Урок математики в 6 классе «Сложение чисел в пределах 10000 с переходом через разряд»

Технологическая карта урока «Сложение чисел в пределах 10000 с переходом через разряд».
УМК:
Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва «ВЛАДОС», 2012.
Капустина Г.М, Перова М.Н. Математика: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва «Просвещение», 2012.
Учитель | Рыкова Наталья Викторовна | Учебный предмет | Математика | |||||
Класс | 6 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | Тип урока | комбинированный | |||||
Цели урока: | образовательная: | выявить уровень усвоения темы «Состав многозначных чисел»; закреплять навык сложения чисел в пределах 10000 в решении примеров и задач. | ||||||
воспитательная: | воспитывать интерес к математике, показать практическую направленность задач на сложение и вычитание воспитывать самостоятельность и правильную самооценку при выборе уровня сложности задания | |||||||
коррекционно-развивающая: | коррекция и развитие связной устной речи посредством анализа задачи; коррекция и развитие зрительных восприятий, образно-логического мышления и внимания посредством упражнений: «Собери слово», «Составь число»; корригировать непроизвольное внимание и память посредством работы с просмотренным слайдом « Листья»; развитие мелкой моторики и внимания посредством задания «Собери число» | |||||||
Технологии | Технология коррекционно-развивающего обучения Худенко Е.Д.; Технология разноуровневого обучения; Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). | Межпредметные связи | С предметными областями: –биология при решении задачи и работе с видеороликом | |||||
Опорные понятия, термины | Слагаемое, сумма, разрядные слагаемые, состав числа | Новые понятия, термины: | -------------------------------------------------- | |||||
Планируемый результат | ||||||||
Предметный (ПР): | закрепят навык сложение целых чисел, научатся анализировать текстовые задачи , научатся контролировать правильность выполнения действий с числами. | |||||||
Личностный (ЛР): | Обучающиеся имеют мотивацию к учебной деятельности | |||||||
Метапредметный (МР) | регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по алгоритму, контролировать правильность выполняемых действий; познавательные – научатся находить необходимую информацию в тексте, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя. | |||||||
Организация пространства | ||||||||
Ресурсы (основные, дополнительные) | Оборудование: мультимедийный комплекс. Дидактический (раздаточный) материал: слайдовое сопровождение урока, карточки в виде дубовых листьев с примерами (3 варианта различного уровня сложности), набор из 4-х видов карточек «Фрукты» (1 на парту) для составления многозначных чисел, карточки в форме кленовых листьев для проверки домашнего задания. |
Организация деятельности на уроке | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов) |
ОРГМОМЕНТ. | Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку и с улыбкой произносит: Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовёт - месяц осени, - зимний месяц, - месяц лета, - весенний месяц | Примерный ответ: сентябрь, декабрь, июль, март и т.д.) |
МАТЕМАТИ- ЧЕСКАЯ РАЗМИНКА | -Ребята, расставьте числа в порядке убывания и прочитайте надпись, которая у вас получится ? 12000 10020 10200 120000 102000 Е Ь Н О С (Слайд выключается) -Какого цвета бала на экране буква «Ь» (Развитие непроизвольной зрительной памяти) - Сегодня наш урок математики будет посвящён осени. | Примерный ответ. Осень О С Е Н Ь Буква «ь» была синего цвета. |
УСТНЫЙ | Сейчас на дворе стоит золотая осень, самая красивая пора. Листья деревьев окрашиваются в разные цвета. На экране вы видите разноцветные листья, на которых написаны числа. - Сложите числа на листьях одинакового цвета и одинаковой формы. - Сложите числа на листьях одинакового цвет, но разной формы. - Сложите числа на листьях разного цвета, но одинаковой формы. - Сложите числа на листьях разного цвета и разной формы. | Примерный ответ. 120+300=420 120+8=128, 300+8=308, 40+15=55 120+15=135, 300+15=315, 40+8=48, 150+8=158, 40+150=190 120=40=160, 120+150=270,150+15=165, 300+150=450 и т.д. |
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ. | На экране будут появляться примеры из вашего домашнего задания. На карточках-листочках, расположенных в разных местах класса, написаны ответы этих примеров. Ваша задача: найти соответствующие листочки. (Коррекция внимания) 2614+5206 =7620 14+1076=1090 4056+44 = 4100 187+1309 = 1496 3958+9 = 3967 | Учащиеся осматривают кабинет, находят соответствующие карточки - листья с числами, соответствующие примерам на экране и прикрепляют их в нужном порядке. |
ПОВТОРЕНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ | Какую тему мы с вами изучаем ? Сегодня мы продолжим работу над этой темой, но сначала выполним ещё одно задание. - На каждой парте у вас лежат изображения фруктов с написанными на них разрядными слагаемыми. Вы должны составить число из разрядных слагаемых , изображённых на одинаковых фруктах, например на яблоках, грушах и т.д. и записать получившиеся числа в тетрадь. Проверка -Найдите среди этих чисел лишнее (53140) -Почему оно лишнее? (Оно пятизначное, а все остальные шестизначные) (Развитие внимания и логического мышления) | Сложение многозначных чисел Работа над составлением многозначных чисел ( работа в парах) Учащиеся составляют числа из разрядных слагаемых , изображённых на одинаковых фруктах, например на яблоках, грушах и т.д. и записать получившиеся числа в тетрадь. Лишнее число лишнее 53140 -Потому что оно пятизначное, а все остальные шестизначные) |
ГИМНАСТИКА | - Вы выполнили задание, теперь вам необходимо немного размяться. Просмотр видеоролика После просмотра ролика учитель задаёт вопросы: - Сколько тучек пролетело? -Какое животное появлялось на экране? -Сколько листочков осталось на дереве? - Какое дерево было на экране? (Развитие непроизвольной зрительной памяти) | Учащиеся просматривают видеоролик и следят глазами за движением листьев на экране. Пролетело 2 тучки На экране появлялся ёжик. На дереве остался 1 листочек. На экране был клён. |
ПОВТОРЕНИЕ. РЕШЕНИЕ | -Рассмотрим решение примеров. (на экране) 3428+272=3700 5346+1455 = 6801 - Давайте ещё раз повторим правило на странице 50. - А теперь решим примеры на доске: 5136 + 1344 1721 + 259
- На парте лежат листочки разного цвета. На красных листьях самые сложные задания, на жёлтых- задания полегче, на зелёных – самые простые примеры. Выберите задание самостоятельно и приступайте к решению. Работаем 5 минут. Проверим правильность ваших решений. | Примерные ответы. При сложении в столбик нужно соблюдать поразрядную запись, т.е. записывать единицы под единицы, десятки под десятки и т.д. Если при сложении образуется число больше 9, то количество десятков переходит в следующий разряд. 1 учащийся читает правило вслух
Обучающиеся решают в тетради примеры, один ученик решает их на доске с объяснением Учащиеся выбирают лист определённого цвета и выполняют задание ( при решении примеров с листа одного цвета можно предложить сделать дополнительное задание с листа другого цвета(для сильных учащихся)) Учащиеся сравнивают свои ответы с ответами на экране |
ФИЗКУЛЬТ- | А теперь вам необходимо немного размяться. Смотрите на экран и повторяйте движения вместе с мальчиком | Учащиеся смотрят на экран и повторяют движения вместе с мальчиком под музыку. |
РЕШЕНИЕ | Задача на стр. 51 №207 (3) Учитель осуществляет фронтальный опрос по тексту прочитанной задачи: | Обучающиеся развернуто отвечают на поставленный вопрос: |
Вопрос 1. О чём говорится в задаче? | Примерный ответ. В задаче говорится об овощах | |
Вопрос 2. Какие овощи привезли в магазин? | Примерный ответ. В магазин привезли морковь, свёклу и капусту. | |
Вопрос 3. Сколько было моркови? Сколько свёклы? Сколько капусты? | Примерный ответ. Было 1350 ц моркови, свёклы – на 235 ц больше, а капусты на 1308 ц больше, чем свёклы. | |
Вопрос 4. Что нужно найти в задаче? | Примерный ответ. В задаче нужно найти капусту. | |
Вопрос 5. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему? | Примерный ответ. Сразу нельзя ответить на вопрос задачи, потому что неизвестно количество свёклы. | |
Вопрос 6 .Можете ли вы найти, сколько свёклы привезли в магазин ? Какое действие необходимо выполнить для этого? | Примерный ответ. Мы сможем найти количество свёклы, если увеличим 1350 на 235. | |
Вопрос 7 .Можем ли мы найти, сколько капусты привезли, после того как найдём свёклу? Что необходимо для этого сделать? | Примерный ответ. Да. Нужно Полученное число увеличить на 1308. | |
Мы с вами проанализировали задачу. Вы можете приступать к ее решению у себя в тетрадях. А одному ученику я предложу решить эту задачу у доски (ребята не видят запись решения). Ставится оценка за решение задачи. | Обучающиеся решают задачу, опираясь на краткую запись на экране. Слабым обучающимся предлагается карточка-подсказка. Правильность решения проверяется путём сравнения решения на доске (доска поворачивается). | |
ДОМАШНЕЕ | Сегодня пятница и домашнего задания у вас не будет. | |
ПОДВЕДЕНИЕ | Вы выполнили все задания и наш урок заканчивается. Чему учились на уроке? Что особенно понравилось? Оценка работы учащихся, выставление отметок. | Примерные ответы. На уроке мы учились складывать многозначные числа. Особенно понравилось собирать числа на фруктах. И т.д. |
РЕФЛЕКСИЯ | На доске прикреплено изображение дуба. Те, кому понравился наш урок, прикрепите свои листочки на доску под наше осеннее дерево , кому не очень понравился - оставьте на партах. У нас получился разноцветный осенний ковёр. | Обучающиеся прикрепляют к доске разноцветные листья дуба (карточки с примерами, которые они решали), которые образуют разноцветный ковёр. |
Организация деятельности обучающихся на уроке | ||||
Этапы урока | Оформление доски, наглядность | Методы, приемы, техники | Формы работы | Формируемые умения (результаты взаимодействия, сотрудничества) |
ОРГМОМЕНТ. | На интерактивной доске Урок математики | Словесный, активизация мыслительной деятельности | Фронтальный опрос | Учатся слушать одноклассников, учителя. |
МАТЕМАТИ- ЧЕСКАЯ РАЗМИНКА | На интерактивной доске изображение: | Словесный, интерактивный | Фронтальный опрос | Учатся формулировать ответы на вопросы, слушать одноклассников, учителя. |
На слайде Затем буквы убираются | Демонстрация, интерактивный | Упражнение на коррекцию внимания и непроизвольной памяти Фронтальный опрос | Тренируется внимание и непроизвольная память | |
УСТНЫЙ | На слайде | Демонстрация. Словесный, активизация мыслительной деятельности | Упражнение на коррекцию внимания Фронтальный опрос | Отрабатывают навык устного сложения чисел. Тренируется внимание. |
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ. | В разных местах доски развешены карточки-листья с числами | Демонстрация | Контроль и самоконтроль | Развивают навыки самоконтроля и контроля. Тренируется внимание. |
ПОВТОРЕНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ | После составления чисел исключить лишнее | Словесный, интерактивный | Практическая работа. Работа в парах | Отрабатывают навык составления чисел из разрядных слагаемых. Учатся работать самостоятельно и оказывать помощь однокласснику в случае затруднения. Развивается мелкая моторика (при сборке числа из «деталей» Развивается логическое мышление |
ГИМНАСТИКА | На экране демонстрируется видеоролик После просмотра задаются вопросы | Интерактивный, иллюстративный | Групповое наблюдение | Происходит расслабление мышц глаз, коррекция и развитие внимания и зрительно моторной реакции Развивается непроизвольная память |
ПОВТОРЕНИЕ. РЕШЕНИЕ | На интерактивной доске На партах у учащихся аналогичные карточки на которых написаны примеры | Словесный, Интерактивный | Практическая работа | Отрабатывают навык сложения чисел в столбик. Воспитывают самостоятельность и правильную самооценку при выборе уровня сложности задания. Развивают навыки самоконтроля и контроля |
ФИЗКУЛЬТ- МИНУТКА | На интерактивной доске Видеоролик. | Практический | Групповое упражнение | Активизируются группы мышц, которые не задействованы в ходе практической деятельности, снимается статистическое напряжение мышц спины и шеи |
РЕШЕНИЕ | На интерактивной доске текст задачи | Интерактивный, словесный | Фронтальный опрос | Происходит коррекция и развитие связной устной речи посредством ответов на вопросы |
После анализа задачи на экране остаётся краткая запись Для проверки правильности решения на экране решение и ответ | Практический | Упражнение | Закрепляют навык сложения и вычитания Учатся находить необходимую информацию в краткой записи, анализировать информацию, делать выводы. | |
ПОДВЕДЕНИЕ | | Интерактивный, словесный | Фронтальный опрос | Обладают умениями оценки работы и работы одноклассников |
РЕФЛЕКСИЯ | На доске изображение осеннего дуба На партах у учащихся разноцветные дубовые листья для составления осеннего ковра. | Рефлексия | Индивидуальная | Развивают умение анализировать свою работу и оценивать эмоциональное состояние |