Статья «Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»
Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка
Подготовила педагог-психолог
ГБОУ Школа в Некрасовке
Зубкова Ирина Владимировна
О важности и о роли личности педагога в воспитании учащихся отмечали многие выдающиеся педагоги. Среди них Я.А,Коменский, который утверждал, что «Детям будет приятнее учиться в школе, если учителя будут приветливы и ласковы» [1]. Очень важно то, как сам педагог себя показывает, какие личностные качества есть у него. Ведущее место в профессии педагога занимает направленность его личности. Здесь можно говорить не только о таких качествах, как отзывчивость, открытость, вежливость, и многих других, но и о том, как педагог проявляет эти качества по отношению к детям, к другим людям, к природе. Личностные качества проявляются через разные умения: гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, прогностические и специфические [2]. К гностическим относится умение педагога «считывать» информацию с учеников, понимать их возрастные характеристики, это его способность к эмпатии, сопереживанию. Конструктивные умения проявляются в планировании и составлении работы с учетом особенностей каждого ребенка. Организаторские умения помогают педагогам увидеть «Зону ближайшего развития», помогают направить детей в «Нужное русло», найти ту деятельность которая им ближе, тем самым развивая интерес к предмету или к своей личности. Ориентационные направлены на формирование морально-ценностные установок, на организацию совместной творческой деятельности. Прогностические умения педагога – это умение работать согласно целям, планам и задачам. Здесь очень важна такая характеристика, как рефлексия. Специальные умения – это те умения, которые отличают педагога от других (умение петь, танцевать, что-то делать).
Можно выделить еще очень много качеств личности самого педагога, которые помогают ему в процессе формирования личности ребенка. Но важно отметить, что есть даже определенные требования к личности педагога в профессиональном стандарте, неотделимыми, от профессиональных компетенций [3]. Здесь тоже отмечена важность в развитии личности воспитанников- процесс обучения и отношение с педагогами. Если отношение с педагогами хорошее, то обычно идет позитивное развитие обучающихся. Если отношения с педагогами плохие, то страдает не только личность ребенка, но и его успеваемость.
В современном обществе в связи с развитием цифровых технологий, с появлением многих новых возможностей, для педагога еще важно быть «На волне». Это поможет педагогам в построении нового актуального и более интересного материала, поможет лучше понимать своих учеников.
Мы перечислили качества личности самого педагога, которые оказывают влияние на учеников, качества необходимые педагогу, но как именно происходит «Процесс формирования личности обучающихся?».
Здесь важно выделить, что в каждом возрастном этапе ребенка, есть свои приоритетные пути и способы развития.
Например, в дошкольном возрасте дети учатся как себя вести по отношению к другим людям, детям. Они постепенно начинают осознанно понимать, что такое справедливость, обида, ложь, радость.. Особое внимание в дошкольном возрасте уделяется развитию навыков взаимопомощи, формировании волевых качеств, накоплению опыта гуманных отношений. Здесь очень важно как можно больше показать детям разные правила поведения, разные чувства, эмоции. В дошкольном возрасте дети чаще всего повторяют за взрослыми «Копируют» их поведение, фразы, привычки. Именно в этом возрасте особое внимание уделено тому, как педагог себя ведет в присутствии детей. Образный «Пример», позволяет детям понять то или иное правило (можно в игровой форме, можно по рисункам показать или объяснить).
В школьном возрасте в настоящее время выделяется важность помощи педагогов в самоопределении детей (начиная с младших школьников). В связи с многообразием информации, направлений, кружков, возможностей для каждого желающего, педагог может помочь детям в выборе направления и своего поведения. Педагог своим примером может показать, что такое целеустремленность, упорство, или привить любовь к литературе, музыке.. В младшем школьном возрасте педагог оказывает большое влияние на развитие представлений и различий в тех или иных качествах личности (например, чем «грусть» отличается от «горя», чем похожи «счастье, удовольствие и радость»). В старшем школьном возрасте, учащиеся уже сами выбирают, то что им ближе, что интересней. Часто они сами обращаются за помощью в выборе профессий или направлений, а так же активно занимаются самопознанием и «попытками» развить те качества, которых, по их мнению, им не хватает для достижения какой-либо цели. Здесь им могут помочь специалисты по профориентации, педагоги-психологи.
Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребенка важна еще потому, что в дошкольном и младшем школьном педагог выступает «Эталоном, образцом». В среднем и старшем школьном возрасте педагог выступает уже другом, советником.
Педагог играет большую роль еще потому, что он занимаем много времени в жизни ребенка (детский сад,, школа, плюс кружки, секции и т.д.). Ведь социальные и личностные качества формируются именно в обществе, в коллективе.
1.Журнал Народное образование 1998 №6 рубрика “Педагогическая академия”, вед. проф. В.В. Кумарин).
2. Горохова Е. Ю., Овчарова Р. В. Особенности личностных качеств педагогов // Вестник Курганского государственного университета. 2010. №2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnostnyh-kachestv-pedagogov (дата обращения: 31.07.2021).
3. Студеникин Сергей Иванович, Рублёв Александр Иванович, Лядова Любовь Алексеевна Профессиональный стандарт и личностные качества педагога // Евразийский Союз Ученых. 2014. №8-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-standart-i-lichnostnye-kachestva-pedagoga (дата обращения: 31.07.2021).
4. Вареникова И.А. Личностные качества педагога, оказывающие влияние на формирования личности ученика, в современных условиях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-kachestva-pedagoga-okazyvayuschie-vliyanie-na-formirovaniya-lichnosti-uchenika-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 31.07.2021).
5. Лазько Н. В. Роль педагога в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. №30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagoga-v-nravstvennom-vospitanii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 31.07.2021).
6. Асадова Нодира Алимовна Роль учителя в развитии личности начальных школьников // Вопросы науки и образования. 2020. №3 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchitelya-v-razvitii-lichnosti-nachalnyh-shkolnikov (дата обращения: 31.07.2021).