Психологическое обследование
Дата обследования ----------------------
Ф.И.О. ребенка ------------------------
Дата рождения --------------------
Группа дошкольная
Поведение ребенка в процессе обследования:
Девочка контакту доступна, положительно воспринимает ситуацию, позитивно расположена к взаимодействию. В условиях обследования на выполнение заданий слабо ориентирована, инструкцию на вербальном уровне не воспринимает, выполняет только подражающие действия по образцу не более 3-4 элементов в течение 5 минут. Ответы на поставленные вопросы не понятны. Речь невнятная, малопонятная для окружающих. В русском словаре девочки 10-15 слов. Уровень общих знаний и сведений низкий. Темп деятельности низкий. Заинтересованность в совместных действиях, играх незначительная, ситуативная. Критичность к результату грубо снижена, но в то же время ребенок может положительно реагировать на похвалу и адекватно воспринимать неодобрение (порицание) со стороны взрослого. Отмечается недоразвитие регуляторных функций. Контроль за собственной деятельностью малодоступен.
Характер деятельности: нецеленаправленный
Темп деятельности выражено неравномерен, чаще импульсивно убыстрен. Деятельность непродуктивная и хаотичная. В силу некритичности выполняет задания достаточно быстро и абсолютно неверно. В деятельности девочка не самостоятельная, постоянно нуждается в организующей, обучающей и эмоциональной помощи. Простые знакомые задания и упражнения под контролем взрослого может выполнять повторно (вставить фигурки в логический кубик). Во время работы часто отвлекается даже в отсутствии внешних раздражителей.Проявляются отказные реакции, связанные с неспособностью ребенка сосредоточится на конкретном задании, элементе игры. Девочка не способна самостоятельно довести начатое дело до конца.Не осознает, что от нее требуется. На похвалу реагирует положительно. Поведение импульсивное. Мотивация ситуативная, неустойчивая. Действовать может только при поддержки взрослого.
Работоспособность: низкая
Работоспособность нестабильная, не продуктивная. Ребенок быстро утомляем, истощаем,нуждается в частых перерывах для отдыха.Может действовать не более 5 минут. На фоне утомления,в зависимости от желания выполнять то или иное задание, от сложности предложенного материала, изменяется эмоциональный фон (проявление негативизма, раздражительности, упрямства, импульсивности)
Моторная ловкость: слабая
Выражена задержка развития всех двигательных функций.
Крупная моторика развита недостаточно: в движениях, прыжках на двух ногах, подвижных играх с мячом наблюдается «неуклюжесть». Не развито умение выполнять двуручную деятельность (одной рукой держать бутылку, другой – откручивать крышку, одной рукой держать бумагу, другой – открывать и закрывать ножницы).
Мелкая моторика слабо развита:
- недостаточно сформировано умение работать с пластилином – может отрывать кусочки, расплющивать их, но раскатывание в жгутики, шарики, лепка простого предмета из 3-4 частей вызывают затруднения,
- не умеет пользоваться ножницами, в связи с неразвитостью тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук,
- не переворачивает страницы книги по одной.
Графомоторные навыки на низком уровне: самостоятельно
- не способна раскрашивать простой предметный рисунок (крупный), не выходя за контуры,
- не умеет штриховать внутри контура крупные фигуры (квадрат, яблоко),
- затрудняется обводить по внутреннему краю шаблона простую фигуру (треугольник),
- не рисует простые предметы по образцу (дом, машинку).
Девочка научилась правильно держать карандаш (трехпальцевый захват), но пока движения рук недостаточно целенаправленны и точны.
Определение доминантности функционирования парных органов чувств. Выявление ведущей руки, ноги:
Ведущая рука правая.
Особенности внимания:
Объем внимания недостаточный, внимание неустойчиво,нецеленаправленно, обнаруживается повышенная отвлекаемость, снижена концентрация, переключаемость затруднена. Переходит к действиям, не дослушав инструкцию. Имеет место привлечения кратковременного внимания девочки к нужному предмету, но оно плохо фокусируется, слабо сосредотачивается, легко рассеивается. Общий уровень развития произвольного внимания ниже возрастной нормы.
Особенности памяти:
Объем памяти определить не представляется возможным. На занятиях девочкой запоминается тот материал, который включен в активную деятельность, вызывает яркие положительные эмоции (разложить и сложить пирамидку). В игровой комнате при смене обстановки плохо ориентируется: не понимает где что стоит, где найти необходимый предмет (игрушка).
Особенности восприятия:
Целостность восприятия объектов не сформирована. Не развито представление о цвете, форме, величине предмета. Пространственно-временными понятиями не владеет. На себе, листе бумаги не ориентирована. В ограниченном привычном пространстве ориентируется (помещение детского сада, дома). Сведениями о себе не владеет (не отвечает на вопрос, как ее зовут). Пространственное восприятие не сформировано.
Особенности мышления:
Мышление исследованию не доступно. Обращенную речь понимает с трудом. Предъявленную инструкцию к заданиям не осознает. Общение с окружающими вызывает затруднение, речь невнятная.
Особенности эмоционально-волевой сферы:
При доверительных отношениях с взрослым девочка чувствует себя эмоционально комфортно. Ребенок зависим, недостаточно самостоятелен. Со взрослым незлобен, благодушен. Склонен находиться рядом со взрослым или другим ребенком, от которого чувствует эмоциональную поддержку, одобрение. Самооценка неадекватна, ориентирована на оценку взрослого, в том числе и другого ребенка. В силу снижения критичности притязания на успех неадекватны, чаще завышены. Характерны трудности контактов с детьми, контакты со большинстве случаев формальны. Слабо сформированы умения самостоятельно вступать во взаимодействие со сверстниками. Девочка, работая в паре, ни всегда выполняет правила совместного взаимодействия. Возможны агрессивные отношения к детям, поэтому они часто отклоняются от общения с девочкой, избегают от совместных игр. Конфликтное поведение ребенка требует постоянного внимания взрослого. Наблюдаются проявления «зациклинности» на одних и тех же действиях (игра с куклой), погруженность в себя. Девочка адекватно реагирует на тактильный контакт, способствующий переключению внимания для вовлечения на продуктивные действия. Процесс адаптации ребенка к новым ситуациям затруднен.
Психолого-педагогические методы и методики обследования:
- наблюдения,
- «Карта готовности ребенка с синдромом Дауна к школе», разработанная специалистами Московского центра психолого-педагогического развития и коррекции «Тверской» и детского сада.
Ресурсные возможности ребёнка:
Положительный эмоциональный фон, позитивная реакция на доброжелательные взаимоотношения.
Девочка посещает психологические занятия. За период с ноября 2017г. по март 2019г. у девочки снизилась агрессивность, складываются позитивные взаимоотношения с детьми.
Заключение: Тотальное недоразвитие высших психических функций
Рекомендации родителям (законным представителям):
Принимать ребенка таким, какой он есть. Окружить его теплотой, любовью. Демонстрировать позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей. Постоянно оказывать направляющую, организующую и стимулирующую помощь. Развивать психомоторику: рисовать, раскрашивать, вырезать, наклеивать, лепить. Часто разговаривать с ребенком. Читать книжки, обсуждать прочитанное. Обучать ориентироваться в окружающем мире. Не ограждать от общения с окружающими. Приучать соблюдать правила поведения в социуме, элементарные санитарные нормы. Придерживаться четкого распорядка дня. Вырабатывать навыки самообслуживания.
Рекомендации педагогам:
Создание психолого-педагогических условий для успешной социально-психологической адаптации ребенка. Учитывая особенности девочки, включать разнообразные методы сенсорной и коммуникативной стимуляции. Развивать интерес к познанию окружающего мира.
Педагог-психолог______________________/ФИО/________________________/Подпись
Директор______________________/ФИО/________________________/Подпись
Поляков Александр Васильевич
Рагулина Любовь Давыдовна