Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей»
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей.
(на примере ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»)
Автор
Даниэль Мухабович Капов
педагог-психолог УВО
ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
Музыки, рисунка, фантазии, творчества.»
В. А. Сухомлинский
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» рассматривается как ценностное основание работы психолога и педагогического коллектива, и организационная модель их тесного взаимодействия в контексте лагеря.
Система психолого-педагогического сопровождения гармонично сочетает в себе психологическую и педагогическую практики и фокусирует их на личности ребенка.
Само психолого-педагогическое сопровождение рассматривается не только как система разнообразных методов работы с детьми и педагогами, но и как комплексная здоровьесберегающая технология, особая форма помощи и поддержки, способствующая решению актуальных задач.
Одним из важнейших условий общественного развития является включение подрастающего поколения в активную социальную деятельность, носящую творческий характер. Осознание и понимание этого явления, и его соблюдение, открывают для человечества новую эпоху качественного перехода от «человека разумного» (Homo sapiens) к «человеку творческому» (Homo creatrix).
Диалог педагога и воспитанника - это эмоционально окрашенное сотворчество, способное обеспечить максимальную эффективность процесса творческого развития.
Именно по этому, одним из направлений комплексной программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» является – сопровождение одаренных детей и подростков.
Целью данной формы сопровождения является создание условий способствующих гармоничному развитию личности ребенка и актуализации его потребностей.
Педагогическая среда образовательно-оздоровительной организации значительно расширяет возможности ребёнка, предлагая ему большую свободу выбора персонального жизнетворчества в условиях активной социализации.
Специально выстроенное педагогическое пространство, становится для развивающейся личности тем смысловым социально-культурным стержнем, ключевыми характеристиками которого являются познание и развитие через творчество, игру, разнообразную творческую деятельность, сотрудничество детей и взрослых.
Особое значение педагогический коллектив Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» придает формированию самосознания ребенка, как способности саморегуляции поведения и развитию социальных и личностных компетенций.
В этом случае, ключевой задачей становится – помочь ребенку стать «творцом» собственной жизни, разобраться в своих желаниях и стремлениях, и научиться их правильно реализовывать, научиться активно действовать, конструктивно общаться, делать осознанный выбор.
Особенностью ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», как структурного подразделения Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, является то, что в течение всего года в «Зеркальный» приезжают профильные коллективы детей для продолжения образовательной деятельности по профилю занятий в более интенсивной форме. Тем самым, происходит интеграция трех основных функций образовательного процесса: общеобразовательного, профессионального творческого развития и социального взаимодействия детей и взрослых в досуге. При этом отрабатывается механизм обратной связи, реализуется возможность многолетнего педагогического и психологического сопровождения социального развития одаренных детей.
В качество основного инструмента психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей, была разработана программа, получившая название «Терпсихора».
«Терпсихора» - это не просто программа психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей, это особая среда, в которой каждый ребенок ежедневно участвует в различных видах творчества, в том числе, создавая и совершенствуя себя. Где наша задача – создать все условия, чтобы этот процесс был позитивным и успешным.
Стоит отметить, что новизна данной Программы заключается в том, что она предполагает развитие социальных компетенций ребенка через организацию досуговой деятельности, реализуемой в условиях его пребывания в ЗЦДЮТ «Зеркальный».
Такая модель программы позволяет создать модель развивающего образовательного пространства.
Программа «Терпсихора» направлена на повышение социальной активности ребенка, его заинтересованности в своем самосовершенствовании и творческом развитии.
Разработка данной программы обусловлена необходимостью поиска новых путей и средств, как в организации сопровождения, так и в стратегии развития социальной компетентности детей.
Социальная значимость Программы определяется современной ситуацией общественного развития и условиями жизни детей и подростков, требующими, с одной стороны, педагогического осмысления, с другой, поддержки ребенка в способах реализации его творческого потенциала и социальных инициатив.
Если говорить о педагогической целесообразности программы, то заключается она в том, что программа направлена на развитие базовых компетенций ребенка, особенно актуальных в ситуациях, когда недостаточно только имеющихся знаний и опыта, но которые потребуют нестандартных решений. Сюда относятся: развитие у детей собственных способностей, знаний о своих сильных и слабых личностных сторонах, готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях, способность брать на себя ответственность, умение работать в команде, предупреждать и разрешать конфликты, способность понимать других и позитивная адаптация к новым условиям.
Реализация данной программы в «Зеркальном» дает возможность проведения психологических и социально-педагогических исследований, помогающих педагогам активно влиять на личностный и творческий рост ребенка, по мере его перехода из одной возрастной группы в другую.
Планирование программных модулей ведется с учетом возрастных особенностей детей и с учетом их актуальных и ближайших потребностей.
Успешной реализации программы способствует создание многокомпонентного развивающего образовательного пространства, основным компонентом которого является подготовка педагогического состава, с опорой на следующие профессионально-педагогические установки:
при установлении контактов – внимание к внутреннему миру ребенка, принятие его индивидуальности;
реализация возрастных возможностей детей с опорой на зону ближайшего развития;
поощрение и стимулирование самостоятельности и активности ребенка в деятельности, направленной на повышение компетентности;
создание и включение детей и подростков в ситуацию успеха;
педагогический оптимизм;
комплексный подход при создании воспитательных программ (сочетание элементов адаптации, социализации, творческой активности; развитие способностей);
формирование у подростков навыков целеполагания и планирования при составлении индивидуального маршрута пребывания в Центре;
возможность свободного выбора ребенком программ, средств и способов деятельности;
применение в образовательном процессе наиболее эффективных технологий, таких как: игровые, информационные технологии, технологии развития креативного мышления, рефлексии, коммуникативные технологии, технологии социального проектирования и др.
В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество - вот имя этой волшебной птицы!
Литература:
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере, или сто отрядных дел: Методическое пособие. Кострома: РЦ НИТ «Эврика – М», 1998.
Большаков С.В., Большакова Е.Ю. Символы, атрибуты и ритуалы в детском лагере. - Пермь.2004.
Давыдова В.А., Чагинский А.В. Кинофестиваль «Белые ночи». (методические рекомендации по разработке тематической смены в «Зеркальном»). - СПб., 2005
«Зеркальный»: Мечта, творчество, вдохновение: Теория и практика реализации творческого потенциала детей (из опыта работы ЗЦДЮТ «Зеркальный»). Серия РОСТ, №4. – СПб, 2000.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. – М., 2004. – №5.
Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М.: Педагогика, 1998.
Николаев А.В. Реализация социально-педагогического потенциала досуга в центрах детского и юношеского творчества: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. СПб: СПбТИС, 1995
Чесноков Г.В., Чеснокова Е.И. Зеркальный лабиринт. Виртуальная реальность -. СПб., 2005
Шуркова Н.Е. Воспитание. Новый взгляд с позиции культуры – СПб, 1994г.
Старшов Михаил Александрович
Сингаевская Наталья Валерьевна
Daniel Mukhabovich Kapov
Артеменко Елена Николаевна
Daniel Mukhabovich Kapov
Саенко Антон Сергеевич
Daniel Mukhabovich Kapov