12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Редько Юлия Александровна220 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я - гражданин России»
Пояснительная записка.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Используется педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа «Я – гражданин России» предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
При реализации программы привлекаются ветераны Великой Отечественной войны и труда, воины-афганцы в целях сохранения преемственности славных боевых и трудовых традиций; проводятся встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; планируется участие в социальных проектах ( акция добра и милосердия); а также организовываются теоретические и практические занятия для детей.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи программы:
• создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
• формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• воспитывать уважительное отношение и любовь к своей семье, родителям
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
• беседы;
• классный час;
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (внеурочная, внешкольная);
Практические занятия (внеурочная, внешкольная):
• творческие конкурсы;
• выставки декоративно-прикладного искусства;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• показательные выступления;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
•трудовые дела;
• тренинги;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Принципы обучения
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются: сознательность и
активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность,
последовательность, прочность.
Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного
отношения к занятиям.
Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно
осуществлять тактические решения.
Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое,
доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.
Принцип доступности и индивидуальности предусматривает постановку посильных задач и подборку средств для их решения.
Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность
в обучении, регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с
последующим, постепенное увеличение нагрузки.
Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы - в группу практических методов входит:
-метод упражнений;
-игровой;
-соревновательный.
Возраст детей: 6,6-11 лет
Сроки реализации программы: 3 года, рассчитана на 1 час в неделю (1 год), 2 часа в неделю (2-3-е года) и предполагает 3ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1-я ступень - 2-й год «Моя Малая Родина»;
2-я ступень - 3-й год «Россия - Родина моя»;
3-я ступень - 4-й год «Я - гражданин России».
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
Формы и средства контроля:
• диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой;
• анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С. Прутченков);
• методика: тест «Хороший ли ты сын/дочь» (Л.И. Лаврентьева);
• изучение самооценки личности младшего школьника;
• методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн);
• проектная методика «Автопортрет»;
• конкурс рисунков «Я и мой класс»;
•изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
• социометрия;
• определение социальной активности школьника по методике Е.Н. Степанова;
• методики «Пословицы» (С.М. Петрова), «Наши отношения» (Л.М. Фридман);
• диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной); тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е. Щурковой).
Викторины
Критерии | Индикатор | Измеритель |
Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Имеет четкое представление о принадлежности к РФ | Анкета |
Испытывает чувство гордости за родную страну | Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ | |
Имеет представление о понятии «гражданин» | Анкета | |
Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека | Анкета, анализ творческих работ, собеседование | |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей |
Ценностное отношение к учебному труду; Сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности | Имеет ценностную установку «Учение», «Труд» | Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ |
Участвует в общественно-полезной деятельности | Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях | |
Ценностное отношение к природе, окружающей среде | Имеет ценностную установку «Природа» | Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к прекрасному, Сформированность представления об эстетических идеалах | Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке | Методика изучения ценностных установок и ориентации, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к семье, старшему поколению | Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями | Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей |
Развитое социальное партнерство | Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования | Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся |
В результате реализации программы ожидается:
• развитие творческих способностей;
• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
• доброжелательный;
• порядочный;
• самодисциплинированный;
• уверенный;
• терпимый (толерантный);
• самостоятельный;
• ответственный;
• целеустремленный (особенно к знаниям);
• внимательный к сверстникам;
• аккуратный;
• уважительный;
• любящий;
• интеллектуальный;
• здоровый;
• общительный;
• любознательный;
•сопереживающий;
• воспитанный;
• трудолюбивый;
• открытый;
• активный;
• коммуникабельный;
• социально зрелый и др.
В воспитательной работе следует выделить три главных уровня:
1. Непосредственное воздействие на ученика:
• изучение индивидуальных способностей, его развития, окружения, интересов;
• программирование воспитательных воздействий;
• реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы.
2. Создание воспитывающей среды:
• сплочение коллектива;
• формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
• включение учащихся в разные виды социальной деятельности;
• развитие детского самоуправления.
3. Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:
• социальная помощь семье;
• взаимодействие с педагогическим коллективом;
• коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
• нейтрализация негативных воздействий социума;
• взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения «Маленькие Россияне» (33 часа)
Тема по программе. Тема и номер урока | Всего | Теория | Практика |
1 . Праздник первого звонка | 1 |
| 1 |
2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе | 1 | 1 |
|
3. Моя семья - моя радость | 1 | 1 |
|
4. Правила поведения в школе. Урок-игра | 1 |
| 1 |
5. Экскурсия по школьному саду | 1 | 1 |
|
6. Я, ты, мы. Игра | 1 |
| 1 |
7. Кто что любит делать. Конкурс викторина | 1 |
| 1 |
8. Мисс Осени | 1 |
| 1 |
9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала | 1 |
| 1 |
10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | 1 | 1 |
|
11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков | 1 |
| 1 |
12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием | 1 | 1 |
|
13. История моего города. Экскурсия в музей | 1 | 1 |
|
14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора | 1 | 1 |
|
15. Законы жизни в классе. Урок-игра | 1 |
| 1 |
16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия | 1 | 1 |
|
1 7. Фотографии из семейного альбома. Презентация | 1 |
| 1 |
18. Школа вежливости. Беседа | 1 | 1 |
|
19. Маленькая страна. Экологическая акция | 1 |
| 1 |
20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков | 1 |
| 1 |
21. Они защищают Родину. Конкурс стихов | 1 |
| 1 |
22. Загляните в мамины таза. Праздник | 1 |
| 1 |
23. Защита проекта «Сивка-бурка « | 1 |
| 1 |
24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли | 1 |
| 1 |
25. Слушаем сказки моей бабушки | 1 | 1 |
|
26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина | 1 |
| 1 |
27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен | 1 |
| 1 |
28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу | 1 | 1 |
|
29. Мои родные - защитники Родины. Фотовыставка | 1 |
| 1 |
30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества | 1 | 1 |
|
31. Десант чистоты и порядка | 1 |
| 1 |
32. Самый красивый школьный двор. Акция | 1 |
| 1 |
33. С чего начинается Родина? КВН | 1 |
| 1 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-й год обучения «Моя Малая Родина» (68 часов)
№ п/п | Тема по программе. | Кол-во часов Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 3 | Мой школьный дом. Экскурсия по школе. | 2 | 1 | 1 |
4 | Экскурсия по городу | 1 | 1 | |
5 6 | Урок – игра. Правила поведения в школе. | 2 | 1 | 1 |
7 8 | Прогулка в осенний лес | 1 | 1 | |
9 10 | Конкурс поделок из природного | 2 | 1 | 1 |
11 | Кто что любит делать. Конкурс викторина. | 1 | 1 | |
12 13 | Моя семья | 2 | 2 | |
14 | Кто мои бабушка, дед? | 1 | 1 | |
15 | Помощь моим бабушке и дедушке | 1 | 1 | |
16 | Старинные игры наших бабушек и дедушек | 1 | 1 | |
17 | Моя красивая мама. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | |
18 | Мой храбрый папа. Конкурс рисунков | 1 | 1 | |
19 | Мои права и обязанности. Беседа. | 1 | 1 | |
20 | Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. | 1 | 1 | |
21 | Законы жизни в классе. Урок – игра. | 1 | 1 | |
22 | «Наша история в семейном альбоме». Выставка семейных фотографий. | 1 | 1 | |
23 | Школа вежливости. Беседа. | 1 | 1 | |
24 | Экологический час. «Маленькая страна» | 1 | 1 | |
25 | Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. | 1 | 1 | |
26 | Веселые состязания «В дружбе сила!» | 1 | 1 | |
27 | Я, ты, мы! Игра | 1 | 1 | |
28 | Викторина «Кто что любит делать» | 1 | 1 | |
29 | Дары природы. Конкурс поделок из природного материала | 1 | 1 | |
30 | Законы жизни в классе. Урок – игра. | 1 | 1 | |
31 | Откуда пришли елочные игрушки. Презентация | 1 | 1 | |
32 | Конкурс поделок «Новогодняя игрушка» | 1 | 1 | |
33 | История нового года | 1 | 1 | |
34 | Беседа. Школа вежливости | 1 | 1 | |
35 | Экологический час. Маленькая страна | 1 | 1 | |
36 | Конкурс рисунков. Антиреклама вредных привычек | 1 | 1 | |
37 | Они защищают Родину. Конкурс стихов | 1 | 1 | |
38 | Слушаем сказки моей бабушки | 1 | 1 | |
39 | «Традиции и обычаи в моей семье» | 1 | 1 | |
40 | Планета просит помощи. Конкурс рисунков | 1 | 1 | |
41 | Десант чистоты и порядка | 1 | 1 | |
42 | Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина | 1 | 1 | |
43 | Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен | 1 | 1 | |
44 | В гости к зеленой аптеке | 1 | 1 | |
45 | Мои родные-защитники Родины. Фотовыставка | 1 | 1 | |
46 | Маленькие герои большой войны. Урок мужества | 1 | 1 | |
47 | Загляните в мамины глаза | 1 | 1 | |
48 | Веселые старты «Мы сильные и ловкие» | 1 | 1 | |
49 | С чего начинается Родина? Викторина | 1 | 1 | |
50 | Герои Советского союза-наши земляки. Урок мужества | 1 | 1 | |
51 | Открытка ветерану. Акция | 1 | 1 | |
52 | Предметы быта в роли музыкальных инструментов | 1 | 1 | |
53 | Я - житель планеты Земля | 1 | 1 | |
54 | Берегите природу | 1 | 1 | |
55 | Волшебный мир руками детей | 1 | 1 | |
56 | Победа деда - моя победа | 1 | 1 | |
57 | Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества | 1 | 1 | |
58 | Память павшим на войне | 1 | 1 | |
59 | Есть такая профессия - Родину защищать | 1 | 1 | |
60 | Города-герои | 1 | 1 | |
61 | Десант чистоты и порядка | 1 | 1 | |
62 | Знай и люби свой край | 1 | 1 | |
63 | Мир моих интересов | 1 | 1 | |
64 | Конкурс рисунков «Моё хобби» | 1 | 1 | |
65 | Мои семейные обязанности | 1 | 1 | |
66 | Час громких чтений «Сказки А.С. Пушкина» | 1 | 1 | |
67 | Игра «Самое сильное звено» | 1 | 1 | |
68 | День русского языка. Викторина | 1 | 1 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-год обучения «Я - гражданин России» (68 часов)
Тема по программе. Тема и номер урока | Всего | Теория | Практика | |||
1.Вводное занятие Закон для нас. закон внутри нас. | 1 | 1 |
| |||
2 Моя земля- моя Югория. Край тайги и рек | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
3. Береги и охраняй лес. Экологическая тропа. Поход в лес | 4 | 4 | ||||
4. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека «Все люди братья» | 1 | 1 |
| |||
5. Народы моего края | 2 |
| 2 | |||
6. Страна Закония (викторина) | 1 |
| 1 | |||
7. Человек – это звучит гордо | 2 |
| 2 | |||
8. Что такое преступление? | 1 | 1 |
| |||
9. Право на труд. Право на отдых | 1 | 1 | ||||
10. Игра «Заповедная даль» | 1 |
| 1 | |||
11. День Согласия и примирения | 2 | 1 | 1 | |||
12. Создание сборника «Наши права в рисунках» | 2 |
| 2 | |||
13. Свобода мысли | 1 | 1 |
| |||
14. Какие бывают религии? | 1 |
| 1 | |||
15. Жилище народов - ханты | 1 |
| 1 | |||
16. Наши права и обязанности | 1 | 1 |
| |||
17 Игра «Наши обязанности» | 1 |
| 1 | |||
18 Человек и искусство «Искусство России» | 2 |
| 2 | |||
19. Рисунки из песка | 1 |
| 1 | |||
20. Конкурс рисунков «Любимая школа моя» | 1 |
| 1 | |||
21. Конкурс рисунков «Школа моей мечты» | 1 |
| 1 | |||
22. Конкурс сочинений «Моя любимая школа» | 1 |
| 1 | |||
23. Викторина «Югра – мой дом родной» | 1 | 1 | ||||
24. Мой дом- моя крепость | 1 |
| 1 | |||
25. Викторина «Я –гражданин России» | 1 |
| 1 | |||
26. Птицы нашего края | 1 | 1 | ||||
27. Мастерская кормушек | 1 | 1 | ||||
28. Наша домашняя коллекция | 1 |
| 1 | |||
29. Мир моих интересов | 1 |
| 1 | |||
30. Конкурс рисунков «Моё хобби» | 1 |
| 1 | |||
31. Мои семейные обязанности | 1 |
| 1 | |||
32. Игра «Самое сильное звено» | 1 |
| 1 | |||
33. Музыкальные инструменты нашего края | 1 | 1 |
| |||
34. Час громких чтений «Сказки А.С. Пушкина» | 1 |
| 1 | |||
35. Игра «Честь имею» | 1 |
| 1 | |||
36. День русского языка | 1 |
| 1 | |||
37. Зимние виды спорта | 1 | 1 |
| |||
38. Игра «А ну-ка, мальчики!» | 1 |
| 1 | |||
39. Конкурс рисунков «Наши мамы» | 1 |
| 1 | |||
40. Конкурс для девочек «Супер-Золушка» | 1 |
| 1 | |||
41. Мой лучший школьный друг. Письмо другу | 1 |
| 1 | |||
42. Опора семьи | 1 |
| 1 | |||
43. Мудрость отца | 1 | 1 | ||||
44. Вместе с братом и сестрой | 1 |
| 1 | |||
45. Школа семьи | 1 |
| 1 | |||
46. О красоте, моде и хорошем вкусе | 1 |
| 1 | |||
47. Игра «Угадай мелодию» | 1 |
| 1 | |||
48. Наше право и наш интерес | 1 | 1 |
| |||
49. Акция добрых дел | 1 |
| 1 | |||
50. Поэзия детства | 1 |
| 1 | |||
51. Воспитание человечности | 1 |
| 1 | |||
52. Средства передвижения у народов Севера | 1 |
| 1 | |||
53. Растения-рекордсмены. Просмотр видеофильма | 1 | 1 |
| |||
54. Предметы быта в роли музыкальных инструментов | 1 | 1 |
| |||
55. Я - житель планеты Земля | 1 | 1 |
| |||
56. Берегите природу | 1 |
| 1 | |||
57. Волшебный мир руками детей | 1 |
| 1 | |||
58. Победа деда - моя победа | 1 |
| 1 | |||
59. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества | 1 | 1 |
| |||
60. Память павшим на войне | 1 |
| 1 | |||
61. Есть такая профессия - Родину защищать | 1 |
| 1 | |||
62. Города-герои | 1 |
| 1 | |||
63-66. Мы- Россияне. Анкета. Игра. Викторина. | 4 | 1 | 3 | |||
67-68. Я - гражданин России. Игра-викторина | 2 | 1 | 1 |
Содержание программы
1-й год обучения
«Маленькие Россияне» (33 часа)
Общий годовой план работы составляет 33 часа, из них: теоретических - 12 часов, практических - 21 час.
1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика.
2. «Я и семья» (6 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3. «Я и культура» (5 часов). Формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени.
История моего посёлка
Откуда пришли елочные игрушки.
Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4. «Я и школа» (8 часов).
Формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка.
Мой школьный дом.
Правила поведения в школе.
Законы жизни в классе
Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка.
Самый красивый школьный двор
Экскурсии по школе, по школьному саду
Акции.
«Я и мое Отечество» (6 часов).
Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины.
Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.
С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен.
Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Я и планета» (4 часа).
Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи.
Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков.
Экскурсии, экологические акции.
2-й год обучения «Моя Малая Родина» (68 часов)
Общий годовой план работы составляет 34 часа, из них: теоретических - 13 часов, практических-21 час.
1. «Я и я» (12 часов).
Формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик
Мой портфель.
Подумай о других.
Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика.
Сбор игр.
2. «Я и семья» (12 часов).
Формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка.
Об отце говорю с уважением.
Мама, папа, я - дружная семья.
Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3. «Я и культура» (10 часов).
Формирование отношения к искусству.
Родной край в древности
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
«Я и школа» (10 часов).
Формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу.
Самый уютный класс.
Школьная символика (гимн, герб, флаг).
По каким правилам мы живем в школе?
Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений.
Трудовой десант.
«Я и мое Отечество» (20 часов).
Формирование гражданского отношения к
Отечеству.
Урок Мира.
Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).
Мы и наши права.
Мой любимый посёлок.
О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края.
Герои Советского союза - наши земляки.
Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, акции.
Выпуск листовок.
Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Я и планета» (10 часов).
Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном посёлке.
Знай и люби свой край.
Экология нашего города.
День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи
День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3-й год обучения «Я - гражданин России» (68 часов)
Общий годовой план работы составляет 68 часов, из них: теоретических - 26 часов, практических - 42 часа.
«Я и я» (9 часов). Формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я родом. «Хочу» и «надо». Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2. «Я и семья» (9 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини-проект. Оформление фотовыставки.
3. «Я и культура» (9 часов). Формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе.
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4. «Я и школа» (9 часов). Формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5. «Я и мое Отечество» (20 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России.
Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну
Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Мы - россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда - моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города-герои.
Конкурсы сочинений. Мини-проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. «Я и планета» (12 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.
Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
Список рекомендованной литературы для учителя:
1. Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2009 г.
2. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое мышление, 2007.-221 с.
3. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник образования. - 2009. - №17. - 9-13 с.
4. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007 г.
5.Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. - 2011. - №1. -147 с.
6. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.
7. Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2009 г.
8. Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания // Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40 с.
9. Молодова Л.М Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 2008 г.
10. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. - 2009. - №8 -10-16 с.
11. Павленко Г.В. Ваши любимые песни. - Смоленск: Русич, 2006 г
12. Перекатьева О.В. Сценарии школьных праздников- Ростов-на-Дону, 2010г.
13. Богданова Е.В., Кондукова Н.В., Хребтова Е.В. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. - Белове: -2010. - 48—49с,
14. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, - 2010. -191, 204 с.
15.Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36 с.
Список литературы, рекомендованной для обучающихся:
1. Алексеева Л.Н. Стихи о растениях. СПб.: Тритон, 2011 г.
2. Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов
РФ в школе М Айрис-пресс, 2009 г.
3. Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2009 г.
4. Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 2010 г.
Список литературы, рекомендованной для родителей:
Экологические праздники для детей [Текст]/ сост. Л.М.Молодова – Минск: Асар, 2006
О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст]/Воспитание школьников. 2009. -№8-10-16с.
Павленко Г.В. Ваши любимые песни [Текст]/ сост. Г.В.Павленко. –Смоленск: Русич, 2006.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст]/ авт. – сост. Богданова Е.В., Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010 – 48-49с.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по ВД Директор школы
В.М. Шинчуковская _________ Т.С. Прохорова ____________
«____»_____________2014 г. «___»_______________ 2014г
Календарно-тематическое планирование курсов внеурочной деятельности «Я – гражданин России» 3 год обучения
№ темы п/п | Тема/ раздел курса | Кол-во часов | Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.) | Дата | |
По плану | Факт | ||||
Я живу в России (8 часов) | |||||
1 2 | От Москвы и до окраин | Экскурсия: «Здесь я родился (моя малая Родина). Известные люди нашего города (села)» | 06.09 | ||
3 4 | Москва – столица России | Виртуальная экскурсия по Москве. Москва: древняя и современная (подготовка фотоколлажа, выставки, альбома путешественника). Красная площадь – сердце нашей Родины. Москва в литературе и живописи | 13.09 | ||
5 6 | Россия - многонациональное государство. Народы России | Исследовательская работа на тему «Творчество народов России» (национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы). Моя любимая сказка (пословица, поговорка) народов России | 20.09 27.09 | ||
7 8 | Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях | Исследовательский мини-проект: «Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов». Тема для обсуждения: «Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру?» | 04.10 25.10 | ||
9 10 | Праздники России | Традиции нашего класса | 01.11 | ||
11 12 | Гражданин России | Исследовательский мини-проект: «Символика страны и родного края» | 08.11 | ||
Без прошлого нет настоящего и будущего (9 часов) | |||||
13 14 | Самое необычное на Земле | Мини-проект: «Достижения человека. Каждый человек – личность?» | 15.11 | ||
15 16 | Как настоящее связано с прошлым | Беседа «Уроки прошлого» | 22.11 | ||
17 18 | Наука о происхождении и становлении человека | Познавательная игра «Машина времени». Фантастический рассказ «Как появился человек?» | 07.12 14.12 | ||
19 20 | Религиозно- мифологические представления о мире и человеке | Исследовательские мини-проекты: «Легенды славян. Былинный пир. Мифы Древней Греции» | 21.12 28.12 10.01 | ||
21 22 | Библейские представления о происхождении мира и человека. | Исследовательский мини-проект: «Библия и наука (современные ученые о достоверности Библии)» | 17.01 24.01 | ||
Как далекая Россия становится близкой (6 часов) | |||||
23 24 | Как воскресить прошлое. Археология | Виртуальная экскурсия «Что таит прошлое? Знаменитые археологические раскопки в России. Великий Новгород: город археологии» | 31.01 | ||
25 26 | Как воскресить прошлое. Этнография. Топонимика | Экскурсия: «Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)» | 07.02 | ||
27 28 | Имена и фамилии | Исследовательские мини-проекты: «Что означает мое имя? История моей фамилии. Моя родословная. «Храни меня, мой талисман» | 14.02 28.02 | ||
29 30 | Письменность | Мини- проект «Первые буквари на Руси. От берестяных грамот до печатных книг» | 07.03 | ||
31 32 | Время и пространство в истории | Работа с лентой времени. Экскурсия в музей | 14.03 | ||
Россия и мир (11 часов) | |||||
33 34 | Мы все разные | Мини- проект «Что я знаю о себе? Что я знаю о другом?» | 21.03 | ||
35 36 | Чудеса света | Исследовательские мини-проекты: «Восьмое чудо света в России. Восьмое чудо света в мире» | 28.03 | ||
37 38 39 | Сохранить прекрасное, вечное | 3 | География моей семьи. Где мы путешествуем и отдыхаем (маршруты моей семьи, фотоальбом путешествий) | 04.04 18.04 25.04 | |
40 41 | Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир | Памятные места Великой Отечественной войны. Интервью «Рассказ ветерана». Мои родные на защите Родины в Великой Отечественной войне. День памяти «Во имя жизни на Земле» | 02.05 08.05 | ||
42 43 | Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа | Природа родного края. Экологический маршрут | 15.05 23.05 | ||
44 45 | Международное сотрудничество | Что угрожает Земле? Сохранить Землю | 29.05 | ||
46 47 | Россия – моя Родина | Экскурсия : «История родного края. История моей улицы. Фестиваль искусств «Моя Россия» | 31.05 |
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по ВД Директор школы
В.М. Шинчуковская _________ Т.С. Прохорова ____________
«____»_____________2015 г. «___»_______________ 2015г
Календарно-тематическое планирование курсов внеурочной деятельности «Я – гражданин России» 3 год обучения
№ п/п | Тема по программе. | Кол-во часов | Дата (по плану) | Дата (по факту) |
1 | Моя земля - моя Югория. Край тайги и рек | 1 | 18.09 | |
2 3 4 5 | Береги и охраняй лес. Экологическая тропа. Поход в лес | 4 | 21.09 24.09 28.09 1.10 | |
6 | Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека «Все люди братья» | 1 | 5.10 | |
7 8 | Народы моего края | 2 | 9.10 12.10 | |
9 | Страна Закония (викторина) | 1 | 15.10 | |
10 11 | Человек – это звучит гордо | 2 | 19.10 22.10 | |
12 | Что такое преступление? | 1 | 26.10 | |
13 | Право на труд. Право на отдых | 1 | 29.10 | |
14 | Игра «Заповедная даль» | 1 | 2.11 | |
15 16 | День Согласия и примирения | 2 | 5.11 9.11 | |
17 18 | Создание сборника «Наши права в рисунках» | 2 | 12.11 16.11 | |
19 | Свобода мысли | 1 | 19.11 | |
20 | Какие бывают религии? | 1 | 23.11 | |
21 | Жилище народов - ханты | 1 | 26.11 | |
22 | Наши права и обязанности | 1 | 30.11 | |
23 | Игра «Наши обязанности» | 1 | 3.12 | |
24 25 | Человек и искусство «Искусство России» | 2 | 7.12 10.12 | |
26 | Рисунки из песка | 1 | 14.12 | |
27 | Конкурс рисунков «Любимая школа моя» | 1 | 17.12 | |
28 | Конкурс рисунков «Школа моей мечты» | 1 | 21.12 | |
29 | Конкурс сочинений «Моя любимая школа» | 1 | 24.12 | |
30 | Викторина «Югра – мой дом родной» | 1 | 28.12 | |
31 | Мой дом- моя крепость | 1 | 4.01 | |
32 | Викторина «Я –гражданин России» | 1 | 7.01 | |
33 | Птицы нашего края | 1 | 11.01 | |
34 | Мастерская кормушек | 1 | 14.01 | |
35 | Наша домашняя коллекция | 1 | 18.01 | |
36 | Мир моих интересов | 1 | 21.01 | |
37 | Конкурс рисунков «Моё хобби» | 1 | 25.01 | |
38 | Мои семейные обязанности | 1 | 28.01 | |
39 | Игра «Самое сильное звено» | 1 | 1.02 | |
40 | Музыкальные инструменты нашего края | 1 | 4.02 | |
41 | Час громких чтений «Сказки А.С. Пушкина» | 1 | 8.02 | |
42 | Игра «Честь имею» | 1 | 11.02 | |
43 | День русского языка | 1 | 15.02 | |
44 | Зимние виды спорта | 1 | 18.02 | |
45 | Игра «А ну-ка, мальчики!» | 1 | 22.02 | |
46 | Конкурс рисунков «Наши мамы» | 1 | 25.02 | |
47 | Конкурс для девочек «Супер-Золушка» | 1 | 29.02 | |
48 | Мой лучший школьный друг. Письмо другу | 1 | 3.03 | |
49 | Опора семьи | 1 | 7.03 | |
50 | Мудрость отца | 1 | 10.03 | |
51 | Вместе с братом и сестрой | 1 | 14.03 | |
52 | Школа семьи | 1 | 17.03 | |
53 | О красоте, моде и хорошем вкусе | 1 | 21.03 | |
54 | Игра «Угадай мелодию» | 1 | 24.03 | |
55 | Наше право и наш интерес | 1 | 28.03 | |
56 | Акция добрых дел | 1 | 31.03 | |
57 | Поэзия детства | 1 | 4.04 | |
58 | Воспитание человечности | 1 | 7.04 | |
59 | Средства передвижения у народов Севера | 1 | 11.04 | |
60 | Растения-рекордсмены. Просмотр видеофильма | 1 | 14.04 | |
61 | Предметы быта в роли музыкальных инструментов | 1 | 18.04 | |
62 | Я - житель планеты Земля | 1 | 21.04 | |
63 | Берегите природу | 1 | 25.04 | |
64 | Волшебный мир руками детей | 1 | 28.04 | |
65 | Победа деда - моя победа | 1 | 2.05 | |
66 | Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества | 1 | 5.05 | |
67 | Память павшим на войне | 1 | 9.05 | |
68 | Есть такая профессия - Родину защищать | 1 | 12.05 | |
Итого: | 68 часов |
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по ВД Директор школы
В.М. Шинчуковская _________ Т.С. Прохорова ____________
«____»_____________2016 г. «___»_______________ 2016г
Календарно-тематическое планирование курсов внеурочной деятельности «Я – гражданин России» 3 год обучения
№ урока | Дата | Тема | Кол-во часов | Тип урока, | Формы контроля | |||||
По плану | По факту | |||||||||
1 2 | 16.09 20.09 | История страны – история семьи. | 2 | Комбинированный урок | ||||||
3 4 | 23.09 27.09 | Моя родословная. | 2 | Мини – лекция. | Аналитическое чтение | |||||
5 6 | 30.09 4.10 | Сбор материала по теме “ Судьба моего родственника”. Создание презентаций. | 2 | Мини – лекция. | ||||||
7 8 | 7.10 11.10 | Семья и ее роль в жизни. | 2 | Комбинированный урок | Чтение-погружение. | |||||
9 10 | 14.10 18.10 | Традиции и обычаи моей семьи. | 2 | Лекция | Составление хронологической таблицы | |||||
11 12 | 21.10 25.10 | Профессия моих предков. | 2 | Комбинированный урок. | Мини - доклады | |||||
13 14 | 28.10 1.11 | Семейные реликвии. | 2 | Комбинированный урок | ||||||
15 16 | 4.11 8.11 | Старая фотография рассказала. | 2 | Урок –лекция | ||||||
17 18 | 11.11 15.11 | Орден в моей семье. | 2 | Комбинированный урок | ||||||
19 20 | 18.11 22.11 | Традиции моей семьи. | 2 | Комбинированный урок | ||||||
21 22 | 25.11 29.11 | Понятие “ Малая Родина”. | 2 | Комбинированный урок | ||||||
23 24 | 2.12 6.12 | Место края в истории России. | 2 | Комбинированный урок | Доклады по краеведению | |||||
25 26 | 9.12 13.12 | Общая характеристика ХМАО-Югры | 2 | Комбинированный урок | А) климат; | |||||
27 28 | 16.12 20.12 | Природа родного края. | 2 | Комбинированный урок | Сам. работа | |||||
29 30 | 23.12 27.12 | Знай и изучай свой край. | 2 | Комбинированный урок | Доклады | |||||
31 32 | 3.01 6.01 | Загадочный мир названий. | 2 | Комбинированный урок | Творческая работа | |||||
33 34 | 10.01 13.01 | Локальное изучение окрестности. | 2 | Комбинированный урок | ||||||
35 36 | 17.01 20.01 | Топонимика как наука. | 2 | Комбинированный урок | ||||||
37 38 39 | 24.01 27.01 31.01 | «Помнит вся Россия про день Бородина…» | 3 | Комбинированный урок | ||||||
40 41 | 3.02 7.02 | «Слава российского флота» | 2 | Интегрированный урок (литерат. чтение) | Сообщения, сочинение. Изложение. | |||||
42 43 | 10.02 14.02 | Мы против терроризма | 2 | Комбинированный урок | Коллективное создание диафильма. | |||||
44 45 | 17.02 21.02 | Диспут «За что любят Родину?» | 2 | Лекция | Сочинение | |||||
46 47 | 24.02 28.02 | Национальности России | 2 | Лекция | ||||||
48 49 50 | 3.03 7.03 10.03 | Есть такая профессия – Родину защищать. Воины-интернационалисты. | 3 | Комбинированный урок | ||||||
51 52 | 14.03 17.03 | Основной закон государства | 2 | Комбинированный урок | ||||||
53 54 | 21.03 24.03 | Родина в стихах русских поэтов. Конкурс чтецов. | 2 | Комбинированный урок | ||||||
55 56 | 28.03 31.03 | Земляки – Герои Советского Союза. | 2 | Комбинированный урок | Мини-доклады. Сочинения – рассуждения. | |||||
57 58 59 | 4.04 7.04 11.04 | … Это нужно не мертвым, это нужно живым. | 3 | Комбинированный урок | ||||||
60 61 | 14.04 18.04 | Дети войны. Пионеры-герои. | 2 | Комбинированный урок | ||||||
62 63 | 21.04 25.04 | Полководцы победы | 2 | Комбинированный урок | ||||||
64 65 | 28.04 2.05 | Песни великой отечественной войны | 2 | Комбинированный урок | ||||||
66 67 | 5.05 9.05 | Дорогая моя столица | 2 | Комбинированный урок | ||||||
68 | 12.05 | Итоговый тест | 1 | Урок-контроль |