12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна106
2

«Развитие коммуникативных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка и литературы с использованием нестандартных форм их проведения»

«Развитие коммуникативных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка и литературы с использованием нестандартных форм их проведения»

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью обладают крайне малым кругом сведений о себе, ограниченным словарным запасом. Они испытывают большие трудности в процессе общения, в связи с тем, что обобщающая функция речи и мышления у них нарушена. Без специального обучения развитие речи, в частности диалогической и более сложного вида речевой деятельности – монолога, происходит очень медленно. Это создает дополнительные трудности в усвоении детьми учебного материала по всем предметам и осложняет процесс общения с окружающими.

Учебная программа для первого отделения вспомогательных школ направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОПФР в освоении основной образовательной программы общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии учащихся, их социальную адаптацию.

Традиционная организация учебного процесса – урок. Однако он не всегда эффективен в вопросе развития коммуникативных навыков у учащихся первого отделения вспомогательной школы. В связи с этим возрастает роль исследований, направленных на поиск путей оптимизации процесса развития коммуникативных умений у учащихся, а также уделяется внимание разработке эффективных методов и приемов, нестандартных форм проведения уроков.

В связи с тем, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью обладают низкой познавательной активностью, в своей работе первостепенными задачами ставлю:

- развитие познавательного интереса

-повышение мотивации к учебным предметам

-активизация и развитие всех психических функций, мелкой моторики

-развитие связной речи, умения отвечать на вопросы, составлять рассказ по картинке и т.д.

- повышение уровня социализации учащихся с ОПФР

- обогащение и активизация словарного запаса, повышение уровня речевой культуры

Для решения этих задач по мнению П.И. Подласого целесообразно использовать нестандартные уроки. Они больше нравятся учащимся, так как отличаются от обычного, стандартного урока по замыслу, организации, методике проведения. Однако стоит помнить, что превращать нестандартный урок в главную форму работы не следует из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.

Работая над темой самообразования, я пришла к выводу, что учащиеся первого отделения вспомогательной школы нуждаются в таких уроках. Так как эмоциональная активность у них низкая, в первую очередь таких учащихся нужно «расшевелить», чтобы в дальнейшем настроить на нужный, рабочий ритм. Для этого можно использовать урок-соревнование, урок- КВН, урок-сказка, урок-дидактическая игра и т.д.

Я провожу нестандартные уроки в конце пройденной темы, для закрепления пройденного материала. Так, например, с учащимися 2 класса первого отделения вспомогательной школы после прохождения гласных и согласных букв в виде путешествия по стране звуков, либо в виде дидактических игр. На таких уроках дети более эмоциональны, они общаются друг с другом, советуются, принимают решения. Таким образом решается как задача развития речи, так и других психических процессов, качеств личности.

В 9,10 классах я часто провожу уроки-диспуты, на которых учащиеся высказывают свое мнение. Такая форма урока достаточно сложная для детей, но одновременно с этим и интересна. Учащиеся учатся высказывать свое мнение, выслушивают другие, соглашаются или нет, обсуждают и приходят к своему выводу.

На уроках русской литературы с учащимися первого отделения вспомогательной школы один раз в полугодие я провожу урок-театрализованное представление. Такие уроки требуют много времени для подготовки, а также необходимо участие не только педагога, но и других детей. Но в тоже время такие уроки являются настоящим праздником для учащихся.

Так, например, в 3 классе вспомогательной школы интересно проходят инсценировки русских народных сказок. Дети знакомятся с главными героями, их характерами, оценивают их поступки и сами пробуют себя в роли актеров. Такие уроки всегда интересны детям и проходят они в особой праздничной атмосфере.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.