Специальная индивидуальная программа развития для 1 класса

0
0
Материал опубликован 18 November 2019


ГКОУ «Барско-Городищенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»



Согласовано

Зам. директора по УВР Алексеева О.А.

«_____»____________________2018 г.

Утверждено

Директор Малай М.В.

Пр. №_____от «____»___________ 2018 г.












Специальная индивидуальная программа развития

учащегося 1 года обучения

Емельянова Михаила

на 2018 – 2019 уч. г.














Учитель Баранникова М.И.



Специальная индивидуальная программа (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелены на образование ребенка с ТМНР, обучающегося индивидуально на дому.



Структура СИПР

1.Общие сведения о ребенке.

2.Психолого-педагогическая характеристика.

3.Индивидуальный учебный план.

4. Планируемые результаты освоения обучающимся СИПР.

5.Содержание образования.

5.1 Базовые учебные действия.

5.2 Содержание учебных предметов и коррекционных занятий

5.2.1 Речь и альтернативная коммуникация.

5.2.2 Математические представления.

5.2.3 Окружающий природный мир.

5.2.4.Предметно – практическая (изобразительная) деятельность.

6.Средства мониторинга и оценки динамики развития ребенка.

7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.




1.Общие сведения о ребенке.


ФИО ребенка: Емельянов Михаил.

Возраст ребенка:05.08.2010г.

Место жительства: Владимирская область, г.Суздаль, ул. Советская, д.14, кв.7

Мать: Цыганова Анастасия Владимировна.


2.Психолого-педагогическаяхарактеристика

Емельянов Михаил поступил в школу 19.11.2018г.

Ребенок инвалид детства.

По результатам психолого-педагогической диагностики было выявлено:

Мотивация учебной деятельности носит внешний характер. Смысла выполнения учебных заданий не понимает. Необходима постоянная сопровождающая и направляющая помощь педагога. Работоспособность во время занятий снижена. На занятиях пассивен, часто «уходит в себя», не понимает происходящего учебного момента.

Уровень развития познавательных процессов низкий, имеет специфические черты.

Внимание не сконцентрированное, неустойчивое, носит непроизвольный характер. Процессы памяти (сохранение, воспроизведение) значительно затруднены. Память кратковременная. Мышление конкретное, наглядно - действенное. Операции мышления (сравнение, обобщение) не развиты. Ведущая деятельность игровая и достаточно однотипная (лепит одинаковых человечков, расставляет мелкие предметы в одном и том же порядке). Других игр нет. Эмоционально - волевая сфера обеднена. Мимика лица подвижна, при этом наблюдаются одни и те же выражения. Самоконтроль при выполнении учебных заданий не сформирован. Самооценка и представление о себе не развиты. Кругозор крайне обеднен и ограничен. Миша сложно идет на контакт с малознакомыми ему людьми.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.




3. Индивидуальный учебный план



Образовательные области


Класс

I

Общеобразовательные курсы



1.Язык и речевая практика




Речь и альтернативная коммуникация


1

2. Естествознание



Окружающий природный мир


1

3. Математика



Р



Элементарные математические представления



1

4.Предметно-практическая (изобразительная) деятельность


1

Обязательная урочная нагрузка


4

Консультационная работа (дефектолог, психолог, логопед, социальный педагог)


4

Внеурочная деятельность


3

Часы самостоятельной работы учащихся


8

Предметно-практическая деятельность (изодеятельность, конструирование)


3

Спортивно-оздоровительная деятельность (ОРУ, самомассаж, дыхательная и корригирующая гимнастика)


3

Хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков самообслуживания (уход за одеждой, обувью, ежедневная, еженедельная сухая и влажная уборка)


2

ВСЕГО: максимальная нагрузка учащегося


19

Итого к финансированию: 4 часа








4. Планируемые результаты


Речь и альтернативная коммуникация

Адекватно реагировать на обращенную речь человека;

Научить вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения;

использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения

общаться с помощью электронных средств коммуникации (телефон, планшет и др.);

понимать слова, обозначающие объекты, их признаки, действия, явления природы

использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.


Узнавать изученные буквы (а,о,у,м,х,с,л,ш, ы)

Уметь написать печатные изученные буквы.

Написание письменных элементов изученных букв

Написание строчных и письменных изученных букв.

Написание печатных и письменных слогов, коротких слов

Прочтение с помощью учителя слогов, коротких слов.

Соотнесение звука с буквой

Узнавание звука в слоге, слове



Математические представления

Уметь различать и сравнивать предметы по форме, величине.

Уметь различать предметы по цвету.

Уметь ориентироваться в пространстве и на плоскости.

Уметь находить верхний и нижний край листа.

Уметь различать, сравнивать множества (один – много).

Уметь различать части суток (день, ночь)

Уметь соотносить число и цифру.

Уметь писать изученные цифры ( 1,2,3,4,5)

Уметь пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

Иметь представление о деньгах




Окружающий природный мир


-Иметь представления о явлениях неживой природы (снег, дождь, ветер),

- Иметь представление о смене времен года (зима, весна, лето) и соответствующих сезонных изменениях в природе

-Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт);

-Знать виды сезонной одежды;

-Умение соблюдать правила поведения в природе (на улице, у реки и др.).

-Знать название домашних животных (корова, лошадь, свинья, собака, кошка)

-знать название диких животных (заяц, волк, медведь, лиса, белка, еж).

-знать птиц нашего края (воробей, голубь, синица)

- знать некоторые виды растений и их названия (деревья, цветы домашние и декоративные, первоцветы);

-знать название праздников (Новый год, День Защитника Отечества, 8 Марта, День Победы).

-иметь представления о занятиях людей в разное время года.


Предметно - практическая ( изобразительная) деятельность


-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

-пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

-знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

-следование при выполнении работы инструкциям учителя;

-уметь пользоваться ножницами, ;

-владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание);

-ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов ;

-узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта;

-выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

-обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);

-раскрашивать готовые рисунки акварелью;

-узнавать и показывать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник);

-передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

-в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;

-узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных из ближайшего окружения.




5. Содержание образования

5.1. Базовые учебные действия.

Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

Формирование учебного поведения:

Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

Использование по назначению учебных материалов;

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Формирование умения выполнять задание:

В течение определенного периода времени,

От начала до конца,

С заданными качественными параметрами.


Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающегося.


5.2.Содержание учебных предметов.


5.2.1. «Речь и альтернативная коммуникация»

Пояснительная записка

Коммуникация и общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствует и ограничивает полноценное общение ребенка. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.

Смыслом обучения общению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее

программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания, писать отдельные буквы и слова. Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно.



Содержание учебного предмета


Коммуникация. Установление зрительного контакта со взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. Прощание с собеседником.

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, школьные принадлежност, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста (сказки)

Экспрессивная речь.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи . Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, школьные принадлежности, продукты, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста (сказки). Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе по наводящим учителем вопросам.


Чтение и письмо.

Предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Узнавание и различение образов букв. Графические действия с использованием элементов графем (букв): обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма

Узнавание звука в слоге, слове. Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге, слове. Название буквы. Чтение слога, слова. Написание буквы. (Слога, слова).



Тематическое планирование

темы

Тема урока

Дата

план

Дата

факт

1

Культура общения. Приветствие.



2

Я и моя семья. Семейные ценности.



3

Различие звуков окружающей действительности




4


Мое рабочее место. Звук и буква «а»

Письмо буквы «а»



5

Составление рассказа о себе. Звук и буква «о»

Письмо буквы «о»



6

Заучивание стихотворения « Елка». Звук и буква «м» Письмо буквы «м»



7

Мой внешний вид. Звук и буква «у». Письмо буквы «у»



8

Слушание аудио сказки «Колобок».



9

Пересказ сказки по вопросам.



10

Слушание аудио сказки «Теремок».



11

Звук и буква «с». Прощание с собеседником.



12

Слушание аудио сказки «Мойдодыр».



13

Стихотворение «Мама»

Слова, обозначающие объекты/субъекты.



14

Сказка « Репка». Просмотр видео.



15

Звук и буква «х». Письмо буквы «х»

Простое предложение.



16

Звук и буква «ш».



17

Инсценировка сказки Теремок.



18

Слова «на, около, за, под и т.д.».



19

Звук и буква «л». Слова «я, ты, свой, мой, это и т.д.». Письмо буквы «л».



20

Словосочетания, простые предложения. Праздник «День Победы».



21

Звук и буква «ы». Письмо буквы «ы» . Ответы на вопросы по плану, представленными рисунками



22

Звуки, звукоподражания.



23

Составление рассказа по серии сюжетных картинок на тему « Лето»



5.2.2. «Математические представления»

Пояснительная записка

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.


Содержание учебного предмета

Временные представления.

Различение частей суток ( «день», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сегодня», «завтра»).

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Представление о денежном знаке.

Представления о величине.

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Сравнение предметов по длине. Сравнение предметов по ширине. Сравнение предметов по высоте.

Представление о форме.

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «круг»).

Пространственные представления.

Пространственные представления (верх, низ). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «далеко»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз»). Ориентация на плоскости («верх», «низ»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду



Тематическое планирование

темы


Тема урока

Кол-во часов


Дата

план


Дата

факт

1

Временные промежутки («сегодня», «завтра»).




2

Части суток ( «день», «ночь»). Составление картинки из 2-3 деталей.




3

Круг. Знакомство с часами.




4

Овал. Составление картинки из 3-4 деталей.




5

Прямоугольник. Составление последовательности событий.




6

Треугольник. Нахождение одинаковых предметов.





7

Составление ряда из предметов, изображений.




8

Объединение предметов в единое множество.




9

Различение множеств («один», «много»).




10

Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).




11

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).




12

Ориентация на листе бумаги (верх, низ, середина).




13

Пересчет предметов. Составление ряда из предметов.




14

Число и цифра 1. Письмо цифры 1. Определение месторасположения в ряду.




15

Число и цифра 2. Соотнесение цифры с количеством предметов. Письмо цифры 2.




16

Число и цифра 3. Письмо цифры 3.




17

Представление множества двумя другими множествами.




18

Число и цифра 4 Письмо цифры 4.Решение задач на увеличение на несколько единиц.




19

Решение задач на уменьшение на несколько единиц.




20

Число и цифра 5. Письмо цифры 5. Представление о денежном знаке.




22

Сравнение предметов по ширине.




23

Различение предметов по высоте.






5.2.3. Окружающий природный мир.

Пояснительная записка.

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем мире. Подобранный материал по предмету рассчитан на формирование у обучающегося представлений о живой и неживой природе.

Цель обучения формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе; развитие устной речи, как средства общения; создание условий для сохранения психического и физического здоровья, обеспечение его эмоционального благополучия. Коррекция недостатков в физическом и психическом развитии ребенка - инвалида в условиях надомного обучения.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование о растительном и живом мире. В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы ( снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, зима, весна), суточных изменениях ( день - ночь) учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.

Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, животных и др . Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.



Содержание учебного предмета

Растительный мир

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель). Узнавание (различение) плодовых деревьев( яблоня). Знание значения деревьев в природе и жизни человека..

Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных растений (роза).

Животный мир.

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, котенок, щенок).

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные). Узнавание (различение) птиц нашего края (голубь, воробей, синица) в природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака,). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).


Объекты природы.

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке.


Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток (день, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, радуга, туман, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.

Тематическое планирование.


темы

Тема урока

Дата

план

Дата

факт

1

Ролевая игра. «Я – ученик».



2

Объекты природы. Солнце. Луна.



3

Осень. Природа осенью. Сезонные изменения. Дождь.



4

Зима. Сезонные изменения в природе. Снег.



5

Скоро праздник Новый год.



6

Сутки. Смена дня и ночи.



7

Домашние животные (корова,свинья, лошадь). Строение домашнего животного.



8

Дикие животные (лиса, волк, белка, еж, заяц, медведь).



9

Птицы нашего края (голубь, воробей, синица)



10

Праздник «День Защитника Отечества».



11

Праздник 8 марта. Город, в котором я живу.



12

Смена времен года (зима-весна).

Лед.



13

Декоративные растения.



14

Растения в природе.



15

Мое любимое занятие. Домашние игры.



16

Весна. Весенние месяцы.



17

Вода. Значение воды.



18

Первоцветы.



19

Домашние животные ( кошка, собака).



20

Дикие животные весной.



21

Объекты живой и неживой природы.



22

Явления природы.



23

Скоро лето. Отдых летом.




Предметно практическая ( изобразительная) деятельность


(лепка, рисование, аппликация)

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств.

Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей.

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность.


Содержание учебного предмета

Лепка.

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Вырезание Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями.

Аппликация.

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, клей. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

Рисование.

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.

Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому», рисования с солью, рисования шариками, «под батик».


  Обучение начинается с формирования умений рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного творчества. На занятиях рекомендуется рассматривать 1-2 объекта. Сначала ученик при анализе картины, иллюстрации должен научиться называть изображенные предметы, их признаки, изображенные действия, затем - устанавливать различные связи, отраженные в изображении (временные, причинно-следственные и др.). Таким образом, важно добиться, чтобы ученик не только посмотрел на демонстрируемые объекты - нужно научить его рассматривать картину, устанавливать ее содержание, сходство с реальностью, высказывать свое отношение к изображенному.


Тематическое планирование


темы

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

1

Рисование на одном листе предметов разной формы Основные цвета.




2

Обводка по трафарету фруктов. Раскрашивание цветными карандашами.




3

Рисование прямых линий в разных направлениях и разного цвета (забор, дождь, дорожка).




4

Виды аппликации. Зима. Снеговик.




5

Обводка по трафарету новогодних игрушек. Акварель.




6

Рисование замкнутых круговых линий (воздушные шарики, цепочка, ветка с ягодами). Раскрашивание цветными карандашами.






7

Обводка по точкам раскрашивание на тему « Новогодние каникулы»




8

Рисование предметов круглой и овальной формы. Акварель.




9

Рисование предметов квадратной, прямоугольной и треугольной формы (книги, флажки, дорожные знаки).




10

Рисование по опорным точкам знакомых предметов (дом, флажок, лесенка, скворечник, кораблик).




11

Рисование в полосе узора из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).




12

Работа с пластилином. Раскатывание, отщипывание.




13

Рисование в полосе узора из повторяющихся элементов (веточки ели и снежинки).




14

Работа с пластилином. Веточка мимозы.




15

Рисование и раскрашивание по теме « Птица».




16

Рисование с натуры Ваза с цветами.




17

Аппликация на тему. «Грачи прилетели».




18

Рисование геометрического орнамента по опорным точкам с использованием образца.




19

Рисование с натуры игрушки – светофора (связки воздушных шаров).




20

Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.




21

Аппликация. Открытка на праздник. « День Победы».





22

Аппликация «Весна»




23

Рисование на тему «Весна».






6. Средства мониторинга и оценки

динамики развития ребёнка


Оценка динамики развития осуществляется путем наблюдения за выполнением обучающимся специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:


Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

выполняет действие самостоятельно;

выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной);

выполняет действие по образцу;

выполняет действие со значительной физической помощью;

действие не выполняет;

узнает объект;

не всегда узнает объект;

не узнает объект.

Результаты

Начало года

Конец

года

Динамика

Речь и альтернативная коммуникация

Адекватно реагировать на обращенную речь человека;

Научить вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения;

использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения

общаться с помощью электронных средств коммуникации (телефон, планшет и др.);

понимать слова, обозначающие объекты, их признаки, действия, явления природы

использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.


Узнавать изученные буквы :

а

о

у

м

х

с

л

ш

ы


Уметь написать печатные изученные буквы.

Написание письменных элементов изученных букв

Написание строчных и письменных изученных букв.

Написание печатных и письменных слогов, коротких слов

Прочтение с помощью учителя слогов, коротких слов.






Математические представления

Уметь различать и сравнивать предметы по форме, величине.

Уметь различать предметы по цвету.

Уметь ориентироваться в пространстве и на плоскости.

Уметь находить верхний и нижний край листа.

Уметь различать, сравнивать множества (один – много).

Уметь различать части суток (день, ночь)

Уметь соотносить число и цифру.

Уметь писать изученные цифры ( 1,2,3,4,5)

Уметь пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

Иметь представление о деньгах






Окружающий природный мир

иметь представления о явлениях неживой природы (снег, дождь, ветер),

иметь представление о смене времен года (зима, весна, лето) и соответствующих сезонных изменениях в природе

умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт);

знать виды сезонной одежды;

умение соблюдать правила поведения в природе (на улице, у реки и др.).

иметь представление о

знать название домашних животных: звукоподражание и пантомимические движения различных животных;

знать название диких животных.

нать зимующих и перелетных птиц нашего края

знать некоторые виды растений и их названия (деревья, цветы домашние и декоративные, первоцветы);

знать название праздников (Новый год, День защитника отечества, 8 Марта, День Победы)

иметь представления о занятиях людей в разное время года.





Предметно - практическая ( изобразительная) деятельность


-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

-пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

-знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

-следование при выполнении работы инструкциям учителя;

-уметь пользоваться ножницами, ;

-владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание);

-ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов ;

-узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта;

-выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

-обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);

-раскрашивать готовые рисунки акварелью;

-узнавать и показывать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник);

-передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

-в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;

-узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных из ближайшего окружения.













7. Перечень необходимых технических средств и дидактического материала.


Речь и альтернативная коммуникация.

Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, картинки, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

Бабина Г.В. Системный подход в формировании грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи//Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики./под ред. Л.И. Беляковой. М., 1985.

Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь для специальных коррекционных учреждений VIII вида.

Ноутбук.

Диск «Большая детская энциклопедия»

Диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Аудио - сказки («Теремок», «Колобок») и видеоматериалы

Математические представления.

Диск «Большая детская энциклопедия»

Счетные палочки

Счетный материал

Геометрические фигуры

Линейка-трафарет

Лента цифр

Раздаточный материал

Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10)

Мозаики

Пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов

Карточки с изображением цифр


Окружающий природный мир.

- карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, символы)

1. Раскраски.

2. Наглядное пособие для педагогов «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».

3. «Ознакомление с окружающим миром», Л.В.Кмытюк, А.В. Усвайская, Москва «Просвещение» 1998 г.

4. «Окружающий мир», Плешаков А.А. 201


Предметно-практическая ( изобразительная) деятельность.

- карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, символы)

Дополнительная литература:

​ Маллер, А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта / А. Р. Маллер, Г. В. Цико-то. — М.,

 Программы обучения детей с тяжелой формой умственной от​сталости. Предметно-практическая деятельность. 1—4 годы обуче​ния. — Минск.

8.​ Шинкаренко, В. А. Формирование готовности к трудовому обуче​нию у детей с тяжелой формой умственной недостаточности. — Минск.





















































Тема: «Что такое СИПР? Разработка  СИПР. Смысл этой программы…»

СИПР-это основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС НОО учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Идеология ФГОС  обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью построена на двух взаимодополняющих составляющих: академические результаты учащихся и их жизненные компетенции.



 -  Что означает  аббревиатура  слова  АООП.

(Адаптированная  основная  общеобразовательная  программа).

- Что такое СИОП? ( Специальная индивидуальная образовательная программа)

В настоящее время СИОП заменена на специальную индивидуальную программу развития (СИПР).

(Специальная индивидуальная программа развития)



-В чем принципиальная разница между АООП и СИПР?

- Если АООП может реализоваться сразу для нескольких обучающихся, то СИПР  подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.



 Зададим вопрос: «Зачем проектировать СИПР, если предусмотрена вариативность адаптированных программ?»

-Максимальная индивидуализация достигается разработкой  СИПР.  Например, СИПР разрабатывается для учащихся, имеющих одновременно и тяжелые и множественные нарушения развития.



Вариант  2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную  программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. Вариант 2 – это вариант программ для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития. Это наиболее сложная категория учащихся, которые обучаются только по СИПР.



При проектировании СИПР необходимо обратить внимание на перечень жизненных компетенций, которые должны быть сформированы у таких учащихся. Например, компетенции, связанные с окружающим миром, начиная от бытовых навыков самообслуживания. Если учащийся изучает счет, то он его изучает не для решения примеров по математике, а для того, чтобы потом иметь возможность купить себе килограмм фруктов.







Структура СИПР

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью структура СИПР включает:

общие сведения о ребёнке;

характеристику с оценкой развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;

индивидуальный учебный план;

планируемые результаты;

мониторинг усвоения программного материала;

содержание образования в условиях организации и семьи;

базовые учебные действия;

перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИОП; перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;

перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; средства мониторинга и оценки динамики обучения.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.