Урок истории в 10 классе «Российская цивилизация — "вечная тема размышлений"»
Пояснительная записка к презентации
Интегрированный урок истории и обществознания в 10 профильном классе (мастер-класс для молодых учителей истории города)
Учитель: Фурлова О.И., учитель истории МАОУ СОШ № 20
Тема урока: Российская цивилизация – «вечная тема размышлений»
Тип урока: Интегрированный проблемный урок – обобщение
Форма урока: урок-размышление
Технологии: практико-ориентированные (технология критического мышления, ИКТ, проблемного обучения, проектной деятельности)
УМК: Программа: Н.В.Загладин, С.И.Козленко, Х.Т.Загладина. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до начала XXI века. Программа курса и тематическое планирование. 10-11 классы. – М.: «Русское слово», 2014
Боголюбов Л.Н.Обществознание. Профильный уровень. Программа курса.10-11 классы. – М.: «Просвещение», 2014
Учебник: Н.В. Загладин. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. 10 кл. – М., Русское слово. 2014
Л.Н.Боголюбов. Обществознание. Профильный уровень.10 кл. – М.: «Просвещение», 2014
Цели урока:
1. Образовательные: изучить особенности развития Российской цивилизации, пути цивилизационного выбора в истории страны, привести старшеклассников к новому уровню осмысления проблемы «Восток — Запад» применительно к России; раскрыть факторы, определившие ее самобытность.
2. Развивающие: развивать умение анализировать исторические события, применять знания теоретических основ различных идеологических течений к анализу хода исторического процесса; развивать навыки групповой работы; вести аргументированный спор.
3. Воспитательная: способствовать формированию того чувства Родины, без которого невозможно стать истинным гражданином; воспитывать уважительное отношение к истории развития Российской цивилизации, понимание самобытности и уникальности нашей страны
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке формируются 4 группы по 5—6 человек.
Оборудование
Здесь будет файл: /data/edu/files/h1454253436.doc (Приложения);
эпиграфы урока;Здесь будет файл: /data/edu/files/t1454253743.wma отрывок из песни А.Макаревича "Перекресток");Здесь будет файл: /data/edu/files/u1454253819.mp3 (романс "Выхожу один я на дорогу");песня группы "Белый Орел" -"Как упоительны в России вечера"; Здесь будет файл: /data/edu/files/d1454254203.mp3 (песня Талькова "Россия")
Здесь будет файл: /data/edu/files/q1454253504.ppt («Российская цивилизация»;)
Здесь будет файл: /data/edu/files/b1454253624.mp3 (Песня Сергея Трофима "Родина")
Схема урока
Этапы |
Приемы и средства обучения |
I этап Вводно-мотивационный этап вызова |
Вводное слово учителя. Краткая беседа с целью актуализации знаний из курсов истории, обществознания, географии. Постановка проблемы детьми и формулировка темы урока. Построение кластера «Что есть Россия?» |
Осмысление |
Практическое занятие по группам (работа с раздаточным материалом: высказываниями философов, поэтов и писателей), работа с музыкальными отрывками; аргументация своей точки зрения. |
III этап |
Коллективное обсуждение проблемного вопроса. Итоговый вывод. Синквейны. Заключительное слово учителя. |
Ход урока
Вводное слово учителя:
Уважаемые гости, сегодня мы вместе попытаемся показать Вам основные приемы и способы критического мышления с использованием ИКТ.
Информационные технологии не являются панацеей от всех бед, их эффективное внедрение может быть обеспечено только при условии взаимосвязи. Какие технологии обучения могут эффективно взаимодействовать с информационными, каковы способы установления взаимосвязи технологий – эти вопросы постоянно стоят на повестке дня учителя.
Таковыми могут быть личностно-ориентированные технологии: модульного обучения, проектный метод, технология формирования критического мышления, групповая работа.
Технология развития критического мышления нацелена на формирование определенного стиля умственной деятельности обучаемых. Реализация технологии осуществляется через три технологических этапа (вызов, реализация смысла, рефлексия), и на каждом из них возможно использование информационных технологий. Более того, данная педагогическая технология способствует становлению и развитию самой информационной технологии, т.к. обеспечивает формирование умений работать с информацией и представлять ее разнообразными способами.
Обучение информационным технологиям подразумевает умение использовать компьютерные технологии для общения, решения проблем, сбора, организации и обмена информацией. В основе критического мышления лежит умение решать проблемы. Сотрудничество предусматривает умение работать в команде, то есть совместную работу с одним или несколькими людьми над решением поставленной задачи.
Сегодня мы покажем основы данных технологий на примере интегрированного урока истории и обществознания. По ходу урока мы будем пояснять все этапы работы, показывать методические приемы: групповой работы, мозгового штурма, проектного метода, приема написания синквейна, составления кластера; приемов погружения в тему. Итак, начинаем…
1. Вводно-мотивационный этап вызова
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
(Ситуация вызова состоялась, если учащиеся сами формулируют вопросы темы урока . На этом этапе использовались методические приемы погружения в тему, опережающие задания на дом, решение альтернатив, составление кластера, «мозговой штурм»).
Учитель:
«В мире нет истории страшней, безумней, чем история России»? – М.Волошин. Сегодня, в условиях наметившегося выхода из кризиса, в нашем обществе вновь вспыхнула дискуссия о месте России в мировом цивилизационном процессе. Российские ученые по-разному рассматривают историю России и роль в ней реформ и революций, указывая на их особенности по сравнению со странами Запада. Среди множества точек зрения наибольшее число сторонников имеют две теории:
- рассматривает исторический путь России на основе общих закономерностей, характерных для любого человеческого общества;
- предполагает наличие в российской цивилизации с самого ее возникновения каких-то совершенно самобытных начал, заставивших Россию бросить вызов мировой цивилизации.
Каждая из этих теорий базируется на представлении мировой истории как параллельном становлении двух типов цивилизаций – западного и восточного. Нам предстоит на основе исторического анализа выяснить место России в цивилизационном процессе.
Вспомните ваши знания из курсов истории, обществознания, географии, литературы. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос:
По какому пути идти России сегодня? Тему сегодняшнего занятия мы определим в ходе нашего рассуждения.
Эпиграфы на доске:
1. Вводная беседа с учащимися
Учитель:
1. Где расположена Россия? (На континенте Евразия — работа с картой.)
Обратите внимание, что географически Россия находится в Европе и в Азии.
2. Что является условной границей между Европой и Азией? (Урал - показ по карте.)
Учитель:
Итак, географически Россия расположена в Европе и в Азии, а цивилизационно - между Западом и Востоком.
Учитель:
3. Категория цивилизации в настоящее время имеет многозначное смысловое содержание. Что понимается под цивилизацией в истории и обществознании?:
Примерные ответы:
1. Цивилизация человечества - единство человечества (со своими мировым хозяйством, энергетическим базисом, культурой, социальным устроением, техникой), противостоящего природе Земли, которую человечество хозяйственно осваивает. Цивилизация - уровень общественного развития, культуры, следующий за варварством, приучающий людей к упорядоченным совместным действиям.
2. Цивилизация как определенный этап развития отдельных обществ, достигших уровня культуры и капиталистического развития. Такой взгляд господствовал в XIX в. и служил основой идеологического подкрепления колонизаторской политики, в первую очередь со стороны таких стран Западной Европы, как Англия (Британия), Испания, Франция, Германия, Италия, Голландия, Бельгия (потом к ним присоединились США). Колонизация в соответствии с этим взглядом осуществлялась для того, чтобы «дикие» народы «цивилизовать». Колонизация со стороны стран Западной Европы представлялось в «благородных одеждах» цивилизаторской миссии по отношению к народам и странам «не-Европы».
3. Цивилизация- уровень технологического развития стран, противостоящий культуре. Разведение категорий «цивилизация» и «культура» осуществлялось работах Н.А. Бердяева и О. Шпенглера. Здесь «цивилизация» выступает синонимом «техногенной» или «технически развитой» цивилизации. По концепциям Н. А. Бердяева и О. Шпенглера, «успех» цивилизации сопровождается «неуспехом» культуры.
4. Цивилизация обозначает определенный уровень технического развития, связанный с мощным производством и потреблением энергии, позволяющими решить даже проблему контакта с внеземными цивилизациями. Отсчет цивилизации человечества в указанном смысле следует вести с 20-х гг. ХХ в.
5. Цивилизация как этно-географический и культурно-исторический тип развития той или иной страны, группы стран, народов, этносов, объединяемых общей исторической судьбой, культурой, исповедуемой религией, ландшафтно-географическими особенностями и т. д. В XX в. для обозначения «цивилизации» в указанном смысле появился термин «локальная цивилизация».
Учитель:
4. В курсе всеобщей истории мы с вами сравнивали два главных типа локальных цивилизаций — западный и восточный. Вспомните основные линии сравнения и признаки:
Примерные ответы:
— западные цивилизации:
их исторические корни — в античности, христианстве, индивидуализме и демократических традициях; к этому типу относится подавляющая часть развитых стран;
— восточные цивилизации:
их культурно-психологические устои сформировались под влиянием мусульманства, буддизма и других восточных религий, азиатского способа производства, сильной роли государства, преобладания коллективистских и бюрократических начал над правами личности; к этому типу относится большинство государств Азии, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока.
Учитель:
5. Вспомните типологию цивилизаций:
Примерные ответы:
Существуют следующие типы цивилизаций:
1. Первичные (древнейшие, очаговые, такие, как цивилизации Древнего мира).
2. Вторичные, возникшие на месте и под влиянием древнейших;
3. Периферийные, возникшие на новом месте, на окраинах мировых цивилизации и испытывающие их влияние. К ним относится российская цивилизация.
Учитель: 6. Рассматривая историю человечества, мы ясно видим, что первые очаги цивилизации возникли сначала в нескольких, наиболее благоприятных для жизни, районах (долины Нила, Евфрата, Тигра и др. рек), затем распространяясь на другие области. Когда и где возникла Российская цивилизация?
Примерные ответы: Традиционно историю России начинают с истории Киевской Руси. Природная среда – это активный фактор, обусловивший направление и характер колонизации русскими новых земель. Колонизация являлась стержневым процессом истории России, сформировавшим быт народа и определившим административное деление страны. Сегодня есть несколько точек зрения на время и место возникновения российской цивилизации. Версия №1. Российская цивилизация возникла в IX в. (V-VIII вв.-предпосылки складывания). Таким образом, история Российской цивилизации начинается с Киевской Руси, это государство является первым этапом цивилизационного пути России. Версия №2. Российская цивилизация возникла после XII-XIII вв. на Северо-Востоке Руси (Владимиро-Суздальская Русь, Московская) и до конца XVI в. шел процесс ее формирования. Согласно этой точке зрения, Киевская Русь, раздробленные части которой пали под ударом монголов как цивилизация прекратила свое существование в XIII веке, а Российская цивилизация формировалась в ходе борьбы с татаро – монгольским игом и в ходе объединения русских княжеств вокруг Москвы.
Учитель: 7. Как же определяет тип Российской цивилизации обществознание? Примерные ответы: Российская цивилизация возникла в IX в., если включать Древнерусскую цивилизацию или в XIV в., если считать от Московской Руси. Что до влияний на нашу периферийную цивилизацию, приводим высказывание английского историка и социолога А. Тойнби: « у Западноевропейской и Российской цивилизации общая мать, сестринское родство. Запад – вторичная цивилизация на руинах Древнеримской, а Россия на заре возникновения испытала сильное Византийское влияние, Византийская цивилизация тоже является вторичной по отношению к Древнему Риму. Греко-римская цивилизация родила две цивилизации: западно-европейскую и православно-христианскую». Россия - часть Евразийского материка. Само существование России и ее судьба задают исторические и цивилизационные процессы большой длительности, разворачивающиеся на этом пространстве. Каждая локальная цивилизация, переживая сходные и взаимосвязанные с соседними этапы пути; в то же время имела свою, неповторимую судьбу, свой ритм, то сближавшийся, то отдалявшийся от идущих в авангарде стран. Многие историки и философы относят Российскую цивилизацию к периферийным, т.е., к цивилизациям, зародившимся на окраине (периферии) территорий, занимаемых древними первичными цивилизациями. Таким образом, Россия, находясь между периферией Востока и периферией Запада должна испытывать влияние на себя и пути своего развития с двух сторон. |
Учитель:
8. Согласны ли вы с выводом, что Русь — цивилизация не между Востоком и Западом, а между периферией Востока и периферией Запада? Подумайте, что означал для Руси периферийный характер ее цивилизации.
Примерные ответы:
Идеологические традиции (христианство) Русь воспринимала не от Европы (тогда это был «латинский» Рим и все близлежащие католические и протестантские страны), а от Византии, а это не Запад: а «овосточеный», периферийный Запад. То же касается и традиций политических (самодержавие), пришедших к нам не из цивилизованного Китая, а опосредованно от Золотой Орды. Именно поэтому Русь – цивилизация между перифериями Востока и Запада.
Учитель:
9. Двойственное географическое расположение и культурное развитие вызвали философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России. Впервые эту проблему поднял в знаменитых «Философических письмах» русский мыслитель П.Я. Чаадаев (1794—1856). Перед Вами высказывания. В чем их смысл? Какова проблема сегодняшней дискуссии?
Эпиграфы:
1. В стране морозных вьюг,
Седых туманов
Явилась ты на свет,
И, бедное дитя,
Меж двух враждебных станов
Тебе приюта нет.
Ел. Соловьев
2. Чтоб на распутьях сказочных дорог
Ты сторожила Запад и Восток.
М. Волошин
3. Запад есть Запад,
Восток есть Восток-
И вместе им не сойтись!
Р.Киплинг
4. Стоя между Востоком и Западом, Россия должна совмещать историю всего земного шара.
П.Я. Чаадаев
Примерные ответы:
В этих высказываниях отражены споры о русской цивилизации (понять ли умом Россию?). К чему ближе Россия? Россия между Востоком и Западом.
Дискуссия о том, чему ближе Россия – Европе или Востоку, возникла еще в XIX веке. Выдвигалось множество гипотез, каждая из них по-своему отражала реальность. Но неослабевающий интерес к теме показывает, что найденные ответы всегда неоднозначны, а открытые истины далеко не абсолютны.
Поскольку историческое место цивилизации не может быть серединкой на половинку, то и место России хочется, все-таки, отнести какой- либо части света, или же признать ее саму отдельным цивилизационным пространством, уникальным в своем развитии. В русской исторической науке всегда существовали восточная и западная ориентации.
По-моему, именно в Росси сошлись и Запад и Восток, именно это и придало оригинальность нашей цивилизации. Двойственность географического положения России (на стыке Европы и Азии) вызвала споры по поводу цивилизационного места России. Прав был Н.А. Бердяев: тема «Восток — Запад» — «вечная тема русских размышлений».
Учитель:
Итак, какова же проблема? Судя по вашим высказываниям – Чем является Россия. Задача урока состоит не в том, чтобы выискивать в истории России черты, сближающие эту историю с историей Запада и Востока, а в том, чтобы «изучать историю нашей Родины независимо от эталонов, такой, как есть», - как сказал профессор Павленко Н.И.
Запишите тему урока: Российская цивилизация – «вечная тема размышлений»
2 этап осмысления
Многообразие взглядов на место России
в цивилизационном процессе
Вводное слово учителя:
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Работа осуществляется с использованием текстов приложений, презентации. Наша задача – в течение 5-7 минут подготовить отчет по вопросам и заданиям. На данном этапе использовались приемы групповой работы, мозгового штурма, составления кластера.
Учитель: сейчас мы выясним точки зрения различных групп, готовивших свои домашние заготовки о месте Российской цивилизации:
Построение кластера «Что есть Россия?»
Учитель:
Россия — это Восток или Запад? Или она соединяет в себе оба начала? А может быть, Россия уникальна?
1– Запад 2– и Запад и Восток 3– уникальна, ни Запад, ни Восток 4- Восток Учитель:
Посмотрим, как осмысливали эту проблему русские философы и поэты. В течение 5-7 минут необходимо подготовить по группам аргументированный ответ по каждой позиции, опираясь на высказывания ученых, философов, поэтов и писателей России. Подберите из предложенных музыкальных фрагментов те, которые ярко иллюстрируют ту или иную точки зрения на Российскую цивилизацию.
Работа в группах по анализу источников (4 группы высказываний), затем отчеты каждой группы (см. приложения). Учитель: Мы услышали мнение разные, но что-то их объединяет… Что?...
Примерный ответ:
Вывод. Россия уникальна и рассматривать ее надо с этой точки зрении. Большинство исследователей считают Россию цивилизацией особого типа, в которой представлены элементы и восточного, и западного общества. Не только географически, цивилизационно, но и исторически Россия является Евразией.
Учащиеся фиксируют вывод в тетрадях
3 этап рефлексии
Вводное слово учителя:
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Учитель:
Задается проблемный вопрос: Историческое место России сегодня?:
Какова ваша точка зрения на место нынешней России в цивилизационном процессе?
По какому пути идти России сегодня? (Что для нас должно служить ориентиром — Запад или Восток? А может быть, Россия должна опираться только на собственные традиции?)
В ходе обсуждения преподаватель напоминает учащимся, что современная мировая цивилизация в основе своей опирается на западные ценности. Но слепое копирование нам ни к чему. Вспомним слова русского историка В.О. Ключевского: «Можно и должно заимствовать изобретенный другими способ вязать чулки; но нельзя и стыдно перенимать чужой образ жизни, строй чувства и порядок отношений. Каждый порядочный народ должен все это иметь свое».
Примерные ответы
Это уникальная мировая цивилизация. Своеобразие и величие России определялось тем, что изначально, с первых шагов, она строилась не как простое государство, будучи открытой для вхождения различных народов, вбирая их культуры и обогащая их своими же культурными ценностями, создавая на этой основе единую российскую цивилизацию. Россия строилась как целый мир, приобретая тем самым планетарный характер. Сила и несгибаемость России в том и заключалась, что свою государственность она всегда строила как многонациональную, никогда при этом не упуская из виду и не принижая великую значимость в этом процессе и главенствующую роль русской культуры, русской духовности, русского народа. Россия может остаться великой державой и впредь выполнять свою судьбоносную планетарную роль, прежде всего тогда, когда она найдет в современных условиях путь и средства реализации своего назначения как наднационального государственного объединения.
Учитель:
Что поможет России в этом?
Примерные ответы:
Во-первых, это уникальность географического и геостратегического положения России в мире как моста между Западом и Востоком, Севером и Югом (в традиционно-цивилизационном толковании этих понятий). Представляя собой общность множества народов и культур, возникшую естественным, органичным, а не миграционным способом, Россия исторически не только по местоположению, но и духовным складом своим готова к диалогу, сосуществованию и сотрудничеству с другими мирами, сообществами и цивилизациями.
Во-вторых, это природные богатства, по которым Россия существенно превосходит развитые страны и Запада и Востока. По сохранности естественных экосистем Россия занимает одно из первых мест в мире.
В-третьих, это цивилизационные ценности России, сложившиеся на протяжении её тысячелетнего развития: многообразие форм собственности, принцип народовластия, система местного самоуправления, приверженность российского народа к общинности, патриотизм, тяга к социальной справедливости, государственность и др.
В-четвертых, это культурно-духовные особенности развития страны, которые выражаются не только в высочайшем уровне развития науки, образованности населения, способности генерировать новые идеи, производить и поставлять интеллектуальные продукты высокого класса, но и в характере самой духовной атмосферы, эту способность всячески стимулирующей. Всемирное признание духовной широты и умственной энергетики России заметно выделяет ее среди других стран.
Учитель:
Каковы ценностные ориентиры развития России?
Примерные ответы:
К числу базовых ценностных ориентаций (элементов), выдержавших, несмотря ни на какие невзгоды, испытания временем, необходимо отнести следующие:
многообразие форм собственности;
народовластие;
общинность, соборность, коллективизм;
стремление к социальной справедливости и социальному порядку;
патриотизм;
государственность;
семья как первичная ячейка общества.
Не будет преувеличением сказать, что российские цивилизационные проекты преобразовывали мир. Но, к сожалению, сама Россия не всегда могла воспользоваться результатами собственных начинаний. Теперь очевиден такой факт. Ещё в 1929 году американский социолог Э.Хантингтон изучал развитие плановой экономики в СССР. Он писал, что русские экспериментируют с новой формой управления, но они или Великобритания больше выиграют от этого эксперимента. Для него уже тогда ответ был известен. Периферийный опыт русской революции послужил не России, а Западу. Социалистический проект российских большевиков имел здравую идею о создании регулируемой государством экономики. И эту идею заимствовали в странах Запада в годы «великой депрессии» 20-30 г. ХХ века. Затем переосмыслили в лозунгах создания «государства всеобщего благоденствия», «народного капитализма». Сама же Россия эксперимента не выдержала, он провалился. Таковы негативные явления в нашей российской истории, в уникальности исторического пути, пройденного русским народом.
Учитель:
Чем же сегодня является Россия?
Примерные ответы:
1) Современная Россия имеет жизненно-важные интересы как в Европе, так и в Азии и заинтересована в цивилизационном присутствии на обоих континентах.
2) Россия может стать цивилизационным мостом между Европой и Азией, если решит успешно внутренние проблемы, в том числе и пространственной связи.
3) Велика роль России как стабилизирующей силы в европейском и мировом балансах сил.
Россия должна идти в общем русле развития мировой цивилизации, продвигаться к постиндустриальному обществу, опираясь на творчески переработанную (с учетом нашей самобытности) западную модель развития (учащиеся фиксируют вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно, отличное от данного).
«Разумеется выполнить свое геополитическое предназначение Россия в состоянии не в одиночку, а став центром силы, притягивающим к себе союзников из ближнего и дальнего зарубежья и формируя вокруг себя мощный и динамично развивающийся регион мировой экономики»
Сегодня ученые выделяют две точки зрения на историческое развитие России:
1. Россия движется тем же путем, что и все другие, но она отставала от передовых стран Запада. Эту позицию иногда называют теорией догоняющего развития.
2. Россия идет по особому пути, характерному только для нее.
Учитель:
«Зима. Мороз. Потом наступает оттепель – и эта бесконечная слякоть, бездорожье. Когда я раньше смотрела фильмы Тарковского, не переставала удивляться, почему у него в кадре так часто появляются лужи. А главные герои обязательно шлёпают по ним. Мне казалось странным, что они ступают в эту жидкую, размякшую от воды почву. Я не могу терпеть лужу и непременно иду мимо, они же не обходят её. Почему так?
Это важный момент в постижении нашей страны и творчества Андрея Тарковского. Мне кажется, шагание по лужам – это наше сопротивление, русское чувство самозащиты от западной цивилизации. Лужа - это протест европеизации и американизации России», - так высказала свою мысль о уникальности русского духа и самобытности России одна японская актриса..
Учитель:
Сейчас выберите из высказываний наиболее понравившиеся вам характеристики Российской цивилизации и составьте синквейны.
Вводное слово учителя:
Что такое синквейн? В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Прием «Написание синквейна».
В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью, которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя, пятая, строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по возможности, эмоциональной.
(В течение 5 минут ученики составляют синквейны и зачитывают их).
1. Россия
Самобытная, переферийная
Развивается, перерабатывает, учится
Умом Россию не понять
Цивилизация
2. Россия
Могучая, обильная
Соединяет, защищает, притягивает
«Сердце мира»
Евразия
3. Россия
Христианская, культурная
Учится, догоняет, стремиться
Кто мы в этой старой Европе?
Держава
4. Россия
Таинственная, неповторимая
Сотрудничает, сосуществует, дискутирует
Раскинулась меж двух враждебных рас
Сфинкс
Подведение итогов. Вывод по уроку.
Учитель:
Итак, что же нового мы сегодня узнали?
Примерные ответы:
Самобытность России определяет её географическое положение между Европой и Азией. Древнерусское государство располагалось на великом европейском пути «из варяг в греки». Главным торговым партнёром для Руси была Византия. Затем появился «янтарный путь», который шёл через Центральную Европу. Принятие православной версии христианства сделало своё дело – Русь стала развиваться особым путём. Колонизация восточных земель превратила Русь в часть евразийского геополитического пространства. И Московское государство в XV – XVII веках повернулось лицом к Азии. Конечно, это нашло отражение в характере государственного устройства, возникло самодержавие, которое позже рассматривалось русскими царями, как единственная форма правления, данная свыше. Складывались свои ценности, отличительные от других цивилизаций.
Появилась идея «святой Руси». «Святые» почитались, и осталось традиционное: сострадание к убогим, нищим, внимание к больным, желание помочь человеку, попавшему в беду. Христианская милостыня на века вошла в нормы жизни русских. В этом наша уникальность, неповторимость! Народ на огромной территории должен жить в мире и согласии, по-доброму. Милосердие всегда было в цене у русского человека.
Хочу отметить то, что русский народ заселил и освоил шестую часть суши от Прибалтики до Дальнего Востока. Сразу особенность: подобной зоны компактного расселения не имеет больше ни один народ в мире.
Россия была первой страной мира, которая заявила о своеобразии своей истории, о своём праве называться цивилизацией наряду с Западом.
В 30-е годы 19 века А.А.Пушкин писал, что история России требует другой мысли, другой формулы. Это уже об особенностях российской цивилизации, отличающей её от других.
Я люблю свою страну, горжусь её уникальным прошлым, героическими страницами истории, её талантливыми полководцами. Именно в России был разбит Наполеон, в России нашла погибель гитлеровская армия.
Учитель:
Многие ученые считают, что «большие Пространства и Время порождают Большую Историю, которой и живет Россия как цивилизация». Поэтому история России проявляет гены всего человечества.
Таким образом, Российская Евразийская цивилизация, и я согласна с такой точкой зрения, является Сердцем Мира, чей ритм биения определяет ритм истории человечества. В этом и состоит уникальность и историческое одиночество. Такая особенность российской цивилизации и порождает логику её истории. Размах исторических событий и кризисов в России является амплитудой всей истории человечества. На ее крупных исторических событиях набирается опыта и учится будущая история человечества.
Так почему же споры об историческом месте России не утихают? Потому, что каждая и этих точек зрения имеет право на жизнь. Но место России не на Западе и не на Востоке. Россия уникальна в своем развитии. Причина этого — историческая обособленность России, привычка стоять особняком, идти своим путем.
Но это уже другая история… Продолжение следует…
Литература:
Абалкин Л. Россия в меняющемся мире (Материалы к докладу на конференции "Россия в современном мире") // Безопасность, - 1995.- N 11.
Бердяев Н.А. Судьба России. М.: 1980.
Боголюбов Л.Н.,. Иванова Л.Ф,. Лазебникова А.Ю и др. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. Ч. 2. 11 кл; Под ред. Л.Н. Боголюбова. — М.: Просвещение, 2000.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Танаис, Ди-Дик, 1994.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб., 1995.
Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. М., 1999.
Захарова Е.Н. Особенности российской цивилизации. Между Западом и Востоком: Пособие для учащихся и учителей. — М.: АРКТИ, 2002.. Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1983.
Половникова А.В. Изучение темы «Цивилизация России» в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе, 2000, № 2.
Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994.
Серебрянников В.В. Геополитические интересы новой России и пути их реализации // Россия в геополитическом пространстве. - М.: 1994.
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — 4-е изд. — Брянск: Курсив, 2000.
Субетто А.И. Геополитическая логика взаимодействия русской и мировой культур в контексте философии истории России как Евразийской цивилизации: прошлое, настоящее, будущее. - СПб. М. - Красноярск, 1999.
Хотинская П.А., Горшенин М.Е. Хартингтон о возможном конфликте цивилизаций // Безопасность. - 1996. N 5-6.
Чусовитин. Российская цивилизация. - Новосибирск, Изд. НГАС, 1997
Яковец Ю.В. История цивилизаций. — М.: ВЛАДОС, 1997.
Летушова Оксана Михайловна
Фурлова Ольга Ивановна
Лихина Елена Викторовна
Фурлова Ольга Ивановна