Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Психология общения
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКОЕ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №1 (ТЕХНИКУМ)»
Департамента спорта и туризма города Москвы
(ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта)
__________________________________________________________________
Рабочая программа учебной дисциплины
ОГСЭ.03 Психология общения
код специальности/ специальность | 49.02.01 Физическая культура (углубленной подготовки) |
Москва 2019
ОДОБРЕНО Предметной (цикловой) комиссией Общего гуманитарного и социально-экономического цикла Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г. | Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.01 Физическая культура (углубленной подготовки) и на основе учебного плана |
Председатель П(Ц)К | Заместитель директора по УР |
___________ /___________ | |
| «___» ___________ 20___ г. |
Разработчик (автор):
стр. | ||
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 | |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 | |
условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины | 16 | |
Контроль и оценка результатов ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ дисциплины | 19 |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
ОГСЭ.03 Психология общения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Психология общения является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Дисциплина «Психология общения» входит в ОГСЭ – общегуманитарный и социально-экономический учебный цикл программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
Содержание дисциплины «Психология общения» ориентировано на овладение обучающимися общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК), подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей (ПМ) ППССЗ по специальности 49.02.01 Физическая культура (углубленной подготовки).
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.
ПК 1.2. Проводить учебно-тренировочные занятия.
ПК 1.3. Руководить соревновательной деятельностью спортсменов.
ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.
ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.
ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию.
ПК 1.7. Подбирать, эксплуатировать и готовить к занятиям и соревнованиям спортивное оборудование и инвентарь.
ПК 1.8. Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов.
ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.
ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 2.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 2.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий, и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.
ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.
ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 87 часов, в том числе:
обязательных аудиторной учебных занятий – 58 часов, самостоятельной работы обучающегося – 29 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 87 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 58 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 29 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 29 |
в том числе: | |
подготовка к аудиторным занятиям (изучение учебного материала занятия, работа с конспектом лекций, учебником, дополнительными источниками) | 6 |
подготовка к контрольным работам, дифференцированному зачету | 2 |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | не предусмотрено |
выполнение индивидуального (проектного) задания | 4 |
решение ситуационных задач | 2 |
подготовка презентаций (по темам) | 4 |
составление кроссворда | 2 |
выполнение упражнений для речевого тренинга | 1 |
подготовка эссе и сообщений | 4 |
составление таблиц | 4 |
Промежуточная аттестация в форме 8 семестр | дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план учебной дисциплины ОГСЭ.03 Психология общения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Ознакомление с общей характеристика процесса общения. Общение, как нравственно психологическая проблема. | Содержание учебного материала | 20 | |
1. Понятие «общение» в психологии. Функции общения. Сущность и структура общении 2. Общение как коммуникация 3. Общение как взаимодействие 4. Социальная перцепция и восприятие людьми друг друга | 2 2 2 2 | 2 | |
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | | |
Практические занятия 1. Введение в психологию общения. 2. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) 3. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) 4. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) 5. Тренинг «Общение» | 2 2 2 2 2 | ||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | | ||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с основными и дополнительными источниками. подготовка сообщения по теме «Социальная роль общения. Единство общения и деятельности» Написание эссе на тему «Умение контролировать себя в общении…» Составление кроссворда по темам «Интерактивная функция общения», «Восприятие и понимание людьми друг друга» (по выбору студента) Подготовка презентации на тему: «Стили общения» | 8 | ||
Тема 2. Невербальная коммуникация | Содержание учебного материала | 8 | |
1. Этапы общения. Структура речевого общения. Средства. Язык. Интонация. Мимика. Жесты. Расстояние. 2. Невербальное общение. Невербальные средства общения. Зоны общения. Поза. Походка. Жесты. Вербальные средства общения. | 2 2 | 2-3 | |
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | | | |
Практические занятия 1. «Невербальные средства общения» 2. «Упражнение по применению навыков вербального и невербального общения в деловой беседе» | 2 2 | ||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | | ||
Работа с дополнительными источниками (изучение учебного материала), Письменно ответить на вопросы. Решение ситуационных задач. Составить таблицу на тему: «Мимические коды эмоциональных состояний» | 6 | ||
Тема 3. Изучение основ делового общения | Содержание учебного материала | 4 | |
Беседа как основная форма делового общения. Деловые беседы. Деловые переговоры. Особенности общения с иностранными партнерами. | 2 | 2-3 | |
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | | | |
Практические занятия 1. Методы исследования общения (навыки ведения диспута, развитие навыков публичного выступления, на умение аргументировать и убеждать) | 2 | ||
Контрольные работы (не предусмотрены) | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | | ||
Работа с дополнительными источниками (изучение учебного материала), подготовка сообщения на тему: «Главные отличия в деловых переговорах между Востоком и Западом» | 2 | ||
| Итого за семестр: | 32+16 с.р. | |
Тема 4. Анализ конфликтов в различных сферах человеческого взаимодействия | Содержание учебного материала | 12 | |
1. Понятие, виды, структура межличностных и межгрупповых конфликтов 2. Функции конфликтов, стратегии поведения в конфликтных ситуациях 3. Предупреждение и разрешение конфликтов | 2 2 2 | 3 | |
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | | | |
Практические занятия 1. Трансактный анализ. Конфликты. Техника эффективного взаимодействия. 2. Тренинг «конфликтная ситуация» | 4 2 | ||
Контрольные работы (не предусмотрены) | | ||
Самостоятельная работа обучающегося Работа с дополнительными источниками (изучение учебного материала), Анализ конфликтных ситуаций по алгоритму. Создание презентации на тему: «Конфликты в образовательном учреждении» Создание таблицы: «Виды конфликтов» |
6 | ||
Тема 5. Служебный этикет | Содержание учебного материала | 8 | 2-3 |
1. Основные нормы этикета и их регуляционные функции в коммуникативных взаимодействиях 2. Основные нормы этикета и их регуляционные функции в коммуникативных взаимодействия Нормы и правила делового протокола в коммуникативной культуре | 2 2 | ||
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | | | |
Практические занятия 1. Этические формы общения. 2. Формы делового общения и характеристики | 2 2 | ||
Контрольные работы (не предусмотрены) | |
| Самостоятельная работа обучающихся | | |
Работа с учебником и конспектом лекций (изучение учебного материала) Индивидуальный проект «Способы организации коммуникативной деятельности педагога по физической культуре» | 4 | ||
Тема 5. Искусство самопрезентации | Содержание учебного материала | 6 | 2-3 |
1. Имидж делового человека. Внешний вид делового человека. Телесный иммидж. 2. Модели поведения. Самоподача в общении. | 2 1 | | |
Лабораторные занятия (не предусмотрены) | - | ||
Практические занятия 1. Правила социальной привлекательности 2. «Публичное выступление и искусство самопрезентации» | 2 1 | ||
Контрольные работы (не предусмотрены) | | ||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение упражнений для речевого тренинга Подготовка к дифференцированному зачету. | 3 |
| Итого: за семестр | 26+13с.р. | |
| Всего: | 58+29 с.р | |
3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины ОГСЭ.03 Психология общения требует наличия учебного кабинета с возможностью свободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся и мультимедийного оборудования, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя,
доска маркерная магнитная,
комплект учебно-методической литературы,
дидактические материалы, таблицы, схемы.
Технические средства обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением,
мультимедийное обеспечение
экран на штативе
мультимедийное оборудование
интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Психология общения, Ростов на Дону: Феникс, 2015. – 317 с.
Дополнительная литература
Столяренко Л.Д., Социальная психология, М., 2012.
Борг Д., Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей, М.: Претекст, 2011.
Донских А., Убедить. Призвать. Добиться своего! Речевое воздействие на собеседника, М.: Речь, 2011.
Г.И. Колесникова, Манипуляции. Техники успешного общения, Ростов на/Д.: Феникс, 2011.
Хасан Б. И., Сергоманов П. А., Психология конфликта и переговоры, М.: Академия, 2003.
Жуков В., Коммуникативная компетентность, М. 1991.
Громова О.Н., Конфликтология, М.: 1993.
Интернет-источники
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru.
Научный портал "ТЕОРИЯ.РУ". - http://teoriya.ru.
Научная электронная библиотека. - http://elibrary.ru.
Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru.
3.3. Учебно-методический комплекс (УМК) учебной дисциплины
«Психология общения»
выписка из учебного плана;
ФГОС СПО (по специальности);
рабочая программа и календарно-тематический план учебной дисциплины «Психология общения»;
планы-конспекты учебных занятий;
презентации к учебным занятиям (по темам);
наглядные дидактические материалы, в т.ч. электронные;
контрольно-оценочные средства: дидактические материалы для проведения входного, текущего, административного контроля знаний, промежуточной аттестации;
дидактический раздаточный материал (по разделам, темам);
методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы;
методические разработки (указания) по изучению отдельных тем учебной дисциплины;
методические разработки (указания) для обучающихся по изучению отдельных тем учебной дисциплины, представляющих наибольшую сложность при усвоении;
дидактические материалы для организации работы со слабоуспевающими обучающимися.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ОГСЭ.03 Психология общения осуществляется преподавателем:
в ходе оценки ответов обучающихся при проведении устного опроса, участия обучающихся в дискуссиях, семинарах;
в процессе проведения практических занятий;
по итогам выполнения аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы;
при решении учебных задач и моделировании ситуаций практической направленности;
проведения тестирования (выполнения контрольной работы), дифференцированного зачета;
выполнения обучающимися заданий творческого и исследовательского характеров, индивидуального проекта.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых общих и профессиональных компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; | ОК1-ОК7, ОК9,ОК11, ПК1.2-1.4, ПК2.2-2.4, ПК3.3-3.5 | фронтальная беседа; оценка выполнения самостоятельной (внеаудиторной) работы по темам; оценка выполнения практических занятий (по темам); наблюдение и оценка деятельности обучающегося в ходе освоения программы учебной дисциплины; |
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; | ОК1-ОК7, ОК9,ОК11, ПК1.2-1.4, ПК2.2-2.4, ПК3.3-3.5 | устный опрос; оценка выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы (по темам) ; оценка выполнения практических занятий (по темам); наблюдение и оценка деятельности обучающегося в ходе освоения программы учебной дисциплины; |
знать: взаимосвязь общения и деятельности; | ОК1-9, ОК11, ПК1.1-1.8, ПК2.1-2.4, ПК3.3-3.5 | устный опрос; оценка выполнения практических занятий; оценка выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы (по темам); |
цели, функции, виды и уровни общения; | ОК1-9, ОК11, ПК1.1-1.8, ПК2.1-2.6, ПК3.1-3.5 | устный опрос; тестирование; оценка выполнения практических занятий; оценка выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы (по темам); |
виды социальных взаимодействий; | ОК1-3, ОК5- 7, ОК9, ОК11, ПК1.2-1.4, ПК1.6, ПК2.1-2.4; ПК3.3,3.5. | устный опрос; тестирование; оценка выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы (по темам); оценка выполнения практических занятий (по темам); |
механизмы взаимопонимания в общении; | ОК1-3, ОК5- 7, ОК9, ОК11, ПК1.2-1.4, ПК1.6, ПК2.1-2.4; ПК3.3,3.5. | устный опрос; оценка выполнения практических занятий; оценка выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы (по темам); |
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения | ОК1-3, ОК5- 7, ОК9, ОК11, ПК1.2-1.4, ПК1.6, ПК2.1-2.4; ПК3.3,3.5. | фронтальная беседа; оценка выполнения практических занятий; оценка выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы; наблюдение и оценка деятельности обучающегося в ходе освоения программы учебной дисциплины; |
этические принципы общения; | ОК5-6, ОК9 ПК1.2-1.4, ПК1.6, ПК2.2-2.3, ПК3.5 | оценка выполнения практических занятий; наблюдение и оценка деятельности обучающегося в ходе освоения программы учебной дисциплины; |
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; | ОК1-3, ОК5- 7, ОК9, ОК11, ПК1.2-1.4, ПК1.6, ПК2.1-2.4; ПК3.3,3.5. | фронтальная беседа; оценка выполнения практических занятий; оценка выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы; наблюдение и оценка деятельности обучающегося в ходе освоения программы учебной дисциплины; |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Формирование базы знаний | посещение занятий участие в обсуждении различных вопросов на практических занятиях наличие на практических занятиях требуемых литературных источников наличие выполненной внеаудиторной работы |
Формирование навыков практического использования знаний | надлежащее изучение литературных источников наличие правильно выполненной контрольной работы, тестирования по темам |
Проверка усвоения материала | степень активности и эффективности участия обучающегося по итогам каждого практического занятия степень готовности обучающегося к участию в практическом занятии, как интеллектуальной, так и материально-технической степень правильности внеаудиторной и аудиторной работы правильность и обоснованность представленных решений самостоятельных задач контрольная работа, дифференцированный зачет |
Критерии оценки | |
Формирование базы знаний | отсутствие пропусков занятий по неуважительной причине участие в обсуждении различных вопросов на каждом практическом занятии требуемые для занятий материалы (учебник, тетрадь и проч.) в наличии задания для внеаудиторной самостоятельной работы своевременно выполнены |
Формирование навыков практического использования знаний | решения задач самостоятельно выполнены и представлены в требуемой форме обучающийся может обосновать применение тех или иных приемов для выполнения внеаудиторной работы обучающийся активно использует дополнительные источники информации (в т.ч. Интернет-ресурсы) |
Проверка усвоения материала | практические занятия выполнены в соответствии с методическими указаниями представление внеаудиторной работы соответствуют требованиям по содержанию и оформлению тестовые задания (контрольная работа) решены самостоятельно, в отведенное время, результат выше пороговых значений в ходе дифференцированного зачета обучающийся показывает полные (достаточные) знания материала, логично и аргументировано отвечает на поставленный вопрос, а также дополнительные вопросы, показывает высокий (достаточный) уровень усвоения материала. |
2