Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Мир начинается с тебя»
СОГЛАСОВАНО: Начальник УО Администрации Яйского муниципального района ________/С.В. Юдина/ «____»_________2023г | УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ «Яйская общеобразовательная школа- интернат психолого –педагогической поддержки» _________/С.Б. Данилова/ «____»_________2023г
|
МИР НАЧИНАЕТСЯ С ТЕБЯ
программа
пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей при МБОУ «Яйская общеобразовательная школа- интернат психолого - педагогической поддержки»
ЯЯ 2023
Содержание
Паспорт программы ………………………………………… | 4 |
Цели и задачи, ожидаемый результат ……………………... | 7 |
Содержание и средства реализации программы ………….. | 9 |
Ресурсное обеспечение …………………………………….. | 14 |
Критерии оценки эффективности …………………………. | 16 |
Тематическое планирование ………………………………. | 17 |
Список литературы …………………………………………. | 21 |
Паспорт программы
Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря (далее ЛОЛ) с дневным пребыванием детей при МБОУ «Яйская общеобразовательная школа- интернат психолого- педагогической поддержки» (далее Программа)
Форма проведения: Пришкольный летний оздоровительный лагерь (далее ЛОЛ) с дневным пребыванием детей
Модель лагеря: Объединение школьников от 7 до 17 лет.
Кадры:
начальник лагеря;
медицинский работник;
воспитатели;
организатор;
обслуживающий персонал.
Продолжительность смены: 21.
Количество смен: 1
Название проводящей организации:
МБОУ «Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого – педагогической поддержки» пгт Яя, ул. Больничная, 25, т. 2-13-42
Количество детей: 20
Автор – составитель: Иванникова Светлана Николаевна
Сроки реализации: июнь 2023г.
По продолжительности: Программа является краткосрочной (в течение лагерной смены).
Состав участников реализации Программы
Обучающиеся школы - интерната, специалисты образовательного учреждения.
Актуальность Программы: Программа создана с целью организации отдыха, досуга и оздоровления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее обучающиеся с УО (ИН). В коррекционно-развивающей работе обучающихся с УО (ИН) летний период занимает особое место и рассматривается как один из важнейших этапов оздоровления в течение года. Правильная организация деятельности в летний период является связующим звеном между школьной и социальной педагогикой, основанными на принципах гуманизма, толерантности, демократии и самодеятельности.
Наиболее подходящей формой организации отдыха обучающихся с УО (ИН) в летний период является лагерь дневного пребывания на базе нашей школы, который сможет стать важным событием в жизни семьи, имеющей ребенка с ОВЗ. Это позитивное окружение и активные педагоги, новые впечатления и новые занятия, новые открытия ребенка. Посещая ЛОЛ, дети могут не отрываться от семьи: днем находятся под присмотром педагогов, заняты интересными делами, а вечером – в кругу семьи, с родителями.
Работа пришкольного ЛОЛ организуется с привлечением учреждений культуры и спорта, здравоохранения, общественных организаций, правоохранительных органов (ГИБДД, ПДН).
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- устойчивым спросом родителей на организованный отдых учащихся;
- работой по укреплению здоровья детей и формированию у них потребности здорового образа жизни;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала педагогов в реализации цели и задач программы.
При составлении программы учитывались традиции и возможности ОУ, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего отдыха. Данная программа по своей направленности является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря.
Создание Программы ЛОЛ с патриотической направленностью является актуальной, прежде всего — это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Процесс патриотического воспитания в школе психолого-педагогической поддержки является трудным и его результат не так ощутим, как в массовой школе, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с интеллектуальными нарушениями. Ребенок с умственной отсталостью с большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине.
Правила, по которым осуществляется процесс патриотического формирования личности, едины, как для массовой, так и для школы для детей с ОВЗ. Наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Но, уровень решения воспитательных задач коррекционной педагогики будет иным, чем в массовой школе. Патриотические чувства не возникают сами по себе, их формирование зависит от развития мыслительной деятельности ребенка. Они формируются на основе установок, мировоззрения и личного опыта, который приобретается ребенком в семье и детском коллективе через ведущий вид деятельности. Патриотическое воспитание в условиях пришкольного лагеря является одной из наиболее эффективных форм, так как внеклассная воспитательная работа обладает наибольшим воспитательным эффектом в достижении поставленных целей. Привить любовь к Родине умственно отсталым школьникам возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций, в которых обучающиеся мотивированы, переживают чувство сопричастности.
Новизна. Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы детей в условиях летнего лагеря, может корректироваться в течение работы лагеря.
Нормативно-правовая база:
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ от 24.07.1998г.;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021);
- Национальный стандарт РФ ГОСТР52887- 2018 «Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления», утвержденный приказом Росстандарта №444-ст. от 31 июля 2018г.
- Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» №196 от 9.11.2018г.;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09. 2020г;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» №28 от 28.09.2020г;
- Постановление Правительства РФ от 14 мая 2021 г. № 732 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 13.07.2017 года № 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления»;
- Закон Кемеровской области «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей» №136-03 от 26.12.2009г.;
- Постановление коллегии Администрации Кемеровской области «О порядке реализации мероприятий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей» №209 от 29.03.2019г;
Содержание и формы реализации Программы:
- разрядка и восстановление (отдых, восстановление физических и психологических сил);
- развлечения и любимые занятия;
- образовательная компенсация (получение знаний вне школьных программ).
Методическое обеспечение:
- наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки;
- должностные инструкции всех участников процесса;
- проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены;
- подбор методических разработок в соответствии с планом работы;
- проведение ежедневных планёрок;
- разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Цели и задачи, ожидаемые результаты
Цель: развитие системы патриотического воспитания обучающихся с УО (ИН) средствами летней оздоровительной компании. Создание благоприятных условий для полноценного отдыха, приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества. Организация эффективного отдыха и оздоровления детей в период летних каникул, через создание благоприятные условия для укрепления здоровья детей во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
Организовать комплекс мероприятий для самореализации каждого ребенка в ходе сюжетно-ролевой игры.
Создать условия для физического оздоровления детей и осмысленного отношения каждого ребенка к своему здоровью.
Развивать мотивацию здорового образа жизни, социально одобряемого поведения. Профилактика асоциальных явлений через игровые, состязательные, познавательные, лидерские формы деятельности.
Развивать у ребенка креативность, стремление к познанию окружающего мира посредством включения в различные виды творческой деятельности.
Формировать отношения сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимодействии со взрослыми.
Воспитывать гражданственность, патриотизм в процессе коллективного взаимодействия.
Укрепить связь школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры.
Педагогическое обеспечение работы в ЛОЛ
Психолого - педагогическое сопровождение выполняет следующие функции:
воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребёнку комфортно чувствовать себя в окружающей среде;
компенсаторная – формирование стремления компенсировать имеющиеся недостатки, приложением сил в том виде деятельности, который он любит, и в котором он может добиться успехов, реализовать свои возможности;
стимулирующая – направлена на активацию положительной деятельности ребёнка;
корректирующая.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Программа будет считаться выполненной, если по окончании смены:
Дети и подростки
Сформировали ответственное отношение к своему здоровью. Включение детей в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность, способствовало развитию физических, волевых качеств и ценностей здорового образа жизни, навыков безопасного поведения.
Самореализовали себя, приобрели опыт коллективного творчества и навыки самоорганизации. Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
Повысили уровень духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитанности.
Приобрели умения адекватно оценивать жизненные ситуации, расставлять приоритеты.
Повысили уровень коммуникативной культуры, развили уверенность в себе, адаптировались в детском коллективе.
Получили новые знания и расширили свой кругозор. Проведение мастер - классов, творческих мастерских и бесед помогут детям в формировании отношения понимания, заботы о людях, а также сохранению и пропаганде семейных ценностей.
Педагоги
Приобрели новый опыт организации игровой и познавательной деятельности детей и подростков в летний период, возможность применения этого опыта в основной педагогической деятельности.
Осмыслили позитивный опыт реализации летней программы.
Внедрили новые формы и методы работы в практику деятельности.
Вышли на уровень сотворчества детей и педагогов.
Способствовали сплочению педагогического и детского коллективов.
Повысили уровень профессионализма.
Способствовали развитию детей, выявлению одаренных детей.
Учреждение
Будет совершенствовать программное обеспечение отдыха и досуга детей в условиях лета, использование прогрессивных форм организации детского досуга.
Определит перспективы развития программы.
В результате реализации программы определятся новые инициативы, которые дадут новые возможности в расширении влияния на социум, повышение авторитета учреждения.
Родители детей и подростков
Установят долговременные и доверительные отношения с учреждением.
Получат информацию о творческом и интеллектуальном развитии детей.
Получат рекомендации педагогического и социально-психологического сопровождения детей по их воспитанию и развитию.
СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа ЛОЛ «Мир начинается с тебя» реализуется на базе МБОУ «Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого – педагогической поддержки»
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап
Проведение совещаний при директоре по подготовке учреждения к летнему сезону.
Издание приказа по МБОУ «Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого – педагогической поддержки» об организации отдыха детей в каникулярный период.
Разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Мир начинается с тебя».
Составление необходимой документации для деятельности летнего лагеря (план мероприятий, положение, должностные инструкции).
Подготовка методического материала для работников.
Отбор кадров для работы.
Адаптивно-организационный период (включение в игру).
Педагогической идеей программы является легенда, которая закладывается в организацию смены, согласно которой все дети, посещающие летний лагерь, становятся участниками сюжетно - ролевой игры, со своими законами и правилами.
Знакомство ребят друг с другом, с педагогическим коллективом.
Проведение входящей диагностики детей и педагогов, организаторских и творческих способностей.
Планирование отрядных мероприятий, мастер – классов, творческих мастерских.
Формирование коллективов отрядов, органов самоуправления, выявление Лидеров.
Оформление отрядных мест.
Вовлечение всех участников программы в совместную деятельность, мотивация на игровое взаимодействие.
Выработка основных законов и правил жизнедеятельности отряда.
Корректировка плана-сетки воспитательных мероприятий на смену.
Праздник открытия смены (на открытом воздухе).
3. Основной период
Создание единого воспитательного пространства как фактора формирования и личностного роста ребенка.
Реализация творческого, физического и духовного потенциала воспитанников.
Формирование коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей, развитие инициативы.
Организация и проведение отрядных и массовых мероприятий, творческих мастерских, конкурсов.
Корректировка программы относительно практического развития событий.
Проведение текущей психолого-педагогической диагностики личности ребенка и отрядного коллектива. Рефлексия, проведение диагностики, коррекция планов, форм, методов работы.
Подведение промежуточных итогов по видам деятельности.
4. Итоговый этап (заключительный) - посвящен подведению итогов.
Рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы).
Подведение итогов смены, награждение ребёнка за участие в жизни отряда и лагеря.
Выработка перспектив деятельности организации.
Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего лагеря в будущем.
Оглашаются победители в различных номинациях: коллективных и индивидуальных (желательно отметить каждое позитивное начинание и достижение ребенка).
Праздник закрытия смены (на открытом воздухе).
Социально-психолого-педагогический анализ результатов по проведению смены.
5. Постлагерный этап
Анализ данных психолого-педагогических диагностик.
Определение результативности проведения смены согласно критериям и показателям.
Анализ предложений по дальнейшему развитию, внесенных детьми, родителями, педагогами.
Анализ качества продуктов социально-творческой деятельности детей.
Определение перспективных задач на следующий год.
Режим работы
8ч.30мин. – 9ч.00мин | прием детей в лагерь |
9ч.00мин. – 9ч.15мин | зарядка на свежем воздухе |
9ч.15мин. – 9ч.30мин | организационная линейка |
9ч.30мин. - 9ч.45мин | завтрак |
9ч.45мин. - 11ч.00мин | занятия в отряде |
11ч.00мин. - 13ч.30мин | развлекательные мероприятия по плану лагеря |
13ч.30мин. - 14ч.00мин. | обед |
14ч.00мин. - 14ч.30мин | линейка по итогам дня, отправка детей по домам |
Направления деятельности детского лагеря «Мир начинается с тебя»
Духовно – нравственное
Социально – патриотическое
Интеллектуально – познавательное
Художественно – творческое
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное направление.
Цель: воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края. Создание условий для утверждения в сознании воспитанников нравственных и культурных ценностей, уважительного отношения к предкам, старшему поколению, народным традициям и культуре, истории своей Родины.
Задачи: формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины. Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. Приобщение к духовно - нравственным ценностям своей Родины.
Форма работы:
Проведение массовых мероприятий (например: «День России»);
Беседы, часы информации;
Конкурсы и выставки рисунков (рисунки на асфальте);
Просмотр видеороликов;
«День семьи».
Социально-патриотическое направление.
Цель: приобщение детей и подростков к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игре.
Задачи: формирование активной жизненной позиции воспитанников; воспитание уважительного отношения к людям разных возрастов; развитие способности к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; пропаганда семейных ценностей в современном обществе.
Форма работы:
Просмотр мультфильмов и документальных видеороликов:
Конкурсы и выставки рисунков;
Патриотические праздники;
Профилактические беседы;
Видеоуроки патриотического и социального направлений;
Участие в акции «Свеча памяти» и в митинге, посвященному Дню Памяти и Скорби.
Интеллектуально - познавательное направление.
Цель: создание условий для интеллектуального развития детей, интересного, разнообразного, активного отдыха.
Задачи: формирование первоначальных навыков коллективной работы; побуждение интереса к новой информации; воспитание уважения к интеллектуальному труду и его результатам
Форма работы:
Презентации, просмотр фильмов;
Игры и мероприятия;
Экскурсии;
Музыкальные занятия;
Театральные представления;
Конкурсы.
Художественно – творческое направление.
Цель: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка, для его творческого роста, и самореализации. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи: приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт; создание условий для реализации и развития творческого потенциала, разносторонних интересов и увлечений детей; воспитание у детей эстетическое отношение к жизни, обществу, культуре народов других стран и своего народа; формирование эмоционально - чувственной сферы личности, соучастие, сопереживание.
Форма работы:
Творческие мастерские;
Конкурсы и выставки рисунков, поделок;
Оформление тематических уголков и стендов;
Мастер-классы.
Спортивно-оздоровительное направление.
Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, организация физически активного отдыха.
Задачи: сохранение и укрепление здоровья; совершенствования навыков здорового образа жизни; формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания; пропаганда здорового образа жизни средствами физической культуры и занятиями спортом.
Форма работы:
Подвижные игры на спортивной площадке, пеших прогулок, принятия солнечных ванн;
Проведение спортивных мероприятий (на открытом воздухе);
Профилактические мероприятия (С целью профилактики предупреждения чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период планируется проведение бесед и профилактических мероприятий).
Минутки безопасности.
Оздоровительное направление
- ежедневный осмотр детей медицинским работником;
- утренняя зарядка на свежем воздухе;
- гигиенические процедуры;
- принятие солнечных и воздушных ванн;
- организация здорового питания детей;
- витаминотерапия: поливитаминные напитки и кисель, витаминизированный хлеб, витамины, аскорбиновая кислота;
- «Минутки здоровья» на свежем воздухе.
Формы и методы работы:
-индивидуальная и групповая работа;
- творческая мастерская;
-элементы тренингов,
- выставки;
- спортивные мероприятия;
-праздники, конкурсы;
-экскурсии;
-трудовые десанты;
-тематические дни.
Методы проведения досуговых мероприятий:
методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации: иллюстрации, видеофильмы, игровые, соревновательные;
методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации: беседа, рассказ, инструктаж;
методы стимулирования мотивации: поощрение, порицание, создание ситуации успеха, свободный выбор задания, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, создание ситуации взаимопомощи;
диагностические: наблюдение, использование проективных методик;
методы психоэмоционального воздействия: игротерапия, арттерапия, методы воспитывающих ситуаций,драматизация;
Организация работы в лагере.
Работа в лагере строится с учётом логики развития лагерной смены, весь поток делится на основные промежутки:
Организационный период (2 дня). Первые дни очень важны, они задают настрой и определённый ритм жизни лагеря на всю смену. Основная цель организационного периода – заложить основы для формирования временного детского коллектива. Запуск» игровой модели: знакомство, формирование и оформление племени, планирование работы. Оформление атрибутики, пиар-кампания по выбору представителя в Высший Совет племени
Основной период (10 дней). Реализация модели игры: заполнение маршрутных листов, выявление лидеров в личном первенстве. Каждый из дней призван решать определённые задачи. Проводятся различные конкурсные мероприятия по данной тематике.
Итоговый период (2 дня). Подведение итогов всей лагерной смены. Подведение итогов игры, анализ участия в ней каждого, награждение
Ресурсное обеспечение
Кадровое обеспечение программы
Организатором деятельности детского оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Мир начинается с тебя» является МБОУ «Яйская общеобразовательная школа-интернат психолого – педагогической поддержки».
В соответствии с законодательством РФ организатор несет ответственность за создание безопасных условий для полноценного отдых детей и подростков, их оздоровления; физического, интеллектуального, творческого и нравственного развития; качество реализуемой в лагере программы; соответствие форм и методов деятельности воспитанников их возрасту, интересам и потребностям.
Сотрудники лагеря:
Начальник лагеря
Воспитатели
Организатор
Медицинский работник
Административно - хозяйственный персонал.
№ п/п | Должность | Функциональные обязанности |
1. | Начальник лагеря | Обеспечивает общее руководство деятельностью смены, издаёт приказы и распоряжения, руководит работой педагогического и вспомогательного персонала. Обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей, сотрудников лагеря: осуществляет подготовку помещений к открытию лагеря, проводит инструктажи с персоналом, создаёт безопасные условия для проведения образовательной, воспитательной и оздоровительной работы. Несёт ответственность за соблюдение санитарно –гигиенических норм, правил техники безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности. Несёт ответственность за организацию питания, медицинское обслуживание детей, за охрану жизни и здоровья детей. По окончании смены готовит отчет о проделанной работе. |
2. | Воспитатель | Обеспечивает качество предоставляемой досуговой деятельности, работу органов управления. Обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, санитарно – гигиенических норм. Анализируют деятельность отряда, проводит анкетирование, тестирование, психолого-педагогические наблюдения за участниками программы. |
3. | Организатор | Координирует всю работу. Участвуют в подготовке мероприятий, проводит мастер – классы, занятия с детьми, мероприятия согласно плану. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей, за качество проведения мероприятий, результативность работы. Отвечает за музыкальное оформление. Подготавливает номера к концертам |
4. | Медицинский работник | Организует и проводит оздоровительную работу в лагере. Осуществляет ежедневный осмотр детей пришкольного лагеря Осуществляют контроль за соблюдением санитарно – гигиенических норм. Осуществляет медицинский осмотр детей. Проводит мониторинг здоровья, по мере необходимости оказывает медицинскую помощь воспитанникам. Осуществляет постоянный контроль за качеством доставляемых продуктов, их правильным хранением и соблюдением сроков реализации, за организацией питания и качеством приготовления пищи, соблюдением натуральных норм продуктов. |
5. | Административно- хозяйственный персонал | Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря. Отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников. |
Материально-техническое обеспечение
Для детей оборудованы помещения:
группы под отряды -2;
игровая комната - для проведения культурно-досуговых мероприятий в помещении, а также для тренинговых занятий и психологической разгрузки;
стадион «Луч», парк «Тополек», двор школы-интерната будут использованы для игр и спортивных занятий на свежем воздухе;
Медицинский кабинет.
Материалы для оформления и творчества
наличие канцелярских принадлежностей;
аудиоматериалы и видеотехника;
призы и награды для стимулирования.
Критерии оценки эффективности
Оценка эффективности реализации программы осуществляется с помощью различных методов оценки: опрос, анкетирование, наблюдение, диагностика настроения детей, экспертиза материалов, изучение документации.
Система реализации программы
Чтобы проанализировать эффективность реализации программы, с родителями и воспитанниками летнего оздоровительного лагеря проводится постоянный мониторинг. Каждый день заканчивался планёркой воспитателей и вожатых, где планировался следующий день с учетом мнений детей.
№ | Мероприятия | Сроки | Исполнитель |
Анкетирование родителей (учёт мнений и пожеланий родителей по организации каникулярного времени в пришкольном лагере) | Март - апрель | Начальник лагеря | |
2. | Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере. Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. Беседы в отрядах, подведение итогов дня | В течение смены | Начальник лагеря, воспитатели |
3. | Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий «Чему я научился в лагере». | Последний день смены | Воспитатели |
При оценке эффективности реализации мероприятий программы применяются следующие показатели:
Количественные показатели (охват несовершеннолетних, количество мероприятий и т.д.)
Показатели социальной адаптации (снижение риска асоциальных явлений, активность участников, повышение уровня социальной успешности)
Показатели общественного мнения (уровень удовлетворенности участников, заинтересованность, отклик в СМИ)
Технологические показатели (уровень организации мероприятий, профессионализм сотрудников)
Оформление, своевременный полив цветников.
План мероприятий
Дни единых действий:
¨ 6 июня —Пушкинский день России (Учреждён указом Президента РФ в 1997 г.)
¨ 6 июня —День русского языка (Учреждён указом Президента РФ в 2011 г.)
¨ 9 июня —Международный день друзей
¨ 12 июня —День России (Учреждён указом Президента РФ в 1994 г.)
¨ 22 июня —День памяти и скорби
¨ 23 июня —Международный Олимпийский день (Учреждён Международным олимпийским комитетом в 1948 г. во время 42 сессии МОК в Санкт-Морице)
Тематический план работы пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Мир начинается с тебя»
День за днем | Мероприятия | Ответственные |
День первый «Ключ на старт». | Минутка здоровья «Необычная зарядка». Знакомство с правилами внутреннего распорядка. Инструктаж по технике безопасности. Общий сбор-инструктаж по организации лагерной смены. Подготовка к открытию смен «Здравствуй, лагерь». Оформление отрядных комнат. Создание отрядов, распределение обязанностей, оформление отрядных уголков, разучивание песен, речевок. Медицинский осмотр «Мой рост и вес». Игровая программа – квест «Ключи от лета». | Педагог-организатор, воспитатели, медицинский работник |
День второй «День Пушкинской поэзии». | Зарядка. Урок безопасности «Правила поведения при проведении походов, прогулок, экскурсий». Беседа. Видео-урок «А. С. Пушкин – любимый сказочник» Экскурсия в детскую модельную библиотеку. Чтение произведений, прослушивание аудио сказок Пушкина. Конкурсно-игровая программа «Путешествие в мир родного русского языка». Подвижные игры «Ручеёк», «33 богатыря» | Педагог-организатор, воспитатели |
День третий «Здравствуй, смена!» | Зарядка. Урок безопасности «Инструктаж по пожарной безопасности». Минута безопасности (тренировочная эвакуация из здания при ЧС). Торжественное открытие смены: представление отрядов, песен, речевок. Игры на знакомство и сближение «Карусель общения». | Педагог-организатор, воспитатели |
День четвертый «День друзей» | Минутка здоровья «Необычная зарядка». Урок безопасности «Противодействие терроризму». Международный день друзей «День друзей шагает по планете, раздает улыбки и любовь». Игровая программа «Ты – мой друг и я – твой друг». Мастер – класс по изготовлению подарков для друзей «Лучшему другу – лучший подарок». Мультвикторина «В компании друзей». | Педагог-организатор, воспитатели |
День пятый «Горжусь тобой, моя Россия!» | Зарядка. Урок безопасности «Поведение во время проведения спортивных и подвижных игр». «Государство, в котором я живу», игровая программа. «Российский флаг», мастер – класс для детей. «Рисуем Родину», конкурс рисунков на асфальте. | Педагог-организатор, воспитатели |
День шестой «День природы и экологии» | Зарядка. Конкурс рисунков «Мы рисуем природу» Выпуск стенгазеты «Друзья природы» Экологический урок «Будь человеком, человек!» Познавательное мероприятие «Наш дом – планета Земля». Мастер-класс «Поделки из бросового материала». Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе, закаливание | Педагог-организатор, воспитатели |
День седьмой «День здоровья» | Зарядка. Минутка здоровья «Необычная зарядка». Беседа «Если хочешь быть здоров…» Урок здоровья «Солнечный ожог». Знакомство с профессией школьного медицинского работника. Час информации «Лекарственные растения нашего края». Конкурс рисунков «Мы за ЗОЖ». Акция против курения. «Злой волшебник табак». Подвижные игры на свежем воздухе. | Педагог-организатор, воспитатели, медицинский работник |
День восьмой «День общения» | Зарядка. Урок безопасности «Правила поведения во время экскурсий» Беседа «Вредные привычки нам вовсе не сестрички». Развлекательно-игровая программа «Минута славы». Народные игры (связанные с временами года, растениями, цветами). Экскурсия в МКДЦ «Феникс». Футбольный матч между отрядами лагеря. | Педагог-организатор, воспитатели |
День девятый «Красный, жёлтый, зелёный» | Зарядка. Урок безопасности «Проведение инструктажа по правилам поведения на дороге». Рисунки по ПДД. Викторина «Знайте правила движения, как таблицу умножения!». Конкурсная программа по ПДД «Мы правила все знаем и все их выполняем» Лекция «Правила безопасного поведения на дороге» (совместно с ГИБДД) Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе | Педагог-организатор, воспитатели |
День десятый. «День семьи» | Зарядка. Беседа «Моя семья в истории моей страны». Составление генеалогического древа моей семьи. Выставка рисунков «Мы – одна семья!». Конкурс поделок «Мой домашний питомец». «Игры моей семьи». | Педагог-организатор, воспитатели |
День одиннадцатый. «День смеха» | Минутка здоровья «Необычная зарядка». Конкурс рисунков «Подари улыбку миру!». Развлекательная программа «Жить без улыбки – просто ошибка». КВН «Школа вежливых ребят». Экскурсия в РДК | Педагог-организатор, воспитатели |
День двенадцатый «Спортивный» | Зарядка. Конкурс рисунков «Береги здоровье смолоду». Спортивно-игровая программа «Сильные, ловкие, смелые». Экскурсия на стадион «Луч» «Малые Олимпийские игры». Спортивный праздник «Не перевелись ещё богатыри на земле русской». | Педагог-организатор, воспитатели |
День тринадцатый «Памяти и долга» | Зарядка. Беседа «Не забыть нам этой даты!» Патриотический час «Маленькие герои большой войны». Участие в Акции «Свеча Памяти». Мастер-класс «Красная гвоздика». Участие в митинге на центральной площади поселка. | Педагог-организатор, воспитатели |
День четырнадцатый. «На вершине славы» | Минутка здоровья «Необычная зарядка». Медицинский осмотр «Мой рост и вес». Анкетирование по итогам смены. Торжественное закрытие смены. Квест – игра «Поиск клада», вручение призов, награждение достойных, «воробьиная» дискотека. | Педагог-организатор, воспитатели, медицинский работник |
Список литературы
Алябьева, Е. А. Психогимнастика – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 186 с. – Текст : непосредственный.
Андреева, Л.Г., Осипов, З.В., Буркова И.М. Методическое объединение учителей физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности. - Волгоград : Учитель, 2010 – 178 с. . – Текст : непосредственный.
Артамонова, Л. Е. Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. - М. : ВАКО, 2006. - 288 с. – Текст : непосредственный.
Воронкова, Л. В. Как организовать воспитательную работу в отряде: Учебное пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2007. - 304 с. – Текст : непосредственный.
Гончарова, Е. И., Савченко, Е.В., Жиренко, О.Е. Школьный летний лагерь - М. ВАКО, 2004. - 192с. – Текст : непосредственный.
Григоренко, Ю. Н. Кипарис-3 : Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе.- М.: Педобщество России, 2008. - 160 с. – Текст : непосредственный.
Дегтерев, Е. А., Синицын, Ю. Н. Педагогика здоровья. Волгоград.: Изд-во «Учитель», 2005. – Текст : непосредственный.
Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. М.: Изд-во «Владос», 1998. – Текст : непосредственный.
Здравствуй, лето! : В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков. Вып.5 /Сост. О.Л.Иванова, Е.Б.Шарец. - Екатеринбург: Дворец Молодежи, 2005 - 40 с. – Текст : непосредственный.
Кувватов, С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 311с. – Текст : непосредственный.
Куклин, П. Ф., Тетушкина, Л. А., Лаврова, Л. А. Военно-спортивные игры. - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2009. – Текст : непосредственный.
Лобачёва, С. И. Великородная, В. А. Загородный летний лагерь. - М.: ВАКО, 2006. - 208с. – Текст : непосредственный.
Лобачева, С. И. Жиренко, О. Е. Справочник вожатого. - М.: ВАКО, 2007. - 192с. – Текст : непосредственный.
«Лазурный» - 10 лет вместе. - Н. Новгород: Изд-во «Педагогические технологии», 2005. – Текст : непосредственный.
Летний отдых: идея - проект - воплощение: Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской обл. / Ред. Л. Г. Нещербет. – Нижний Новгород: Педагогические технологии, 2008. - 96 с. – Текст : непосредственный.
Матвеева, Е. М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. - М. : Глобус, 2007. - 206с. – Текст : непосредственный.
Оздоровление и занятость детей в период каникул // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2007.- №12. - С.16 - 69. – Текст : непосредственный.
Обухова, Л. А., Лемяскина, Н. А., Жиренко, О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 - 4 классы). - М. : ВАКО, 2008. - 288с. – Текст : непосредственный.
Панченко, С. И. День за днем в жизни вожатого. - М. : Школьные технологии, 2008г. – 126 с. – Текст : непосредственный.
22