Авторская учебная программа по краеведению «Город на 150-ой версте...» (5–8 класс)
Пояснительная записка
Краеведение – важное средство формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания, чувства дружбы между народами. Сегодня – это приоритетные задачи школьного исторического образования. Развитие исторического краеведения стимулируют современные социально-политические перемены. Интерес к вопросам обучения исторического краеведения обусловлен возрастанием роли регионов, пробуждением интереса молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям. В школьном курсе истории вопросы краеведения рассматриваются интегрировано и зачастую заслоняются значимостью событий Российского и мирового масштаба, между тем важность формирования причастности к истории каждого и ощущение творца истории очень важно.
Не менее значимо краеведение и для развития личности, его социализации. Изучение местного материала соответствует дидактическому принципу «от ближнего к дальнему, от простого к сложному». При освоении знаний о своем регионе актуализируется повседневный опыт школьников. Открытие в знакомом окружении незнакомого – увлекательный процесс, пробуждающий любознательность, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения и развитию личности. Знание и понимание истории своего края, города или села, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогает каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире.
Предмет «Краеведение» заложен в инвариантную часть Базисного учебного плана и предлагается для изучения в 5-8 классах.
В основе данной программы используется опыт педагогов России, лично преподавательский и исследовательский опыт. Базой данного курса являются программы по предмету «Историческое краеведение» и требований к уровню подготовки обучающихся, предложенных управлением образования Самарской области.
Программа отвечает интересам учащихся, расширяет их кругозор, позволяет развивать общие и специальные способности. Курс дает возможность осуществлять межпредметные связи, так как обучение учащихся происходит на основе знаний и умений, полученных в школьных курсах истории, географии и других дисциплин.
Программа адресована учащимся 5-8 класса. Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по истории.
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о: истории Похвистнево и Похвистневского района Самарской области, прошлого своего народа, истории его расселения в данной местности, особенностях экономической жизни, культуры и обычаев.
Знает: личности знаменитых земляков; достижения культуры, культурные традиции народов населяющих малую родину; виды исторических источников.
Умеет: работать с документами, с картами, с литературой; соотносить события Отечественной и региональной истории; давать описание исторических событий и памятников культуры; выявлять и объяснять общность и различия важнейших общероссийских и региональных событий и процессов.
Владеет: умением исследовательской деятельности
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его жизни.
В ходе ее достижения решаются:
Образовательные задачи: знакомить с историей и современной жизнью своей малой родины; рассматривать привычные сельские объекты, повседневные предметы, музейные экспонаты, семейные архивы как источники знаний о прошлом и современной истории, культуре поселка и извлекать из них нужную информацию.
Развивающие задачи: развивать у учащихся познавательный процесс к селу и району, к его изучению, интеллектуальные и творческие способности учащихся; развивать способность детей анализировать и оценивать факты, явления, события, а также высказывать обоснованные суждения о действиях людей, оставивших заметный след в истории малой родины.
Воспитательные задачи: воспитывать патриотизм, нравственные ценности, чувства причастности к своему народу, его истории, культуре, укреплению связи поколений; раскрывать и развивать творческие способности личности, формировать коммуникативную культуру.
Данный курс должен помочь школьникам познакомиться и частично овладеть способами исследовательской деятельности.
В структуре изучаемой программы выделяются 4 раздела, в которых представлена история малой родины: «Похвистнево: время и люди», «История и современность Похвистневского района», «История школы», «История моей семьи в истории Похвистнево и района».
Данный курс предусматривает разнообразные типы занятий: лекция, фотовыставка, экскурсия, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, работа с картами, практические занятия, игровые ситуации.
Формы контроля: беседы, тесты, викторины, игры, рефераты, составление таблиц, кроссвордов, тестов, проекты.
Программа по краеведению
«Город на 150-й версте…»
Программа по краеведению «Город на 150-й версте…» рассчитана на 4 года обучения (5-8 классы). В основу программы положен проблемно-тематический принцип организации материала. Изучение истории Самарского края – это изучение природы, истории, культуры, жизни знаменитых жителей города Похвистнево и Похвистневского района.
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний по истории и культуре родного края из разных источников информации, проведение самостоятельных исследований, проектов.
Данная программа может быть рекомендована к использованию учителями начальной школы, учителями основной школы, педагогами дополнительного образования. Программа была апробирована на базе школы № 1, имела положительные результаты согласно мониторингу уровня овладения программой.
Цели:
пробудить интерес к историческим и культурным ценностям Самарского края, учит бережно к ним относиться;
способствовать формированию патриотического сознания учащихся;
формировать чувство гордости за достижения своих земляков;
воспитывать стремление к творческой деятельности по изучению родного края.
Задачи программы:
совершенствование организации воспитательной работы, используя современные педагогические технологии;
развитие творческих способностей учащихся с учётом их интересов и склонностей;
включение семьи в единое воспитательное пространство школы, создав творческий союз семьи и школы;
установление тесных связей с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта.
Принципы, лежащие в основе программы:
принцип личностно ориентированного подхода;
принцип гуманизма;
принцип креативности;
принцип практической направленности.
Образовательные результаты программы:
интерес к истории Самарского края;
знания по истории и культуре Самарского края;
умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
способность творчески мыслить и рассуждать;
способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в группах.
Формы работы:
коллективно-творческие дела, праздники, фестивали;
устные журналы, беседы;
уроки Мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн;
сбор и оформление материалов для школьного музея;
проектная и исследовательская деятельность;
участие в научно-практических конференциях, краеведческих фестивалях.
Мониторинг уровня овладения программой:
диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля;
участие в краеведческих играх, веб-квестах города, Похвистневского района;
презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью.
Учебно-тематический план
1-й год обучения.
Основы знаний об истории и традициях города Похвистнево.
наименование темы |
количество часов |
из них |
итоговая работа |
|||
учебная деятельность |
экскурсии |
внеклассные мероприятия |
классные часы |
|||
1. Город, в котором мы живём (достопримечательности, памятные места города)
|
8 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Конкурс рисунков и фотографий |
2. Рождение города
|
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Создание макета города |
3. Люди города: жизнь знаменитых земляков |
6 |
1 |
1 |
2 |
2 |
Оформление фотовыставки |
4. Традиции Похвистнева
|
6 |
2 |
2 |
1 |
2 |
Конкурс детского творчества |
Итого: |
24 |
6 |
6 |
6 |
7 |
|
2-й год обучения
Историко—географическое изучение
Похвистнева и Похвистневского района
наименование темы |
количество часов |
из них |
итоговая работа |
|||
учебная деятельность |
экскурсии |
внеклассные мероприятия |
классные часы |
|||
1. Природа Похвистневского Края
|
8 |
1 |
3 |
2 |
2 |
Проект: «Красная Книга Похвистневского района»
|
2. Традиционные ремёсла нашего края
|
6 |
1 |
3 |
1 |
1 |
КТД «Традиционные ремёсла нашего края»
|
3. Улицы Похвистнева
|
7 |
1 |
3 |
1 |
2 |
Создание фотоколлажа «Улицы родного города» |
4. Достопримечательности сёл Похвистневского района
|
6
|
1 |
3 |
1 |
2 |
Викторина «Знаешь ли ты?» |
Итого:
|
27 |
4 |
11 |
5 |
7 |
|
3-й год обучения
Страницы истории города
наименование темы |
количество часов |
из них |
итоговая работа |
|||
учебная деятельность |
экскурсии |
внеклассные мероприятия |
классные часы |
|||
1. Родословие
|
4 |
1 |
- |
2 |
1 |
Проект: «Моя родословная»
|
2. Летопись города 1888 – 1929 гг.
|
6 |
1 |
3 |
1 |
1 |
Проекты: «Город на 150-й версте»
|
3. Летопись города 1930 – 1940 гг.
|
6 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Фотоколлажи, слайдовые презентации
|
4. Похвистнево в годы Великой Отечественной Войны
|
8 |
1 |
2 |
3 |
2 |
Проекты: «Спасибо деду за Победу!» |
5. Город, который люблю
|
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Интерактивная игра: «Знаешь ли ты свой город?» |
Итого: |
28 |
5 |
8 |
8 |
7
|
|
4-й год обучения
Жизнь знаменитых земляков
наименование темы |
количество часов |
из них |
итоговая работа |
|||
учебная деятельность |
экскурсии |
внеклассные мероприятия |
классные часы |
|||
1. Летописцы родного края
|
4 |
1 |
1 |
- |
2 |
Проекты
|
2. Похвистневцы в искусстве
|
6 |
2 |
1 |
1 |
2 |
Проекты
|
3. Похвистневцы – участники и герои Великой Отечественной войны
|
10 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Создание рукописной книги «Истории о войне, которых нет в учебнике»
|
4. Похвистневцы – Почётные граждане города и района
|
8 |
1 |
2 |
2 |
3 |
Создание книжки-раскладушки и слайдовые презентации к ней |
Итого: |
28 |
6 |
9 |
6 |
9
|
|
Рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса.
Организация исследовательской деятельности учащихся
Тема внеурочной деятельности |
Примерная тематика исследований |
1. Твои родные в потоке времени |
1. Моя родословная. 2. Судьба моей семьи в истории города Похвистнево. |
2. Древняя Русь – страна городов |
1. «Город Ветра» (история возникновения города Похвистнево). 2. О чём рассказал герб города. 3. Значение тарханной грамоты в истории поселения Старопохвистнево. |
3. Начало всех начал |
1. Археология города Похвистнево и Похвистневского района
|
4. «Вставай, страна огромная…» |
1. «Навечно ушёл в небо…» (А.А. Бурденюк, штурман экипажа Николая Гастелло, наш земляк». 2. «Забытый памятник незабытой войны» (история эвакогоспиталя № 2799). 3. Школа и война. 4. «Война в судьбе семьи Панюшевых» (история подвига бывшего директора школы № 1 Е.И. Панюшева). 5. «Мы не можем остановить время, но мы можем сохранить память» (создание в рекреации истории школы № 1 Зала Боевой Славы). 6. «Имена на Аллее Славы». 7. «Спасибо деду за Победу!»
|
5. Сокровища российской культуры |
1. Архитектурные памятники города Похвистнево. 2. Дом-музей Артура Моро в селе Красные Ключи. 3. Храм Иконы Табынской Божьей Матери
|
Учебно-тематический план
Содержание программы
1-й год обучения.
«Основы знаний об истории и традициях города» (24 часа)
Тема: «Город, в котором мы живём»(8 часов)
Ознакомить учащихся с происхождением названия города Похвистнево. Объяснить территориальное деление Похвистнева, ознакомить с картой Похвистневского района.
Тема: «Рождение города» (4 часа)
Ознакомить учащихся с Краеведческим музеем города. Дать представление о версиях рождения города, о гербе города, гимне города.
Тема: «Люди города» (6 часов)
Познакомить со знаменитыми земляками, с именем которых связаны важные события исторической, культурной, научной, социальной жизни страны. Пробудить эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию своего края, гордость за своих земляков.
Тема: «Традиции Похвистнева» (6 часов)
Начать знакомство с культурно-бытовыми традициями похвистневцев, праздниками и обычаями.
2-й год обучения
«Историко-географическое изучение Похвистнева
и Похвистневского района» (27 часов)
Тема: «Природа Похвистневского края» (8 часов)
Ознакомить учащихся с географическим положением Похвистнево и района. Расширить знания учащихся о природе, растительном и животном мире края. Видеть красоту родного края и стремиться к сохранению природных богатств.
Тема: «Традиционные ремёсла нашего края» (6 часов)
Продолжить знакомство с жизнью и бытом похвистневцев. Начать знакомство с традиционными ремёслами родного края в Краеведческом музее города. Побывать на экскурсии в Доме ремёсел.
Тема: «Улицы Похвистнево» (7 часов)
Наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствовать выработке личностного отношения к ней как к общественному достоянию. Установить связь с названием улицы.
Тема: «Достопримечательности сёл Похвистневского района» (6 часов)
Ознакомить с картой Похвистневского района. Расширить знания о памятных местах и достопримечательностях Похвистневского района.
3-й год обучения
«Страницы истории города» (30 часов)
Тема: «Родословие» (4 часа)
Родословная человека, поколения предков, родословное древо. Связь поколений и времён в истории родного города.
Тема: «Летопись города 1888 – 1929 годов» (6 часов)
Знакомство с документальными материалами по истории города данного периода. История появления железнодорожной станции Похвистнево. События революции 1917 года, Гражданской войны. События 1920-х годов, происходившие в уезде через партийные документы Бугурусланского комитета РКП (б).
Тема: «Летопись города 1930 – 1940-х годов» (6 часов)
Показать неразрывную связь истории родного города с историей страны. Знакомить учащихся с важными документами, на основании которых писалась история города и района. Расширять знания учащихся о достопримечательностях города, связанных с этим периодом истории страны.
Тема: «Похвистнево в годы Великой Отечественной войны» (8 часов)
Познакомить учащихся с Книгой Памяти Самарской области. Представить материалы, рассказывающие о формировании воинских соединений, работе местных эвакуированных предприятий в годы Великой Отечественной войны, о работе эвакогоспиталя № 2977, который расположился в здании бывшей районной школы № 1.
Рассказать о том, что вблизи посёлка Похвистнево в годы войны были построены два запасных аэродрома, а на полях сражений воевал танк под названием «Похвистневский осоавиахимовец».
Познакомить учащихся с воспоминаниями старожилов Н.Д. Ивановой, Г.Е. Панюшева, Р.Г. Покщаева.
Тема: «Город, который люблю» (4 часа)
Продолжить формирование эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордости за своих земляков.
Ознакомить с произведениями искусства о Похвистнево. Попробовать создать свои рисунки, стихи, рассказы, оформить фотоальбомы и рукописные книги о родном городе.
4-й год обучения
«Жизнь знаменитых земляков» (28 часов)
Тема: «Летописцы родного края» (4 часа)
Познакомить с историей жизни первого краеведа Похвистневского района В.А. Ендураева и его рукописной книгой.
Познакомить с людьми, занимающимися краеведческими исследованиями Похвистнево и Похвистневского района (Т.П. Потапова, И.С. Шахова, Г.Е. Панюшев).
Тема: «Похвистневцы в искусстве» (6 часов)
Ознакомить с именами жителей Похвистнево – деятелей культуры, исследовать их жизнь, творческий вклад в историю и культуру города и района.
Тема: «Похвистневцы – участники и герои Великой Отечественной войны
1941 – 1945 гг.» (10 часов)
Рассказать о кладе наших земляков в победу над фашисткой Германией. Провести исследовательскую работу по темам: «Школа и война», «Забытый памятник незабытой войны – история эвакогоспиталя № 2977», «Спасибо деду за Победу».
Тема: «Похвистневцы – Почётные граждане города и района» (8 часов)
Продолжить знакомство с выдающимися земляками, которые имеют звание «Почётный гражданин города» и «Почётный гражданин Похвистневского района». Изучить их вклад в развитие города и района.
Тематика классных часов
(периодичность указана в таблицах по программе)
1-й год обучения:
Город, в котором мы живём.
Наша школа.
Наш Похвистневский район.
Предприятия, на которых работают наши родители.
Как рождался Похвистнево.
Похвистневцы – герои Великой Отечественной войны.
Знаменитые земляки.
Город Ветра – традиция празднования Дня Города.
Праздник Улицы.
2-й год обучения:
Природа Похвистневского края.
Памятники природы.
Парки нашего города.
Реки и водоёмы Похвистнево и района.
Старые названия улиц нашего города.
Нашему городу – 125 лет.
3-й год обучения:
История моей семьи в истории Похвистнево.
Мифы и легенды о Похвистнево.
Песни и стихи, прославляющие Похвистнево.
История гимна города Похвистнево.
Похвистнево в произведениях художников.
4-й год обучения:
Похвистнево и похвистневцы.
Летописцы родного края.
Похвистневцы – герои Великой Отечественной войны и наша школа.
Летопись нашего города.
Библиография:
Русский биографический словарь. М. – СПб, 1896-1918 г.
РГАДА. (Российский Государственный Архив Древних Актов) ф. 1355 оп. 1 д. 1422, 1879.
Краеведческий сборник Выпуск I к 115-летию города Похвистнево, Краеведческий музей г. Похвистнево, 2003.
Дементьева Ирина Михайловна