12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведева Валентина Николаевна69
2

Работа с контурной картой – одно из средств практического обучения истории.

Работа с контурной картой –

одно из средств практического обучения истории.



   Владение картографическими знаниями и умениями является не только формальным требованием образовательных стандартов к результатам образования выпускника школы, но и одним из условий успешной социализации личности в современном мире. Содержательная линия школьного курса истории «Историческое пространство» наряду с другими основными содержательными линиями «Историческое время» и «Историческое движение» традиционно включалась в программы и учебники по истории.
Она предусматривает изучение исторической карты России и мира в динамике отражённых на карте географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. Сегодня работе с картой должно быть уделено значительное место, так как карта – это не только источник знаний, но и средство развития критического мышления учащихся. Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.

    В отличие от других наглядных пособий карты лишь воспроизводят пространственно-временные структуры, используя абстрактный язык символов. Самым эффективным приемом развития пространственных представлений и формирование метапредметных умений является работа с контурными картами.

      Что такое контурная карта?

     Историческая контурная карта - это особый вид карт, позволяющий изобразить любые объекты, процессы, события с помощью условных обозначений. Контурные карты называются так потому, что на них обозначены только общие очертания тех или иных объектов.

       Контурные карты – одно из средств практического обучения истории.  

       Заполнение контурных карт на уроках истории способствует:

- лучшему усвоению материала;

- лучшему осмыслению и закреплению в памяти содержания исторической карты;

- развитию исследовательских умений и навыков,

- развитию их практических умений;

- развитию памяти, внимания, художественного воображения и пространственного восприятия;

- развитию навыков творчества, таких как выбор учениками цветных карандашей, определение размеров надписей, величина условных знаков, придумывание своих условных обозначений.

       Ученикам при работе с контурной картой должна быть отведена активная роль, которая не сводится только к бездумному перерисовыванию с образца. В своей деятельности они под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное. Учащиеся становятся более инициативными и самостоятельными. Эта работа даёт результат лишь в том случае, если она ведётся целенаправленно и систематически.

       Контурные карты могут применяться на различных этапах урока: они используются для закрепления нового материала на уроке, для отработки изученного на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них, для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий. Одна и та же контурная карта может использоваться при изучении нескольких тем, при этом оценивается каждый этап заполнения карты учениками.

      Г.И. Годер, говоря о ценности работы с контурной картой, выделяет две стороны этого вопроса:

1. Контурная карта - важное средство практического обучения истории древнего мира, ценное своими поисковыми задачами.

2.Систематическое использование карты в работе значительно усиливает «обратную связь», помогая учителю руководить познавательной деятельностью учащихся.

       Есть свои особенности работы с контурными картами.

     Следует помнить, что большинство учеников 5 – 6 классов не могут быстро выполнять различные практические действия (писать, рисовать, закрашивать). Поэтому некоторые виды работ целесообразно предложить не всему классу, а отдельным ученикам.

      Кроме того, на уроке можно сделать только часть работы, а другую часть рекомендовать школьникам в качестве домашнего задания.

     Обучение начинается с самых простых заданий по заполнению карт: обвести границы государств, написать их названия, а также названия городов; указать даты основных фактов. Затем ученики сопоставляют настольную и контурную карты, учатся узнавать очертания участков суши и морей независимо от того, какой район земной поверхности на ней изображен, а также независимо от масштаба карты. Например, изучая природные условия Греции, учащиеся с помощью физической карты наносят на контурную карту деление Греции на северную, среднюю и южную, обозначают Аттику и Спарту. На полях пишут о занятиях древних греков. Постепенно задания усложняются. На основе знания картографических ориентиров надо нанести на контурную карту маршрут или границу на ней не обозначенные. Чтобы учащиеся не перерисовывали историческую карту механически, учитель дает им задания по выборке данных.

   Пространственная ориентация школьников требует постоянного подтверждения. Например, учитель в 6 классе говорит ученикам: «Сегодня мы отправились в путешествие в средневековый город, но мы давно там не были и по приезде можем заблудиться. Поэтому, прежде чем поработать с картой, сначала надо обратиться на север карты в реальной жизни. Где север? Где юг? Запад? Восток? В городе, в котором мы живем, необходимо определить стороны света». Обычно, шестиклассники дезориентированы. Учителю необходимо помочь им снова вспомнить пространство своей сегодняшней жизни. Только после этого упражнения можно перейти к работе с исторической картой.

      В 7-8 классах выполняются более сложные задания, требующие самостоятельно нанести на карту маршруты военных походов, путешествий, районы восстаний, размещение полезных ископаемых.

   Очень важно развивать у школьников 9-11 классов привычку пользоваться при повторении школьного материала заполненными контурными картами, т.к. это значительно облегчает выполнение заданий с историческими картами (в заданиях ОГЭ и ЕГЭ).

    Таким образом, в каждом классе можно применять различные виды деятельности с контурной картой в зависимости от уровня его подготовленности.

     Важным аспектом в формировании умений, в том числе картографических, являются памятки, которые используется на первом и втором этапе формирования умений и способствуют лучшему понимаю выполнения того или иного действия, особенно при самостоятельной работе.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


Требования к оформлению контурных карт по истории

  1. Все надписи делают четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин, городов, стран – по параллелям.
  2. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
  3. Карту раскрашивают цветными карандашами, а затем подписывают географические названия.

Критерии оценивания работы с контурной картой

  1. Умение точно и правильно выполнить задание по карте;
  2. Умение точно и аккуратно нанести объекты и надписи на карту;
  3. Наличие в работе условных обозначений и их объяснение (легенда карты);
  4. Соблюдение правил работы с картой (использование светлых тонов для закрашивания, работа при закрашивании только цветными карандашами);
  5. Отсутствие речевых и грамматических ошибок;
  6. Карта сдана на проверку своевременно!!!

Отметка 5 баллов выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно, правильно и грамотно. Все географические и исторические объекты нанесены верно.

Отметка 4 выставляется в том случае, если карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки и неправильно указано местоположение 1 – 3 объектов.

Отметка 3 выставляется, если оформление контурной карты имеет ряд недостатков и неправильно указана 1/3 часть географических и исторических объектов.

Отметка 2 выставляется, если оформление контурной карты имеет ряд существенных недостатков и правильно указана меньшая часть основных географических объектов, если не выполнены основные требования к оформлению карт.


          Хорошие результаты дают различные виды работы по карте:

  1. Карта заполняется в конце урока, работа по ней является одним из способов закрепления.
  2. Проверочная работа по ранее изученному материалу с использованием справочных пособий.
  3. Проверочная работа с вариативным заданием выполняется по памяти.
  4. Историко-географический диктант по контурной карте (подписать названия рек, в долинах которых образовались государства, подписать названия крупнейших городов, обозначить местоположение египетских пирамид и т.д.).

    Но выполнить задания по контурной карте ученики могут, лишь имея под рукой историческую карту. Большая часть заданий требует от ученика обозначить тот или иной географический объект на контурной карте. Ученики сопоставляют настольную и контурную карты и учатся при этом узнавать очертания морей и участков суши независимо от масштаба карты и того, какой район земной поверхности на ней представлен. Так организовывается самостоятельная поисковая деятельность ребят, постепенное ознакомление и изучение исторической карты с опорой на контурную.

     С другой стороны, полученная в результате проверки задания информация позволяет судить как о работе класса в целом, так и об успехах каждого ученика. Контурная карта служит своеобразным средством самоконтроля преподавателя, выявляет его недоработку. Систематическая работа с контурной картой помогает учителю почувствовать индивидуальность каждого ученика, его сильные и слабые стороны, направить познавательные возможности ребят в нужное русло.

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что контурная карта не только способствует формированию пространственных представлений учеников, но и развивает навыки работы с исторической картой. В результате работы с контурными картами у учащихся заметно возрастает интерес к исторической карте. Они все чаще обращаются к ней при ответах, значительно продвигаются в использовании ее легенды. Практические задания в контурных картах позволяют учащимся лучше усваивать и запоминать материал уроков.

Контурные карты помогают формировать все виды УУД:

      Регулятивные: умение определить цель, действовать по выбранному плану, выполнять самопроверку и взаимопроверку.

     Познавательные: поиск информации в разных источниках (в учебнике, в интернете, и т.д.), создавать модели с выделением существенных характеристик объектов и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме; устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

     Коммуникативные: умение задавать и отвечать на вопросы, передавать содержание в сжатом выборочном или развёрнутом виде; умение работать в парах или группах.

       Личностные: готовность к самообразованию и адекватная и позитивная самооценка.
     В большинстве случаев учащиеся успешно справляются с поставленной задачей, главным результатом их деятельности является повышение мотивации и развитие интереса к предмету и, как следствие, хорошая или отличная оценка.

 Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное картосоставительское объединение «Картография» Федерального агентства геодезии и картографии совместно с издательством «Экзамен» разработало комплекты контурных карт и рабочих тетрадей по истории для общеобразовательных учреждений. Карты созданы в соответствии с «Основными положениями по созданию учебных карт для общеобразовательных учреждений», разработанными Федеральным агентством геодезии и картографии совместно с Министерством образования РФ. Карты составлены на лицензионной основе.

      Это обеспечивает:

- оптимальную нагрузку картографической информацией;

- отсутствие лишних деталей и подробностей.

     На каждой контурной карте уже подписаны названия морей, заливов, некоторых рек и озер – это поможет учащимся сориентироваться при выполнении заданий по истории.

    Каждой теме посвящена отдельная контурная карта. На одной странице могут быть помещены 2–3 контурные карты. Это позволяет:

- не перегружать карты информацией;

- выполнять разные задания на разных картах;

- сопоставлять 2–3 небольшие карты, сравнивать их, делать выводы.

     Задания к каждой контурной карте даны в логике рассмотрения исторического материала, принятой в учебниках.

        Выполняя задания, учащиеся:

- приобретут умения работы с картой;

- повторят и запомнят даты;

- последовательность тех или иных исторических процессов, событий;

- их ход и результаты.

     Всё это пригодится учащимся на уроке и в будущем, при сдаче зачета или экзамена. Важным достоинством контурных карт является их универсальность, то есть возможность использовать их в комплекте с любым школьным учебником по истории, входящим в Федеральный перечень учебных пособий.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.