Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей»

9
7
Материал опубликован 16 April 2019

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей.

(на примере ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»)

 

Автор

Даниэль Мухабович Капов

педагог-психолог УВО

ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»

 

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

Музыки, рисунка, фантазии, творчества.»

В. А. Сухомлинский


 

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» рассматривается как ценностное основание работы психолога и педагогического коллектива, и организационная модель их тесного взаимодействия в контексте лагеря.

Система психолого-педагогического сопровождения гармонично сочетает в себе психологическую и педагогическую практики и фокусирует их на личности ребенка.

Само психолого-педагогическое сопровождение рассматривается не только как система разнообразных методов работы с детьми и педагогами, но и как комплексная здоровьесберегающая технология, особая форма помощи и поддержки, способствующая решению актуальных задач.

Одним из важнейших условий общественного развития является включение подрастающего поколения в активную социальную деятельность, носящую творческий характер. Осознание и понимание этого явления, и его соблюдение, открывают для человечества новую эпоху качественного перехода от «человека разумного» (Homo sapiens) к «человеку творческому» (Homo creatrix).

Диалог педагога и воспитанника - это эмоционально окрашенное сотворчество, способное обеспечить максимальную эффективность процесса творческого развития.

Именно по этому, одним из направлений комплексной программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» является – сопровождение одаренных детей и подростков.

Целью данной формы сопровождения является создание условий способствующих гармоничному развитию личности ребенка и актуализации его потребностей.

Педагогическая среда образовательно-оздоровительной организации значительно расширяет возможности ребёнка, предлагая ему большую свободу выбора персонального жизнетворчества в условиях активной социализации.

Специально выстроенное педагогическое пространство, становится для развивающейся личности тем смысловым социально-культурным стержнем, ключевыми характеристиками которого являются познание и развитие через творчество, игру, разнообразную творческую деятельность, сотрудничество детей и взрослых.

Особое значение педагогический коллектив Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» придает формированию самосознания ребенка, как способности саморегуляции поведения и развитию социальных и личностных компетенций.

В этом случае, ключевой задачей становится – помочь ребенку стать «творцом» собственной жизни, разобраться в своих желаниях и стремлениях, и научиться их правильно реализовывать, научиться активно действовать, конструктивно общаться, делать осознанный выбор.

Особенностью ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», как структурного подразделения Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, является то, что в течение всего года в «Зеркальный» приезжают профильные коллективы детей для продолжения образовательной деятельности по профилю занятий в более интенсивной форме. Тем самым, происходит интеграция трех основных функций образовательного процесса: общеобразовательного, профессионального творческого развития и социального взаимодействия детей и взрослых в досуге. При этом отрабатывается механизм обратной связи, реализуется возможность многолетнего педагогического и психологического сопровождения социального развития одаренных детей.

В качество основного инструмента психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей, была разработана программа, получившая название «Терпсихора».

«Терпсихора» - это не просто программа психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей, это особая среда, в которой каждый ребенок ежедневно участвует в различных видах творчества, в том числе, создавая и совершенствуя себя. Где наша задача – создать все условия, чтобы этот процесс был позитивным и успешным.

Стоит отметить, что новизна данной Программы заключается в том, что она предполагает развитие социальных компетенций ребенка через организацию досуговой деятельности, реализуемой в условиях его пребывания в ЗЦДЮТ «Зеркальный».

Такая модель программы позволяет создать модель развивающего образовательного пространства.

Программа «Терпсихора» направлена на повышение социальной активности ребенка, его заинтересованности в своем самосовершенствовании и творческом развитии.

Разработка данной программы обусловлена необходимостью поиска новых путей и средств, как в организации сопровождения, так и в стратегии развития социальной компетентности детей.

Социальная значимость Программы определяется современной ситуацией общественного развития и условиями жизни детей и подростков, требующими, с одной стороны, педагогического осмысления, с другой, поддержки ребенка в способах реализации его творческого потенциала и социальных инициатив.

Если говорить о педагогической целесообразности программы, то заключается она в том, что программа направлена на развитие базовых компетенций ребенка, особенно актуальных в ситуациях, когда недостаточно только имеющихся знаний и опыта, но которые потребуют нестандартных решений. Сюда относятся: развитие у детей собственных способностей, знаний о своих сильных и слабых личностных сторонах, готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях, способность брать на себя ответственность, умение работать в команде, предупреждать и разрешать конфликты, способность понимать других и позитивная адаптация к новым условиям.

Реализация данной программы в «Зеркальном» дает возможность проведения психологических и социально-педагогических исследований, помогающих педагогам активно влиять на личностный и творческий рост ребенка, по мере его перехода из одной возрастной группы в другую.

Планирование программных модулей ведется с учетом возрастных особенностей детей и с учетом их актуальных и ближайших потребностей.

Успешной реализации программы способствует создание многокомпонентного развивающего образовательного пространства, основным компонентом которого является подготовка педагогического состава, с опорой на следующие профессионально-педагогические установки:

при установлении контактов – внимание к внутреннему миру ребенка, принятие его индивидуальности;

реализация возрастных возможностей детей с опорой на зону ближайшего развития;

поощрение и стимулирование самостоятельности и активности ребенка в деятельности, направленной на повышение компетентности;

создание и включение детей и подростков в ситуацию успеха;

педагогический оптимизм;

комплексный подход при создании воспитательных программ (сочетание элементов адаптации, социализации, творческой активности; развитие способностей);

формирование у подростков навыков целеполагания и планирования при составлении индивидуального маршрута пребывания в Центре;

возможность свободного выбора ребенком программ, средств и способов деятельности;

применение в образовательном процессе наиболее эффективных технологий, таких как: игровые, информационные технологии, технологии развития креативного мышления, рефлексии, коммуникативные технологии, технологии социального проектирования и др.

 

В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество - вот имя этой волшебной птицы!

 

Литература:

Афанасьев С.П., Коморин С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере, или сто отрядных дел: Методическое пособие. Кострома: РЦ НИТ «Эврика – М», 1998.

Большаков С.В., Большакова Е.Ю. Символы, атрибуты и ритуалы в детском лагере. - Пермь.2004.

Давыдова В.А., Чагинский А.В. Кинофестиваль «Белые ночи». (методические рекомендации по разработке тематической смены в «Зеркальном»). - СПб., 2005

«Зеркальный»: Мечта, творчество, вдохновение: Теория и практика реализации творческого потенциала детей (из опыта работы ЗЦДЮТ «Зеркальный»). Серия РОСТ, №4. – СПб, 2000.

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. – М., 2004. – №5.

Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М.: Педагогика, 1998.

Николаев А.В. Реализация социально-педагогического потенциала досуга в центрах детского и юношеского творчества: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. СПб: СПбТИС, 1995

Чесноков Г.В., Чеснокова Е.И. Зеркальный лабиринт. Виртуальная реальность -. СПб., 2005

Шуркова Н.Е. Воспитание. Новый взгляд с позиции культуры – СПб, 1994г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

в чём отличие "одаренных детей от талантливых»?

18 April 2019

Поздравляю с ПОБЕДОЙ в конкурсе!!! Спасибо за отличную работу!!!

29 July 2019

Наталья Валерьевна, спасибо! Очень приятно и неожиданно! ))) Спасибо! ))

29 July 2019

Поздравляю с победой в конкурсе!!!

29 July 2019

Спасибо, Елена Николаевна! )))

29 July 2019

Примите поздравления, коллега =) Творческих успехов Вам!

29 July 2019

Спасибо,коллега ))

29 July 2019

Похожие публикации