Роль учителя в процессе формирования личностных качеств ребёнка в условиях русской школы за рубежом

Название статьи: «Роль учителя в процессе формирования личностных качеств ребёнка в условиях русской школы за рубежом»
Атор: Цыдыпова Туяна Баторовна, учитель географии, Улан-Баторского филиала РЭУ Г.В. Плеханова
«Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой» М.А. Светлов
В процессе общего развития человека выделяют два направления – биологическое и социальное развитие. В момент рождения ребенка происходит рождение человека как биологического существа, но рождение личности происходит намного позднее. Что же понимается под личностью и ее развитием? Что влияет на этот процесс? Личность представляет собой качество, приобретаемое человеком в процессе социокультурной жизни.
Каждый человек рождается индивидом с набором определенных уникальных характеристик. При взаимодействии с социумом происходит развитие личности. Школа обладает возможностью влиять на развитие личностных качеств ребенка. Очевидно, что в школе ученики получают множество знаний и учебных навыков. В дополнение к учебным задачам, которые ставит школа, она требует от школьников соблюдения правил, сотрудничество с другими учениками и педагогами. Таким образом, у ребёнка формируются нормы поведения и понимание себя как личности, находясь в социуме. То есть, эти данные ребенок получает не только от семьи, копируя поведение своих родителей, но и вырабатывает стратегию своего поведения в общении со своими сверстниками и педагогами образовательного учреждения. Общение помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, в результате чего, начинают складываться представления о таких личностных качествах как доброта, вежливость, честность, трудолюбие, умение сострадать, сопереживать.
Одной из приоритетных задач в организации учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка, его личностных качеств является развитие познавательного интереса. Формирование познавательной активности учащихся требует от педагога не только творческого подхода, но и проявление его личностных качеств, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, педагогически грамотное взаимодействие учителя со своими коллегами, с родителями учащихся, с администрацией школы, другими лицами, имеющими то или иное отношение к обучению и воспитанию учащихся.
Огромную роль в формировании личностных качеств ребёнка играет личность учителя - ведь учитель пример для учеников, от личности учителя зависит атмосфера в классе, качество обучения, духовно-нравственное воспитание. Чтобы грамотно воспитать в детях, такие качества как честность, достоинство, честь, долг, учитель сам должен обладать ими. Залогом успеха влияния личности учителя на ребёнка является взаимоуважение, психологический контакт, правильный подход к детям и понимание их особенностей. Учитель играет ведущую роль в установке взаимоотношений с детьми. От того, какие взаимоотношения учитель установит с учениками, зависит то, насколько комфортными будут условия образовательного процесса.
В основе же общения учителя с учениками может лежать совместная деятельность учителя и учащихся на уроке и вне его, в основе которого лежат такие формы её взаимоотношений как сотрудничество, диалог, партнерство и т.п. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение педагога - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей. Одним из самых важных таких условий является построение правильного типа общения. Именно форма и стиль общения первоначально формируют способность ребенка доверять себе и миру. В основе этого доверия лежит дальнейшее эмоционально-личностное и социальное развитие ребенка, его направление и качество.Таким образом, развитие личностных качеств ребёнка направлено на приспособление методов и форм работы к индивидуальным особенностям ребёнка.
Сегодня перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Моя задача повысить познавательный интерес учащихся к предмету география. Учитель географии – это экскурсовод, краевед, географ, биолог, историк в одном лице. Одним словом учитель географии – человек - энциклопедия. На каждое ваше «почему» у него всегда найдется ответ. Под рукой есть карты, глобусы и множество других наглядных пособий, которые могут вызвать интерес даже у взрослого человека.
Мотивация учебной деятельности учащихся, это одна из важнейших проблем преподавании географии в Монголии, как школьного предмета. Обучение и воспитание учитывают педагогические методы и средства, которые понятны представителям данной национальной культуры, национально-психологические и возрастные особенности учащихся, социально-политическую, экономическую и культурную среду. В связи с этим возникает вопрос: влияние какой среды, и каких педагогических традиций имеют доминирующий характер в случае, если мы говорим об обучении географии в русской школе в Улан-Баторе? Умение найти баланс между целями российского образования и условиями той национальной среды, в которой сейчас находится учащийся, — весьма непростая педагогическая и методическая задача. Этот баланс можно найти, если не противопоставлять, а сопоставлять различные культурные, ментальные, исторические вопросы, воспитывать любовь, как своей Родине, так и уважение особенностей России, проводя параллели между странами.
Зачем школьникам Монголии изучать «Географию России?». Действительно, зачем? Ответ на этот вопрос очевиден. Российские университеты заинтересованы в привлечении абитуриентов из Монголии. Ежегодно в Улан-Баторе проводится выставка образовательных услуг, где сотрудники престижных университетов России презентуют свои образовательные программы и рассказывают об условиях поступления. Монгольские выпускники в российских вузах могут получить образование по многим востребованным направлениям, где готовят высококлассных инженеров, программистов, врачей, лингвистов и других специалистов. На уроках географии формируется одно из направлений функциональной грамотности: естественнонаучная, получение знаний и умений, необходимые для полноценного функционирования будущих студентов современном российском обществе.
В этнокультурном мире в условиях многонациональности окружающего социума значимым является взгляд на традиции обеих стран – Монголии и России, как сложную систему взаимосвязанных между собой элементов – обычаев, ценностей, норм, идеалов, убеждений.
В своей практике для стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые ситуации на уроке, просмотр видеосюжетов, уроки-презентации, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников к стремлению искать, исследовать, творить, развивать смекалку, самостоятельно приобретать знания, мыслить, сравнивать и делать выводы.
Долгие годы работы учителем географии позволили мне накопить значительный опыт применения технологий обучения формирования личностных качеств ребёнка в условиях русской школы за рубежом». На уроках географии уделяю большое внимание самостоятельным работам по экологическому образованию и воспитанию чувства патриотизма, любви к Малой Родине, развитию эмоциональной сферы личности школьника и воспитанию эстетических чувств. На уроках я стремлюсь к тому, чтобы мой предмет знали и любили. Но есть проблема....
Проблема поиска форм и средств работы с детьми на уроках географии, для которых русский язык, является не родным остается одной из наиболее сложных. Проблемы общения на уроке связаны с тем, что учащиеся не всегда могут подобрать слова на русском языке, соответствующие второму языку, который они знают. Для решения этой проблемы используются различные приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся в ее современных формах.
Моя педагогическая деятельность направлена на «Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и внеурочной деятельности». Подробно остановлюсь на некоторых направлениях в этой работе.
Основной целью которой, является процесс языковой адаптации детей в условиях русско-язычной среды. Задачи: определить сущность творческой активности учащихся, показатели и критерии ее развития; выявить педагогические возможности и условия организации обучения. Для поставленных задач был изучен опыт отечественных и зарубежных авторов в работе с инностранными учащимися.
Реализацию своей педагогической проблемы я осуществляю, используя технологию критического мышления, технологию исследовательской работы и информационно-коммуникативную технологию. Известно, что современный урок географии рассматривают с позиции идеи развивающего обучения, где акцент делают на самостоятельность учащихся по овладению новыми знаниями.
Работая с иностранными детьми, для реализации этой идеи, необходимо создать психоло – педагогические условия для познавательной деятельности учащихся, развивать их мышление, умение отстаивать свою точку зрения. Именно эти проблемы, стараюсь решать на уроках географии, охватывая материал, как базового уровня, так и повышенного.
Реализация идей личностно-ориентированного обучения на уроке географии означает создание каждым учеником личностно-значимого образа мира, основанного на собственном опыте. Если в 5-7 классах ученики проявляют интерес к географии, то к старшим классам интерес пропадает, и становится специфичным для каждого ученика. Учащиеся старших классов желают познавать окружающий мир в ходе путешествий, экспедиции, исследований. В условиях традиционного обучения это возможно с помощью нетрадиционных форм обучения. Нетрадиционный подход к преподаванию предмета способствует развитию детей, позволяет формировать более глубокий интерес к предмету. В рамках развития познавательных интересов в учебной и внеклассной работе широко использую технологии и научно – исследовательских методы, связанные с возрастающей ролью природоохранного образования школьников. Современный человек должен хорошо ориентироваться в вопросах экологии и охраны окружающей среды. По-моему мнению, одним из наиболее эффективных способов активизации познавательной деятельности подростков на уроках является использование информационно-компьютерных технологий. Для эффективной работы с большими объемами информации необходимо уметь выделять главное, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применяю опорные, графические схемы, как мощный визуальный инструмент для развития перечисленных умений и навыков. Игровые технологии также являются средством активизации познавательной деятельности и познавательного интереса к изучаемому предмету. Актуальность игрового обучения на сегодняшний день увеличивается из-за перенасыщенности современного учащегося информацией.,через телевидение, интернет. Игровые технологии помогают вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени. Применение игровых технологий в процессе обучения и воспитания, помогут значительно увеличить эффективность образовательной деятельности, а также сделать педагогический процесс менее утомительным, и сделают его более привлекательным и интересным для учащихся. География - учебная дисциплина, изучающая природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи. Я полностью согласна с педагогами-практиками в том, что в последнее время при изучении географии можно наблюдать возникшее противоречие: с одной стороны – географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности – от выбора места проживания, продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара), профессиональной деятельности (востребованности профессии в секторе экономики), а с другой стороны место географии в учебном плане, в рейтинговой шкале значимости предметов стало второстепенным. С одной стороны произошло сокращение часов на изучение предмета, с другой наблюдается перенасыщенность информацией (часто не имеющей практического значения). Резюмируя, можно сделать вывод: практическая направленность – одно из приоритетных направлений современного базового географического образования В формировании умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Например:
1. определение поясного времени;
2. определение своего местоположения на местности и способности к ориентированию;
3. проведение наблюдения за объектами и явлениями, оценивания последствий изменений;
4. наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы своей местности.
5. определение экономической выгоды размещения предприятия сферы услуг;
6. оценка экологического состояния территории.
Анализ результата практической работы позволяет определить тех, кто нуждается в дополнительном времени на обучение необходимыми умениями. Главной проблемой для меня стало не выявление этих затруднений, а недостаток учебного времени на их преодоление. Объясняется это сокращением времени в начальном курсе географии 6 класса, при этом не учитываются возрастные особенности учеников: многие темы курса является очень сложными для понимания.
Исходя из выше изложенного, я считаю, что мой опыт работы в развитии познавательного интереса к предмету в образовательном процессе в условиях русской школы за рубежом является актуальным и перспективным. Таким образом, можно с уверенностью сказать о том, что сложившаяся система работы позволила адаптировать детей к изучению предмета и развитию личностных качеств ребёнка.
Таким образом, мне, как учителю, работающему в речевой школе, необходимо в процессе учебных занятий использовать различные методы и приёмы обучения, которые помогают формировать речевую и коммуникативную активность детей. География, как учебный предмет, дает такие возможности: мы наблюдаем, экспериментируем, работаем с картами, заочно путешествуем по материкам и странам мира, создаём проекты. Для успешного усвоения школьной программы и работы по развитию речи учащихся на уроках географии поставлены следующие задачи:
• Развитие географической речи;
• Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;
• Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения.
На уроках географии учащиеся знакомятся с большим количеством географических топонимов и терминов, сложных для написания и запоминания. Поэтому работа над их правильным написанием и произношением очень важна. Работа с географическими терминами – одна из важнейших задач, которая решается в процессе урока географии для развития речи. Для этого, на каждом уроке отводится 5 минут на чтение текста параграфа. После работы с текстом проводится словарная работа: объяснение значения слова, употребление его в предложении. Слова, вызывающие затруднения пишутся на доске и проговариваются несколько раз. Проверяется правильное прочтение и произношение слова. Например: метеорология, экспедиция, ориентирование, протерозой, Килиманджаро. Также при чтении учащиеся учатся работать над текстом и его пересказом. Таким образом, формируется культура географической речи. Используя предложенные задания, можно учить детей пользоваться определёнными словами и фразами, вооружать средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь.
В заключении, хотелось бы добавить, предложенная система работа отличается, прежде всего, гибкостью форм, методов, приемов, современным содержанием, понятным для любого ребенка и способствует развитию его личностных качеств.
Потамошнева Наталья Алексеевна