесть интересы старшеклассников и, следовательно, сделать обучение более увлекательным для учащихся, получить более высокие результаты.

Данный элективный курс дает возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью, расширить знания об использовании органических веществ в повседневной жизни, об их биологическом значении, развивать аналитические способности.

Элективный курс предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности личностно ориентированных, развивающих, информационных; различные организационные формы обучения: лекции, семинары, защиты проектов, практические и лабораторные работы, небольшие исследования, познавательные игры.

Ведущая идея курса: развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь людей и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством; следовательно, вещества нужно изучать, чтобы правильно применять.

Основные цели элективного курса:

вооружение учащихся знаниями о практической значимости органических веществ, природных и синтезируемых на основе углеводородного сырья; возможность приближения теоретического материала органической химии к практике, удовлетворению потребностей человека;

создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;

формирование опыта творческой деятельности, опыта делового общения, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

развитие творческого мышления, памяти, наблюдательности;

развитие социальной активности учащихся через установление межпредметных связей химии с историей, биологией, экологией, медициной;

развитие внутренней мотивации обучения, повышение интереса к познанию химии.

Задачи курса:

1. Повысить уровень познавательного интереса у учащихся к предмету химия.

2. Расширять и углублять знания об органических веществах, окружающих нас и используемых в повседневной жизни, формировать умение с научной точки зрения объяснять свойства веществ, а соответственно, возможности их использования.

3. Развивать специальные умения и навыки обращения с веществами, учить выполнять несложные исследования, соблюдая правила безопасности.

4. Расширять кругозор учащихся.

5. Развивать общеучебные умения учащихся: осуществлять поиск информации в различных источниках, критически оценивать получаемую информацию, работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы.

6. Формировать у учащихся осознание необходимости заботиться о своем здоровье.

7. Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Планируемый результат:

1. Повышение уровня познавательного интереса у учащихся к предмету

2. Успешное и осознанное усвоение курса органической химии

3. Успешная самореализация школьников в учебной деятельности

4. Сформированность достаточного уровня умения проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, умения анализировать информацию, выделять главное, преобразовывать ее в различные формы.

5. Сформированность достаточного уровня деятельностно-коммуникативных умений: речевой компетентности, умения аргументировано отвечать на вопросы, умения представлять информацию и др


Нормативная продолжительность изучения элективного курса: "Химия в жизни человека"

В 10 классе 0,5 часа в неделю (за счет школьного компонента), всего 17 часов в год. Завершает курс защита реферата, проекта или деловая игра.

Содержание тем и практических занятий элективного курса

Раздел 1. Роль природных источников углеводородов в современном мире. (10 часов)

Тема 1. Природные углеводороды (6 часов)

Природные источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Введение. Теории происхождения нефти и газа. Состав природного газа, нефти, каменного угля. Природные и попутные нефтяные газы: использование, переработка. Газ как химическое сырье. Правила безопасного обращения с газовыми устройствами. Нефтехимия: перегонка нефти, способы химической переработки. Нефтепродукты и их использование. Каменный уголь и коксохимия. Продукты переработки угля и их использование. Лабораторные опыты:

1. Ознакомление с коллекциями «Нефть и продукты ее переработки», «Каменный уголь»

2. Моделирование способов очистки воды от нефтяного загрязнения.

3. Исследование действия нефти и нефтепродуктов на растительные организмы.

4. Распознавание бензинов термического и каталитического крекинга.

5. Обнаружение воды в бензине.

Тема 2. Что мы знаем о полимерах? (4 часа)

Классификация полимеров. Строение полимеров, физические свойства, методы синтеза. Пластмассы. Отдельные представители, их получение, свойства и применение. Строение каучуков, особенности их свойств, методы синтеза. Резина. Перспективы и проблемы использования полимеров и материалов на их основе в различных областях деятельности человека.

Лабораторные опыты:

1. Изготовление моделей фрагментов молекул полимеров.

2. Ознакомление с коллекциями «Пластмассы и изделия из них», «Каучук»

3. Получение каучука из фикуса.

4. Свойства пластмасс. Распознавание пластмасс.

5. Сравнение свойств каучука и резины.

Раздел 2. Практически значимые для жизни человека органические вещества (7 часов, )

Тема 3.

В мире запахов. (2 часа)

Природа запаха. Химическое строение веществ, обладающих запахом. Натуральные и синтетические душистые вещества. Роль запахов в жизни животных. Значение запахов для человека. Ароматерапия.

Лабораторные опыты:

1. Распознавание веществ по запаху и описанию свойств.

2. Ознакомление с коллекцией «Эфирные масла»

3. Получение сложных эфиров реакцией этерификации.

4. Выделение душистых веществ из природного сырья методом отжима и экстрагирования.

Тема 4.

Моющие средства. (1 час)

Мыла. Синтетические моющие средства. Моющее действие мыла и СМС (в сравнении). Преимущества и недостатки использования СМС по сравнению с мылом. Экологические проблемы, связанные с использованием синтетических моющих средств.

Лабораторные опыты:

1. Ознакомление с коллекцией «Мыло. СМС»

2. Исследование влияния синтетических моющих средств (CMC) на водную

экосистему.

3. Очистка воды от СМС.

4. Сопоставление гигиенических свойств разных сортов мыла, шампуней.

5. Сравнение свойств мыла и стирального порошка.

Тема 5.

Правильное питание. (4ч)

Основные компоненты пищи. Белки и их роль в процессах жизнедеятельности. Ферменты — вещества белковой природы, их классификация и свойства. Углеводы, их многообразие и значение. Предельные и непредельные жиры. Витамины, их многообразие и биохимические функции. Искусственная пища. Пищевые добавки. Трансгенные продукты.

Лабораторные опыты:

1. Цветные реакции на белки.

2. Кипяток и спирт — губители жизни.

3. Гидролиз крахмала под действием фермента слюны амилазы.

4. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и картофеля.

5. Как обнаружить глюкозу в ягодах и фруктах.

6. Обнаружение сахарозы в соках, фруктах.

7. Получение искусственного меда.

8. Определение непредельных жиров.

9. Растворимость жиров (масел) в различных растворителях.

10. Определение витамина С в овощах и фруктах.

11. Изучение состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка кода

пищевых добавок, их значение.

Формы итоговых работ:

1. Отчеты по практическим работам.

2. Защита выполненных заданий.

3. Презентации выступлений по индивидуальным темам на семинарах.

4. Защита исследовательских работ.

5. Разработка буклета «Полезные советы»

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Химия в жизни человека» для 10-х классов


Название тем

Виды деятельности

контроль

1

Природные источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь.


Работа в группах с пакетами информации, анализ информации и преобразование полученной информации в схему, выступление групп. Выполнение заданий по теме (работа в группах, взаимопомощь)

Составление инструкции по правилам безопасного обращения с газовыми устройствами и ее реклама.

Изучение устройства и принципа работы ректификационной колонны (анимация).

Работа с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки». Моделирование процессов крекинга и риформинга.

Составление таблицы «Сравнение бензинов каталитического и термического крекинга» Лабораторные опыты: «Определение бензинов термического и каталитического крекинга», «Обнаружение воды в бензине».

Составление схемы: «Продукты переработки каменного угля и их использование». Работа с коллекцией «Каменный уголь»


Умение работать с информацией.







Презентация составленных инструкций.







Отчет о практической работе

2

Теории происхождения нефти и газа. Состав природного газа, нефти, каменного угля.

3

Природные и попутные нефтяные газы: использование, переработка.

4

Газ как химическое сырье. Правила безопасного обращения с газовыми устройствами.

5


Нефтехимия: перегонка нефти, способы химической переработки.

6

Каменный уголь и коксохимия.



7

Классификация полимеров. Строение полимеров, физические свойства, методы синтеза.

Работа с коллекциями «Пластмассы», «Каучуки», «Синтетические волокна». Составление схем синтеза полимеров.

«Пластмассы и изделия из них». Лабораторный опыт: «Свойства пластмасс. Распознавание пластмасс»

Работа с коллекцией: «Каучуки». Лабораторные опыты «Получение каучука из фикуса», «Сравнение свойств каучука и резины»

Защита проектов по теме: Перспективы и проблемы использования полимеров и материалов на их основе в различных областях деятельности человека






Умение работать с информацией.

Отчет о практической работе

Умение проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, представлять информацию.

8


Пластмассы

9

Каучуки. Резина

10

Перспективы и проблемы использования полимеров и материалов на их основе в различных областях деятельности человека

11

Природа запаха.

Натуральные и синтетические душистые вещества.

Лабораторные опыты: «Получение сложных эфиров реакцией этерификации», «Выделение душистых веществ из природного сырья методом отжима и экстрагирования».

Выполнение заданий по теме (работа в группах, взаимопомощь).

Отчет о выполненных заданиях. Отчет о практической работе

Защита выполненных заданий.

Умение проводить самостоятельный поиск информации представлять ее

12

Роль запахов в жизни животных.

Ароматерапия.

13


Классификация синтетических моющих средств

Мыло. Способы его получения.

Экологические проблемы, связанные с использованием синтетических моющих средств

Работа с коллекцией «Мыло. СМС». Выполнение заданий по теме (работа в группах, взаимопомощь). Лабораторный опыт: «Сравнение свойств растворов мыла и синтетических моющих средств» Лабораторный опыт: Очистка воды от CMC.

Умение проводить самостоятельный поиск информации, обрабатывать ее и представлять. Умение осуществлять экспериментальное исследование, объяснять результаты, делать выводы.

14


Белки и их роль в процессах жизнедеятельности.

Ферменты — вещества белковой природы, их классификация и свойства.

Лабораторные опыты: «Цветные реакции на белки», «Кипяток и спирт — губители жизни», «Гидролиз крахмала под действием фермента слюны амилазы», «Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и картофеля». «Как обнаружить глюкозу в ягодах и фруктах», «Обнаружение сахарозы в соках, фруктах», «Получение искусственного меда», «Определение непредельных жиров», «Растворимость жиров (масел) в различных растворителях»,

«Изучение состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка кода пищевых добавок, их значение»


Отчет о выполненных заданиях. Отчет о практической работе

15

Углеводы, их многообразие и значение

16

Предельные и непредельные жиры.

17

Витамины, их многообразие и биохимические функции.





2.2. Методика изучения элективного курса «Химия в жизни человека»



Занятие №1

Тема

"Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь."

Цель урока

познакомить учащихся с природными источниками углеводородов, их составом; продолжить работу по развитию умений и навыков самостоятельной работы с коллекциями, учебником и дополнительной литературой.

Задачи урока

Обучающие: углубить и расширить представление о природных источниках нефтехимического сырья, акцентировать внимание на способах получения и областях использования углеводородов.

Развивающие: развитие познавательных интересов, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах. Создать условия для развития: умений работать с информацией; умений выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать; устанавливать причинно-следственные связи между составом, свойствами и применением веществ.

Воспитательные: воспитывать культуру общения через работу в группе, воспитывать у учащихся внимание, инициативу, воспитание культуры умственного труда; формировать научное мировоззрение; воспитывать положительное отношение к получению знаний, уверенность в своих силах; формировать познавательную активность, интерес к предмету.

Планируемый результат

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению;

-знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Предметные результаты:

Предметные УУД:

-знать о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении  техногенных и  экологических катастроф.

- называть общие свойства нефти, природного газа, каменного угля;

- формулировать основные термины по теме;

- уметь работать с учебной литературой, слушать и слышать, работать с таблицами и схемами и др. средствами информации.

Тип урока

Изучение нового материала.

Вид урока

Объяснительно-иллюстративный, с элементами самостоятельной работы по нахождению правильных ответов на предложенные вопросы и задания.

Методы

-объяснительно-иллюстративный;

-проблемное изложение;

-частично-поисковый.

Межпредметные связи

физика, биология, экология, география

Основные термины, понятия

Нефть, природный газ, уголь

Ресурсы

-Основные



-Дополнительные

мультимедийный проектор, компьютерная презентация; коллекция «Природные источники углеводородов», образец нефти.

- рабочие листы и информационные листы, карточки-задания, листы само- и взаимооценки;

-Ресурсы Интернет.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

I.Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

Проверяет свою готовность к уроку, концентрирует внимание.

Настраиваются на восприятие материала урока.

II. Определение темы урока. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.

Обеспечение мотивации учения учащихся, принятие ими целей урока

Беседа с проблемным вопросом по будущей теме. На слайде показаны рисунки экологических катастроф. С чем они связаны?


Определяют тему и цель урока.

Определение цели и задач урока через словесную мотивацию.

III.Открытие нового.

Объявляет учащимся, что тема урока будет изучаться в виде групповой исследовательской деятельности . Итогом работы каждой группы будут представлены сообщения ( мини – проекты).

Предлагает учащимся поделиться на 3группы и раздает пакет документов, который включает: карточки-задания для выполнения в группах, информационные листы, рабочие листы, листы само- и взаимооценки.

Осуществляет коррекцию, орга­низует обсужде­ние.

Работа по группам (приложение).

1 группа: “Нефть”

2 группа: “Каменный уголь

3 группа: “Газ”

Распределяются и работают по группам.

Работа в группах.

IV. Первичная проверка понимания знаний и способов действий

Осуществляет коррекцию, орга­низует обсужде­ние. (Выступления учащихся можно сопровождать показом слайдов).




Изучают Ресурсы Интернет, работают по карточкам-заданиям. Готовят сообщения (мини-проекты) к защите.

Работают в группах.

Выступают со своими сообщениями (мини-проектами) представители от групп.

V. Закрепление пройденного.

Предлагает выполнить небольшой тест с последующей самопроверкой.

Отвечают на вопросы. Проверяют себя.

Отвечают на вопросы теста с последующей самопроверкой.

VII. Рефлексия и подведение итогов урока.

Задаёт вопросы:

Каким сегодня для вас был урок? (трудным - лёгким, полезным – ненужным, интересным – неинтересным)

Что новое вы для себя открыли?

Оцените свою работу в листах самооценки и взаимооценки. Какие выводы вы сделали?

Самооценка, ответы на вопросы.


Оценка совместной деятельности, самооценка.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.