Программа внеурочной деятельности "Продуктивное чтение"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №215»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Продуктивное чтение»
уровень основного общего образования
Срок освоения: 1 год (5-9 классы)
Составитель:
учитель-логопед Новикова А.В. |
Новосибирск
2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Нормативную правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности «Продуктивное чтение» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69675).
5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223).
Рабочая программа к курсу «Продуктивное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта н общего образования, на основе авторской методики по скорочтению Ш. Ахмадуллина и рассчитана на детей 10-16 лет (5-9 класс).
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся. Курс рассчитан на 1 час в неделю: всего - 34 ч. в год.
Программа курса «Продуктивное чтение» реализовывается в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
При составлении программы использованы авторские теоретические и практические материалы.
Значение продуктивного чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения на основе скорочтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
Жизнь ученика по своей насыщенности и нагрузке ненамного отличается от жизни взрослого человека. У ученика ежедневно в расписании большое количество уроков, не считая кружков и секций. В таких условиях навык быстрого, рационального чтения с пониманием и последующим запоминанием текстов существенно сэкономит время.
Главное при обучении учащихся продуктивному чтению - это помочь ученику стать более эффективным в результате освоения навыка скорочтения. Обязательно нужно учитывать, что каждый ученик индивидуален, поэтому необходимо корректировать его обучение.
Актуальность выбора определена на основе диагностических фактов у учащихся отмечается низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов – это, в большинстве случаев, затрудняет учащимся понимание прочитанного.
Стандартно выделяют 5 основных причин медленного чтения:
- артикуляция (движения губ, языка, у кого-то челюсти, других органов, которые участвуют в процессе чтения);
- регрессии (возвратное движение глаз при чтении);
- «мало вижу - медленно читаю» (малое пятно ясного видения). Ученик, который читает медленно, видит за один взгляд от 8 до 12 символов (букв). Владеющий скорочтением, видит несколько слов (от 20 символов) и воспринимает их сразу;
- слабое внимание;
- отсутствие плана при чтении.
Немаловажное умение для ученика — это умение постигать информацию эффективно, с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста. Это умение становится особенно востребованным в среднем школьном звене, когда материал по изучаемым учебным дисциплинам становится объемным. Именно поэтому внедрение технологий обучения скорочтению в школе первой ступени становится оправданным. Владея навыками скорочтения, будущий старшеклассник сможет безболезненно ориентироваться в резко увеличившемся объеме учебной информации, а это одно из условий успешной адаптации обучающихся при переходе на новую ступень образования.
Продуктивное чтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ученика. Поэтому навык продуктивного чтения должен быть сформирован еще в начальной школе.
Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также развить свою речь. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. Более того, сам механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной продукции.
Цели реализации программы:
создание условий для эффективного обучения продуктивному чтению, повышения скорости чтения
Задачи:
- освоение приёмов и техник продуктивного чтения;
- развитие памяти и внимания;
- улучшение понимания прочитанной информации;
- развитие речи;
- развитие познавательной и творческой активности, интеллектуальных способностей;
- совершенствование умения ориентироваться в постоянно меняющемся информационном потоке;
- создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей обучающихся;
- развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание;
- формирование практических навыков по продуктивному чтению, умственной и психологической деятельности;
- развитие концентрации внимания.
Основными принципами работы программы являются:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- системно-деятельностный подход;
- управляемость образовательным процессом;
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 5-9 классов, имеющими статус ОВЗ. На уровень основного общего образования приходится 170 часов. Программа реализуется в течение одного года, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Приемы и методы обучения:
- словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение;
- наглядные: демонстрация;
- практические: упражнения, выполнение графических записей;
- аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ.
Данная программа предполагает тесную теоретическую связь с практикой.
Важным аспектом выполнения программы является обеспечение комфортных условий на занятиях.
Предполагаемый результат:
- увеличение скорости чтения;
- освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания и понимания прочитанного;
- активизация высших психических функций;
- расширение поля зрения;
- освоение алгоритма рационального чтения.
Результаты работы
- более высокий уровень концентрации и распределения внимания;
- развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной, фотографической, логической и других;
- синхронизация обоих полушарий;
- расширение поля зрения;
- увеличение скорости чтения;
- совершенствование мышления;
- развитие артикуляции и моторики.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
- сократят время выполнения домашней работы;
- увеличат скорость чтения;
- увеличат скорость и качество запоминания текстов;
- научатся легко запоминать стихи;
- научатся быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова;
- научатся мыслить быстрее.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом программы воспитания МБОУ СОШ № 215. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в программе воспитания;
Программа решает следующие воспитательные задачи:
- создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы школы и обеспечивают реализацию их назначения и целей: формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, лидерских качеств, активной жизненной позиции. В основу программы положен ценностный подход. Основные ценности:
Историческая память:
- историческая память — обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
- историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;
- историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидульных переживаний и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.
Преемственность поколений:
- каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;
Патриотизм — любовь к Родине:
- патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина;
- любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой Родине;
- патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
Доброта, добрые дела:
- доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности;
- благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.
Семья и семейные ценности:
- семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.;
- каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг другу;
- учащийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех её делах, помогать родителям;
- семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных религиях России.
6. Культура России:
- культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории;
- российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всём мире;
- культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике, культуре взаимоотношений людей.
Особенности работы педагога по программе
Личностное развитие ребёнка — главная цель педагога. Личностных результатов педагог может достичь, увлекая школьника совместной и интересной им обоим многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Форма промежуточной аттестации – зачёт в конце учебного года.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая, вторая – практическая (тренинговая).
Теоретическая часть содержит достаточно много советов, которыми нужно будет пользоваться во время выполнения тренинговой части.
Вторая часть представляет собой тренинг, который состоит из нескольких шагов. Выполнение этих шагов позволит ученику овладеть скорочтением.
Чтобы добиться результатов, необходимо четко выполнять задания тренинга, проходить все тесты по указанному плану.
Теоретическая часть
Инструкция по прохождению тренинга
Первое ограничение — тренинг рассчитан на учеников, которые уже умеют читать про себя. Это значит, что небольшой текст (на полстраницы, страницу) ученик может прочитать и пересказать. Рассказать из текста основные моменты либо ответить на вопросы по тексту. Проходить этот тренинг детям, не умеющим читать, НЕЛЬЗЯ!
Учимся выполнять упражнения
До того как приступить к самому тренингу, необходимо изучить упражнения, чтобы контролировать правильное их выполнение учеником
Главное — знать, как правильно эти упражнения выполнять, доходчиво объяснить ученику методику их выполнения. Для этого необходимо понять, что и как делать. После того как будут изучены упражнения, нужно приступать к прохождению тренинга. В среднем тренинг будет занимать 1 занятие в неделю. Задача — следить за тем, чтобы сохранялся высокий темп выполнения упражнений, тренинг проходил динамично, а мозг ученика быстро переключался. Именно в быстром переключении кроется невероятная эффективность этого тренинга.
На первом занятии измеряем начальную скорость чтения ученика. Это очень важно. И, соответственно, на последнем — конечную. Тексты очень похожи. После прочтения ученик отвечает на вопросы, приведенные в конце. Вопросы нужны, чтобы определить понимание прочитанного. Если ученик прочел текст и не понимает его, в таком чтении нет смысла. В тренинге, кроме увеличения скорости чтения, мы еще и работаем над увеличением понимания. Можно пойти еще дальше: после того как ученик ответил на вопросы к тексту, попросить его сделать краткий пересказ.
Заниматься лучше в одно и то же время, чтобы это у ученика вошло в привычку. Для начала неплохо бы создать мотивацию, пообещав ему за увеличение скорости, например в 2 раза, какой-нибудь приз. Таким образом, вы позволяете ученику почувствовать себя спортсменом, который добивается результатов. Причем результаты здесь объективные (никаких субъективных оценок, как в школе), и, естественно, о призе говорим уже после того, как ученик прочитает первый контрольный текст. Очень важно при прохождении тренинга не критиковать ученика, не высмеивать и не оскорблять.
Упражнения на внимание
Первое упражнение на внимание — это струп-тест.
Струп-тест — это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова зеленый, красный, синий, фиолетовый и т. д. записаны разными цветами, при этом цвет слова не соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То есть слово зеленый желтого цвета, слово красный — зеленого. Ученику нужно внимательно читать про себя и называть не слово, которое написано, а цвет, которым это слово написано.
Следующее упражнение для тренировки внимания — это лабиринты. Здесь никаких особенностей нет, однако очень важно, чтобы ученик не помогал себе пальцем или указкой. Он должен лишь при помощи глаз искать выход из лабиринта, либо соответствие какой-нибудь букве или цифре, в зависимости от того, каково задание. Лабиринты также очень сильно тренируют внимание, заставляют ребенка напрягать его по максимуму. Делаем лабиринты как в прямом, так и в обратном порядке. Лабиринты будут повторяться, и это позволит развить и зрительную память.
Также к упражнениям, тренирующим внимание, относится упражнение «Большие и малые числа». Оно никогда не надоедает, можно одной и той же картинкой пользоваться бесконечное количество раз, работая то в прямом, то в обратном порядке. Необходимо найти цифры от 1 до 99.
В чем особенность этого упражнения? Все числа написаны разным шрифтом, они разного размера, и мозгу ученика приходится очень быстро перестраиваться, чтобы выполнить данное упражнение. Вообще, мозг довольно быстро адаптируется. Тренируется он для быстрого переключения. Ученик понимает, что характеристики шрифта — ширина, высота, начертание, угол наклона — меняются и единственным критерием для правильного ответа является форма написания (один пишется так-то, два — так-то).
Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших и малых чисел», но проще. Здесь необходимо искать числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое (серое), 1 черное, 2 белое (серое), 2 черное и т. д.
Упражнения на расширение поля зрения
Следующий блок упражнений — на расширение поля зрения. Логично предположить следующее: для того, чтобы увидеть достаточно большой объем информации, ученику необходимо видеть ясным взором большую область. Это называется «пятно ясного видения». Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного видения — это таблицы Шульте. Таблица Шульте состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке есть разные интерпретации: от 3 х 3 (для маленьких детей) до 4 х 4 и 5 х 5.
Как работать с таблицей Шульте? Нужно расположить таблицу так, чтобы расстояние до глаз в 3-4 раза превышало длину ее стороны. То есть если сторона таблицы равна 10 см, то требуемое расстояние составит 30-40 см.
Необходимо, сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры от 1 до 25.
В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться. Конечно, полностью его исключить невозможно, но ученики смогут свести эти движения к минимуму, потому что пятно ясного видения у них будет большим. Это говорит о том, что данный навык хорошо тренируется и очень важно делать это упражнение честно, особенно на начальных этапах. Честность ученика во многом зависит от учителя, потому что если сильно давить на ученика, есть вероятность, что ему захочется обмануть, показать, что он делает лучше, чем на самом деле. Очень важно дать понять ученику следующее: чем честнее он выполнит упражнение, тем более высоких результатов достигнет.
Следующее упражнение — на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного видения, так называемые клиновидные таблицы.
Цель этого задания — глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке необходимо вернуться на два шага назад и продолжать
Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Третий блок упражнений — это упражнения на одновременную работу обоих полушарий мозга. То есть если левое полушарие — это последовательность, логика и структура, то правое полушарие — это интуиция, воображение, образы и т. д.
Есть один медицинский факт: за левую часть тела отвечает правое полушарие мозга, а за правую часть, соответственно, левое полушарие. И все мы знаем, что не переученные левши — личности более творческие. Еще один практический вывод заключается в том, что, заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние сверхобучаемости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного эффективнее. Поэтому в программу внедрено большое количество упражнений на одновременную работу обоих полушарий мозга.
Рисование обеими руками.
Ученику необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Очень важно не давить на него. Ученик показывает хороший результат, если у него получается на 30-40-50 %. Это тот уровень, на котором нужно поддерживать достигнутый результат.
Упражнение «Алфавит» также синхронизирует оба полушария мозга. Выполнять его необходимо следующим образом: ученик произносит громко верхнюю букву в паре и поднимает, соответственно, правую руку, если снизу буква П, и левую руку, если снизу буква JI. Если же это буква О, то одновременно обе руки.
В более сложной интерпретации необходимо поднимать еще и соответствующую ногу.
Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и громко произносить ответы. Начинаете решать примеры с любого места. Время решения — 1 минута.
Чтение с указкой
При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя. Указку он ведет непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряет свои движения.
В процессе обучения очень важно, чтобы у ребенка накапливались победы: чем больше побед, тем более уверенным человеком он будет и лучшие результаты получит.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)
Дыхательные упражнения
Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).
Работа со скороговорками и чистоговорками
Во время проговаривания всех скороговорок и чистоговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять
скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на
пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев
левой и правой руки.
Скороговорки и чистоговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.
Практическая часть
Тренировочный текст первый (373 слова)
Волки, улитки и осы
(Французская народная сказка)
Раз волк шел по лесу и наступил на улитку. В те времена животные еще умели говорить, как люди. Вот улитка ему и сказала:
- Какой ты злой, волк! Зачем топчешь ногами слабых? И чем гордишься? Захочу, так побегу быстрее тебя. Давай побьемся об заклад, что ты и твои приятели волки запыхаетесь, догоняя меня!
- Это тебя-то не догнать, убогая?
- Да, меня, волк. Приходи сюда вместе со своими собратьями завтра с восходом солнца, и посмотрим, кто из нас первый добежит до берега Гаронны.
- Хорошо, придем, убогая.
Волк продолжал путь. Не прошел он и двадцати шагов, как наступил на осиное гнездо.
- Какой ты злой, волк, зачем топчешь ногами слабых? Мы, осы, малы, но тебя не боимся. Хочешь, побьемся об заклад, что мы утопим и тебя и твоих приятелей волков?
- Это вы-то, мелюзга этакая?
- Да, мы, волк. Приходи сюда вместе со своими собратьями завтра, когда взойдет солнце, и посмотрим, много ли нам понадобится времени, чтобы утопить вас в Гаронне!
- Хорошо, придем.
Волк тотчас же пошел предупредить своих.
А улитка сказала осам: -Подружки, оповестите весь ваш осиный народ. Мои улитки тоже все непременно соберутся на зов. Спрячьтесь в ветвях ив, что растут на берегу Гаронны. Мы пригоним вам волков, а вы в удобную минуту нападите на них и жальте, пока они не бросятся в воду.
- Хорошо, улитка, будет сделано. И осы улетели, чтобы исполнить то, что обещали. А улитка разместила своих подружек на всем пути до берега Гаронны, через каждые пять шагов по улитке.
На другое утро с восходом солнца волки и улитка были уже на том месте, откуда решено было начать бег.
- Ты здесь, улитка?
- Здесь, волки. Начнем!
Волки помчались галопом. На бегу они кричали:
- Где ты, улитка?
- Здесь, волки, — отвечали улитки, расставленные по дороге через каждые пять шагов.
Когда волки добежали до берега Гаронны, осы тучей вылетели из листвы ив и, напав на зверей, принялись больно жалить их, громко жужжа:
- Сильнее! Сильнее!
Бедные волки кинулись в реку и не смели высунуть из воды ничего, кроме кончика морды.
- В нос, в нос! — жужжали осы, налетая на волчьи носы и усердно работая жалами.
Волки все утонули, а улитки и осы, очень довольные, воротились в лес.
Вопросы
1. На кого вначале наступил волк?
2. На кого волк наступил во вторую очередь?
3. Как предложила посоревноваться улитка?
4. Как предложила посоревноваться оса?
5. Как называлась река, в которой оса хотела утопить волков?
6. На какую хитрость пошла улитка?
7. В листве какого дерева прятались осы?
8. Что принялись делать осы, когда волки попали в реку?
9. Какому народу принадлежит сказка?
10. Как называется сказка?
Завершающий текст (234 слова)
Разделите так, как делили работу
Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя.
Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:
- Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.
Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она стояла в саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко, маленькое и легкое как перышко, из него в жаркие дни учитель пил воду.
Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за товарищем.
Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду из игрушечного ведерка.
Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их, потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним граненый стакан, также наполненный медом.
«Отнесите эти подарки своим матерям», —сказал учитель. — Пусть каждый из вас возьмет то, что заслужил.
Но ни один из мальчиков не протянул руки.
«Мы не можем разделить это», —смущенно сказали они.
Разделите это так, как делили работу, — спокойно сказал учитель.
Вопросы | |
1. | К кому пришли помогать мальчики? |
2. | Кто их прислал помогать? |
3. | Что попросил сделать мальчиков учитель? |
4. | Какое ведро взял первый мальчик? |
5. | Какое ведро взял второй мальчик? |
6. | Как носил ведра первый мальчик? |
7. | Как носил ведра второй мальчик? |
8. | Как учитель решил отблагодарить мальчиков? |
9. | Как назывался текст, который ты прочитал? |
10. | Какие выводы ты можешь сделать? |
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
1. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.
2. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.
3. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
4. Обрызгайте бельё водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.
5. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)
Отработка дикции
1. Выдох со счётом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух
2. Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
Скороговорки
Водовоз вез воду из-под водопада.
Говори, говори, да не заговаривайся.
На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
Наш дуда и туда и сюда.
Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора
Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
Летят три пичужки через три пусты избушки
В один, Клим, клин колоти.
Каково волокно, таково и полотно
Клюет курка крупку, курит турка трубку.
Либретто "Риголетто”.
Полили ли лилию, видели ли Лидию?
Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Чистоговорки
ай – ай – ай – авторучку дай.
ам –ам –ам – песенка для мам.
ак – ак – ак – Сашенька – рыбак.
ал –ал –ал – скоро ли вокзал?
ла – ла – ла – очень острая игла.
лу – лу – лу – не валяйся на полу.
лы – лы – лы – наши девочки малы.
ло – ло – ло – прозрачное стекло.
да – да – да – там холодная вода.
ды – ды – ды – выходи - ка из воды.
ду – ду – ду – поскорей домой пойду.
де – де – де – подходить нельзя к воде.
Принципы построения занятий:
1. От простого к сложному.
2. Каждое занятие рассчитано на 40 мин
3. Наращивание темпа выполнения заданий;
4. Смена разных видов деятельности.
Структура занятия
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Каждое занятие включает в себя упражнения определенной направленности:
1. Упражнение на развитие артикуляции и дикции
2. Упражнения на внимание
3. Упражнения на расширение поля зрения
4. Чтение с указкой
5. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Формы организации учебного процесса: практическое занятие
Формы организации текущего контроля: замер скорости чтения
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
Патриотическое воспитание:
- проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки;
- ценностное отношение к достижениям российских учёных.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
- готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями;
- осознание важности морально-этических принципов в учебной деятельности, связанной с профориентацией обучающихся;
- освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание:
- восприятие эстетических качеств;
- умение создавать эстетически значимые изделия, продукты в рамках проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся,
Ценности научного познания и практической деятельности:
- осознание ценности науки как фундамента технологий;
- развитие интереса к проектной и учебно-исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности безопасного образа жизни в современном мире, важности правил безопасной работы с инструментами и оборудованием;
- умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание:
- активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей;
- умение ориентироваться в мире современных профессий.
Экологическое воспитание:
- воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
- осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
Метапредметные результаты
В ходе изучения данного курса внеурочной деятельности у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки различных объектов внешнего мира;
- устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов;
- самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
- оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
- опытным путём изучать свойства различных материалов;
- строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
- выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
- понимать различие между данными, информацией и знаниями;
- владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Базовые универсальные регулятивные действия:
Самоорганизация:
- уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
- объяснять причины достижения (не достижения) результатов преобразовательной деятельности;
- вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта, исследования;
- оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Принятие себя и других:
- признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Базовые универсальные коммуникативные действия:
Общение:
- в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
- в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
- в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
- понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;
- уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной деятельности;
- владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
- уметь распознавать некорректную аргументацию.
Предметные результаты:
обучающийся научится:
- читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью позволяющей понимать прочитанное;
- свободно читать тексты больших объёмов;
- владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста;
- владеть техникой скорочтения;
- читать с применением эффективных стратегий запоминания.
обучающийся может научиться:
- выступать публично с декламацией стихотворных и прозаических текстов;
- принимать участие в конкурсах выразительного чтения;
- участвовать в постановках небольших сценок и спектаклей.
Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Содержание материала | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
1 | Развитие артикуляции и дикции | произносить звуки чётко, ясно, не торопясь; соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки; отрабатывать чистоту произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма; выполнять технику дыхательных упражнений; |
2 | Развитие внимания | внимательно читать про себя; управлять своим вниманием; тренировать внимание; быстро перестраиваться, чтобы выполнить упражнение; |
3 | Расширение поля зрения | видеть ясным взором большую область текста; выделять в тексте самое важное и необходимое; находить боковым зрением цифры; тренировать движение глаз; расширять горизонтальную и вертикальную составляющую «пятна ясного видения»; |
4 | Синхронизация обоих полушарий | заставить синхронно работать оба полушария мозга; овладеть техникой рисования двумя руками; быстро считать в уме и громко произносить ответы; соотносить букву-ногу и руку в ходе выполнения упражнения; |
5 | Чтение с указкой | читать с помощью указки; избегать возвратных движений при чтении; вести указку непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряя свои движения. |
Календарно - тематическое планирование «Скорочтение»
№ | Тема учебного занятия | Содержание деятельности | |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | ||
1 | Престижность продуктивного чтения. Замер стартовой скорости чтения. Определение понимания прочитанного. | Беседа о пользе скорочтения | Чтение текста на время, ответы на вопросы по содержанию |
2 | Секретные упражнения в чтении. | Сообщение о видах упражнений и техникой их выполнения | Пробный тренинг с каждым видом упражнений |
3 | Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. | Объяснение техники выполнения тренингового упражнения на увеличение «пятна ясного видения», тренировку внимания, особенности чтения с указкой | Тренинг: Шульте 3х3 (2 таблицы), чтение с указкой 2 мин, 2 лабиринта, дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка |
4 | Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. | Объяснение техники выполнения тренинговых упражнений на тренировку внимания («струп-тест» и «разноцветные числа») | Тренинг: Шульте 3х3 (2 таблицы), чтение с указкой 1 мин, дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка«струп –тест», «разноцветные числа» (прямой порядок) |
5 | Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Синхронизация обоих полушарий. | Объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий (рисование двумя руками, «алфавит») | Тренинг: Шульте 4х4 (3 таблицы); рисование двумя руками-1 картинка, «алфавит» прямой порядок только с руками-1 блок, чтение с указкой 3 мин, дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка |
6 | Тренировка на быстрое переключение внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. | Объяснение техники выполнения тренингового упражнения на тренировку внимания «большие и малые числа» | Тренинг: Шульте 3х3 (2 таблицы), чтение с указкой 2 мин, дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, лабиринты 2 любых, «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин |
7 | Расширение поля зрения. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. | Объяснение техники выполнения тренингового упражнения на расширение горизонталь ной и вертикальной составляющей «пятна ясного видения», | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 2 мин, клиновидная таблица вертикальная 1 мин, клиновидная таблица горизонтальная 1 мин, рисование двумя руками-1 картинка |
8 | Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой-2 раза по 3 мин, клиновидная таблица горизонтальная 1мин, Шульте 3х3 (2 таблицы), «струп-тест» |
9 | Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой-1мин, Шульте 3х3 (2 таблицы), «разноцветные числа» (прямой порядок и обратный) |
10 | Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка,чтение с указкой-2 раза по1 и 2 мин, «алфавит» обратный порядок только с руками-1 блок, «струп-тест» |
11 | Развитие зрительной памяти. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Расширение поля зрения. | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 3 мин, Шульте 5х5 (2 таблицы), лабиринты-2 любых, «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин «большие и малые числа» обратный порядок-3 мин |
12 | Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания. | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой 1 мин, Шульте 4х4 (3 таблицы), «струп-тест» «алфавит» обратный порядок только с руками-1 блок |
13 | Отработка дикции. Чтение с указкой Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания. | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой-2 раза по 2 мин, лабиринты-2 любых «разноцветные числа» (обратный порядок ) |
14 | Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания. | Объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий («алфавит» с руками и ногами) | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, рисование двумя руками-1 картинка, чтение с указкой-2 раза по 3 мин, «струп-тест», алфавит» обратный порядок с руками и ногами-1 блок |
15 | Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой-2 раза по 1 мин, «струп-тест», Шульте 4х4 (3 таблицы) |
16 | Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания. | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой-2 мин, рисование двумя руками-1 картинка «струп-тест», лабиринты-2 любых |
17 | Расширение поля зрения. Отработка дикции. Чтение с указкой. | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой-2 раза по 3 мин, клиновидная таблица горизонтальная 2 раза и вертикальная по 1 мин |
18 | Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой-2 раза (2 и 3 мин), «алфавит» прямой порядок с руками и ногами-1 блок, «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин |
19 | Развитие зрительной памяти. Синхронизация обоих полушарий. Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой. | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 2 мин, лабиринты-2 любых Шульте 4х4 (3 таблицы), рисование двумя руками-1 картинка |
20 | Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Синхронизация обоих полушарий. | Объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий («устный счет») | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой 2 раза по 3 мин, «струп-тест» Шульте 5х5 (2 таблицы), «устный счёт» 2 мин |
21 | Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий. | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 3 мин, «струп-тест», «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин, рисование двумя руками-1 картинка |
22 | Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка внимания. | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой 3 мин и 1 мин, «алфавит» обратный порядок только с руками, струп-тест» |
23 | Расширение поля зрения. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, чтение с указкой 3 мин, «устный счёт» 1 мин, клиновидная таблица горизонтальная 1 мин и вертикальная 1 мин, «алфавит» обратный порядок с руками и ногами |
24 | Быстрое переключение и тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, большие и малые числа» прямой порядок-3 мин «разноцветные числа» (прямой порядок), чтение с указкой 1 мин, «алфавит» прямой порядок с руками и ногами |
25 | Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, Шульте 5х5 (2 таблицы), чтение с указкой 2 и 3мин, Шульте 4х4 (3 таблицы) |
26 | Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания. | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, рисование двумя руками-1 картинка, чтение с указкой 2 раза по 3 мин, «устный счёт» 2 мин, «струп-тест» |
27 | Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Развитие зрительной памяти. | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, «разноцветные числа» (прямой порядок), чтение с указкой 2 мин, Шульте 5х5 (2 таблицы), лабиринты-2 любых |
28 | Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, чтение с указкой 2 мин и 3 мин, «струп-тест» рисование двумя руками-1 картинка |
29 | Синхронизация обоих полушарий. Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка, «алфавит» прямой порядок с руками чтение с указкой 2 раза по 3 мин, «струп-тест», Шульте 5х5 (2 таблицы) |
30 | Увеличение «пятна ясного видения». Быстрое переключение и тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. | Установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений | Тренинг: дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка, Шульте 5х5 (3 таблицы), «большие и малые числа» прямой порядок-3 мин «алфавит» прямой порядок ( с руками), «струп-тест» |
31 | Работа с текстами с применением техник продуктивного чтения. | Рекомендации и советы по оптимальному использованию техник чтения при работе с текстом | Чтение текстов и определение понимания прочитанного |
32 | Работа с текстами с применением техник продуктивного чтения. | Рекомендации и советы по оптимальному использованию техник чтения при работе с текстом | Чтение текстов и определение понимания прочитанного |
33 | Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания прочитанного. | Беседа о пользе тренинговых упражнений | Чтение текста на время, ответы на вопросы по содержанию |
34 | Турнир по чтению. | Презентация прочитанных книг | Соревнование по чтению |
Программа внеурочной деятельности Продуктивное чтениеDOC / 309.6 Кб