Программа по внеурочной проектно-исследовательской деятельности «Народная музыкально-поэтическая культура Воронежского края»

2
0
Материал опубликован 27 November 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №6

РАССМОТРЕНО

на заседании НМС

Протокол № 1

от «_--» августа 2017г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

__________________

«__» _________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Лицей №6

___________ Ф.И.О.

Приказ № ___

от «__»___________20__г.

городского округа город Воронеж


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Наименование учебной программы Народная музыкально-поэтическая культура_

Воронежского края.

Класс 6 класс

Уровень общего образования основное общее


Учитель _Игнатенко Наталья Вячеславовна

Срок реализации программы 1 год ; учебный год

Количество часов по учебному плану всего 35 часов в год; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе Учебник : Учебное пособие по истории , культуре и географии Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ « Люби и знай родной край». Издательский Центр духовного возрождения Черноземного края Воронеж-2009. Авторы: В.И.Федотов; В.И.Панова; Г.Я. Сысоева, Т.Ф. Пухова.

 

Рабочую программу составил(а)

____________________________________________/___ Н.В._Игнатенко _____

подпись расшифровка подписи


 

 

 

Пояснительная записка.


 

Музыкальная народная культура является

тем чистым источником, из которого

подрастающее поколение, взяв лучшее

из прошлого, сделает лучшим будущее.

Рабочая программа по внеурочной проектно-исследовательской деятельности учащихся по предмету «Народная музыкально-поэтическая культура Воронежского края» для 6-х классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Даная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом: « Люби и знай родной край». Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Центр духовного возрождения Черноземного края Воронеж-2009.Авторы: В.И.Федотов; В.И.Панова; Г.Я. Сысоева, Т.Ф. Пухова. Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842). К 195-летию со дня рождения. Иван Саввич Никитин ( 1824-1861). К 180-летию со дня рождения. Авторы: Андреева М.С., Короткова. М.П., Библиотека Центра развития творчества детей и юношества им. А.В.Косарева. Москва « Школьная библиотека» 2004.

Народное музыкально-поэтическое творчество - одна из важных областей художественной культуры каждой страны, каждого народа. На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли.

Наряду с понятием « народное творчество» в научной литературе широко применяется английский термин «фольклор» (буквально-« народная мудрость», « народное знание»). Наука о произведениях фольклора получила название фольклористика.

Фольклор как художественная форма отражает нравственно-эстетические взгляды народа и используется в народной педагогике. Знание фольклора осознается современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории русского народа.

Фольклор несет в себе особенности исторического развития нации. Русская история, полная ярких и трагических событий, нашла отражение в русской песне. Образы народных песен призывают к добру, мужеству, человеколюбию и справедливости. В них отражено тепло сердец людей, любящих свою землю, наделенных оптимизмом, большой жизненной силой.

Еще одну важную деталь фольклора хотелось бы отметить - коллективный характер творчества. Произведения фольклора создавались в процессе творческого общения многих индивидуальностей, объединенных в коллектив. Сама природа фольклора позволяет каждому исполнителю в условиях коллективного творчества максимально выявить своеобразие своих творческих наклонностей.

Музыкальный фольклор – искусство синкретичное. В нем органично связаны пение, игры, пластика, движение, игра на народных инструментах. Музыкальное народное творчество – народные песни, игры, обряды, составляют богатейший материал для нравственно – эстетического воспитания детей.

Значение традиционных народных культур в образовании и воспитании подрастающего поколения глубоко осознавали прогрессивные педагоги и общественные деятели России еще в прошлом столетии.

И.В. Киреевский писал: « Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить особенность умственной жизни народа так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю…»

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народного музыкально- поэтического, является в настоящее время особенно актуальной.

Настоящая программа элективного курса способствует воспитанию нравственно-эстетической личности, гражданина, патриота, формирует национальное самосознание, что в современное время актуально.

Актуальность программы воспитания детей средствами фольклора

заключается в том, что в период обновления образования значительно возросла роль изучение народной культуры, как источник воспитания духовных качеств личности ребенка.

Воспитание человека, мыслящего творчески и самостоятельно, сложная и очень актуальная сегодня проблема. В современных условиях на начальной стадии обучения важно предоставить ребенку возможность полностью раскрыть свои задатки и развить творческие способности, воспитать у детей качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности они могли успешно действовать и как исполнители, и как творцы. Неограниченные возможности для этого содержит в себе фольклор.

Данная программа разработана в связи с недостаточностью изучения народной культуры родного края на уроках музыки, литературы, истории. Она всецело посвящена изучению этнографической культуры, знакомит детей с праздниками и обрядами годового цикла, а также знакомит с современной народной культурой воронежского края.

Этническая культура- это культура, которая формируется повседневной жизнью в границах большого исторического времени и которая формирует традиции, передаваемые из поколения в поколения. Этническая культура формирует музыкальную культуру.

Учащиеся получат подлинно научные сведения, изложенные воронежскими учеными, много лет изучающие историю и современность родного края.

Мир нашего уголка необъятной России становится для молодого поколения реальным и осязаемым, когда он получает о нем подробное представления, знания.

Русская народная музыкально-поэтическая культура связана с самыми затаенными глубинами нашего бессознательного, где живет неслышной жизнью все прошлое народа, способна дать школьнику почувствовать с силой и полнотой основные моменты всей исторической жизни его малой родины, и то великое, что заключается в национальной индивидуальности русского человека.

В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребность в обновлении содержания и новые технологии музыкального образования.

Цель программы - развитие национальной музыкальной, поэтической культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры- отражает заинтересованность современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

 

Задачи программы:

Создать условия для формирования музыкально-поэтической культуры школьников, представляющей положительный социально-художественный опыт, как неотъемлемой части духовной культуры, основанной на национальных традициях и обычаях воронежского края, а также создать условия для развития гармонично-развитой творчески активной личности.

Познакомить уч-ся с народным музыкально-поэтическим творчеством, национальными традициями, обрядами, праздниками; дать представление об этапах и основных тенденциях развития народной культуры воронежского края.

Развитие у уч-ся музыкальных способностей, развитие интереса к богатейшему культурному наследию, развитие творческого мышления, способностей детей к творческой деятельности, эмоционально – чувственного отношения к музыке и жизни.

Воспитывать национальное самосознание, духовные качества, чувство глубины своей принадлежности к родному народу, к его истории и культуре. Прививать школьникам любовь к Родине, народному музыкально- поэтическому творчеству, к традициям родного края. Воспитывать духовно-нравственные качества школьника.

Задача сегодня заключается в том, чтобы создать такие условия в школе, в которых бы ребёнок чувствовал себя комфортно, был личностно-ориентированнным на собственные возможности и желания: чтобы ему нравилось учиться в школе, чтобы он ощущал радость от учения и сотрудничества со взрослым.

Накопление тезауруса-багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о народной музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Общая характеристика программы.

 

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклора, музыка религиозной традиции, золотой фонд русской народной музыки, сочинения поэтов Воронежского края) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры- " от родного порога" , по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир русской народной культуры.

Освоение образцов музыкального фольклора как синкретического искусства разных народов мира, в котором находят факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных народных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Критерии отбора музыкального материала в данной программе заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского - это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Методические принципы программы:

- принцип увлеченности;

- принцип триединства деятельности композитора-исполнителя- слушателя;

- принцип "тождества и контраста",

-принцип интонационности;

- принцип опоры на народную отечественную культуру.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании.

В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально- ритмическое движение; игра на музыкальных инструментах; инсценирование ( разыгрывание песен), инсценирование народных праздников, обычаев, обрядов.

Цели изучения курса

 

Компетенции

Общеучебные

- овладение учащимися методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений; - расширение и обогащение опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождение при этом оригинальных решений; - умение формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах ; - умения и навыки работы с различными источниками информации.

Предметно- ориентированные

- эмоциональное и осознанное отношение к музыке, поэзии, истории и культуре различных направлений;

-понимание содержания народной музыки простейших жанров (песня, танец, песнопения), в опоре на ее интонационно-образный смысл; - накопление знаний о закономерностях музыкального и поэтического искусства; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности); -умения и навыки хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.); - умения и навыки пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыка музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных); --накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.

 

 

 

Место учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет " Народная музыкально-поэтическая культура Воронежского края" изучается в 6 классе в объеме 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Программа рассчитана на возраст уч-ся 12-13лет, 6-х классов, имеющие практические умения в области музыкального фольклора (занимающиеся в ансамбле русской песни с 1 по 6 класс).

Программа предусматривает различные формы работы проектно-исследовательской деятельности: сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, посещение музеев, концертов, фестивалей, а также совместную работу педагога, родителей и детей.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, инициативу. Способствует развитию целого комплекса умений, помогает реализовать потребность в общении.

Программа охватывает широкое культурологическое пространство. Подразумевающее постоянный выход за рамки музыкального искусства, включение в контекст урока сведений из истории, краеведения, произведений литературы, изобразительного искусства.

По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области краеведения.

Методические рекомендации.

Краткая характеристика обще-учебных умений, навыков и способов деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного курса "Народная музыкально-поэтическая культура" на этапе основного общего образования являются:

познавательная деятельность: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно- творческих работ, участие в проектной деятельности;

информационно-коммуникативная деятельность: восприятие художественных произведений и способность передавать их содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации;

рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей

Место и роль учебного предмета в достижении обучающимися

планируемых результатов.

Уроки курса, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать динамичным взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение нардной музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что является фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир народного искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет "Музыка", развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

-овладеть способностями принимать и сохранять цели, задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;

- продуктивное сотрудничество( общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и музыкально-эстетической деятельности;

-овладение навыками смыслового прочтения содержания" текстов" различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретения умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях музыкального языка разных эпох;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений;

-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Предметные результаты. В результате изучения народной культуры воронежского края учащиеся 6 класса должны научиться:

воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкально-поэтических произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;

определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инструментов.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является : , Исследовательская и проектная деятельность.

Тестирование, анализ результатов конкурсов, анкетирование детей и родителей, викторины, выполнение творческих, участие обучающихся в конференциях, подготовка и проведение воспитанниками мероприятий ( праздников, концертов, творческих вечеров).

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.

Программа будет успешно реализована:

• если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;

• будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;

• будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;

• будет создана библиотека специализированной вокально-хоровой литературы;

• будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам уч-ся

В результате обучения учащиеся должны знать:

основные жанры народных песен;

годовой цикл русских народных праздников;

традиции, обряды и обычаи русского народа;

музыкальную народную культуру Воронежской области;

знать имена исследователей, хранителей и исполнителей народных песен Воронежского края;

произведения поэтов А.В.Кольцова, И. С.Никитина.

Учащиеся должны уметь:

работать с научной литературой;

анализировать произведения различного содержания и жанра;

исполнять народные песни в народной манере;

презентовать проекты. Исследовательские работы;

находить необходимую информацию пользуясь ИКТ.

Данная программа является экспериментальной, и автор оставляет за собой право вносить коррективы в содержание по ходу её реализации.


 

 


 

Учебно-тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Краткое содержание урока

Кол-во часов

 

 

1 -2 четверть

Теория

практика

1.

Введение в предмет «Народная музыкально-поэтическая культура Воронежского края».

1.Постановка цели и задач изучаемого предмета

2. Понятие о фольклоре, этнографии, культуре.

1

_

2-4.

 

Воронежская народная

песня – сокровищница русской народной культуры.

1.С.Г.Лазутин-фольклорист, исследователь воронежской народной песни (1919-1995)

2.Изустная природа песни.

3. Слушание и исполнение лучших образцов воронежской народной песни.

2

 

1

5-7.

Календарно-обрядовая поэзия.

Календарно-обрядовая поэзия.

1.Древние народные обрядовые песни: календар-но- обрядовые( колядки, авсени, щедровки, веснянки, троицкие, купальские) и семейно-бытовые, свадебные .Содержание песен, традиционные образы-символы.

2. Необрядовые лирические, солдатские, семейно-бытовые, шуточные песни . Образы и символика песен 16-17 вв.

3.Знакомство с песнями( разучивание, исполнение песен).

2

1

8-10.

Этнические фольклорные традиции

Воронежского края

1.Современные этнографические ансамбли Воронежской области. История создания фольклорного ансамбля « Воля».

2. Г.Я. Сысоева-исследователь в области музыкальной этнографии.

3.Песни юга России. Посещение концерта ансамбля.

1

2

11.

12.

13.

Традиционный народный костюм Воронежского края.

1.Понятие и функции «костюма».

2.Праздничная, обрядовая, будничная, рабочая одежда.

3.Традиционный мужской костюм. Головной убор

4.Женский костюм. Разнообразие головных уборов.

5.Девичий костюм.

3

-

14-16.

Обобщающее занятие

Тест № 1. Подведение итогов.

Выбор темы исследовательской работы.

Подготовка к внеклассному мероприятию для уч-ся 6-х классов.

1

2

17-18.

Творческий вечер для уч-ся 6-х классов.

« Русские струны души»

Проведение мероприятия.

-

2

   

3-4 четверть

   

1.

2.

Календарные обряды и праздники на Руси.

1.Значение обрядов и обычаев на Руси.

2. Языческая религия. Христианство на Руси. Церковные христианские календари: григорианский и юлианский.

3.Новый стиль летоисчесления.

1

1

3-5.

Зимние святки.

1.Зимний солнцеворот.

2.Церковные праздники: Рождество. Новый год . Крещение.

1

2

6.

7-8.

Рождество.

1.Обычаи в сочельник. Символика Рождества.

2.Рождественские песнопения. Тропарь «Рождество Твое, Христе, Боже наш».

3.Обряд колядование. Рождественские колядки.

4. Инсценировка обряда «колядование».

5.Обычаи в святочный период.

6.Прощание со святками.

1

1

-

1

9-10.

Обобщающее занятие.

Тест № 2.

Презентация исследовательских работ.

1

1

11-13.

Проведение праздника.

«Рождественские колядования»

Инсценировка народного праздника для уч-ся младших классов.

1

2

14-15.

Календарные обряды и праздники на Руси.

Масленица

.Обрядовая сущность Масленицы. Символика.

2.Масленичная неделя..Обычаи.

3.Народные гулянья и игры.

4.Проводы Масленицы, подготовка к Великому посту.

5. Подготовка к проведению праздника

-

3

16-17

Обобщающее занятие

Проведение народного праздника « Широкая Масленица».

Итоги проектной деятельности учащихся.

Инсценировка праздника для уч-ся младших классов.

 

2

 

Итого: 35 часов


 


 

Список рекомендуемой учебно-методической литературы по предмету.

 

« Люби и знай родной край». Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Центр духовного возраждения Черноземного края Воронеж-2009.Авторы: В.И.Федотов; В.И.Панова; Г.Я. Сысоева, Т.Ф. Пухова.

2. « Русские традиционные праздники».И.И.Шангина. Искусство-Санкт-Петербург 1997г.

3. « По старому русскому обычаю» В.В.Панфилов. РИГ Москва, 1997. Сборник обрядовых представлений и праздников. Для учреждений культуры, образования.

4. « Основы русской народной музыки». Т. Попова. Издательство « Музыка» .Москва 1987

5. « Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей». Д.А.Рытов. Москва. Гуманитарный издательский центр 2001г

6. Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842). К 195-летию со дня рождения.

Иван Саввич Никитин ( 1824-1861). К 180-летию со дня рождения. Авторы: Андреева М.С., Короткова М.П.,Библиотека Центра развития творчества детей и юношества им. А.В.Косарева. Москва « Школьная библиотека» 2004.


 

Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения (компьютер, музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD-RW ), музыкальный инструмент- фортепиано, видеопроектор, компьютер, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point, портреты композиторов, таблицы по нотной грамоте.

Перечень наглядных пособий и ТСО.

Печатные пособия.

Атласы музыкальных инструментов.

Портреты композиторов.

Схема: разновидность жанров народной музыки; расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Дидактический раздаточный материал:

Карточки с признаками характера звучания.

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.

Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи и фонохрестоматии по предмету.

Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся композиторов музыки в народном духе.

Видеофильмы с записью фрагментов из творческих работ ансамблей, оркестров Воронежского края.

Нотный и поэтический текст песен.

Фотографии известных исполнителей народной музыки Воронежского края.

Интернет-ресурсы для учащихся и учителя.

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

3. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

4. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».

5.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве".

6. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 г.».

7.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

8.Единая коллекция-http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

9.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

10.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации