Роль учебных ситуаций в формировании личностных качеств ребенка

4
0
Материал опубликован 7 October 2020

Роль учебных ситуаций в формировании личностных качеств ребенка.


Роль педагога в формировании личностных качеств школьника неоценима. От чуткого отношения учителя к ребенку зависит его дальнейшее будущее: креативность, компетентность, ответственность, поэтому процесс обучения младших школьников включает в себя не только создание условий для формирования конкретных знаний, умений и навыков, но и предполагает использование поливариативных заданий, направленных на развитие общих мыслительных операций и накопление морально-нравственного опыта.

Приобретение нового образовательного и социального опыта должно открыть обучающимся путь к саморазвитию и самосовершенствованию. Универсальные учебные действия – обобщённые действия, порождающие положительную мотивацию к учению и позволяющие школьникам ориентироваться в разнообразных предметных областях познания – должны лежать в основе приобретения опыта.


Современный педагог должен уметь подготовить учебный материал таким образом, чтобы возникла учебная ситуация, в которой обучающиеся с помощью учителя обнаруживают не только предмет своего действия, но и исследуют его, осваивают характерные для данной образовательной области способы действия, обобщают полученный опыт для дальнейшего самостоятельного успешного освоения новых знаний и умений.


Универсальные учебные действия, как известно, можно разделить на 4 основных блока:

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Так или иначе все они направлены на обеспечение возможностей обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебную цель и определять задачи, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать процесс и оценивать результаты.

Приведу примеры учебных ситуаций из педагогического опыта работы с младшими школьниками.

Утреннее послание

Чтобы подчеркнуть особое событие дня (например, новая тема или обобщение материала), от имени сказочного героя или литературного персонажа приветствую или напутствую детей, используя в послании возможные условные коды-подсказки.

Создание записей

Обеспечив школьников различными материалами (индивидуальными маркерными досками, блокнотами для записей, чек-листами),даю возможность в ходе практической деятельности выписывать отдельные слова, формулы, символы, которые могут быть применены в дальнейшей учебной деятельности.

Центры обучения письму

«Размещаю» в классе туристическое бюро, приёмную Айболита, космическую станцию, пожарное депо и т.п. Подготавливаю настоящие бланки, конверты, чтобы дети могли писать во время ролевой игры. Учащиеся показывают понимание целей письма, прибегая в зависимости от ситуации к определённым письменным формам коммуникации.

У нас гость



Пишу с детьми пригласительное письмо, например, учёному-исследователю космоса или доктору «математических наук». Провожу «мозговой штурм», в ходе которого намечаются возможные вопросы для интервью. Обучающиеся индивидуально или в группах приводят свои варианты вопросов.

Облака слов

Школьники записывают как можно больше слов или коротких фраз по данной теме и группируют их, показывают их одноклассникам, объясняя выбранную группировку и последовательность. При этом можно учитывать не только содержание «облака», но и его форму.

Сыщики

Готовлю записи (простые математические задачи, тематические минитексты и т.д.) с отсутствующими или изменёнными данными. Учащиеся-детективы выясняют, какой символ отсутствует или изменён, и поясняют, как они это узнали.

Создание учебной ситуации строится с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

Создавать учебные ситуации помогают игры – тренинги.

«Редактор»

в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить.


«Логическая цепочка» - это игра в слова ан определённую тему, когда нужно назвать слово на последнюю букву слова, предложенного предыдущим ребенком.


«Да-нетка».

Ученики находят ответ на загадку, задавая учителю или ведущему-ученику вопросы о цвете, размере, месторасположении, умениях  объекта и т. д. Учитель или ведущий отвечает только»да» или «нет».


Хорошо работает на создание учебной ситуации прием введения ролей.


«Дежурный по словарю», который может повторять с детьми лексику по уроку. Почемучка, который по сигналу учителя может задать свое «Почему?», на которое дети попытаются ответить.

Незнайка, который пытается запутать детей

Фома неверующий, который по сигналу учителя выскажет свое недоверие, и дети будут приводить свои аргументы в защиту утверждения.


Общеучебные умения и навыки необходимы обучающимся для дальнейшего успешного овладения школьной программой. Учебные ситуации позволяют формировать активность и самостоятельность школьников, расширяют и углубляют их образовательный и социальный опыт.

Таким образом можно сделать вывод, что в непосредственном уважительном взаимосотрудничестве учителя и ученика формируется не только образовательный опыт ребенка, но и его нравственные ценности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.