12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Игоревна Блинова4500
Почетный работник образования Москвы. Высшая квалификационная категория. Девиз в работе и в жизни: «Если мечтаешь увидеть радугу, то не бойся попасть под дождь!»
Россия, Москва, Москва

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКОЕ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №1 (ТЕХНИКУМ)»

Департамента спорта и туризма города Москвы

(ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта)

__________________________________________________________________









Рабочая программа учебной дисциплины

ОГСЭ.03 Психология общения



код специальности/

специальность


49.02.01 Физическая культура

(углубленной подготовки)

















Москва 2019

ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой) комиссией

Общего гуманитарного и социально-экономического цикла

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.


Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.01

Физическая культура

(углубленной подготовки)

и на основе учебного плана




Председатель П(Ц)К

Заместитель директора по УР

___________ /___________



«___» ___________ 20___ г.




Разработчик (автор):











СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины

16

Контроль и оценка результатов ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ дисциплины

19



1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

ОГСЭ.03 Психология общения

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Психология общения является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки).


1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

Дисциплина «Психология общения» входит в ОГСЭ – общегуманитарный и социально-экономический учебный цикл программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).


1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

Содержание дисциплины «Психология общения» ориентировано на овладение обучающимися общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК), подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей (ПМ) ППССЗ по специальности 49.02.01 Физическая культура (углубленной подготовки).

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.

ПК 1.2. Проводить учебно-тренировочные занятия.

ПК 1.3. Руководить соревновательной деятельностью спортсменов.

ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.

ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.

ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию.

ПК 1.7. Подбирать, эксплуатировать и готовить к занятиям и соревнованиям спортивное оборудование и инвентарь.

ПК 1.8. Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов.

ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.

ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

ПК 2.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий, и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.

ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 87 часов, в том числе:

обязательных аудиторной учебных занятий – 58 часов, самостоятельной работы обучающегося – 29 часов.

















2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

87

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

58

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

29

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

29

в том числе:


подготовка к аудиторным занятиям

(изучение учебного материала занятия, работа с конспектом лекций, учебником, дополнительными источниками)

6

подготовка к контрольным работам, дифференцированному зачету

2

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

не предусмотрено

выполнение индивидуального (проектного) задания

4

решение ситуационных задач

2

подготовка презентаций (по темам)

4

составление кроссворда

2

выполнение упражнений для речевого тренинга

1

подготовка эссе и сообщений

4

составление таблиц

4

Промежуточная аттестация в форме

8 семестр

дифференцированного зачета



2.2. Тематический план учебной дисциплины ОГСЭ.03 Психология общения


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Ознакомление с общей характеристика процесса общения. Общение, как нравственно психологическая проблема.

Содержание учебного материала

20


1. Понятие «общение» в психологии. Функции общения. Сущность и структура общении

2. Общение как коммуникация

3. Общение как взаимодействие

4. Социальная перцепция и восприятие людьми друг друга

2

2

2

2

2

Лабораторные занятия (не предусмотрены)

-


Практические занятия

1. Введение в психологию общения.

2. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

3. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

4. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

5. Тренинг «Общение»



2

2

2

2

2

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основными и дополнительными источниками. подготовка сообщения по теме «Социальная роль общения. Единство общения и деятельности»

Написание эссе на тему «Умение контролировать себя в общении…»

Составление кроссворда по темам «Интерактивная функция общения», «Восприятие и понимание людьми друг друга» (по выбору студента)

Подготовка презентации на тему: «Стили общения»




8


Тема 2.

Невербальная коммуникация

Содержание учебного материала

8

1. Этапы общения. Структура речевого общения. Средства. Язык. Интонация. Мимика. Жесты. Расстояние.

2. Невербальное общение. Невербальные средства общения. Зоны общения. Поза. Походка. Жесты. Вербальные средства общения.

2



2

2-3

Лабораторные занятия (не предусмотрены)



Практические занятия

1. «Невербальные средства общения»

2. «Упражнение по применению навыков вербального и невербального общения в деловой беседе»


2

2

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся


Работа с дополнительными источниками (изучение учебного материала),

Письменно ответить на вопросы. Решение ситуационных задач.

Составить таблицу на тему: «Мимические коды эмоциональных состояний»


6

Тема 3.

Изучение основ делового общения




Содержание учебного материала

4

Беседа как основная форма делового общения. Деловые беседы. Деловые переговоры. Особенности общения с иностранными партнерами.

2

2-3


Лабораторные занятия (не предусмотрены)



Практические занятия

1. Методы исследования общения (навыки ведения диспута, развитие навыков публичного выступления, на умение аргументировать и убеждать)


2

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся


Работа с дополнительными источниками (изучение учебного материала), подготовка сообщения на тему: «Главные отличия в деловых переговорах между Востоком и Западом»

2


Итого за семестр:

32+16 с.р.

Тема 4.

Анализ конфликтов в различных сферах человеческого взаимодействия

Содержание учебного материала

12

1. Понятие, виды, структура межличностных и межгрупповых конфликтов

2. Функции конфликтов, стратегии поведения в конфликтных ситуациях

3. Предупреждение и разрешение конфликтов

2

2

2

3

Лабораторные занятия (не предусмотрены)



Практические занятия

1. Трансактный анализ. Конфликты. Техника эффективного взаимодействия.

2. Тренинг «конфликтная ситуация»



4

2

Контрольные работы (не предусмотрены)


Самостоятельная работа обучающегося

Работа с дополнительными источниками (изучение учебного материала), Анализ конфликтных ситуаций по алгоритму.

Создание презентации на тему: «Конфликты в образовательном учреждении»

Создание таблицы: «Виды конфликтов»


6

Тема 5.

Служебный этикет

Содержание учебного материала

8

2-3

1. Основные нормы этикета и их регуляционные функции в коммуникативных взаимодействиях

2. Основные нормы этикета и их регуляционные функции в коммуникативных взаимодействия Нормы и правила делового протокола в коммуникативной культуре

2

2

Лабораторные занятия (не предусмотрены)



Практические занятия

1. Этические формы общения.

2. Формы делового общения и характеристики


2

2

Контрольные работы (не предусмотрены)




Самостоятельная работа обучающихся



Работа с учебником и конспектом лекций (изучение учебного материала)

Индивидуальный проект «Способы организации коммуникативной деятельности педагога по физической культуре»


4

Тема 5.

Искусство самопрезентации


Содержание учебного материала

6

2-3

1. Имидж делового человека. Внешний вид делового человека. Телесный иммидж.

2. Модели поведения. Самоподача в общении.

2

1


Лабораторные занятия (не предусмотрены)

-

Практические занятия

1. Правила социальной привлекательности

2. «Публичное выступление и искусство самопрезентации»



2

1

Контрольные работы (не предусмотрены)


Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение упражнений для речевого тренинга

Подготовка к дифференцированному зачету.


3



Итого: за семестр

26+13с.р.



Всего:

58+29 с.р


3. Условия реализации учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Освоение программы учебной дисциплины ОГСЭ.03 Психология общения требует наличия учебного кабинета с возможностью свободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся и мультимедийного оборудования, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

Оборудование учебного кабинета:

посадочные места по количеству обучающихся,

рабочее место преподавателя,

доска маркерная магнитная,

комплект учебно-методической литературы,

дидактические материалы, таблицы, схемы.

Технические средства обучения:

персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением,

мультимедийное обеспечение

экран на штативе

мультимедийное оборудование

интерактивная доска.




3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература

Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Психология общения, Ростов на Дону: Феникс, 2015. – 317 с.

Дополнительная литература

Столяренко Л.Д., Социальная психология, М., 2012.

Борг Д., Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей, М.: Претекст, 2011.

Донских А., Убедить. Призвать. Добиться своего! Речевое воздействие на собеседника, М.: Речь, 2011.

Г.И. Колесникова, Манипуляции. Техники успешного общения, Ростов на/Д.: Феникс, 2011.

Хасан Б. И., Сергоманов П. А., Психология конфликта и переговоры, М.: Академия, 2003.

Жуков В., Коммуникативная компетентность, М. 1991.

Громова О.Н., Конфликтология, М.: 1993.

Интернет-источники

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru.

Научный портал "ТЕОРИЯ.РУ". - http://teoriya.ru.

Научная электронная библиотека. - http://elibrary.ru.

Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru.

3.3. Учебно-методический комплекс (УМК) учебной дисциплины

«Психология общения»

выписка из учебного плана;

ФГОС СПО (по специальности);

рабочая программа и календарно-тематический план учебной дисциплины «Психология общения»;

планы-конспекты учебных занятий;

презентации к учебным занятиям (по темам);

наглядные дидактические материалы, в т.ч. электронные;

контрольно-оценочные средства: дидактические материалы для проведения входного, текущего, административного контроля знаний, промежуточной аттестации;

дидактический раздаточный материал (по разделам, темам);

методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы;

методические разработки (указания) по изучению отдельных тем учебной дисциплины;

методические разработки (указания) для обучающихся по изучению отдельных тем учебной дисциплины, представляющих наибольшую сложность при усвоении;

дидактические материалы для организации работы со слабоуспевающими обучающимися.














4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины ОГСЭ.03 Психология общения осуществляется преподавателем:

в ходе оценки ответов обучающихся при проведении устного опроса, участия обучающихся в дискуссиях, семинарах;

в процессе проведения практических занятий;

по итогам выполнения аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы;

при решении учебных задач и моделировании ситуаций практической направленности;

проведения тестирования (выполнения контрольной работы), дифференцированного зачета;

выполнения обучающимися заданий творческого и исследовательского характеров, индивидуального проекта.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых общих и профессиональных компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;




ОК1-ОК7, ОК9,ОК11,

ПК1.2-1.4,

ПК2.2-2.4,

ПК3.3-3.5


фронтальная беседа;

оценка выполнения самостоятельной (внеаудиторной) работы по темам;

оценка выполнения практических занятий (по темам);

наблюдение и оценка деятельности обучающегося в ходе освоения программы учебной дисциплины;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

ОК1-ОК7, ОК9,ОК11,

ПК1.2-1.4,

ПК2.2-2.4,

ПК3.3-3.5

устный опрос;

оценка выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы (по темам) ;

оценка выполнения практических занятий (по темам);

наблюдение и оценка деятельности обучающегося в ходе освоения программы учебной дисциплины;

знать:

взаимосвязь общения и деятельности;





ОК1-9, ОК11,

ПК1.1-1.8, ПК2.1-2.4,

ПК3.3-3.5



устный опрос;

оценка выполнения практических занятий;

оценка выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы (по темам);

цели, функции, виды и уровни общения;


ОК1-9, ОК11,

ПК1.1-1.8, ПК2.1-2.6,

ПК3.1-3.5

устный опрос;

тестирование;

оценка выполнения практических занятий;

оценка выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы (по темам);

виды социальных взаимодействий;


ОК1-3, ОК5- 7,

ОК9, ОК11,

ПК1.2-1.4, ПК1.6,

ПК2.1-2.4;

ПК3.3,3.5.

устный опрос;

тестирование;

оценка выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы (по темам);

оценка выполнения практических занятий (по темам);

механизмы взаимопонимания в общении;

ОК1-3, ОК5- 7,

ОК9, ОК11,

ПК1.2-1.4, ПК1.6,

ПК2.1-2.4;

ПК3.3,3.5.

устный опрос;

оценка выполнения практических занятий;

оценка выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы (по темам);

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения

ОК1-3, ОК5- 7,

ОК9, ОК11,

ПК1.2-1.4, ПК1.6,

ПК2.1-2.4;

ПК3.3,3.5.

фронтальная беседа;

оценка выполнения практических занятий;

оценка выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы;

наблюдение и оценка деятельности обучающегося в ходе освоения программы учебной дисциплины;

этические принципы общения;


ОК5-6, ОК9

ПК1.2-1.4, ПК1.6,

ПК2.2-2.3,

ПК3.5

оценка выполнения практических занятий;

наблюдение и оценка деятельности обучающегося в ходе освоения программы учебной дисциплины;


источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;


ОК1-3, ОК5- 7,

ОК9, ОК11,

ПК1.2-1.4, ПК1.6,

ПК2.1-2.4;

ПК3.3,3.5.

фронтальная беседа;

оценка выполнения практических занятий;

оценка выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы;

наблюдение и оценка деятельности обучающегося в ходе освоения программы учебной дисциплины;





















Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Формирование базы знаний

посещение занятий

участие в обсуждении различных вопросов на практических занятиях

наличие на практических занятиях требуемых литературных источников

наличие выполненной внеаудиторной работы

Формирование навыков практического использования знаний




надлежащее изучение литературных источников

наличие правильно выполненной контрольной работы, тестирования по темам

Проверка усвоения материала

степень активности и эффективности участия обучающегося по итогам каждого практического занятия

степень готовности обучающегося к участию в практическом занятии, как интеллектуальной, так и материально-технической

степень правильности внеаудиторной и аудиторной работы правильность и обоснованность представленных решений самостоятельных задач

контрольная работа, дифференцированный зачет



Критерии оценки

Формирование базы знаний

отсутствие пропусков занятий по неуважительной причине

участие в обсуждении различных вопросов на каждом практическом занятии

требуемые для занятий материалы (учебник, тетрадь и проч.) в наличии

задания для внеаудиторной самостоятельной работы своевременно выполнены

Формирование навыков практического использования знаний

решения задач самостоятельно выполнены и представлены в требуемой форме

обучающийся может обосновать применение тех или иных приемов для выполнения внеаудиторной работы

обучающийся активно использует дополнительные источники информации (в т.ч. Интернет-ресурсы)

Проверка усвоения материала

практические занятия выполнены в соответствии с методическими указаниями

представление внеаудиторной работы соответствуют требованиям по содержанию и оформлению

тестовые задания (контрольная работа) решены самостоятельно, в отведенное время, результат выше пороговых значений

в ходе дифференцированного зачета обучающийся показывает полные (достаточные) знания материала, логично и аргументировано отвечает на поставленный вопрос, а также дополнительные вопросы, показывает высокий (достаточный) уровень усвоения материала.



2


Опубликовано в группе «Преподаватели специальных дисциплин СПО»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.