РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Фото- и мульти- проекты»
Программа
внеурочной деятельности
«Фото- и мульти- проекты»
в 10-11 классах
общекультурного направления
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)).
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Для составления программы внеурочной деятельности использовались следующие нормативные акты:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у школьников интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Также позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными графическими и мультимедиа редакторами, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данных программных продуктов. Использование программных продуктов для создания спецэффектов, фонов, текстуры для телевидения, кинематографа и сети интернет, способствует развитию творческих способностей и общему культурному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, создавать творческие проекты, а также совершенствовать навыки творческого подхода по создания фотопроектов, своих фотоальбомов, мультфильмов социального направления.
Цель: овладение опытом практической деятельности по созданию фото- и мульти- проектов полезных для человека и общества.
Задачи:
Ø обогащение и расширение знаний в области информатики, применяя графические редакторы для создания фото- и мульти- проектов;
Ø научиться применять все функции графических редакторов;
Ø создать условия для реализации индивидуальных творческих интересов через творческие проекты;
Ø воспитывать трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Содержание занятий представляет собой введение в мир графических редакторов, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – информатики. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы «Фото- и мульти- проекты», основаны на любознательности учащихся, которую следует поддерживать и направлять для реализации.
Для эффективности работы по программе желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Продолжительность каждого занятия - 45 минут. Данная программа рассчитана на 2 года, 36 часов (18 часов в год).
Принципы программы:
Ø Актуальность
Развитие информационно – коммуникационных технологий для дальнейшего профессионального самоопределения .
Научность
Информатика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть творческий подход к предмету, делать выводы, обобщения.
Ø Практическая направленность
Содержание группового занятия направлено на решение творческих проектов, их связь с практической деятельностью, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных олимпиадах и других творческих конкурсах.
Ø Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к информатике как науке информационно-математического направления, во-вторых, успешное освоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по информатике и социально-информационных конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся при работе по программе:
Ø творческие проекты по созданию фотографий, мультипликаций, мультфильмов;
Ø оформление школьных стенгазет, информационных газет, школьного сайта, мульти-проектов для учащихся;
Ø участие в олимпиаде по информатике, творческих конкурсах;
Ø знакомство с научно-популярной литературой, связанной с графическими редакторами;
Ø проектная деятельность, творческие работы;
Ø самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Планируемые результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Личностные УУД: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной, письменной речи, с помощью IT-технологий (на уровне одного предложения, небольшого текста, образцов рисунков на ПК). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Регулятивные УУД: Учиться высказывать своё предположение (версию), учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Уровни результатов внеурочной деятельности:
Первый уровень – приобретение учащимися знаний графических редакторов, знаний по информатике и информационным технологиям; умения работать в данных сферах деятельности.
Второй уровень – получение учащимися опыта самостоятельно выполнять проекты, мультипликационные ролики по разнообразным темам.
Ориентирование выполненных результатов:
Ø участие в олимпиадах;
Ø исследовательская работа;
Ø проектная деятельность;
Ø наблюдение;
Ø участие в региональных и всероссийских конкурсах;
Ø выставки.
Структура программы
№ | Наименование раздела | Кол-во часов | Форма контроля |
1 | Графический редактор «Photoshop» | 11 5 2 | Теоретический материал Практическая работа Проектная деятельность |
2 | Программы «Animator» и «Pivot» | 10 6 1 | Теоретический материал Практическая работа Проектная деятельность |
Содержание программы
1. Вводное занятие (2 ч).
Особенности организации внеурочной деятельности «Фото- и мульти- проекты». Правила поведения на занятиях. Формирование партнерских отношений в группе, самодисциплины, умения организовывать себя. Техника безопасности.
2. Графический редактор «Photoshop» (2 ч).
Знакомство с графическим редактором «Photoshop». Изучение всевозможных функций графического редактора, необходимых для работы учащихся. Запуск и работа в программе «Photoshop».
3. Редактирование фотографий (3 ч).
Правила редактирования фотографий, изменение размеров, цвета, поворот фотографий, добавление эффектов.
4. «Action» - быстрая обработка фотографий (3 ч).
Знакомство с инструментом «Action». Алгоритм работы с инструментом «Action». Обработка большого числа фотографий с помощью «Action».
5. Текст на фотографии. Виды текста (3 ч).
Тексты в графическом редакторе «Photoshop». Различные виды текстов: металлический, движущийся, каплями дождя и др. Алгоритм вставки текста на фотографию. Создание этикеток, буклетов, баннеров.
6. Фоторамка и их виды. (2 ч).
Фоторамки и их различные виды. Создание фоторамки на фотографии. Эффекты фоторамок.
7. Создание коллажа (2 ч).
Знакомство и выполнения коллажа из фотографий. Виды коллажей. Способы создания коллажа.
8. Проектная деятельность «Идеальный коллаж в моем понимании» (1 ч).
Примеры создания коллажа из домашних фотографий. Формирование творческого мышления.
9. Стенгазета «Жизнь школы» (1 ч).
Подбор фотографий для создания стенгазеты. Правила публикаций стенгазет. Выделение главного материала из существующего. Формирование партнерских отношений в группе. Формирования творческого мышления.
10. Уроки рисования (2 ч).
Алгоритм создание рисунков для анимации. Правила рисования. Схемы создания первых анимационных картинок. Формирование творческого мышления. Формирование логического мышления.
11. Настройки слоёв: тень, прозрачность, размытие (1ч).
Знакомство с изменением слоев. Правила настройки слоёв. Создание тени, прозрачности, размытие фигуры. Формирование творческих способностей.
12. Знакомство с «Animator» и «Pivot» (2 ч).
Знакомство с программами «Animator» и «Pivot». Изучение функций и инструментов в «Animator» и «Pivot». Формирование партнерских отношений в группе.
13. Сравнение «Animator» и «Pivot» (1 ч).
Сравнение двух программных продуктов, определение плюсов и минусов «Animator» и «Pivot». Правила работы в «Animator» и «Pivot».
14. Работа в «Animator» (3ч).
Алгоритм создания мультфильмов в «Animator». Применение спецэффектов, различных инструментов. Формирование умений правильно задавать вопросы, находить ответы на поставленные вопросы.
15. Работа в «Pivot» (3ч).
Алгоритм создания мультфильмов в «Pivot». Применение спецэффектов, различных инструментов. Формирование творческого мышления.
16. Создание Gif-анимации (2ч).
Знакомство с Gif-анимацией. Создание Gif-анимации для сайта. Формирование творческого мышления.
17. Создание первых мультфильмов (2ч).
Формирования нестандартного мышления. Развитие творческих способностей. Решение поставленных задач по алгоритму.
18. Проектная деятельность «Мой мультфильм» (1ч).
Применение графических редакторов и их функция для создания мультфильма. Формирование творческого мышления.
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся
1 год обучения (10 класс)
№ п/п | Тема | Кол–во часов | Дата | Вид деятельности | Личностные УУД | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД |
| Вводное занятие | 1 |
| Знакомство с правилами поведения на уроках «Фото- и мульт- проекты». Техника безопасности. | Формирование партнерских отношений, самодисциплина, уважение окружающих. | Актуализация полученных знаний по технике безопасности. Анализ правил техники безопасности. | Составляют план и последовательность действий. | Выражают свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. |
| Графический редактор «Photoshop» | 2 |
| Знакомство с графическим редактором «Photoshop». Изучение функций графического редактора и работы в нём. | Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. | Умение заменять термины определениями. Анализ условий и требования поставленных действий. Умение использовать функций графического редактора для решения поставленной задачи. | Составляют план и последовательность действий. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. |
| Редактирование фотографий | 3 |
| Работа в графическом редакторе «Photoshop» с фотографиями. | Умение работать в группе. Равноправное отношение к своим одноклассникам. | Умение редактировать фотографии с использованием различных функций графического редактора и спецэффектов. | Вносят в способы редактирования фотографий свои методы действий. | Выражают свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. |
| «Action» - быстрая обработка фотографий | 3 |
| Работа с большим количеством фотографий в «Photoshop» | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения поставленной задачи. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| Текст на фотографии. Виды текста. | 3 |
| Работа с текстами на фотографии. Знакомство с видами текста. | Умения работать по алгоритму. Доброжелательное отношение к окружающим. | Самостоятельно создают алгоритмы вставки текста на фотографии. Умение применять все виды текста на фотографии. | Составляют план и последовательность действий. Вносят дополнения и коррективы в способы своих действий. | Учатся отстаивать свою точку зрения, прислушиваются к мнениям окружающих |
| Фоторамка и их виды | 2 |
| Работа в графическом редакторе с применением инструмента «Фоторамка». | Умение работать в группе. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. |
| Создание коллажа | 2 |
| Работают в «Photoshop» по созданию коллажа. | Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. | Проводят анализ способов решения поставленных задач с использованием коллажа с точки зрения их рациональности и экономичности. | Составляют план и последовательность действий. Оценивают достигнутый результат. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| Проектная деятельность «Идеальный коллаж в моём понимании» | 1 |
| Проектная деятельность | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | Умеют выбирать необходимые фотографии по смыслу и создавать «идеальный коллаж», применяя различные инструменты и спецэффекты. Обосновывают свой способ их создания. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. |
| Стенгазета «Жизнь школы» | 1 |
| Работа со стенгазетой | Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации из данных фотографий. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы размещения фотографий на стенгазете. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической и творческой деятельности. |
2 год обучения (11 класс) | ||||||||
№ п/п | Тема | Кол–во часов | Дата | Вид деятельности | Личностные УУД | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД |
| Вводное занятие | 1 |
| Знакомство с правилами поведения на уроках «Фото- и мульт- проекты». Техника безопасности. | Формирование партнерских отношений, самодисциплина, уважение окружающих. | Актуализация полученных знаний по технике безопасности. Анализ правил техники безопасности. | Составляют план и последовательность действий. | Выражают свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. |
| Уроки рисования | 2 |
| Работа в графических редакторах по созданию анимационных рисунков. | Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. Умение работать в группе. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выбирают из большого количества информации полезную и необходимую. Умение рисовать предметы, приводя их в движение. | Составляют план и последовательность действий. Вносят корректировки и дополнения к своим действиям. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
12. | Настройки слоёв: тень, прозрачность, размытие | 1 |
| Работа в графическом редакторе с настройками слоёв | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. | Выделение алгоритмов настройки слоёв: тень, прозрачность, размытие из большого количества информации. Выбирают наиболее эффективные способы решения поставленных задач в зависимости от конкретных условий. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. |
13. | Знакомство с «Animator» и «Pivot» | 2 |
| Знакомство с программами «Animator» и «Pivot». Изучение их функций. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Узнают функции и инструменты программных продуктов «Animator» и «Pivot» | Составляют план и последовательность действий. Вносят дополнения и коррективы в способы своих действий. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
14. | Сравнение «Animator» и «Pivot». | 1 |
| Сравнение «Animator» и «Pivot», определение плюсов и минусов каждого из программных продуктов. | Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. | Выделяют объекты и функции каждого программного продукта. Выбирают наиболее эффективную программу, связывая с практикой. Выделяют плюсы и минусы данных продуктов. | Составляют план и последовательность действий. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. |
| Работа в «Animator» | 3 |
| Работа с программой «Animator» | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Доброжелательное отношение к окружающим. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Умение применять все инструменты и функции в программе «Animator». Выбирают из большого количества информации полезную и необходимую. | Составляют план и последовательность действий. Умение работать по алгоритму. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. |
| Работа в «Pivot» | 3 |
| Работа с программой «Pivot» | Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Умение применять все инструменты и функции в программе «Pivot». Выбирают из большого количества информации полезную и необходимую. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
17. | Создание Gif-анимации | 2 |
| Работа с программными продуктами «Animator» и «Pivot». Работа с сайтом. | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Доброжелательное отношение к окружающим. | Создание алгоритмов работы по созданию Gif-анимации. Выделение положительных функций по созданию Gif-анимации. Создание Gif-анимации для сайта. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении полученных результатов. |
18. | Создание первых мультфильмов | 2 |
| Работа с программами | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Доброжелательное отношение к окружающим. | Выбирают наиболее эффективные методы создания мультфильма в зависимости от конкретных условий. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения поставленной задачи. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. |
| Проектная деятельность «Мой мультфильм» | 1 |
| Проектная деятельность | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Доброжелательное отношение к окружающим. | Применение полученных знаний по созданию мультфильмов на практике. Выбирают, сопоставляют и обосновывают полученные методы создания мультфильмов. | Составляют план и последовательность действия для достижения поставленной цели. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечение курса внеурочной деятельности
Перечень оборудования кабинета для реализации программы, включая мультимедийное
Материально-техническое обеспечение:
Ø Мультимедийный проектор
Ø ПК, ОС Windows 7
Ø Принтер лазерный
Ø Сканер
Ø Интерактивная доска
Ø Аудио-колонки
Научно-методическое обеспечение
Ø интернет-ресурсы: http://pivotanimator.net.
Ø мультимедийный блок;
Ø компьютерная программа «Photoshop», «Pivot», «Animator»
Ø методические пособия: [1], [2], [3],[4], [5], [6].
Список информационных источников
1. Лендер, С. Photoshop CS с нуля [Текст]/ С. Лендер, И. Нечаев. – М.: Изд-во Лучшие книги, 2005. – 320 с.
2. Волкова, Е. Photoshop CS2. Художественные приемы и профессиональные хитрости [Текст]/ Е. Волкова. – СПб: Изд-во Питер, 2006. – 256 с.
3. Гурский, Ю. Photoshop CS. Трюки и эффекты [Текст] / Ю. Гурский, А. Васильев. – СПб: Изд-во Питер, 2004. – 560 с.
4. Мединов, О. Photoshop. Мультимедийный курс [Текст] / О. Мединов. – СПб.: Изд-во Питер, 2008. – 368 с.
5. Лукьянова, З. 300 уроков Photoshop [Текст] / З. Лукьянова. – М.: ЭКСМО, 2005. – 436 с.
6. Хитрук, Ф. Профессия – аниматор [Текст]: в 2-х томах / Ф. Хитрук. – М.: Изд-во Галтри, 2008. – 304 с.
7. Капков, С. Энциклопедия отечественной мультипликации [Текст] / С. Капков. – М.: Алгоритм-книга, 2007. – 813 с.
8. Программный продукт «Pivot» [Электронный ресурс] -
http://pivotanimator.net.
9. Асмолов, А.Г., Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст]: система заданий: пособие для учителя, 2-е изд. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
Теги публикации
Программа внеурочной деятельности