12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

А. А. Сницаренко

учитель информатики

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 151»


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ МИНИ-ПРОЕКТОВ ПО ФИЗИКЕ 7 КЛАСС


Учеников нового поколения, трудно заинтересовать такими сложными предметами как физика, химия, математика, т.к. учебный материал учащимися воспринимаются с затруднением, к тому же учебный план не всегда позволяет более углубленно изучить тот или иной вопрос. Поэтому учителями применяются различные способы активизации обучения. Одним из них является использование мини-проектов, где школьники на основе деятельностного подхода с интересом изучают даже сложные темы.

Тема «Развитие познавательного интереса у обучающихся» рассматривается в трудах великих педагогов, таких как К. Д. Ушинского, Н. А. Добролюбова, С. Л. Рубинштейна, Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной.

В работе В. И. Андреева показано, что проектная деятельность помогает сформировать у обучающихся исследовательские качества, активизировать познавательную деятельность, развивать креативное мышление, а также умение работать с различными информационными источниками, выбирать интересную и необходимую информацию[1]. Одним из видов проектной деятельности являются мини-проекты, отличительной чертой которого является краткосрочность.

Можно выделить следующие виды мини-проектов: кроссворд, тест, интеллект-карта, газеты и плакаты, эмблема, презентация и опыты. Для того, чтобы мини-проект был продуктивным, педагог должен обращать внимание на качество его организации и четкое соблюдение условий его проведения. Технология мини-проекта позволяет организовать учебную деятельность, правильно распределяя баланс между теорией и практикой.

Большинство российских школ используют учебно-методический комплекс по предмету «Физика» авторов: Перышкина И.М., Иванова А.И.

Авторы учебника предлагают темы в конце раздела, которые могут использоваться как темы для мини-проектов, проектных и исследовательских работ, а также приведены примеры форм выполнения мини-проектов: презентации, кроссворды, фотоальбом, изготовление модели, викторины [2].

Мы выбрали темы и разработали мини-проекты, которые можно использовать после изучения тем и разделов по учебнику «Физика» 7 класса. Например, после изучения темы «Барометр-анероид» предлагаем мини-проект: опыт «Создание модели барометра в домашних условиях», в результате работы будет создан и апробирован барометр в домашних условиях. Также предложены мини-проекты в виде опыта по темам: создание модели жидкостного термометра, удивительная выталкивающая сила и т.д. Данные мини-проекты предлагаем подготовить дома, а в классе продемонстрировать их работу в виде фотографий, презентаций или видеоролика. Изучая тему «Расчёт пути и времени движения» предлагаем организовать мини-проект в виде моделирования и используя среду Microsoft Excel, графически построить решение задачи.

Таким образом, используя вовлечение в деятельность, можно развивать познавательный интерес. При этом учителю важно не только развивать познавательный интерес, но и проводить его диагностику. В ходе работы были составлены примерная анкета и тест для выявления уровня познавательного интереса, которые педагог может применять в своей педагогической работе.

Список литературы:

Андреев, В.И. Педагогика: учебник для вузов / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий 2016. – 608 с.

Перышкин, И. М. Рабочая программа к линии УМК И. М. Перышкина, Е. М. Гутник, А. И. Иванова / Е. М. Гутник, М. А. Петрова, О. А. Черникова. — Москва: Просвещение, 2021. — 77 с.



Приложение 1

Описание работы по реализации мини – проектов с обучающимися

7 класса

Я разработала различные виды мини- проектов, которые можно использовать после изучения определенных тем и разделов по учебнику физика 7 класс, автор: О.Ф.Кабардин.

1. Тема: Меры длины прошлого и настоящего времени.

Вид мини-проекта: кроссворд

Ход работы:

1.Изучите тему «Физические величины. Измерения длины».

2.Сформировать список терминов: миллиметр, сантиметр, метр, километр, вершок, аршин, верста, сажень.

3.Составить вопросы по терминам:

- Какая единица длины равна одной сотой метра? (сантиметр)

- Самая маленькая единица измерения длины, которая равна одной тысячной метра. (миллиметр)

- Какая единица длины является основной в системе СИ? (метр)

- Единица длины равная одной тысячи метров (километр)

- Какая единица длины изначально была равна длине основного фаланга указательного пальца? (вершок)

- Единица длины, которая равна 16 вершкам (аршин)

- Мера длины, которая равна 1,06 км (верста)

- Какая единица длины равна 3 аршинам? (сажень)

4.Распределить термины по горизонтали и вертикали.

t1672988717aa.png

Рис 1. Термины по горизонтали и вертикали


5. Создать сетку кроссворда.

t1672988717ab.png

Рис 2. Сетка кроссворда


6. Проверить и оформить готовый кроссворд.

t1672988717ac.png

Рис 3. Конечный продукт

          2. Тема: Время! В чём его измеряют?!

            Вид мини-проекта: тест

Ход работы:

 1. Изучить литературу по теме «Измерение времени».

2. Определиться с количеством вопросов в тесте и формой их ответа:

- количество вопросов: 5

форма ответа: вопрос №1,3,5 одиночный выбор, №2 развернутый ответ, №4 – множественный выбор.

3. Сформировать список терминов: Секунда, минута, час, сутки

4. Грамотно сформулировать вопросы и ответы:

- Единица времени, которая равна 60 секундам (минута)

- Какая единица времени является основной в системе СИ? (секунда)

- В какой единице времени 60 минут и 3 600 секунд? (час)

- В чем измеряют время?

 -- в минутах

 -- в метрах

 -- в сантиметрах

 -- в секундах

-Единица времени, содержащая 24 часа? (сутки)

        5. Представить готовый продукт.

t1672988717ad.jpg

Рис 4. Конечный продукт - тест

         3. Тема: Я знаю много сил.

          Данный мини-проект проводится после изучения раздела «Механические явления».

           Вид мини-проекта: интеллект-карта

Ход работы:

1.Изучить необходимую информацию по данной теме виды сил: тяжести, упругости и сила трение.

2.Приготовить лист бумаги и канцелярские принадлежности или разработать интеллект-карту в сервисе: https://www.mindmeister.com/2067230182?e=turtle

3.Представить готовый продукт.

t1672988717ae.jpg

Рис 5. Конечный продукт интеллект-карты

  1. 4.Тем
а: В чем сила Архимеда?

Вид мини-проекта: эмблема

Ход работы:

1.Изучить информацию по теме «Закон Архимеда».

2.Определить изучаемый объект закон.

3.Выделить особенности данного объекта – формула.

4.Отразить особенности объекта в эмблеме.

t1672988717af.jpg

Рис 6. Продукт эмблемы

  1. 5. Тема: Виды теплопередачи в быту.

               Вид мини-проекта: плакат

Ход работы:

1.Изучить необходимую информацию по теме «Теплопроводность. Конвенция. Теплопередача излучением».

2. Распределить материал и иллюстрации.

3. Провести редактирование информации.

4. Представить готовый продукт.

t1672988717ag.jpg


Рис 7. Конечный продукт – плакат

        6. Тема: Сила трения. Причины её возникновения.

Вид мини-проекта: презентация

Ход работы:

1.Изучить информацию по теме «Сила трения».

2.Выделить главную информацию и иллюстрации, которые будут представлены на слайдах сжатом виде).

3. Выбрать шаблон для данной темы.

4. Оформить слайды.


t1672988717ah.jpg


Рис 8. Конечный продукт – презентация

          7. Тема: Создание модели барометра в домашних условиях.

          Данный мини-проект проводится после изучения темы «Барометр- анероид».

          Вид мини-проекта: опыт

Ход работы:

1.Изучить информацию по теме «Барометр-анероид».

2.Подготовить материалы: стеклянная банка, коктейльная трубочка, зубочистка, шарик, двусторонний скотч, картон, карандаш.

3.Описать ход опыта:

- Разрезаем пополам воздушный шарик и верхнюю часть необходимо натянуть на банку.

- Зафиксируем шарик при помощи канцелярской резинки.

- Берем коктейльную трубочку и при помощи двустороннего скотча приклеиваем к верхней части шарика.

- К концу коктейльной трубочки приклеиваем зубочистку.

- Используя картон создадим шкалу по которой будем определять давление.

- Поднесем готовый барометр к картонке так, чтобы зубочистка его не касалась, но была максимально близко, а затем отметим нулевое положение стрелки.

- Работу данного прибора мы можем пронаблюдать на протяжении нескольких дней, если на следующий день предвидится ухудшение погоды, то стрелка барометра будет опускаться вниз.

4. Представить готовый продукт.

t1672988717ai.jpg

Рис 9. Конечный продукт

          8. Тема: Расчет пути.

           Вид мини-проекта: моделирование

Ход работы:

1.Изучить литературу по теме «Расчёт пути и времени движения»

2.Используя среду Microsoft Excel графически построить решение задачи. Например, представить на графике зависимость движения тела - путь от времени, которое движется прямолинейно и равномерно со скоростью равной 3 м/с.

3.Представить готовый продукт.

t1672988717aj.png

Рис 10. Конечный продукт

      9. Тема: Удивительная выталкивающая сила.

        Вид мини-проекта: опыт

Ход работы:

1. Изучить литературу по теме «Сила Архимеда».

2. Подготовить материала: два сосуда, вода, соль, ложка, два сырых яйца.

3. Описание опыта:

- Возьмем два сосуда и наполним их водой.

- В один из сосудов добавим 3 – 4 ложки поваренной соли.

- Опустим яйцо в стакан с водой и в соленый раствор.

- Пронаблюдаем за тем, что происходит.

- Сделаем вывод.

- Представим проделанный опыт перед обучающимся в классе.

      10. Тема: Создание модели жидкостного термометра.

           Вид мини-проекта: опыт

Ход работы:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Подготовить материалы для опыта: стеклянная банка с крышкой, пластмассовая или стеклянная трубочка, вода, краска, пластилин, фен.

3.Описать ход опыта:

- Берем воду и добавим в неё краску.

¼ банки заполняем подкрашенной водой.

В крышке банки делаем небольшое отверстие и вставляем в него трубочку.

Затем берем пластилин и вокруг трубочки заклеиваем отверстие, чтобы не попадал воздух.

Для того, чтобы продемонстрировать работу термометра, берем фен и нагреваем воду, жидкость по трубочке поднимается вверх.

4.Представить конечный продукт.

t1672988717ak.jpg

Рис 11. Конечный продукт

        Заключительным этапом мини-проекта является рефлексия, где обучающиеся проводят самооценку и взаимооценку.

        Я хочу предложить и другие темы, которые можно использовать при организации мини-проектов:

Вдруг исчезла сила трения.

Легенда об Архимеде.

Давление. Зачем его измерять?

Атмосферное давление друг или враг?

Секрет Торричелли.

Физика – зачем её знать.

Законы физики в мультфильмах.

Рассмотрев, различные виды мини-проектов, убеждаемся в том, что мини-проекты можно организовать на одном уроке или на занятиях внеурочной деятельности, которые будут развивать не только творческие и коммуникативные способности, но и познавательный интерес.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.