12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Князева Владислава Рудольфовна21
4

«Сказка в гости к нам приходит»




Конспект непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных представлений

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

«Сказка в гости к нам приходит»





Князева Владислава Рудольфовна

Учитель-дефектолог

Аттестована на соответствие занимаемой должности











г. Салехард, 2020



Образовательная область по ФГОС ДО: познавательное развитие

Направление: ФЭМП

Интеграция видов деятельности: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

Лексическая тема: «Цветы»

Вид занятия: повторение и закрепление ранее приобретённых знаний

Формы образовательной деятельности: познавательная деятельность

Цель: повторение и закрепление ранее пройденного материала

Задачи

Коррекционно-образовательные:

Закрепить измерительные понятия «высокий-низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий».

Закрепить пространственные понятия «справа-слева», «вверху-внизу».

Закрепить счет от 1 до 10.

Закрепить знание о геометрической фигуре, о цвете.

Коррекционно-развивающие:

Развивать высшие психические функции: мышление; внимание; речь.

Развивать ориентировку в пространстве и на листе бумаги.

Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать внимание, выдержку, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Воспитывать аккуратность в работе.


Планируемый результат:

В ходе данного занятия, которое проводится в конце учебного года, дети повторили и закрепили знания по направлению ФЭМП: они знают геометрические фигуры, цвет, владеют пространственными и измерительными понятиями, свободно владеют счетом от 1 до 10, знают соседи чисел.


Поэтапность занятия:

1 этап – Вводно - организационный, мотивационно - побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности).

2 этап – Основной (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность).

3 этап – Завершающий, рефлексивно – корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов).

Содержание занятия сформировано в соответствии с поставленными целями, возрастными особенностями детей, их индивидуальными способностями и реализуемой образовательной программой.


Подготовительная работа: повторение ранее изученного материала: названия геометрических фигур, их свойства, названия цвета, счет от 1 до 10, пространственные и временные понятия. Чтение сказки Катаева В. П. «Цветик-семицветик»

Оборудование: проектор, ноутбук, сенсорный экран, карандаш для сенсорной доски, презентация (PowerPoint), раздаточный материал (разноцветные жетоны) и демонстрационный материал.










ТЕхнологическая карта

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми


Тема «Дикие животные»

Возрастная группа: старшая группа для детей с ЗПР (5-6 лет)

Форма НОД: познавательная деятельность

Форма организации занятия: групповая (7 человек)

Учебно-методический комплект: Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. С.Г.Шевченко (выступает в качестве примерной основной образовательной программы для группы детей с задержкой психического развития по следующим направлениям: познавательное, речевое); Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (выступает в качестве примерной основной общеобразовательной программы по следующим направлениям: физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное); «Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах» Л.В.Игнатовой, О.И.Воллик, К.Д.Кулаковой.

























Этапы деятельности, занятия

Цели

Форма организации совместной деятельности детей и взрослых

Содержание деятельности

Результат

педагога

детей

1. Вводно – организационный (мотивационно – побудительный)


Проблемная ситуация, мотивация к деятельности



Вызвать интерес к предстоящей деятельности.



Дефектолог собирает детей возле себя и раздает каждому жетоны разных цветов.

Д: «Раз, два, три, четыре, пять (все вместе считают) …Обернется время вспять. В гости сказка к нам идет, чудеса она несет»

Д: сядет тот, у кого синий жетон, зеленый жетон и т. д.

Беседа – разговор

Д: когда я пришла к вам в гости, нам моем столе лежало письмо. Но оно было секретное. Вот это письмо перед вами (2 Слайд). Здесь нарисован цветок и написано (3 Слайд): «Это самое главное, что есть у каждого человека. Угадайте это слово, и я поделюсь с вами этим…А поможет вам сказка, которую вы совсем недавно читали».

Д: Дети, одна я не справлюсь…попробуем угадать, что за слово? Сколько букв в этом слове. Попробуйте посчитать пустые клетки (дети считают количество пустых клеток)

Д: Сколько букв в слове? (7) А лепестков на цветке сколько? (тоже 7)

Д: Вы готовы мне помочь?

Д: итак, для того чтобы узнать, какое там слово, нам с вами нужно попробовать вспомнить, какую последнюю сказку мы читали (правильно, «Цветик-семицветик»)

- О ком была сказка? (О девочке Жене, которая нашла волшебный цветок) (4 Слайд)

- Что произошло в сказке? (Девочка загадывала желания, а волшебный цветик-семицветик их исполнял)

- Почему цветок называется семицветик?

- Правильно! Потому что у него 7 лепестков. И каждый лепесток волшебный.

- У нас с вами тоже есть цветок (5 Слайд). Но он не просто волшебный. Он математический. На каждом лепестке есть задание. Когда мы с вами выполним это задание – лепесток подскажет нам букву. Готовы отправиться в интересное путешествие?




Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание.


Заинтересовывает детей, разворачивают сюжет занятия.


Формулирует проблему, предлагает ее решение. Вовлекает в совместную познавательно-речевую деятельность.



Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.





Активизации памяти детей, повторение ранее пройденного материала.





Активизирует готовность детей к «работе в команде» для решения общей задачи.











Повторяют за дефектологом «волшебные слова».





Сосредотачивают внимание. Вживаются в игровую ситуацию.

Отвечают на вопросы.









Активизация мыслительной деятельности. Предложение вариантов на вопрос педагога.



Активизация памяти, вспоминают, что читали недавно.



Дети соглашаются. И с удовольствием ждут задания.




Дети готовы к деятельности.






Заинтересованность детей предстоящей деятельностью.







Активизация мыслительной деятельности, памяти, внимания, речи.





Активизация готовности «работать в команде». Формирование умений слушать и руководствоваться указаниям взрослого.









2.Основной


Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая деятельность

Актуализировать знания детей, развитие мышления, внимания.


Повторение ранее пройденного материала.


Развитие познавательного интереса в процессе деятельности.


Поддерживать интерес детей к совместной деятельности.


Д: посмотрите, пожалуйста, на доску (6 Слайд). Какого цвета наш первый лепесток? (красный). Вот какое задание он нам предлагает: соединить цветок с горшком (7 Слайд). Это задание пойдет выполнять тот, у кого красный жетон. Будь внимателен: обрати внимание на цифру на цветке и посчитайте правильно точки на горшках. Можешь приступить к заданию. А вы, дети, внимательно смотрите, правильно ли (Саша) выполняет задание!

Д: Молодец! Ты все выполнил верно. Лепесток подарил нам букву Д (8 Слайд)

Д: Следующее задание будет … от каких лепестков? (9 Слайд). Правильно, оранжевого и желтого цвета. Дети, у кого желтый и оранжевый жетон - подходите к доске. И обратите внимание на задание, которое вам предлагают выполнить (10 Слайд): попробуйте посадить цветы от самого низкого к самого высокого. Приступайте!
Д: вот это очень хорошо! Все правильно! (11 Слайд) Лепестки подарили нам 2 буквы: О и Б (12 Слайд)

Д: Следующее задание нам предлагает лепесток…какого цвета? (13 Слайд) Зеленого. У кого зеленый жетон? Лепесток решил дать тебе интересное задание (14 Слайд): попробуй соединить цифры от 1 до 10 и перед тобой что-то появится… Итак, что это? Математический цветок! Все выполнил правильно! (15 Слайд). Лепесток подарил нам букву Р (16 Слайд)

Д: чтобы выполнить задание от следующего лепестка, встаньте, пожалуйста, рядом со своими партами. Голубой лепесток предлагает нам с вами немного отдохнуть (17 Слайд)

Физкультминутка

Вместе по лесу идем, (Ходьба на месте)

Не спешим, не отстаем. (Потягивания – руки в стороны)

Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)

Тысяча цветов вокруг! (Правой рукой, потом наоборот – правой ступни левой рукой).

Вот ромашка, василек, Медуница, кашка – клевер.      

Расстилается ковер. И направо, и налево (Повороты вправо-влево).

Чтоб сорвать в лесу цветочки (Наклоны вперед: сначала к правой ноге, потом к левой)

Наклоняйтесь до носочков. Раз – цветок, два – цветок,

А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой, а затем опустить

До уровня головы – «надеть венок на голову»)

Снова мы идем по лесу (Ходьба на месте)

 А вокруг – так интересно!

Отдохнуть пора, дружок. (Потягивания – руки в стороны)

Мы присядем на пенек. (Садятся на места)


Д: Мы с вами очень хорошо постарались! Лепесток подарил нам букву О (18 Слайд)

Д: предлагаю посмотреть, сколько букв у нас уже есть? Правильно, 5. Сколько букв осталось отгадать? Правильно, 2.


Д: Следующий лепесток какого цвета? (Синий) (19 Слайд) (Выходит тот, у кого синий жетон. Синий лепесток предлагает выполнить следующее задание (20 Слайд): перед нами нарисован цветок из геометрических фигур. (Леша), назови пожалуйста, из каких частей-геометрических фигур состоит цветок? Все правильно! Ты хорошо постарался. Предлагаю попробовать всем вместе сосчитать сколько треугольников, квадратов, овалов и кругов? Молодцы! Синий лепесток подарил нам еще одну букву Т )21 Слайд)


Д: и последнее задание нам предстоит выполнить от лепестка какого цвета? Правильно, фиолетового цвета (22 Слайд). (Вова), подходи к доске. Вот, какое задание нам предлагает выполнить лепесток (23 Слайд): перед тобой есть две вазы. Одна широкая, другая узкая. Покажи их. Правильно! Попробуй поставить цветы с длинным стеблем в широкую вазу, а с коротким – в узкую вазу. Будь очень внимателен!

Д: Ты очень хорошо постарался (24 Слайд) и помог заработать своей команде последнюю букву – А (25 Слайд)

Дает задание ребенку в форме игровой деятельности. Дает понять детям, что их жетоны такого же, как лепестки цветка. Наблюдает за ребенком во время выполнения задания.



Благодарит ребенка за хорошую работу. Поощряет его вклад в решение общей задачи.



Активизирует работу в паре.



Благодарит детей за хорошую работу. Поощряет их вклад в решение общей задачи





Дает задание ребенку.

Наблюдает за ребенком во время выполнения задания.

Благодарит ребенка за хорошую работу. Поощряет его вклад в решение общей задачи.





Активизация двигательной сферы детей, профилактика усталости.


Показывает последовательность действий.



Хвалит детей за хорошее выполнение физкультминутки.


Дает задание ребенку.

Наблюдает за ребенком во время выполнения задания.

Активизирует работу целой группы.

Благодарит детей за хорошую работу. Поощряет их вклад в решение общей задачи.


Дает задание ребенку.

Наблюдает за ребенком во время выполнения задания.



Благодарит детей за хорошую работу. Поощряет его вклад в решение общей задачи.




Выполняет предложенное задание.

Остальные дети внимательно наблюдает за правильностью выполнения.



Выполняет предложенное задание. Консультируются друг с другом, вместе принимают решение по выполнению задания.

Остальные дети внимательно наблюдает за правильностью выполнения.



Выполняет предложенное задание.

Остальные дети внимательно наблюдает за правильностью выполнения.














Имитация движений по стихотворению.


















Выполняет предложенное задание.

Остальные дети внимательно наблюдает за правильностью выполнения.









Выполняет предложенное задание.

Остальные дети внимательно наблюдает за правильностью выполнения.






Закрепление знаний по соотнесению числа и количества.











Закрепления понятия «высокий-низкий».













Закрепление прямого и обратного счета от 1 до 10.











Профилактика усталости

Активизация физической активности.
















Закрепление понятия «геометрическая фигура». Названий геометрических фигур. Закрепление счета.





Закрепление понятий «широкий-узкий», «длинный-короткий», счета.

3.Завершающий, рефлексивно - корригирующий


Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов

Оценка результатов деятельности, обсуждение занятия.

У нас получилось составить слово. Давайте вместе назовем буквы. Думаю, что вы их знаете: Д-О-Б-Р-О-Т-А. Что такое доброта? (26 слайд)… Правильно. Это то, что должно быть в каждом из нас: мы должны быть добрыми, должны помогать друг другу и готовы всегда прийти на помощь человеку! Молодцы! Мы с вами очень хорошо поработали! Письмо разгадали – а за это каждому из вас я дам небольшой сладкий приз в форме цветочка.

- Вам понравилось наше занятие? А что именно?

Спасибо за работу!




Уточняет у детей значение слова «доброта».

Воспитывает в детях чувство «командного духа».


Отвечают на вопрос учителя-дефектолога, обсуждают понятие «доброта».

Воспитание «чувства командного духа».
Воспитание нравственных качеств. Уточнение значения слов.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.