Программа внеурочной деятельности по общекультурному, социальному направлению «Фантазия»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №7 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:
Протокол педагогического совета Директор школы
№ 1 от 28.08.2020 Никитина О.Н. ___________________
МАСТЕРСКАЯ
«Фантазия»
программа внеурочной деятельности
по общекультурному, социальному направлению
7«в», 9«а» классы
2020-2021 учебный год
Составитель:
учитель Л.В Куликова
г. Березники, 2020
I.Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному,социальному направлению «Фантазия» предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7-9 классов. Программа «Фантазия» написана в соответствии с федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., который является главным направлением в государственной политике в сфере образования и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (МАОУ «Школы №7»).
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся, организации их свободного времени.
Актуальность программы:
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Данная программа занятий художественного творчества «Фантазия» рассчитана на два часа в неделю во внеурочное время, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
расширения опыта поведения, деятельности и общения;
творческой самореализации обучающихся в комфортной развивающей среде,
стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности;
социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе,
активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Цель программы:
Формирование художественно-творческих способностей через работу с разнофактурными материалами.
Задачи программы:
1. формировать умение использовать различные технические приемы при работе с разнофактурными материалами;
2. отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
3. формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с разнофактурными материалами;
4. формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
Ожидаемые личностные результаты:
понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности
способность организовывать свою деятельность
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и использования деятельностного подхода в проведении.
Внеурочная деятельность по программе «Фантазия» направлена на достижения обучающимися необходимого для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося.
Формы проведения занятий. Программа «Фантазия» направлена на достижение результатов освоения адаптированной образовательной программы и осуществляется в формах, отличных от классно-урочной и представлена в программе в виде: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность; лекционные занятия и выставки творческих работ.
А также различные методы обучения:
- в основе, которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
- в основе, которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальные и коллективные (групповые, парные).
Режим занятий: Содержание программы ориентировано на 1 час в неделю, занятие длится 40 минут (в течение учебного года 34 часа).
Формой предъявления результата является участие обучающихся в тематических мероприятиях различного уровня (акции, конкурсы, месячники, викторины и т.п.), а также участие в конкурсах профессионального мастерства.
II. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
по общекультурному, социальному направлению (1 ч. в неделю) 9 «А» и 7 «В»
№ | Раздел программы | Тема занятия | Формы организации совместной деятельности | Кол – во часов | Дата 7 «В» | | |||||||
Всего | Теория | Практика | 9 «А» | ||||||||||
1 2 | Художественное моделирование из бумаги путём складывания Работа с разнофактурными материалами | Знакомство с видами и формами работы на занятиях. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности на занятиях. | Инструктаж практикум | 1 | | 1 | 4.09 | 7.09 | |||||
Торцевая аппликация . Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги. | Практическая работа | 1 | | 1 | 11.09 | 14.09 | |||||||
Подарочные упаковки, развёртки коробок, изготовление коробочки-упаковки для подарка. | Практическая работа | 1 | | 1 | 18.09 | 21.09 | |||||||
История возникновения пластилина. Панно из пластилина | Беседа-практикум | 4 | | 4 | 25.09 2.10 9.10 16.10 | 28.09 5.10 12.10 19.10 | |||||||
Виды красок и применение красок в художественном творчестве. | Практическая работа | 4 | | 4 | 23.10 6.11 13.11 20.11 | 9.11 16.11 23.11 30.11 | |||||||
3 | Аппликация | Ажурная аппликация. | Практическая работа | 4 | | 4 | 27.11 4.12 11.12 18.12 | 7.12 14.12 21.12 11.01 | |||||
| | Симметричное вырезание. | Беседа-практикум | 2 | | 2 | 15.01 22.01 | 18.01 25.01 | |||||
| | Из истории традиции вырезания из бумаги: чёрно-белые силуэты, народные «вырезанки». | Беседа-практикум | 2 | | 2 | 29.01 5.02 | 1.02 8.02 | |||||
4. | Работа с углём | «Полусожжённое дерево» | Практическая работа | 2 | | 2 | 12.02 19.02 | 15.02 22.02 | |||||
5. | Работа с копировальной бумагой | Тайный рисунок | Практическая работа | 2 | | 2 | 26.02 5.03 | 1.03 15.03 | |||||
6 | Ламинирование открыток | Изготовление открытки | Практическая работа | 4 | | 4 | 12.03 19.03 2.04 9.04 | 29.03 5.04 12.04 19.04 | |||||
7. | Изготовление головоломок из картона | | Практическая работа | 2 | | 2 | 16.04 23.04 | 26.04 17.05 | |||||
8. | Работа с гофрированной бумагой | Цветок из бумаги | Практическая работа | 4 | | 4 | 30.04 7.05 14.05 21.05 | 24.05 | |||||
Итого | 33 часа | | 33 часа | 33 часа | 30 часов |
III. Мониторинг общекультурного развития
/автор Беличева С.А., Щуркова Н.Е., Коровина Е.А. адаптированный вариант/
№ п\п | Список класса | Отношение к педагогическим воздействиям | Коллективистские проявления, способности считаться с коллективными интересами, нормами | Внимательное чуткое отношение к окружающим | Способность критически, с позиции норм, морали и права оценивать поступки окружающих , других сверстников | Отношение к своим гражданским правам и обязанностям | Отношение к школе | Общий балл/уровень | Динамика за год | ||||||||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь |
май | сентябрь | май | сентябрь | май | | |||||||||
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
4 | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
5 | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
6 | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
7 | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
8 | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
9 | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
10 | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
11 | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||
12 | | | | | | | | | | | | | | | | |
УРОВЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩЕЙ ШКАЛЕ:
Оптимальный (О) | Достаточный (Д) | Недостаточный (Н) | Критический (К) |
24-20 | 19-15 | 14-12 | 11-6 |
ДИНАМИКА ЗА ГОД:
Повышение | Понижение | Стабильно |
| | = |
Критерии | 1 | 2 | 3 | 4 |
Отношение к педагогическим воздействиям | Неприятие педагогического воздействия в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства. | Избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с педагогом. | К замечаниям педагогов склонен прислушиваться, наказания и поощрения правильно воспринимает. | Чутко реагирует на замечания педагогов, болезненно переживает порицания, старается не повторять осуждаемых действий, поступков. |
Коллективистские проявления, способности считаться с коллективными интересами, нормами | К общественному осуждению относится равнодушно. | Внешне комфортное поведение, но не живёт интересами коллектива. | С большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением. | Развито чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи. |
Внимательное чуткое отношение к окружающим | Способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других. | Равнодушие, невнимательность в отношении окружающих. | Сопереживает по отношению к близкому окружению. | Высоко развитая действенная эмпатия, выражающаяся в чужой боли, радости, стремлении помочь. |
Способность критически, с позиции норм, морали и права оценивать поступки окружающих , других сверстников | В большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности, в соответствии с ними оценивает поступки окружающих. | Равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений. | Способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведение. | Активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними. |
Отношение к своим гражданским правам и обязанностям | Не выполняет правила поведения. | Выполняет правила поведения неохотно, под нажимом. | Поведение зависит от ситуации, от окружающих людей. | Поступки и поведение соответствуют нравственным нормам. |
Отношение к школе | Часто нарушает нормы поведения: мешает другим, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие. | Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует. | Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени. | Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми доброжелателен. Активно участвует в делах класса и школы. |
ЖУРНАЛ УЧЁТА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
9 «А» класс
№ п\п | Месяц, число Фамилия, имя | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль | |||||||||||||||||||
7.09 | 14.09 | 21.09 | 28.09 | 5.10 | 12.10 | 19.10 | 9.11 | 16.11 | 23.11 | 30.11 | 7.12 | 14.12 | 21.12 | 11.01 | 18.01 | 25.01 | 1.02 | 8.02 | 15.02 | ||
1 | Голубев Леонид | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | Иванова Настя | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | Игнатенко Миша | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | Константинова Олеся | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | Кучев Максим | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | Мазеин Никита | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | Муханов Петр | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | Суфиев Данил | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | Тупицын Алёша | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | Толстиков Денис | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | Якутов Андрей | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
№ п\п | Месяц, число Фамилия, имя | Март Апрель Май | |||||||||||||||||||
22.02 | 1.03 | 15.03 | 29.03 | 5.04 | 12.04 | 19.04 | 26.04 | 17.05 | 24.05 | | | | | | | | | | | ||
1 | Голубев Леонид | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | Иванова Настя | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | Игнатенко Миша | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | Константинова Олеся | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | Кучев Максим | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | Мазеин Никита | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | Муханов Петр | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | Суфиев Данил | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | Тупицын Алёша | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | Толстиков Денис | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | Якутов Андрей | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 «В» класс
№ п\п | Месяц, число Фамилия, имя | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль | |||||||||||||||||||
4.09 | 11.09 | 18.09 | 25.09 | 2.10 | 9.10 | 16.10 | 23.10 | 6.11 | 13.11 | 20.11 | 27.11 | 4.12 | 11.12 | 18.12 | 15.01 | 22.01 | 29.01 | 5.02 | 12.02 | ||
1 | Акулиничев Кирилл | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | Анфёров Руслан | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | Гусев Никита | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | Еделев Илья | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | Лапаев Саша | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | Насонов Антон | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | Огальцева Ксюша | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | Перкман Вова | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | Полатина Катя | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | Попов Дима | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | Семаков Егор | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
№ п\п | Месяц, число Фамилия, имя | Март Апрель Май | |||||||||||||||||||
19.02 | 26.02 | 5.03 | 12.03 | 19.03 | 2.04 | 9.04 | 16.04 | 23.04 | 30.04 | 7.05 | 14.05 | 21.05 | | | | | | | | ||
1 | Акулиничев Кирилл | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | Анфёров Руслан | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | Гусев Никита | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | Еделев Илья | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | Лапаев Саша | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | Насонов Антон | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | Огальцева Ксюша | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | Перкман Вова | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | Полатина Катя | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | Попов Дима | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | Семаков Егор | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| СОДЕРЖАНИЕ |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |