Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я - гражданин России»
Пояснительная записка.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Используется педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа «Я – гражданин России» предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
При реализации программы привлекаются ветераны Великой Отечественной войны и труда, воины-афганцы в целях сохранения преемственности славных боевых и трудовых традиций; проводятся встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; планируется участие в социальных проектах ( акция добра и милосердия); а также организовываются теоретические и практические занятия для детей.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи программы:
• создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
• формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
• воспитывать уважительное отношение и любовь к своей семье, родителям
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
• беседы;
• классный час;
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (внеурочная, внешкольная);
Практические занятия (внеурочная, внешкольная):
• творческие конкурсы;
• выставки декоративно-прикладного искусства;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• показательные выступления;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
•трудовые дела;
• тренинги;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Принципы обучения
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются: сознательность и
активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность,
последовательность, прочность.
Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного
отношения к занятиям.
Принцип активности предполагает умение учащихся быстро принимать и уверенно
осуществлять тактические решения.
Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое,
доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.
Принцип доступности и индивидуальности предусматривает постановку посильных задач и подборку средств для их решения.
Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность
в обучении, регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с
последующим, постепенное увеличение нагрузки.
Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы - в группу практических методов входит:
-метод упражнений;
-игровой;
-соревновательный.
Возраст детей: 6,6-11 лет
Сроки реализации программы: 3 года, рассчитана на 1 час в неделю (1 год), 2 часа в неделю (2-3-е года) и предполагает 3ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1-я ступень - 2-й год «Моя Малая Родина»;
2-я ступень - 3-й год «Россия - Родина моя»;
3-я ступень - 4-й год «Я - гражданин России».
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
Формы и средства контроля:
• диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой;
• анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С. Прутченков);
• методика: тест «Хороший ли ты сын/дочь» (Л.И. Лаврентьева);
• изучение самооценки личности младшего школьника;
• методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн);
• проектная методика «Автопортрет»;
• конкурс рисунков «Я и мой класс»;
•изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
• социометрия;
• определение социальной активности школьника по методике Е.Н. Степанова;
• методики «Пословицы» (С.М. Петрова), «Наши отношения» (Л.М. Фридман);
• диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной); тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е. Щурковой).
Викторины
Критерии |
Индикатор |
Измеритель |
Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
Имеет четкое представление о принадлежности к РФ |
Анкета |
Испытывает чувство гордости за родную страну |
Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ |
|
Имеет представление о понятии «гражданин» |
Анкета |
|
Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека |
Анкета, анализ творческих работ, собеседование |
|
Сформированность моральных норм и правил поведения |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения |
Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей |
Ценностное отношение к учебному труду; Сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности |
Имеет ценностную установку «Учение», «Труд» |
Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ |
Участвует в общественно-полезной деятельности |
Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях |
|
Ценностное отношение к природе, окружающей среде |
Имеет ценностную установку «Природа» |
Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к прекрасному, Сформированность представления об эстетических идеалах |
Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке |
Методика изучения ценностных установок и ориентации, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к семье, старшему поколению |
Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями |
Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей |
Развитое социальное партнерство |
Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования |
Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся |
В результате реализации программы ожидается:
• развитие творческих способностей;
• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
• доброжелательный;
• порядочный;
• самодисциплинированный;
• уверенный;
• терпимый (толерантный);
• самостоятельный;
• ответственный;
• целеустремленный (особенно к знаниям);
• внимательный к сверстникам;
• аккуратный;
• уважительный;
• любящий;
• интеллектуальный;
• здоровый;
• общительный;
• любознательный;
•сопереживающий;
• воспитанный;
• трудолюбивый;
• открытый;
• активный;
• коммуникабельный;
• социально зрелый и др.
В воспитательной работе следует выделить три главных уровня:
1. Непосредственное воздействие на ученика:
• изучение индивидуальных способностей, его развития, окружения, интересов;
• программирование воспитательных воздействий;
• реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы.
2. Создание воспитывающей среды:
• сплочение коллектива;
• формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
• включение учащихся в разные виды социальной деятельности;
• развитие детского самоуправления.
3. Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:
• социальная помощь семье;
• взаимодействие с педагогическим коллективом;
• коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
• нейтрализация негативных воздействий социума;
• взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения «Маленькие Россияне» (33 часа)
Тема по программе. Тема и номер урока |
Всего |
Теория |
Практика |
1 . Праздник первого звонка |
1 |
|
1 |
2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе |
1 |
1 |
|
3. Моя семья - моя радость |
1 |
1 |
|
4. Правила поведения в школе. Урок-игра |
1 |
|
1 |
5. Экскурсия по школьному саду |
1 |
1 |
|
6. Я, ты, мы. Игра |
1 |
|
1 |
7. Кто что любит делать. Конкурс викторина |
1 |
|
1 |
8. Мисс Осени |
1 |
|
1 |
9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала |
1 |
|
1 |
10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? |
1 |
1 |
|
11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков |
1 |
|
1 |
12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием |
1 |
1 |
|
13. История моего города. Экскурсия в музей |
1 |
1 |
|
14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора |
1 |
1 |
|
15. Законы жизни в классе. Урок-игра |
1 |
|
1 |
16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия |
1 |
1 |
|
1 7. Фотографии из семейного альбома. Презентация |
1 |
|
1 |
18. Школа вежливости. Беседа |
1 |
1 |
|
19. Маленькая страна. Экологическая акция |
1 |
|
1 |
20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков |
1 |
|
1 |
21. Они защищают Родину. Конкурс стихов |
1 |
|
1 |
22. Загляните в мамины таза. Праздник |
1 |
|
1 |
23. Защита проекта «Сивка-бурка « |
1 |
|
1 |
24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли |
1 |
|
1 |
25. Слушаем сказки моей бабушки |
1 |
1 |
|
26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина |
1 |
|
1 |
27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен |
1 |
|
1 |
28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу |
1 |
1 |
|
29. Мои родные - защитники Родины. Фотовыставка |
1 |
|
1 |
30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества |
1 |
1 |
|
31. Десант чистоты и порядка |
1 |
|
1 |
32. Самый красивый школьный двор. Акция |
1 |
|
1 |
33. С чего начинается Родина? КВН |
1 |
|
1 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-й год обучения «Моя Малая Родина» (68 часов)
№ п/п |
Тема по программе. |
Кол-во часов Всего |
Теория |
Практика |
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
2 3 |
Мой школьный дом. Экскурсия по школе. |
2 |
1 |
1 |
4 |
Экскурсия по городу |
1 |
1 |
|
5 6 |
Урок – игра. Правила поведения в школе. |
2 |
1 |
1 |
7 8 |
Прогулка в осенний лес |
1 |
1 |
|
9 10 |
Конкурс поделок из природного |
2 |
1 |
1 |
11 |
Кто что любит делать. Конкурс викторина. |
1 |
1 |
|
12 13 |
Моя семья |
2 |
2 |
|
14 |
Кто мои бабушка, дед? |
1 |
1 |
|
15 |
Помощь моим бабушке и дедушке |
1 |
1 |
|
16 |
Старинные игры наших бабушек и дедушек |
1 |
1 |
|
17 |
Моя красивая мама. Конкурс рисунков. |
1 |
1 |
|
18 |
Мой храбрый папа. Конкурс рисунков |
1 |
1 |
|
19 |
Мои права и обязанности. Беседа. |
1 |
1 |
|
20 |
Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. |
1 |
1 |
|
21 |
Законы жизни в классе. Урок – игра. |
1 |
1 |
|
22 |
«Наша история в семейном альбоме». Выставка семейных фотографий. |
1 |
1 |
|
23 |
Школа вежливости. Беседа. |
1 |
1 |
|
24 |
Экологический час. «Маленькая страна» |
1 |
1 |
|
25 |
Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. |
1 |
1 |
|
26 |
Веселые состязания «В дружбе сила!» |
1 |
1 |
|
27 |
Я, ты, мы! Игра |
1 |
1 |
|
28 |
Викторина «Кто что любит делать» |
1 |
1 |
|
29 |
Дары природы. Конкурс поделок из природного материала |
1 |
1 |
|
30 |
Законы жизни в классе. Урок – игра. |
1 |
1 |
|
31 |
Откуда пришли елочные игрушки. Презентация |
1 |
1 |
|
32 |
Конкурс поделок «Новогодняя игрушка» |
1 |
1 |
|
33 |
История нового года |
1 |
1 |
|
34 |
Беседа. Школа вежливости |
1 |
1 |
|
35 |
Экологический час. Маленькая страна |
1 |
1 |
|
36 |
Конкурс рисунков. Антиреклама вредных привычек |
1 |
1 |
|
37 |
Они защищают Родину. Конкурс стихов |
1 |
1 |
|
38 |
Слушаем сказки моей бабушки |
1 |
1 |
|
39 |
«Традиции и обычаи в моей семье» |
1 |
1 |
|
40 |
Планета просит помощи. Конкурс рисунков |
1 |
1 |
|
41 |
Десант чистоты и порядка |
1 |
1 |
|
42 |
Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина |
1 |
1 |
|
43 |
Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен |
1 |
1 |
|
44 |
В гости к зеленой аптеке |
1 |
1 |
|
45 |
Мои родные-защитники Родины. Фотовыставка |
1 |
1 |
|
46 |
Маленькие герои большой войны. Урок мужества |
1 |
1 |
|
47 |
Загляните в мамины глаза |
1 |
1 |
|
48 |
Веселые старты «Мы сильные и ловкие» |
1 |
1 |
|
49 |
С чего начинается Родина? Викторина |
1 |
1 |
|
50 |
Герои Советского союза-наши земляки. Урок мужества |
1 |
1 |
|
51 |
Открытка ветерану. Акция |
1 |
1 |
|
52 |
Предметы быта в роли музыкальных инструментов |
1 |
1 |
|
53 |
Я - житель планеты Земля |
1 |
1 |
|
54 |
Берегите природу |
1 |
1 |
|
55 |
Волшебный мир руками детей |
1 |
1 |
|
56 |
Победа деда - моя победа |
1 |
1 |
|
57 |
Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества |
1 |
1 |
|
58 |
Память павшим на войне |
1 |
1 |
|
59 |
Есть такая профессия - Родину защищать |
1 |
1 |
|
60 |
Города-герои |
1 |
1 |
|
61 |
Десант чистоты и порядка |
1 |
1 |
|
62 |
Знай и люби свой край |
1 |
1 |
|
63 |
Мир моих интересов |
1 |
1 |
|
64 |
Конкурс рисунков «Моё хобби» |
1 |
1 |
|
65 |
Мои семейные обязанности |
1 |
1 |
|
66 |
Час громких чтений «Сказки А.С. Пушкина» |
1 |
1 |
|
67 |
Игра «Самое сильное звено» |
1 |
1 |
|
68 |
День русского языка. Викторина |
1 |
1 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-год обучения «Я - гражданин России» (68 часов)
Тема по программе. Тема и номер урока |
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1.Вводное занятие Закон для нас. закон внутри нас. |
1 |
1 |
|
|||
2 Моя земля- моя Югория. Край тайги и рек |
1 |
0,5 |
0,5 |
|||
3. Береги и охраняй лес. Экологическая тропа. Поход в лес |
4 |
4 |
||||
4. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека «Все люди братья» |
1 |
1 |
|
|||
5. Народы моего края |
2 |
|
2 |
|||
6. Страна Закония (викторина) |
1 |
|
1 |
|||
7. Человек – это звучит гордо |
2 |
|
2 |
|||
8. Что такое преступление? |
1 |
1 |
|
|||
9. Право на труд. Право на отдых |
1 |
1 |
||||
10. Игра «Заповедная даль» |
1 |
|
1 |
|||
11. День Согласия и примирения |
2 |
1 |
1 |
|||
12. Создание сборника «Наши права в рисунках» |
2 |
|
2 |
|||
13. Свобода мысли |
1 |
1 |
|
|||
14. Какие бывают религии? |
1 |
|
1 |
|||
15. Жилище народов - ханты |
1 |
|
1 |
|||
16. Наши права и обязанности |
1 |
1 |
|
|||
17 Игра «Наши обязанности» |
1 |
|
1 |
|||
18 Человек и искусство «Искусство России» |
2 |
|
2 |
|||
19. Рисунки из песка |
1 |
|
1 |
|||
20. Конкурс рисунков «Любимая школа моя» |
1 |
|
1 |
|||
21. Конкурс рисунков «Школа моей мечты» |
1 |
|
1 |
|||
22. Конкурс сочинений «Моя любимая школа» |
1 |
|
1 |
|||
23. Викторина «Югра – мой дом родной» |
1 |
1 |
||||
24. Мой дом- моя крепость |
1 |
|
1 |
|||
25. Викторина «Я –гражданин России» |
1 |
|
1 |
|||
26. Птицы нашего края |
1 |
1 |
||||
27. Мастерская кормушек |
1 |
1 |
||||
28. Наша домашняя коллекция |
1 |
|
1 |
|||
29. Мир моих интересов |
1 |
|
1 |
|||
30. Конкурс рисунков «Моё хобби» |
1 |
|
1 |
|||
31. Мои семейные обязанности |
1 |
|
1 |
|||
32. Игра «Самое сильное звено» |
1 |
|
1 |
|||
33. Музыкальные инструменты нашего края |
1 |
1 |
|
|||
34. Час громких чтений «Сказки А.С. Пушкина» |
1 |
|
1 |
|||
35. Игра «Честь имею» |
1 |
|
1 |
|||
36. День русского языка |
1 |
|
1 |
|||
37. Зимние виды спорта |
1 |
1 |
|
|||
38. Игра «А ну-ка, мальчики!» |
1 |
|
1 |
|||
39. Конкурс рисунков «Наши мамы» |
1 |
|
1 |
|||
40. Конкурс для девочек «Супер-Золушка» |
1 |
|
1 |
|||
41. Мой лучший школьный друг. Письмо другу |
1 |
|
1 |
|||
42. Опора семьи |
1 |
|
1 |
|||
43. Мудрость отца |
1 |
1 |
||||
44. Вместе с братом и сестрой |
1 |
|
1 |
|||
45. Школа семьи |
1 |
|
1 |
|||
46. О красоте, моде и хорошем вкусе |
1 |
|
1 |
|||
47. Игра «Угадай мелодию» |
1 |
|
1 |
|||
48. Наше право и наш интерес |
1 |
1 |
|
|||
49. Акция добрых дел |
1 |
|
1 |
|||
50. Поэзия детства |
1 |
|
1 |
|||
51. Воспитание человечности |
1 |
|
1 |
|||
52. Средства передвижения у народов Севера |
1 |
|
1 |
|||
53. Растения-рекордсмены. Просмотр видеофильма |
1 |
1 |
|
|||
54. Предметы быта в роли музыкальных инструментов |
1 |
1 |
|
|||
55. Я - житель планеты Земля |
1 |
1 |
|
|||
56. Берегите природу |
1 |
|
1 |
|||
57. Волшебный мир руками детей |
1 |
|
1 |
|||
58. Победа деда - моя победа |
1 |
|
1 |
|||
59. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества |
1 |
1 |
|
|||
60. Память павшим на войне |
1 |
|
1 |
|||
61. Есть такая профессия - Родину защищать |
1 |
|
1 |
|||
62. Города-герои |
1 |
|
1 |
|||
63-66. Мы- Россияне. Анкета. Игра. Викторина. |
4 |
1 |
3 |
|||
67-68. Я - гражданин России. Игра-викторина |
2 |
1 |
1 |
Содержание программы
1-й год обучения
«Маленькие Россияне» (33 часа)
Общий годовой план работы составляет 33 часа, из них: теоретических - 12 часов, практических - 21 час.
1. «Я и я» (4 часа). Формирование гражданского отношения к себе.
Я, ты, мы. Мой сосед по парте.
Кто что любит делать.
Антиреклама вредных привычек. Диагностика.
2. «Я и семья» (6 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.
Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?
Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.
Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.
Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки
3. «Я и культура» (5 часов). Формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени.
История моего посёлка
Откуда пришли елочные игрушки.
Встречаем Масленицу.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
4. «Я и школа» (8 часов).
Формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка.
Мой школьный дом.
Правила поведения в школе.
Законы жизни в классе
Школа вежливости.
Десант чистоты и порядка.
Самый красивый школьный двор
Экскурсии по школе, по школьному саду
Акции.
«Я и мое Отечество» (6 часов).
Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Мои права и обязанности.
Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины.
Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России.
С чего начинается Родина?
Конкурсы стихов, песен.
Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Я и планета» (4 часа).
Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Планета просит помощи.
Маленькая страна.
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
В гости к зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков.
Экскурсии, экологические акции.
2-й год обучения «Моя Малая Родина» (68 часов)
Общий годовой план работы составляет 34 часа, из них: теоретических - 13 часов, практических-21 час.
1. «Я и я» (12 часов).
Формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик
Мой портфель.
Подумай о других.
Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика.
Сбор игр.
2. «Я и семья» (12 часов).
Формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка.
Об отце говорю с уважением.
Мама, папа, я - дружная семья.
Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3. «Я и культура» (10 часов).
Формирование отношения к искусству.
Родной край в древности
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
«Я и школа» (10 часов).
Формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу.
Самый уютный класс.
Школьная символика (гимн, герб, флаг).
По каким правилам мы живем в школе?
Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений.
Трудовой десант.
«Я и мое Отечество» (20 часов).
Формирование гражданского отношения к
Отечеству.
Урок Мира.
Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).
Мы и наши права.
Мой любимый посёлок.
О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края.
Герои Советского союза - наши земляки.
Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, акции.
Выпуск листовок.
Подготовка и рассылка праздничных открыток.
«Я и планета» (10 часов).
Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном посёлке.
Знай и люби свой край.
Экология нашего города.
День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи
День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
3-й год обучения «Я - гражданин России» (68 часов)
Общий годовой план работы составляет 68 часов, из них: теоретических - 26 часов, практических - 42 часа.
«Я и я» (9 часов). Формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я родом. «Хочу» и «надо». Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2. «Я и семья» (9 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини-проект. Оформление фотовыставки.
3. «Я и культура» (9 часов). Формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе.
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4. «Я и школа» (9 часов). Формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5. «Я и мое Отечество» (20 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России.
Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну
Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Мы - россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда - моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города-герои.
Конкурсы сочинений. Мини-проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6. «Я и планета» (12 часов). Формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.
Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.
Список рекомендованной литературы для учителя:
1. Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2009 г.
2. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое мышление, 2007.-221 с.
3. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник образования. - 2009. - №17. - 9-13 с.
4. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007 г.
5.Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. - 2011. - №1. -147 с.
6. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.
7. Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2009 г.
8. Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания // Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40 с.
9. Молодова Л.М Экологические праздники для детей. Минск: Асар, 2008 г.
10. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Воспитание школьников. - 2009. - №8 -10-16 с.
11. Павленко Г.В. Ваши любимые песни. - Смоленск: Русич, 2006 г
12. Перекатьева О.В. Сценарии школьных праздников- Ростов-на-Дону, 2010г.
13. Богданова Е.В., Кондукова Н.В., Хребтова Е.В. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. - Белове: -2010. - 48—49с,
14. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, - 2010. -191, 204 с.
15.Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36 с.
Список литературы, рекомендованной для обучающихся:
1. Алексеева Л.Н. Стихи о растениях. СПб.: Тритон, 2011 г.
2. Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов
РФ в школе М Айрис-пресс, 2009 г.
3. Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2009 г.
4. Круглое, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 2010 г.
Список литературы, рекомендованной для родителей:
Экологические праздники для детей [Текст]/ сост. Л.М.Молодова – Минск: Асар, 2006
О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст]/Воспитание школьников. 2009. -№8-10-16с.
Павленко Г.В. Ваши любимые песни [Текст]/ сост. Г.В.Павленко. –Смоленск: Русич, 2006.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст]/ авт. – сост. Богданова Е.В., Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010 – 48-49с.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по ВД Директор школы
В.М. Шинчуковская _________ Т.С. Прохорова ____________
«____»_____________2014 г. «___»_______________ 2014г
Календарно-тематическое планирование курсов внеурочной деятельности «Я – гражданин России» 3 год обучения
№ темы п/п |
Тема/ раздел курса |
Кол-во часов |
Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.) |
Дата |
|
По плану |
Факт |
||||
Я живу в России (8 часов) |
|||||
1 2 |
От Москвы и до окраин |
Экскурсия: «Здесь я родился (моя малая Родина). Известные люди нашего города (села)» |
06.09 |
||
3 4 |
Москва – столица России |
Виртуальная экскурсия по Москве. Москва: древняя и современная (подготовка фотоколлажа, выставки, альбома путешественника). Красная площадь – сердце нашей Родины. Москва в литературе и живописи |
13.09 |
||
5 6 |
Россия - многонациональное государство. Народы России |
Исследовательская работа на тему «Творчество народов России» (национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы). Моя любимая сказка (пословица, поговорка) народов России |
20.09 27.09 |
||
7 8 |
Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях |
Исследовательский мини-проект: «Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов». Тема для обсуждения: «Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру?» |
04.10 25.10 |
||
9 10 |
Праздники России |
Традиции нашего класса |
01.11 |
||
11 12 |
Гражданин России |
Исследовательский мини-проект: «Символика страны и родного края» |
08.11 |
||
Без прошлого нет настоящего и будущего (9 часов) |
|||||
13 14 |
Самое необычное на Земле |
Мини-проект: «Достижения человека. Каждый человек – личность?» |
15.11 |
||
15 16 |
Как настоящее связано с прошлым |
Беседа «Уроки прошлого» |
22.11 |
||
17 18 |
Наука о происхождении и становлении человека |
Познавательная игра «Машина времени». Фантастический рассказ «Как появился человек?» |
07.12 14.12 |
||
19 20 |
Религиозно- мифологические представления о мире и человеке |
Исследовательские мини-проекты: «Легенды славян. Былинный пир. Мифы Древней Греции» |
21.12 28.12 10.01 |
||
21 22 |
Библейские представления о происхождении мира и человека. |
Исследовательский мини-проект: «Библия и наука (современные ученые о достоверности Библии)» |
17.01 24.01 |
||
Как далекая Россия становится близкой (6 часов) |
|||||
23 24 |
Как воскресить прошлое. Археология |
Виртуальная экскурсия «Что таит прошлое? Знаменитые археологические раскопки в России. Великий Новгород: город археологии» |
31.01 |
||
25 26 |
Как воскресить прошлое. Этнография. Топонимика |
Экскурсия: «Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)» |
07.02 |
||
27 28 |
Имена и фамилии |
Исследовательские мини-проекты: «Что означает мое имя? История моей фамилии. Моя родословная. «Храни меня, мой талисман» |
14.02 28.02 |
||
29 30 |
Письменность |
Мини- проект «Первые буквари на Руси. От берестяных грамот до печатных книг» |
07.03 |
||
31 32 |
Время и пространство в истории |
Работа с лентой времени. Экскурсия в музей |
14.03 |
||
Россия и мир (11 часов) |
|||||
33 34 |
Мы все разные |
Мини- проект «Что я знаю о себе? Что я знаю о другом?» |
21.03 |
||
35 36 |
Чудеса света |
Исследовательские мини-проекты: «Восьмое чудо света в России. Восьмое чудо света в мире» |
28.03 |
||
37 38 39 |
Сохранить прекрасное, вечное |
3 |
География моей семьи. Где мы путешествуем и отдыхаем (маршруты моей семьи, фотоальбом путешествий) |
04.04 18.04 25.04 |
|
40 41 |
Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир |
Памятные места Великой Отечественной войны. Интервью «Рассказ ветерана». Мои родные на защите Родины в Великой Отечественной войне. День памяти «Во имя жизни на Земле» |
02.05 08.05 |
||
42 43 |
Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа |
Природа родного края. Экологический маршрут |
15.05 23.05 |
||
44 45 |
Международное сотрудничество |
Что угрожает Земле? Сохранить Землю |
29.05 |
||
46 47 |
Россия – моя Родина |
Экскурсия : «История родного края. История моей улицы. Фестиваль искусств «Моя Россия» |
31.05 |
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по ВД Директор школы
В.М. Шинчуковская _________ Т.С. Прохорова ____________
«____»_____________2015 г. «___»_______________ 2015г
Календарно-тематическое планирование курсов внеурочной деятельности «Я – гражданин России» 3 год обучения
№ п/п |
Тема по программе. |
Кол-во часов |
Дата (по плану) |
Дата (по факту) |
1 |
Моя земля - моя Югория. Край тайги и рек |
1 |
18.09 |
|
2 3 4 5 |
Береги и охраняй лес. Экологическая тропа. Поход в лес |
4 |
21.09 24.09 28.09 1.10 |
|
6 |
Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека «Все люди братья» |
1 |
5.10 |
|
7 8 |
Народы моего края |
2 |
9.10 12.10 |
|
9 |
Страна Закония (викторина) |
1 |
15.10 |
|
10 11 |
Человек – это звучит гордо |
2 |
19.10 22.10 |
|
12 |
Что такое преступление? |
1 |
26.10 |
|
13 |
Право на труд. Право на отдых |
1 |
29.10 |
|
14 |
Игра «Заповедная даль» |
1 |
2.11 |
|
15 16 |
День Согласия и примирения |
2 |
5.11 9.11 |
|
17 18 |
Создание сборника «Наши права в рисунках» |
2 |
12.11 16.11 |
|
19 |
Свобода мысли |
1 |
19.11 |
|
20 |
Какие бывают религии? |
1 |
23.11 |
|
21 |
Жилище народов - ханты |
1 |
26.11 |
|
22 |
Наши права и обязанности |
1 |
30.11 |
|
23 |
Игра «Наши обязанности» |
1 |
3.12 |
|
24 25 |
Человек и искусство «Искусство России» |
2 |
7.12 10.12 |
|
26 |
Рисунки из песка |
1 |
14.12 |
|
27 |
Конкурс рисунков «Любимая школа моя» |
1 |
17.12 |
|
28 |
Конкурс рисунков «Школа моей мечты» |
1 |
21.12 |
|
29 |
Конкурс сочинений «Моя любимая школа» |
1 |
24.12 |
|
30 |
Викторина «Югра – мой дом родной» |
1 |
28.12 |
|
31 |
Мой дом- моя крепость |
1 |
4.01 |
|
32 |
Викторина «Я –гражданин России» |
1 |
7.01 |
|
33 |
Птицы нашего края |
1 |
11.01 |
|
34 |
Мастерская кормушек |
1 |
14.01 |
|
35 |
Наша домашняя коллекция |
1 |
18.01 |
|
36 |
Мир моих интересов |
1 |
21.01 |
|
37 |
Конкурс рисунков «Моё хобби» |
1 |
25.01 |
|
38 |
Мои семейные обязанности |
1 |
28.01 |
|
39 |
Игра «Самое сильное звено» |
1 |
1.02 |
|
40 |
Музыкальные инструменты нашего края |
1 |
4.02 |
|
41 |
Час громких чтений «Сказки А.С. Пушкина» |
1 |
8.02 |
|
42 |
Игра «Честь имею» |
1 |
11.02 |
|
43 |
День русского языка |
1 |
15.02 |
|
44 |
Зимние виды спорта |
1 |
18.02 |
|
45 |
Игра «А ну-ка, мальчики!» |
1 |
22.02 |
|
46 |
Конкурс рисунков «Наши мамы» |
1 |
25.02 |
|
47 |
Конкурс для девочек «Супер-Золушка» |
1 |
29.02 |
|
48 |
Мой лучший школьный друг. Письмо другу |
1 |
3.03 |
|
49 |
Опора семьи |
1 |
7.03 |
|
50 |
Мудрость отца |
1 |
10.03 |
|
51 |
Вместе с братом и сестрой |
1 |
14.03 |
|
52 |
Школа семьи |
1 |
17.03 |
|
53 |
О красоте, моде и хорошем вкусе |
1 |
21.03 |
|
54 |
Игра «Угадай мелодию» |
1 |
24.03 |
|
55 |
Наше право и наш интерес |
1 |
28.03 |
|
56 |
Акция добрых дел |
1 |
31.03 |
|
57 |
Поэзия детства |
1 |
4.04 |
|
58 |
Воспитание человечности |
1 |
7.04 |
|
59 |
Средства передвижения у народов Севера |
1 |
11.04 |
|
60 |
Растения-рекордсмены. Просмотр видеофильма |
1 |
14.04 |
|
61 |
Предметы быта в роли музыкальных инструментов |
1 |
18.04 |
|
62 |
Я - житель планеты Земля |
1 |
21.04 |
|
63 |
Берегите природу |
1 |
25.04 |
|
64 |
Волшебный мир руками детей |
1 |
28.04 |
|
65 |
Победа деда - моя победа |
1 |
2.05 |
|
66 |
Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества |
1 |
5.05 |
|
67 |
Память павшим на войне |
1 |
9.05 |
|
68 |
Есть такая профессия - Родину защищать |
1 |
12.05 |
|
Итого: |
68 часов |
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по ВД Директор школы
В.М. Шинчуковская _________ Т.С. Прохорова ____________
«____»_____________2016 г. «___»_______________ 2016г
Календарно-тематическое планирование курсов внеурочной деятельности «Я – гражданин России» 3 год обучения
№ урока |
Дата |
Тема |
Кол-во часов |
Тип урока, |
Формы контроля |
|||||
По плану |
По факту |
|||||||||
1 2 |
16.09 20.09 |
История страны – история семьи. |
2 |
Комбинированный урок |
||||||
3 4 |
23.09 27.09 |
Моя родословная. |
2 |
Мини – лекция. |
Аналитическое чтение |
|||||
5 6 |
30.09 4.10 |
Сбор материала по теме “ Судьба моего родственника”. Создание презентаций. |
2 |
Мини – лекция. |
||||||
7 8 |
7.10 11.10 |
Семья и ее роль в жизни. |
2 |
Комбинированный урок |
Чтение-погружение. |
|||||
9 10 |
14.10 18.10 |
Традиции и обычаи моей семьи. |
2 |
Лекция |
Составление хронологической таблицы |
|||||
11 12 |
21.10 25.10 |
Профессия моих предков. |
2 |
Комбинированный урок. |
Мини - доклады |
|||||
13 14 |
28.10 1.11 |
Семейные реликвии. |
2 |
Комбинированный урок |
||||||
15 16 |
4.11 8.11 |
Старая фотография рассказала. |
2 |
Урок –лекция |
||||||
17 18 |
11.11 15.11 |
Орден в моей семье. |
2 |
Комбинированный урок |
||||||
19 20 |
18.11 22.11 |
Традиции моей семьи. |
2 |
Комбинированный урок |
||||||
21 22 |
25.11 29.11 |
Понятие “ Малая Родина”. |
2 |
Комбинированный урок |
||||||
23 24 |
2.12 6.12 |
Место края в истории России. |
2 |
Комбинированный урок |
Доклады по краеведению |
|||||
25 26 |
9.12 13.12 |
Общая характеристика ХМАО-Югры |
2 |
Комбинированный урок |
А) климат; |
|||||
27 28 |
16.12 20.12 |
Природа родного края. |
2 |
Комбинированный урок |
Сам. работа |
|||||
29 30 |
23.12 27.12 |
Знай и изучай свой край. |
2 |
Комбинированный урок |
Доклады |
|||||
31 32 |
3.01 6.01 |
Загадочный мир названий. |
2 |
Комбинированный урок |
Творческая работа |
|||||
33 34 |
10.01 13.01 |
Локальное изучение окрестности. |
2 |
Комбинированный урок |
||||||
35 36 |
17.01 20.01 |
Топонимика как наука. |
2 |
Комбинированный урок |
||||||
37 38 39 |
24.01 27.01 31.01 |
«Помнит вся Россия про день Бородина…» |
3 |
Комбинированный урок |
||||||
40 41 |
3.02 7.02 |
«Слава российского флота» |
2 |
Интегрированный урок (литерат. чтение) |
Сообщения, сочинение. Изложение. |
|||||
42 43 |
10.02 14.02 |
Мы против терроризма |
2 |
Комбинированный урок |
Коллективное создание диафильма. |
|||||
44 45 |
17.02 21.02 |
Диспут «За что любят Родину?» |
2 |
Лекция |
Сочинение |
|||||
46 47 |
24.02 28.02 |
Национальности России |
2 |
Лекция |
||||||
48 49 50 |
3.03 7.03 10.03 |
Есть такая профессия – Родину защищать. Воины-интернационалисты. |
3 |
Комбинированный урок |
||||||
51 52 |
14.03 17.03 |
Основной закон государства |
2 |
Комбинированный урок |
||||||
53 54 |
21.03 24.03 |
Родина в стихах русских поэтов. Конкурс чтецов. |
2 |
Комбинированный урок |
||||||
55 56 |
28.03 31.03 |
Земляки – Герои Советского Союза. |
2 |
Комбинированный урок |
Мини-доклады. Сочинения – рассуждения. |
|||||
57 58 59 |
4.04 7.04 11.04 |
… Это нужно не мертвым, это нужно живым. |
3 |
Комбинированный урок |
||||||
60 61 |
14.04 18.04 |
Дети войны. Пионеры-герои. |
2 |
Комбинированный урок |
||||||
62 63 |
21.04 25.04 |
Полководцы победы |
2 |
Комбинированный урок |
||||||
64 65 |
28.04 2.05 |
Песни великой отечественной войны |
2 |
Комбинированный урок |
||||||
66 67 |
5.05 9.05 |
Дорогая моя столица |
2 |
Комбинированный урок |
||||||
68 |
12.05 |
Итоговый тест |
1 |
Урок-контроль |